ВРЕМЯ И МЕСТО
Главной трудностью использования понятия статистическая
норма при диагностике уровня развития ребенка
становится еще и то, что подобные оценки требуют
поистине гигантских исследований, большого
количества соответствующих учреждений,
научно-исследовательских институтов и т.п. Более
того, исследования необходимо проводить систематически,
хотя бы в связи с постоянно меняющейся
социальной, культурной, этнической ситуацией в
каждом регионе России
Положение осложняется и
наличием в нашей стране огромного диапазона
климатических, географических и опять-таки
этнических различий, что не может не сказываться
на особенностях распределения количественных
показателей той или иной психофизической или
социальной характеристики развития.
Таким образом, статистическая норма (неважно,
выражена ли она в баллах, процентах или с помощью
понятий «высокая», «средняя», «пограничная» и
т.п.) может быть использована в крайне
ограниченных пределах. «Ограниченно годной» ее
можно считать лишь для отдельных групп детской
популяции, находящихся в одном городе, районе,
принадлежащих к одному этносу, одинаковой
категории развития — то есть именно для той
возрастной группы детей, на которой эта методика
и стандартизировалась
Кроме того, необходимо
учитывать и временные параметры — 90-е годы,
начало XXI столетия и т.п.
Обоснованность же перенесения нормативов на всю
детскую популяцию (пусть даже одного возраста)
представляется весьма сомнительной. Уже не
говоря о том, что принципиально неправомерно
методики (тесты), основанные на статистическом
подходе к оценке качеств, разработанные в одной
культуре, в одних географо-климатических,
этнических и временных условиях, проводить в
принципиально других условиях.
Отказ от статистической нормы при оценке
результатов обследования заставляет искать
новые содержательные критерии оценки развития.
Не следует использовать балл (а также любую
другую уровневую либо шкальную оценку) или
сравнение испытуемых между собой. Надо выявлять
степень подготовленности к выполнению
определенного критериального задания. «Главная
задача этих тестов — установить, что индивид
умеет делать, а не его место в выборке»
(«Психологическая диагностика», 2000, стр. 216).
Психологический портрет субкультуры «байкеры»
Байкеры довольно общительны и открыты, ведут себя естественно и непринужденно, не привлекая лишнего внимание внешними атрибутами, но при этом постоянно их используют. Например, кожаную одежду, цепи, тяжелую обувь
В плане музыкальных предпочтений большой процент людей из этой группы выбирает тяжелый рок. Они не ждут социального одобрения, временами могут проявлять небрежность.
Предпочитают присоединяться только к своей группе («стае»), любят простор и свободу. У большинства представителей данной субкультуры наблюдаются высокие общие умственные способности, проницательность и собранность, они отличаются наличием большого количества интеллектуальных интересов. Наблюдения показывают, что многие байкеры успешны и занимают руководящие должности, что в очередной раз подчеркивает наличие лидерских качеств. Несмотря на установившиеся взгляды и идеи, они могут проявлять себя как свободомыслящие экспериментаторы и пробовать новое. Особый интерес вызывают технические новинки. Как правило, байкеры проявляют спокойствие, способны быстро решать практические вопросы. Решительны, готовы категорично отстаивать свои интересы, не боятся конфликтов.
У большинства представителей наблюдается высокое самомнение, самоконтроль, сильные волевые качества.
Также у респондентов данной группы ярко выражено такое качество, как смелость. Из всех представителей субкультур, c которыми мы общались, байкеры и экстремалы отличаются самыми высокими показателями по оценке фактора «робость–смелость».
Они авантюристичны и имеют ярко выраженную склонность к риску. Скорее всего, этими качествами во многом вызвана любовь к двум колесам, скорости и экстриму.
НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ
Введение понятия СПН в структуру оценки
получаемых результатов обследования позволяет
по-иному подойти к принципу нормативности
развития. В частности, нормативности умственного
развития, то есть идеального умственного
возраста, соответствующего уровню требований,
предъявляемых к ребенку школой, о чем в свое
время говорил и Л.С. Выготский. По существу, это
заставляет пересмотреть способы обработки
результатов любого психологического
обследования. Приоритетным становится именно качественный
анализ результатов, который позволяет выявлять
трудности, особенности развития, определенные
содержательные характеристики исследуемых
психических процессов и состояний.
Из вышеизложенного становится понятно, что в
современной ситуации главным и единственно
адекватным в деятельности психолога образования
становится клинический подход и,
соответственно, клинические диагностические
методы и методики. (Наиболее очевидно это
именно для задач индивидуального
психологического обследования.) Именно они
дают возможность углубленного описания
конкретного случая, реального ребенка с его
индивидуальными особенностями развития и
психической деятельности в целом. Лишь таким
образом может быть осуществлена подлинная
оценка психического развития конкретного
ребенка.
В то же время можно говорить и об идеальной
норме — как некоем оптимальном варианте
развития личности, реализуемом в оптимальных для
нее социокультурных условиях (в практике не
встречается).Идеальная норма (идеальный онтогенез) —
несуществующее в реальности образование,
имеющее исключительно теоретическую значимость
как объект, обладающий набором свойств и качеств,
существующих в сознании одного человека или
группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не
может служить критерием оценки реально
протекающих процессов или состояний психики, но
позволяет вычленить объективные закономерности
психического развития, необходимые и
достаточные условия для обеспечения успешности
их формирования (О.Е. Грибова, 2002).
Такая модель служит целям исключительно
теоретического, «программного» описания
развития и позволяет определить ту позицию,
которая является точкой отсчета вначале
индивидуального варианта нормативного развития
(условно-нормативное развитие), а затем, «на
выходе», показателей развития отклоняющегося.
Идеальную норму (идеальную модель развития) мы
рассматриваем как «генетическую программу
развития» ребенка в идеальных социокультурных
условиях.
В реальной диагностической деятельности
психолога все время происходит сравнение
(своеобразное «внутреннее сканирование»)
результатов оценки развития конкретного ребенка
с принимаемым самим психологом вариантом нормы
(местным социально-психологическим нормативом).
Субъективно осознаваемая возрастная норма
зависит от профессионализма, опыта, стажа работы.
В качестве подобной нормативной оценки может
использоваться либо статистическая (наиболее
простая в употреблении, используемая, как
правило, молодыми неопытными психологами), либо
идеальная норма (приводимая в научной
литературе, исследовательских работах и т.п.).
Процедура проведения теста
Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.
Примерная инструкция
С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.
Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:
- вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
- желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
- нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
- от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.
Обработка полученных результатов
Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.
Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
- групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
- национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
- повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Описание методики Кеттелла
В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:
- Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
- Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
- подростковый опросник на четырнадцать факторов;
- детский тест на двенадцать факторов;
- сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.
Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:
- специальные,
- сокращённые,
- упрощённые.
Психологический портрет субкультуры «геймеры»
И здесь, при сравнении байкеров и геймеров, мы сразу сталкиваемся с контрастом. Прежде всего, вторые весьма скрытны и обособлены. Не уделяют большого внимания внешнему виду. Способны ограничиваться небольшим пространством. Во время беседы некоторые представители данной субкультуры подтверждали это и говорили, что им достаточно небольшой комнаты с наличием компьютера. При этом наблюдается высокая требовательность к качеству гаджетов, которыми они пользуются. Геймеры способны отстаивает свои идеи, но чаще безучастны, им не интересен процесс борьбы вне игровой деятельности.
Они сообразительны и наблюдательны, могут долго заниматься одним делом (но, как правило, это — компьютерная игра). Имеют склонность уступать, отказываться от работы, не вступать в споры в проблематичных ситуациях, выбирая скорее реакцию избегания. Характеризуются наличием интеллектуальных интересов, подозрительно относятся к новым людям, не любят шумные компании.
Весьма мечтательны, многие имеют богатое воображение и творческий потенциал. Как мы видим на графике, мечтательность значительно преобладает над практичностью.
Проявляя сосредоточенность в игре, геймеры могут быть достаточно рассеяны в бытовой сфере. Часто поглощены своими идеями, при этом интересуются искусством и религиями, расположены к самопознанию. Многие из них предпочитают книги из жанра фантастики
Осторожны в своих поступках — зачастую из-за того, что склонны фокусировать внимание на прошлых неудачах и избегают новых. Часто геймеры могут проявлять медлительность, нерешительность и долго обдумывать детали
Как мы можем увидеть на графике, у геймеров хорошо выражена именно сдержанность, а не экспрессивность.
При этом они быстро реагирует на опасность, сохраняя невозмутимость. Такая тактика помогает постепенно, шаг за шагом, достигать новых уровней в игре, плавно приближаясь к победе.
Интерпретация результатов опросника Кеттелла
Первичные факторы
Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.
В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:
- Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
- Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
- Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
- Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
- Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
- Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
- Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
- Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
- Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
- Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
- Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
- Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.
Вторичные факторы
- Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
- Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
- Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
- Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.
Интерпретация сочетаний факторов
Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.
Существуют следующие группы факторов:
- коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
- к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
- эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
- последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.
Теоретические основы методики Кеттелла
Виды данных, использованных для составления опросника
Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:
- L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
- Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
- T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.
Этапы разработки методики опросника
При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.
С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».
В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.
Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.
Расшифровка формы C 16-факторного опросника: вторичные факторы
На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах. Во-первых, в форме C стало больше первичных факторов: отличие от формы A, здесь их уже 17
. Добавился дополнительный фактор MD, который говорит об адекватности самооценки.
Во-вторых, этот тест, так же как и форма A теста Кеттелла, дает результаты по 4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4
. Наибольший интерес в составлении профиля личности представляют низкие и высокие (то есть пиковые) результаты. Под высокими баллами подразумеваются баллыот 8 и выше , под низкими –от 0 до 3 . Средние баллы, как правило, показывают баланс между двумя противоположными характеристиками. Факторы и расшифровка к ним приведены под спойлерами.
F1 – тревожность
Высокие баллы
говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается.Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей.Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации. F2 – экстраверсия/интроверсия
Высокие баллы
свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны),низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт). F3 – чувствительность
Обладатели высоких баллов
в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателейнизких баллов , то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них. F4 – конформность
Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие
, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу
Обладателинизких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.