Практическая психология

Содержание

  • 1 Направления деятельности
  • 2 Журналы
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Нормативные документы
  • 6 Примечания

Практический психолог

— специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Следует ис раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Помимо этого, у психолога есть набор определенных методик, по результатам которых он также может сделать заключение о состоянии пациента. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Лицо, жесты, результаты тестов помогут понять переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности.

Что входит в программу

32 дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины Анатомия центральной нервной системы
Физиология центральной нервной системы
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
Профессиональная этика в работе психолога
Общая психология
История психологии
Психология развития и возрастная психология
Социальная психология
Педагогическая психология
Психология труда, организационная психология
Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий
Основные направления (школы) в психологии личности
Введение в клиническую психологию
Специальная психология
Психофизиология
Специальные дисциплины Психодиагностика

  1. Психологическое консультирование
  2. Психолого-педагогическая коррекция
  3. Основы психотерапии
  4. Методы активного социально-психологического обучения
  5. Психология семьи. Технологии работы с семьей
  6. Основы профдиагностики и профессионального развития
  7. Девиантология. Психология девиантного поведения
  8. Конфликтология и медиация
  9. Психология экстремальных и критических ситуаций
  10. Основы бизнес-психологии. Коучинг-технологии
  11. Технологии НЛП (нейролингвистического программирования) в работе психолога
  12. Техники трансактного анализа в работе психолога
  13. Технологии гештальт-терапии в работе психолога
  14. Использование элементов песочной терапии (sand-play) в работе психолога
  15. Использование технологии символдрамы в работе психолога
  16. Технологии системной семейной психотерапии в работе психолога

Практические задания и кейсы

Среди них:

  • Разработка схемы строения организма человека.
  • Анализ функционального состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной НС с помощью ортостатической пробы, клиностатической пробы, глазо-сердечного рефлекса Данини-Ашнера, составление вывода-заключения по итогам обследования.
  • Решение ситуативных заданий, связанных с моральным выбором и с этическими вопросами работы психолога.
  • Проведение социометрического исследования с формированием вывода-заключения по ролевым позициям членов группы.
  • Описание общих черт и своеобразия психического развития при патологиях развития.
  • Работа с примерами запросов клиента, подбор 2-х направлений для работы с данным запросом.
  • Диагностическое исследование отношений между родителями и детьми (методика по выбору Слушателя) с составлением психологического вывода-заключения.
  • Анализ и сравнение понятий экстремальной, чрезвычайной ситуации, стресса и кризиса.
  • Выявление механизмов защиты клиента с описанием в прикладном аспекте базовых понятий гештальт-терапии.
  • Анализ современных направлений практического использования техник психоанализа с составлением обобщающего вывода.

Лекции от экспертов-практиков (текстовые и видеолекции)

Общение с экспертами, консультации по дисциплинам программы

Тестирование по каждой дисциплине

Полезные материалы для работы

Связь с другими науками

Практическая отрасль предполагает использование знаний и методов из других областей:

  • бихевиоризма;
  • психоанализа;
  • гештальт-терапии;
  • трансактного анализа;
  • гуманистической психологии;
  • телесно-ориентированной терапии.

Также обязательно взаимодействие психологии с другими науками, в частности, с биологией. Психика — не только область личностного развития. Она не может работать без нормального функционирования ЦНС, а ее изучением занимается биология. Также практическое применение затрагивает гуманитарные науки: историю, философию, культурологию. Для полноценных исследований необходимо и применение математических методов. Практическая психология объединяет разные дисциплины и находит новые подходы к их применению.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими — такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Психология личности

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.

Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:

Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.

Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.

Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.

Отличительные черты практической психологии

Определение 1 Практическая психология направлена на практическую деятельность и ориентирована на работу с человеком, в частности, просветительскую работу, оказание психологических услуг и предложение психологических товаров: книг, консультаций и тренингов.

Психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.

Практическую психологию часто путают с популярной психологией, но это не верно. Практическая психология базируется и ориентирована на запросы практической направленности. Литература по практической психологии содержат полезный, а не развлекательный материал. Популярная психология пишется для широкого круга читателей и ее содержание более легковесно, чем содержание литературы по практической психологии.

Практическая психология отличается и от прикладной психологии. Объединяет их направленность на практику. При этом прикладная психология ориентирована на специалистов, а практическая — на неспециалистов. Для них характерен разный язык изложения материала, так у прикладной психологии он научный, а у практической, как правило, язык повседневного общения. Прикладная психология направлена на образование профессионалов, а практическая — на образование людей, для которых психология не является знанием профессиональным.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Практическая психология 490 руб.
  • Реферат Практическая психология 220 руб.
  • Контрольная работа Практическая психология 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

История и последователи направления

Когда исследователи обнаружили, что они не только могут изучать психические явления, но и оказывать на них влияние, было принято решение объединить знания и методы в отдельную науку. Так появилась практическая психология, оформившаяся как самостоятельная дисциплина в начале 20 века.

Это направление науки быстро стало популярным, поскольку могло изменять жизни людей. Из США оно распространилось в другие страны, поначалу европейские, после — страны Азии и Африки. Ее развитием занимались: Юнг, Конт, их многочисленные последователи.

Практический психолог, работающий как отдельный терапевт, поначалу не вызывал ни одобрения ни понимания. Считалось, что для полноценной работы больному необходимы клинические условия, но уже в 60 годы первые частные практики стали работать в отдельных кабинетах не при клиниках.

Такой формат быстро стал повсеместным. Даже противники метода были вынуждены признать, что он работает — после прохождения терапии пациенты отмечали значительное улучшение самочувствия и жизненной ситуации.

Практическую психологию часто путают с прикладной, считая их синонимичными понятиями, но прикладная психология не отдельная наука, а часть практической. Она объединяет методы изучения закономерностей психики, которые потом используются на практике. Эти науки не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Развитие практической психологии в СССР началось в 80 годах, когда стал возможен обмен опытом между практиками разных стран. Наибольший вклад в развитии внесли исследования Дружилова. Психология перестала быть просто областью изучения. Ее достижения и открытия направили на решение конкретных задач в образовании, промышленности. Область применения практического психологического знания постоянно расширялась. Параллельно шла популяризация науки среди представителей математики, юриспруденции, политики.

Благодаря усилиям просветителей за 10 лет практическая психология распространилась и стала доступным видом помощи.

Возрастные и групповые различия академической успеваемости

Исследования, которые были проведены английским ученым В.Б. Докреллом, показали, что все учащиеся подразделяются в зависимости от своих способностей на несколько уровней. Кроме того, особое значение имеет и социально-экономический статус учащегося. Чем выше статус учащегося, чем развитие у него врожденные способности, тем больше вероятность, что он будет более успешным в учебе, более развит вербально. Соответственно, чем ниже социально-экономический статус учащегося, чем ниже развиты его врожденные способности, тем хуже будет его вербальное развитие, и тем ниже у него будут успехи в обучении.

Позднее исследование влияния социально-экономических параметров на развитие интеллекта у учащихся были проведены в 1930 году Дж. Б. Маллером (г. Нью-Йорк). В ходе проведенного исследования было проведено сопоставление академической успеваемости и экономического статуса семьи учащегося. Как следствие была выявлена их прямая зависимость.

В конце 30-х голов Э. Торндайк значительно расширил предыдущие исследования. Им было организовано исследование, в ходе которого изучалась зависимость интеллектуального развития от экономического благополучия города. Результаты показали, что чем выше доход граждан, тем большую заботу они проявляют в получении образования.

Позже Р. Линн провел исследования, которые показали, что на уровень интеллектуального развития ребенка оказывает влияние уровень образования отца. А интеллект взрослого человека связан с уровнем его материального положения. Кроме того, было установлено, что более успешными становятся единственные дети в семье или первенцы.

Особого внимания заслуживают исследования, которые показали существующую взаимосвязь между количеством детей в семье и уровнем их интеллекта. Так, исследования продемонстрировали, что самый высокий уровень интеллекта у первого по рождению ребенка, далее уровень снижается и вновь повышается лишь с восьмого ребенка.

Большая часть исследовательских работ по изучению «академической успеваемости», посвящена изучению влияния когнитивного стиля на успешность обучения. Так, С. Бэл выявил положительную взаимосвязь между креативностью, поленезависимостью и академической успеваемостью.

Р. Розенстратен и А. Потайер установили, что в основном лица, имеющие высшее образование, являются поленезависимыми. Это связано с тем, что поленезависимость оказывает положительное влияние на стиль мышления и восприятия.

Основные особенности академической успеваемости поленезависимых учащихся:

  1. Использование небольшого количества слов в ходе конспектирования, употребление простых предложений и сокращенных слов, перефразирований, синонимов, индивидуальная переработка поступающей информации.
  2. В процессе ведении конспектов, записей и т.д. использование графического структурирования текста, посредством смены шрифта, подчеркиваний, цвета и т.д.
  3. Умение быстро усваивает поступающую информацию и переводить ее на «свой» язык.

Развитие направления

Накопление опыта позволило терапевтам оказывать помощь и работать на перспективу, не допуская повторения проблемы в дальнейшем, но низкий уровень понимания сущности психологии у обывателей все еще является проблемой.

По представлениям людей далеких от науки, психология — мистическая практика, которая может воплотить любое требование. Частый запрос к терапевту — «исправить» проблемы в поведении.

Психология так не работает. На консультации терапевту нужно прикладывать значительные усилия, чтобы понять сущность проблемы пациента, проявлять творческий подход. Готовых шаблонов, которые действовали бы в любой ситуации, нет.

Нельзя игнорировать тот вклад, который практики уже внесли в формирование массового сознания. Задача современной психологии — популяризация науки среди простых людей, донесение необходимости диагностики и коррекции.

Методы практической психологии

Методы практической психологии включают в себя разработки из области психотерапии, педагогики и консультирования. Ведущими из них являются внушение, подкрепление, психологическая консультация.

Внушение

Внушение — это такой вид воздействия на человеческое сознание, при котором происходит некритическое восприятие транслируемых установок и убеждений.

Внушение бывает:

  • прямым — словесным;
  • косвенным коммуникативным — эмоциональным.

Задача практического психолога в этот момент — сформировать у человека требуемую точку зрения или определенное состояние. Для этого он может использовать совет, наставление, одобрение, осуждение, намек, команду. В некоторых случаях специалисты создают иллюзию выбора, предоставляют несколько возможных вариантов, один из которых является очевидно верным.

Пример 2

Ярким примером внушения может выступать эффект плацебо, когда человеку под видом сильнодействующего лекарства дают «пустышку» — пустую или заполненную абсолютно инертным веществом капсулу. Под воздействием внушения улучшается состояние, проходит боль, недомогание.

Подкрепление

Подкрепление — это ситуативная реакция психолога на действия пациента. Она может быть как позитивной, так и негативной.

Подкрепление заимствовано из педагогики, где при помощи положительной оценки закрепляется правильное действие воспитуемого, а посредством негативной — предотвращаются нежелательные действия.

Примечание 1

Подкрепление в том или ином виде сопровождает человека всю его жизнь. Оно может быть разовым или систематическим, прямым или косвенными, полным или частичным, базовым или вторичным. Некоторые подкрепления имеют случайный характер: удар током, ожог, травмирование при неосторожных действиях.

Консультирование

Психологическое консультирование — это ориентирование человека в жизненной ситуации, производимое при помощи беседы.

Если ориентирование предполагает проведение нескольких встреч, значит речь идет о психологическом консультировании. Если ограничиваются одной беседой, то такой формат определяют как разовую консультацию.

Важное отличие метода — отсутствие необходимости в особой подготовке клиента. Специалист и его подопечный вместе определяют предмет беседы, проводят изучение обстоятельств, намечают пути достижения желанного результата

Однако психолог в своей деятельности всегда опирается на определенную структуру:

  • контакт с клиентом;
  • фиксация запроса;
  • совместное составление плана;
  • психологическая настройка на работу;
  • реализация.

Многоразовое консультирование подразумевает еще два этапа: домашнее задание и завершение.

Службы практической психологии

Психологическая служба семьи и социальной защиты населения работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;

Психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, студентами, учителями и преподавателями;

Психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофилактикой, оперативной психологической помощью населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощью в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предотвращением и устранением угрозы суицида и т.д.;

Практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирования последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и тому подобное;

Практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными, правонарушителями, потерпевшими;

Практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, предоставляя консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;

Практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профинформации, профконсультации, профессиональному отбору, профадаптации, социально-психологическому обеспечению производства, созданию оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая ученикам и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;

Социально-психологическая служба армии ведет работу по военной профориентации и профотбору, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологическому обеспечению высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;

Практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовке, поддержке спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между
различными отраслями практической психологии существуют тесные связи, что обусловлено пересекающимся кругом их задач и сходностью методов психологической помощи в разных сферах человеческой
деятельности.

См. также:

Место психологии в системе наукОсновные дисциплины и области психологии

Варий М. И. Общая психология. Учебное пособие. — Киев, «Центр учебной литературы», 2007.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: