Этика как практическая философия

Почему этика имеет значение?

Принятие этических решений в академических исследованиях направлено на обеспечение максимальной выгоды для участников

Следование этическим принципам действительно важно для поддержания целостности исследований

Научные нарушения могут иметь ужасные последствия. Например, хирург Паоло Маккиарини проводил эксперименты на пациентах без достоверных доклинических данных. Он работал над искусственной трансплантацией трахеи у нескольких пациентов, что выглядело новаторским методом в истории медицины. Однако все это было основано на лжи и сфабрикованных данных. Большинство пациентов, принимавших участие в его исследовании (семь из девяти), умерли. Он изменил свои опубликованные результаты, чтобы они выглядели так, как будто его работа по пересадке трахеи была более успешной, чем на самом деле. Это было серьезным следствием нарушения исследовательской этики.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

История работы

Второе издание

Зингер более подробно останавливается на некоторых критических замечаниях по поводу первого издания. Прилагаю репринт эссе Зингера « О том, как заставить замолчать в Германии », в котором он описывает дебаты в Германии со своей точки зрения. Там он критикует, например, нежелание обсуждать, что на самом деле означают «абсолютное человеческое достоинство» и «ценность жизни», на чем основаны эти этические концепции и каковы их значения. Он также защищает себя от сравнений своего положения с действиями национал-социалистической эпохи.

Зингер встречает критику HLA Hart о том, что утилитарист также должен быть заменен следующим образом: создание новых предпочтений , даже если они выполняются, обычно не является ни хорошо, ни плохо. Например, создание предпочтения «голод» может показаться приемлемым, если оно будет вознаграждено и удовлетворено вкусной едой. С другой стороны, нежелательно получать головную боль, даже если есть лекарство, и, таким образом, желание прекратить боль может быть выполнено. Предпочтения людей не могут быть заменены, потому что выполнение предпочтения замены идет рука об руку с созданием того же самого, и это этически нейтрально, то есть не может оправдать разрушение первоначального предпочтения.

Третье издание

В третьем издании глава о проблеме беженцев, добавленная во втором издании, была снова удалена. С этой целью была добавлена ​​глава об изменении климата и связанных с ним проблемах.

В своем предисловии к третьему изданию он описывает наиболее существенное изменение как переосмысление своей прежней позиции по вопросу о том, может ли появление нового живого существа — будь то человека или нечеловеческого — в каком-либо смысле компенсировать конец. того же живого существа, которое было убито. После пересмотра третьего издания он больше не видит позицию, основанную исключительно на предпочтительном утилитаризме, как удовлетворительное решение этой дилеммы. Эти части книги по-прежнему оставят у него большую философскую неопределенность.

После того, как Сингер представил третье издание тома « Практическая философия» , он, наконец, отказался от предпочтительного утилитарного взгляда по большей части в своей работе над «Точкой зрения на Вселенную» (2014), в которой он исследовал позиции Генри Сиджвика, основанные на классической теории. гедонистический утилитаризм присоединился к гедонистическому взгляду на классический утилитаризм.

Участники исследования должны быть осведомлены

Информированное согласие является ключевым принципом исследовательской этики

Важно, чтобы человек, приглашенный для участия в исследовании, понимал как преимущества, так и связанные с этим риски. Они должны иметь всю информацию, которая может повлиять на их решение об участии

Каждый потенциальный участник исследования должен знать:

  • почему проводится исследование, как долго оно продлится, и какие методы будут использованы;
  • имеют ли они право не участвовать или покинуть исследование в любое время;
  • каковы возможные риски или выгоды, если таковые имеются;
  • каковы пределы конфиденциальности (обстоятельства, при которых их личность может быть раскрыта);
  • с кем они могут связаться для вопросов.

прием

«Практическая этика» — основная работа Зингера, сопоставимая с его книгой «Освобождение животных» , опубликованной четырьмя годами ранее . Освобождение животных , больше ориентированное на академическую аудиторию. Британские философы Роджер Крисп и Тим Чаппелл включили его в библиографию философской энциклопедии Рутледжа по утилитаризму как «влиятельный сборник утилитарных дискуссий по различным практическим вопросам» . Австралийский философ Стивен Бакл благодарит « Практическую этику» за четкие аргументы и за занятие собственной замечательной точки зрения по ряду вопросов.

Бакл считает, что Зингер следует по стопам некогнитивных предшественников в метаэтике , особенно Ричарда М. Хэра . Однако в конечном итоге моральное оправдание Зингера не является для него окончательным. В начале своей работы Зингер объясняет, почему утилитарная точка зрения формирует первую минимальную этическую основу: если кто-то принимает моральную точку зрения, он не может отказаться от шага универсализации своего эгоистичного принятия решений и приходит к нему. с этой утилитарной точки зрения, которая, по крайней мере, учитывается интересами всех Затронутых людей. В качестве причины, по которой следует даже сделать шаг к универсализации, Сингер, наконец, приводит просвещенный личный интерес, который косвенно ведет к собственному счастью с этической точки зрения. Но почему, спрашивает Бакленд, тот, кто интересуется только собой, обязательно сделает шаг к универсализации, если это не в его интересах? Для этого нужно предположить, что помимо личного интереса людям присуще еще и стремление к универсализации. Но тогда можно было бы так же легко поставить в начало обсуждения универсализм, а не личный интерес. Поставив вначале личный интерес и подчиняя ему разум, Сингер последовал за . Но вместо того, чтобы, как Юм, принимать сострадательные чувства в качестве морального оправдания, он, согласно Баклю, недопустимо заменяет их непоследовательной попыткой рационального оправдания, основанного на личных интересах.

В частности, в Германии, Австрии и Швейцарии Зингер подвергся резкой критике за книгу. Его лекции в университетах были намеренно сорваны, а протесты вынудили организаторов остановиться. Организации инвалидов и другие группы обвиняют Сингера в «презрении к людям». Оппоненты Зингера оправдывают свой отказ от дискуссии «неприкосновенностью человеческой жизни» и ссылаются на кампанию Т4 в нацистскую эпоху, когда жизнь также была «оценена» и 100 000 инвалидов были убиты.

Подборка реакций на этику Зингера и хронология публичных дискуссий под названием « Питер Зингер» в Германии. Чтобы поставить под угрозу свободу дискуссии в науке. опубликовано.

Законодательные гарантии

ООП
утверждает
Комитет по
этике для наблюдения
за интерпретацией
и соблюдением
настоящих
стандартов.
ООП берет на
себя распространение
их среди всех
психологов-профессионалов,
а также общественных
организаций.
ООП также обязывается
обеспечить
изучение их
студентами-психологами
всех университетов.

Нарушение
правил, устанавливаемых
настоящими
стандартами,
должны доводиться
до сведения
Комитета по
этике.

После того,
как обе стороны
будут выслушаны,
событие обсуждено
и Комитетом
по этике рекомендовано
решение, Управляющий
комитет ООП
должен принять
резолюцию о
соответствующих
дисциплинарных
санкциях.

ООП гарантирует
защиту своим
членам, если
в осуществлении
своих профессиональных
функций они
подвергнутся
нападкам или
угрозам, особенно
защиту в соблюдении
профессиональной
тайны, достоинства
и независимости
психолога.

В
случае, если
психолог окажется
перед противоречием
в различных
требованиях
настоящих
стандартов
или законов,
он должен подойти
к разрешению
противоречия
ответственно,
уведомив
заинтересованные
стороны и Комитет
по этике.

Принятие этических решений

Есть несколько основных принципов, которые определяют этические решения. Во-первых, вы должны быть привержены этическим принципам. Это означает выбор этического поведения, даже если оно задерживает вашу работу или означает, что вы не будете быстро публиковаться в престижном журнале.

Далее вы должны определить достоверность фактов

Важно оценить достоверность информации, прежде чем принимать какие-либо решения относительно исследования. Создайте список действий, которые вы можете предпринять, и оцените последствия каждого из них

Сделайте окончательный выбор, который стремится минимизировать вред и укрепить доверие. Этическое принятие решений также влияет на то, как вы представите данные исследований и кого можно считать автором.

Этика регулирует не только лечение, предоставляемое участникам исследования, но и исследователей. Любой исследователь, который вносит существенный вклад в исследовательский проект или статью, должен получить вознаграждение. Это справедливо, даже если исследователь – студент. Это обычно делается, именуя его как автора в заключительной статье. Это лучше обсудить до того, как писать научную статью. Таким образом, все участники смогут высказать свое мнение. Человек не должен быть включен в качестве автора из-за своего положения в институте. Например, руководитель отдела должен быть включен в качестве одного из авторов статьи только в том случае, если он проделал значительную работу для этой статьи.

Исследователи должны убедиться, что они не оказывают чрезмерного влияния на других. Профессор может включить в исследование своих учеников в качестве участников. В этом случае он должен дать понять, что участие является добровольным, а не обязательным. Более того, ни один студент не должен чувствовать давление для участия в исследовании.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным

Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Профессиональная этика

Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.

Профессиональная этика в политике

Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.

Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.

Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.

С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.

Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.

Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.

Предпринимательская этика

Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.

Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.

Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры

Медицинская этика и деонтология

Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.

В России существует такое понятие, как «деонтология» — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.

В русский язык словосочетание «медицинская деонтология» ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин «врачебная этика»), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.

Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.

Полностью слово «δεοντολογία» в греческом языке обозначает «этика». Таким образом, когда мы используем словосочетание «деонтологическая этика», мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только «деонтология» либо «деонтологический кодекс».

Профессиональная этика юриста

Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.

Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.

Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.

Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.

Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.

Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.

17 общих принципов профессиональной этики

Деловое взаимодействие людей в процессе выполнения служебных обязанностей регулируется правилами профессиональной этики, которые подразумевают соблюдение ряда важных норм, требований и принципов. Под принципами понимаются некие общие представления о правильном поведении в той или иной профессии.

Опираясь на принципы, сотрудник выстраивает свое взаимодействие с другими людьми (коллегами и клиентами), вырабатывает некие этические нормы, которые потом ложатся в основу его поступков и принимаемых им решений и т. д. Ниже изложены основные принципы профессиональной этики (порядок произвольный, не по значимости).

Первый принцип стандартный для всех, и он гласит: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, руководству, коллегам, клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Принцип № 2: ресурсы, необходимые сотрудникам для исполнения их рабочих обязанностей, должны распределяться справедливо (имеются в виду деньги, сырье, материалы, оборудование и проч.).

Принцип № 3: если хоть когда-либо кем-либо было совершено этическое нарушение, оно непременно должно быть исправлено.

Принцип № 4: считается, что работник ведет себя и действует этично, если это идет на пользу организации (с точки зрения морали), способствует ее прогрессивному развитию (максимум прогресса).

Принцип № 5: считается, что работник (или вся компания) действует этично, если это не идет вразрез с существующими нормами этики (минимум прогресса, но хотя бы без нарушений).

Принцип № 6: сотрудники ведут себя этично, если уважительно относятся к моральным традициям и нормам, принятым в других странах, регионах или компаниях.

Принцип № 7: следует не допускать чрезмерных проявлений индивидуального и этического релятивизма, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми нормами человеческой и профессиональной этики.

Принцип № 8: в рамках рабочего процесса при принятии или формировании каких-либо решений индивидуальное и коллективное мнения имеют одинаковый вес.

Принцип № 9: проявление в процессе работы личностного нонконформизма вполне допустимо, и собственное мнение важно и нужно, но проявлять его следует в рамках здравого смысла.

Принцип № 10: принуждение подчиненных к каким-либо действиям в рамках служебных отношений недопустимо ни в одной из возможных форм (то есть, например, в разговоре, с применением командных интонаций и т. д.).

Принцип № 11: нормы профессиональной этики принимаются к выполнению не по единственному приказу, а продолжают формироваться и изменяться в процессе служебной деятельности не без посильного участия в этом каждого члена коллектива.

Принцип № 12: всегда следует помнить о возможном противодействии на внедрение морально-этических норм (со стороны одного сотрудника или целой группы либо со стороны клиентов и т. д.). Такое нередко случается: человек вроде бы согласен с правильностью предлагаемых этических принципов, но, когда их приходится выполнять изо дня в день на работе, почему-то пытается сопротивляться.

Принцип № 13: не будет лишним как бы авансом проявить доверие к сотруднику, продемонстрировать уверенность в его профессионализме, ответственности, грамотности и проч.

Принцип № 14: очень важно избегать любых конфликтов. Да, в бизнесе нередко конфликт в итоге приносит положительные функциональные результаты

Но всегда следует помнить о том, что и нарушения норм этики чаще всего проявляются именно на фоне конфликтных ситуаций.

Принцип № 15: свобода одних членов коллектива не должна урезать свободу других. Это правило обычно отражено в должностных инструкциях, хотя не прописано достаточно четко.

Принцип № 16: сотрудникам следует выполнять этические нормы поведения, плюс еще и подталкивать к этому других членов коллектива.

Принцип № 17: не следует подвергать критике конкурентов. Под конкурентами подразумеваются не только организации-соперники, но и другие отделы своего же коллектива или конкретный сотрудник (которого кто-то может посчитать конкурентом лично для себя).

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Воспитание профессиональной этики сотрудников

Воспитание этической культуры поведения — процесс длительный, причем стабильный со стратегической точки зрения.

Западные компании используют в работе понятие tone at the top, что можно перевести как «тон поведения, задаваемый топ-менеджментом». Имеется в виду, что этическое поведение руководителя становится образцом для остальных членов коллектива. Менеджеры среднего и младшего звена специально обучаются бизнес-этике, и главные пять постулатов, которые при этом закладываются, — это понимание ценности человека, наличие чувства меры, ответственности, справедливости и честности.

Сейчас молодое поколение Z отлично понимает важность существования морально-этических правил поведения в бизнесе, готово брать на себя ответственность и менять мир к лучшему. Нынешняя молодежь — это завтрашние бизнесмены и покупатели

И, разумеется, к их мнению следует прислушиваться. В коллективе компании новый молодой сотрудник обязан выстраивать свое поведение в рамках принятых положений профессиональной этики, уважать корпоративную культуру компании.

Поколение Z впитывает все новое как губка, в особенности если подавать ему знания на привычных площадках и в подходящей форме. Чтобы говорить с молодежью на одном языке, преподносите положения этического профессионального кодекса в виде онлайн-тренингов, с использованием инфографики и прочих современных методов.

Поведение сотрудника считается неэтичным, если он позволяет себе поступки, выходящие за рамки существующих морально-этических (и профессиональных в том числе) норм. Это всегда негативно сказывается и на других членах коллектива, и на клиентах. Психологическая обстановка в компании ухудшается, а это влечет за собой снижение работоспособности, потерю доверительных отношений с заказчиками и партнерами, в целом страдает репутация фирмы, а значит, и прибыльность бизнеса.

Вот какие проявления можно отнести к признакам неэтичного поведения:

  • грубое, оскорбительное отношение к коллегам, начальству (выражается в недопустимых репликах или жестикуляции);

  • использование в общении ненормативной лексики, оскорбление религиозной принадлежности других людей;

  • приведение унизительных сравнений с какими-либо животными или предметами;

  • вторжение в личное пространство, прикосновение (с целью оскорбления или унижения);

  • проявление какой бы то ни было агрессии;

  • явное несоблюдение субординации.

Подобных нормативных положений нет в Трудовом кодексе, а между тем каждый сотрудник на рабочем месте должен понимать, как себя вести с точки зрения моральных и этических правил. Задача руководителя — способствовать формированию нормальной психологической атмосферы в коллективе, воспитывать в подчиненных вежливость, корректность.

Кроме того, работодатель вправе формулировать правила внутреннего распорядка, в которых может перечислить нормы поведения на работе для своих подчиненных. Наряду с трудовой дисциплиной всем сотрудникам предписывается выполнять данные правила (это прописано в Трудовом кодексе РФ, ст. 21, 22), что, несомненно, должно способствовать выработке этичной манеры поведения.

Какой формат будут иметь правила внутреннего распорядка, в каждой компании руководство решает само. Где-то это объемные подробные ПВТР, а где-то — лишь несколько строк в тексте трудового договора.

Крупные компании предпочитают составлять самостоятельный кодекс этики и корпоративного поведения. В таком документе, как правило, подробно расписывают, какое именно поведение сотрудника будет считаться неэтичным и какие меры применяются к тем, кто посчитает возможным нарушить установленные нормы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: