Что такое этика

Совершенствование нравственности людей – примеры

Наиболее полно рассмотреть нравственное развитие можно в произведении Толстого «Война и мир». Каждая мысль Пьера, Наташи и Андрея после трагических или непредвиденных событий меняет мировоззрение героев. Внутри персонажей происходит постоянная внутренняя борьба. Любовь соревнуется с тщеславием, верность – с предательством, подлость – с искренностью. В первых главах герой представлен безответственным кутилой, но к завершению романа он превращается в отца семейства, общественного деятеля.

Как Пьер проходит путь становления нравственных ориентиров:

Героя восхищает французская революция, Бонапарт – его кумир. После участия в сражениях он разочаровывается в полководце, буквально ненавидит его, желает убить; Ослепленный красотой Элен мужчина женится на ней, не замечая пустоты внутреннего мира, низменности, отсутствия нравственности. Предательство жены открывает глаза на ее истинную натуру; В поисках себя Пьер присоединяется к масонам, встреча с ними делает его счастливым на короткий период времени. Персонаж узнает о предательстве среди членов масонской ложи, разочаровывается в них; В плену герой знакомится с другой стороной жизни

Его волнует тема свободы, он задумывается о том, что действительно важно в жизни; Платон кардинально меняет взгляды персонажа на окружающий мир. Каратаев играет важную роль в становлении нравственных принципов Пьера

Его более не заботит слава, он видит радость в простых вещах; Наташа становится женой Безухова, он обретает истинное счастье, понимая, что для него душевный покой – это семья и дом.

Князь Андрей Болконский – второй пример нравственного совершенствования. Для героя в первое время слава была важнее семьи, друзей и моральных ценностей. Он не умеет любить Родину, но идет воевать ввиду своего тщеславия. После ранения персонаж полностью переосмысливает свои взгляды на жизнь

Он понимает всю важность семейного очага. В следующий раз князь отправится воевать по зову сердца, а не ради признания

Как формируются нравственные ценности человека?

Формирование и развитие нравственных ценностей фокусируется на возникновении, изменении и понимании морали от младенчества до взрослой жизни. Нравственность развивается на протяжении всей жизни и зависит от опыта и поведения человека, когда он сталкивается с нравственными проблемами в результате физического и когнитивного развития разных периодов.

Проще говоря, нравственность касается растущего чувства индивидуума о том, что правильно и что неправильно. Именно по этой причине дети младшего возраста имеют другие моральные суждения и характер, которые отличаются от убеждений и поведения взрослых. Нравственность сама по себе часто является синонимом «правильности» или «добра». Она относится к определенному кодексу поведения, который вытекает из культуры, религии или личной философии, определяющей действия, поведение и мысли человека.

Этические нормы и чем чревато их несоблюдение

Когда этические принципы речевого общения отсутствуют или соблюдаются отчасти, это может проявиться в человеческой грубости, оскорблении, противопоставлении себя окружающим людям. Выражаются неприличные поведенческие манеры в осуждении неприемлемых для какого-либо индивида поступков, повсеместном навязывании собственного мнения. Это может привести к недопониманию и ущербу со стороны двух участвующих сторон. Примечательно то, что высоконравственный человек, движимый этическими мотивами, испытывает неудобство, не только когда сам по неволе делает что-то не так, но и когда видит негативные проявления вокруг себя. Несоблюдение основных норм поведения в общении может привести к недопониманию, конфликтам и даже разрыву взаимоотношений между участниками общения.

Чем отличается мораль от нравственности

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Мораль Нравственность
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.  
Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

 Видео: что такое мораль простыми словами

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Профессиональная этика

Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.

Профессиональная этика в политике

Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.

Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.

Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.

С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.

Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.

Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.

Предпринимательская этика

Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.

Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.

Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры

Медицинская этика и деонтология

Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.

В России существует такое понятие, как «деонтология» — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.

В русский язык словосочетание «медицинская деонтология» ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин «врачебная этика»), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.

Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.

Полностью слово «δεοντολογία» в греческом языке обозначает «этика». Таким образом, когда мы используем словосочетание «деонтологическая этика», мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только «деонтология» либо «деонтологический кодекс».

Профессиональная этика юриста

Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.

Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.

Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.

Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.

Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.

Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.

Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:

  • Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
  • Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
  • Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
  • Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
  • Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
  • Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Протянуть руку помощи нуждающемуся

Высокие моральные принципы

Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.

Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:

  1. «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
  2. «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
  3. «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.

Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний

Высокие моральные идеалы

Моральные принципы общения

Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:

  • приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).

Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.

Нравственные эталоны общения

Наша фундаментальная природа как человеческих существ

Вообще говоря, мы, люди, – социальные животные

Неважно, кем является человек, его или ее выживание зависит от остального человечества. Поскольку личное выживание и благополучие зависит от всего общества, необходимость думать о благополучии других и заботиться об этом происходит из нашей фундаментальной природы

Если мы посмотрим, например, на бабуинов, то вожак берет на себя полную ответственность за стадо. Пока остальные кормятся, один взрослый самец-бабуин всегда в стороне, охраняет. Сильный помогает остальной группе на благо сообщества, заботится о ней.

В доисторические времена мы, люди, не имели образования или технологий. Первичное человеческое сообщество было простым: все трудились вместе и совместно использовали плоды труда. Коммунисты говорят, что это был подлинный коммунизм: все работают и отдыхают сообща. Затем, со временем, развилось образование и мы получили цивилизацию. ум стал более изощренным, и усилилась алчность. Это принесло ревность и ненависть, а со временем они стали только сильнее.

В наши дни, в XXI веке, произошло так много изменений в образовании, работе и социальном происхождении. Но даже разница в возрасте и расе – все это вторично. На фундаментальном уровне все мы по-прежнему человеческие существа, и все мы одинаковы. С этой точки зрения наша ситуация не отличается от того, что было нескольких сотен тысяч лет назад.

Таковы маленькие дети. Они не заботятся о социальном происхождении, религии, расе, цвете кожи или достатке других детей. Они все играют вместе, они искренние товарищи по детским играм – до тех пор, пока они дружны. Поскольку мы взрослые, предполагается, что мы более разумны и развиты, однако мы выносим суждения о социальном происхождении других. Мы оцениваем: «Если я улыбнусь – получу ли я то, что хочу; если я нахмурюсь – потеряю ли я что-нибудь?»

Как научиться культурно разговаривать?

Человек не появляется на свет с врожденными навыками культурного общения , все знания он приобретает при воспитании, они зависят от среды, в которой он растет и проживает.

Это означает, что научиться культурно разговаривать, освоить этические нормы речевой коммуникации может каждый.

Для того, чтобы научиться культурно разговаривать, необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Постоянно пополняйте словарный запас. Для этого можно читать литературу или заняться углубленным изучением языка , постепенно новые речевые обороты, высказывания и фразы перейдут в ваш лексикон, обогатят ваш язык. Это даст вам возможность правильно высказывать свои мысли, делать их более доступными для восприятия собеседником , то есть, позволит следовать одному из основных принципов этического общения , понятности.

Исключайте из лексикона слова-паразиты. Приучитесь постоянно следить за своей речью, обращая внимания на слова-паразиты и тавтологии. Это сделает вашу речь более разнообразной, интересной, привлекательной для собеседника.

Соблюдайте грамотность речи. Даже если вы уверены, что ее в данный момент никто не оценит , такой подход должен стать привычкой.

Тренируйтесь пересказывать полученную информацию , попробуйте мысленно повторить ее про себя или написать на бумаге. Данный прием позволит вам натренировать способность формулировать ваши мысли, выделять главное и второстепенное из того, что вы узнали и желаете передать другому.

Не поленитесь перечитать правила речевого этикета , даже если вы уверены, что знаете его на должном уровне.

Тренируйтесь декларировать , такой прием позволит вам &#171,поставить&#187, голос, научиться говорить четко и внятно.

В процессе коммуникации следите за речью других людей.

Особенно обратите внимание на тех людей, кто, по вашему мнению, умеет культурно разговаривать , на их фразы, интонацию голоса, паузы, выражение лица , все это воспринимается собеседником, как неотъемлемая часть речевой коммуникации. Человек вынужден общаться с окружающими, быть частичкой социума

И в его силах сделать это взаимодействие приятным и выгодным для обеих сторон коммуникации, соблюдая культуру речи и принципы нравственности или же общаться деструктивно, что приведет к невозможности получения данных благ всеми участниками взаимодействия

Человек вынужден общаться с окружающими, быть частичкой социума. И в его силах сделать это взаимодействие приятным и выгодным для обеих сторон коммуникации, соблюдая культуру речи и принципы нравственности или же общаться деструктивно, что приведет к невозможности получения данных благ всеми участниками взаимодействия.

Этикет и культура общения:

https://youtube.com/watch?v=yyPaLaYNjUA

Типы этических дилемм

Концепция этической дилеммы может показаться ясной, но правда в том, что не существует единого типа. В зависимости от различных критериев мы можем найти различные типы дилемм, которые могут различаться по степени их конкреции, роли субъекта, которому он представлен, или его правдоподобности. В этом смысле некоторые из основных типов следующие:

1. Гипотетическая дилемма

Это дилеммы, которые ставят человека, которого спрашивают, в положение, когда вы сталкиваетесь с ситуацией, которая вряд ли случится в реальной жизни , Это не невозможные явления, но это то, с чем человек должен регулярно сталкиваться. Нет необходимости, чтобы человек, перед которым возникла дилемма, был главным героем этого вопроса, уметь спрашивать, что должен делать персонаж.

2. Настоящая дилемма

В этом случае возникшая дилемма связана с темой или ситуацией, близкой людям, которым она ставится, либо потому, что она относится к событию, которое произошло, либо к чему-то, что может относительно легко произойти в их повседневной жизни. Хотя они, как правило, менее драматичны, чем предыдущие, может быть настолько же или более тревожным по этой причине. Нет необходимости, чтобы человек, которому ставилась дилемма, был главным героем этого вопроса, уметь спрашивать, что должен делать персонаж.

3. Открытая или решающая дилемма

Дилеммы, представленные как открытые или как решение, — это все те дилеммы, в которых представлена ​​ситуация и обстоятельства, которые ее окружают, без того, чтобы главный герой истории (кто может или не может быть субъектом, к которому она относится) еще не сделал каких-либо действие, чтобы решить это. Предполагается, что человек, которому предлагается эта дилемма, выбирает, как действовать в указанной ситуации.

4. Закрытая или анализ дилеммы

Этот тип дилеммы является той, в которой ситуация уже была так или иначе решена, приняв решение и выполнив ряд конкретных действий. Человек, которому ставится дилемма это не должно решать, что сделано, но оценивает работу главного героя .

5. Полные дилеммы

Речь идет о всех тех дилеммах, в которых человеку, которого спрашивают о последствиях каждого из возможных вариантов, сообщают.

6. Неполные дилеммы

В этих дилеммах последствия решений, принимаемых главным героем, не делаются явными, в значительной степени в зависимости от способности субъекта представьте преимущества и недостатки .

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Похожие термины:

  • См. Документация нормативно-техническая

  • совокупность взаимосвязанных между собой государственных, отраслевых и заводских нормативных документов, регламентирующих организацию управления и производства, содержащих описание назначени

  • совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического хара

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наибол

  • основной источник права в Российской Федерации и европейских государствах, содержащий нормы права.

  • систематизированный комплекс данных, обеспечивающий решение задач управления производством. В широком смысле — совокупность всех нормативных актов, необходимых предприятию в достижении постав

  • Экономико-математический метод, позволяющий рассчитывать уровни цен однотипной продукции на основе математических зависимостей, учитывающих затраты на производство товаров и их потребительски

  • совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического хара

  • совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется н

  • соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения. На практике является одним из источников права.

  • характеристика акта, свидетельствующая о том, что он принят в пределах компетенции органа, его издавшего, и не противоречит законам или иным нормативным актам вышестоящих органов.

  • Банковский кредитный процесс регулирует огромное количество различных нормативных документов, как внешних, распространяющихся на все кредитные организации, так и тех, что созданы внутри банка и

  • знание, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика и какие должны быть экономические цели и экономическая политика.

  • совокупность текстовых электронных копий нормативных правовых актов, хранящихся в банке данных.

  • организационно-упорядоченная совокупность массивов нормативной правовой информации и технологгий, реализующая выполнение информационных процессов в автоматизированном или традиционном режим

  • НСО) заключается в том, что при измерении производительности труда при расчете объема выпущенной продукции или выполненной работы в рублях вместо отпускной (оптовой) цены предприятия используетс

  • метод определения себестоимости продукции на основе нормативных (а не фактических) затрат. Он может базироваться на принципах калькуляции себестоимости методом поглощения затрат или директ-кост

  • государственный стандарт, стандарт предприятия, технические условия, технические описания, рецептуры и другая документация, закрепляющая требования к качеству продукции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: