Опрос как метод социологического исследования

Основными компонентами анкетного опроса:

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

… для чего проводил опрос. Так же вопросы могут быть проективные и субъективные.Субъективные вопросы спрашивают респондента об его … для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон … формулировках вопросов Полноты списка вопросов Использования разных типов вопросов Отсутствия намёка на желаемый ответ Интервью: Получение …

Анкетер исследователь, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

Социологическая анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета.

Респондент- лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

 Титульный лист- Необходимо указать:

  • название анкеты;
  • заказчика и исполнителя исследования;
  • место и время проведения исследования.

Вводная часть- Включает в себя следующее:

  • обращение к респонденту;
  • цель и значение исследования;
  • рекомендации по заполнению анкеты;
  • гарантии анонимности;
  • возможность узнать о результатах исследования;
  • авторство

Основная- Включает в себя следующее:

классификация вопросов;

формулировка вопросов и их последовательность;

шкалирование;

кодирование вопросов и ответов.

 Заключительная-

 Включает в себя следующее:

  • социально-демографический блок («паспортичка»);
  • предложение высказаться по волнующим респондента вопросам;
  • благодарность респондентам за участие в опросе;
  • указание исследовательского коллектива или исследователя.

Структура анкеты соответствует фазам проведения опроса. Так, при проведении анкетного опроса должны быть соблюдены условия прохождениятрех стадий:

 Стадия адаптации – «вхождение

в опрос»

Содержательная стадия

Психологическая разрядка

– «выход из режима опроса

Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах45 +/- 10 минут.

5 стр., 2452 слов

Топ 90 вопросов 3 правильных ответа. 7 вариантов – 3 правильных

… пробелы в знаниях Один-два учащихся готовятся к ответу у классной доски Один-два учащихся выполняют за … объективности результатов беседы: Умение использовать ситуацию Варьирование вопросов Четкий план Ранжирование Анкетирование Шкалирование   Педагогический … влияние на процесс развития канцерогенных веществ Психологические опрос учение Улучшение материальных условий   Закономерность …

Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Экспертный опрос методом «мозгового штурма»

Нужно отметить и реже используемые методы проведения экспертного опроса: дебаты, конференция, обсуждение за круглым столом и т. п. В основе этих форматов лежит обсуждение или совещание экспертов, в процессе которых рождаются новые идеи, мнения или нестандартные решения. Такая атмосфера располагает к творческой фантазии, что способствует повышению эффективности коллективной работы. Экспертный опрос, суть метода которого сводится к мозговому штурму, определяется не только как нестандартный прорыв, но как анализ проблемы.

Метод брейнсторминга (мозгового штурма) – самый распространенный способ коллективного решения творческих задач. Это форма неструктурированного и свободного рождения собственных новаторских идей по заданной теме.

Философия данного метода заключается в гипотезах и предположениях, но если использовать обычные или стандартные приемы обсуждения, то это будет препятствовать рождению оригинальных идей, поскольку контрольные механизмы сознания блокируют поток подобных озарений под давлением стереотипов и устоявшихся привычек. На принятие необычных решений также тормозящее влияние оказывают такие качества как страх, боязнь неудачи или насмешек.

Данный экспертный опрос, как метод исследования был разработан и сформирован американским психоаналитиком Алексом Ф. Осборном в 1938 г. Наблюдая за людьми, он первый обнаружил способность некоторых быстро и легко принимать нестандартные решения, в то время как для других более характерен критический анализ чужих идей. После длительных исследований данный метод был полностью разработан и описан в книге А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», вышедшей в 1953 году, и получил большую популярность среди специалистов в данной области.

Алекс Осборн сделал вывод, что в процессе обычных обсуждений любой темы обе категории людей, оказавшись вместе, только мешают друг другу. По этой причине было принято решение разделить стадии генерирования решений и их анализа.

Таким образом образовалось две группы: одна – брейнсторминга, в которой участники мозгового штурма будут быстро предлагать новые идеи и варианты решения данной задачи, и вторая – из членов комиссии, которой предстоит анализировать предложенные первой материалы.

Для первой компании (генераторов идей) назначается руководитель или наставник, который сформирует команду из 4–11 человек. Взаимоотношения между ее членами не могут развиваться по принципу «руководитель – подчиненный», поскольку атмосфера доверия будет нарушена. За несколько дней до проведения мозговой атаки старший группы сообщает коллективу суть поставленной задачи, которая должна быть четко, подробно и всесторонне определена.

Экспертный опрос, пример которого приведен выше, предполагает формирование непринужденной атмосферы. Этому способствует состав коллектива, взаимодействие руководителя с группой, качество освещения и интерьер в помещении. Никто из членов группы не должен беспокоиться о том, что его высказывания не будут иметь ценности или окажутся смешными. Предложенным идеям запрещается давать негативную оценку, каким-либо образом – интонацией, жестом или словом. Желательно выражать поддержку и всячески способствовать развитию процесса. Свои умозаключения участники группы должны проговаривать свободно и откровенно.

Создание такой доверительной и непринужденной атмосферы способствует раскрепощению, снижает чувство скованности и является толчком для рождения неординарных идей. Возникающие в процессе обсуждения предложения записываются секретарем. Мозговой батл длится на протяжении 2 или 3 часов. Это самое оптимальное время для проведения дискуссий, слишком быстро заканчивать обсуждение нежелательно, поскольку считается, что самые оригинальные идеи приходят как раз в тот момент, когда кажется, что все варианты уже исчерпаны.

Плюсы метода

Простота проведения: для проведения опроса необходимо лишь составить список вопросов с вариантами ответов и пригласить людей, чтобы те выбрали правильный (по их мнению) вариант.

Не требуются большие материальные затраты для того, чтобы получить информацию различной направленности. Больше всего придется потратиться на бумагу для анкет (если предполагается проводить анкетирование) или на привлечение людей, которые будут помогать опрашивать людей (при интервьюировании).

Возможно за малый промежуток времени опросить большое количество людей. Это получится сделать благодаря тому, что на прохождение опроса один человек тратит в среднем 10-15 минут, а одновременно его могут проходить до 100, а то и более человек.

Можно проводить в любом удобном месте и в любое время. Чтобы провести опрос необязательно устанавливать целые павильоны, арендовать огромные залы или применять новейшие технологические изобретения. Для простого анкетирования потребуется только ровный стол и пишущая ручка. При этом опросы можно проводить по интернету, а также по почте. Это очень удобно и не создаёт лишних неудобств для опрашиваемых
Чаще всего, этот метод применяют на условии анонимности респондентов, что позволяет получить более достоверные результаты

То есть, для опроса важно не кто ответил, а что именно он ответил.
Полученные результаты опроса легко анализируются и, благодаря этому, возможно за короткий промежуток подвести общие итоги. При этом такой анализ может проводиться как «вручную» так и с помощью компьютерных технологий.
При анкетном опросе отсутствует влияние и давление опрашивающего на мнение респондента, что способствует получению от него более правдивых и неискажённых ответов.
Метод подходит для получения информации из различных сфер жизни общества

Благодаря такой универсальности опрос заслужил у статистики свою популярность и стал главным ее средством исследований.

Стандартный набор заданий для всех респондентов: всем опрашиваемым задаются одинаковые вопросы с одними и теми же вариантами ответов на них.

Легкие для восприятия респондентом задания: ограниченное количество вариантов ответа, а также довольно точная формулировка вопросов, позволяют опрашиваемому легко понять смысл задания и быстро выбрать правильный ответ.

Виды интервью

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

 Формализованное

(стандартизированное)

интервью

– самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

Фокусированное

4 стр., 1764 слов

Как вести себя на интервью

… она относится. Второе, что необходимо сделать в рамках подготовки к интервью, — это провести самоанализ и обдумать ответы на вопросы, которые Вам могут быть заданы на собеседовании. Одни … и как Вы узнаете о результатах собеседования. Часто задаваемые на интервью вопросы Расскажите немного о себе. Этот вопрос в той или иной форме задается практически на каждом …

(направленное)

интервью

– имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т.д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

Свободное

(нестандартизированное)

интервью

– проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от: 

  • целевого назначениядокументальное и интервью мнений, отношений;
  • места проведенияслужебное и неслужебное;
  • способа коммуникацииличное и телефонное;
  • процедуры проведенияпанельное, групповое, клиническое;
  • техники регистрациипротоколируемое и непротоколируемое и т.д.

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Основные задачи

В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться: 

  • в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
  • в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
  • в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
  • в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
  • в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
  • в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными.

Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса. Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора. Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих специальных знаний. Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы  его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы. Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

Вопросы, которых следует избегать при анкетировании

  1. Смущающие. К ним относятся вопросы о личной жизни, личных данных, а также вопросы, на которые в обществе принято отвечать определенным образом, чтобы не вызвать осуждения. Например: «Вы считаете, что приюты для бездомных животных – это нужное дело?» (далеко не каждый считает, что это так, но, боясь осуждения со стороны анкетера, скажет неправду).
  2. Гипотетические. «Как вы видите работу МФЦ в будущем?» Респонденту трудно фантазировать на такие сложные темы, так как он не знает всего устройства работы МФЦ. Поэтому корректно будет предложить следующий вариант вопроса: «Что вам не нравится в работе МФЦ, что вы предложили бы изменить?»
  3. Чрезмерно положительные или отрицательные. Вопрос должен быть, по возможности, нейтральным, не содержать в себе оценку.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора
данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет
на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства
опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы
управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать
данные:

·
.
Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

·
.
Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты
личности предназначены
для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они
разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты,
предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной
(специфической) ситуации.

К тестам
действия (целевым
личностным тестам) можно отнести:

1. Тест
структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования
особенностей мышления (МИОМ).

2.
Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) — оценка особенностей и уровня
интеллекта.

3.
Корректурная проба — оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон,
1895).

4. Тест
памяти Мейли — оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала
оценки Озерецкого — оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики
(Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест
«Спираль» — оценка двигательных функций.

7. Тест
«Линеограммы» — оценка переключения внимания, пластичности мыслительных
функций.

8. Тест
«Комбинаторные способности».

9. Тест
«Установление закономерностей» — оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест
«Красно-черные таблицы» — оценка переключения внимания.

11. Тест
«Перепутанные линии» — оценка устойчивости внимания.

12.
Корректурная проба: «Информационный поиск» — оценка кратковременной памяти,
внимания.

13. Тест
«Умозаключения» — оценка логического мышления.

и др.

К ситуационным
тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации,
можно отнести:

1.
Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку
стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения
посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод
последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3.
Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую
из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность
специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

.

Вопросы

Правила составления вопросов

·
Каждый вопрос
должен быть
и отдельным.

·
Нежелательно
употребление специальных, специфичных .

·
Вопросы должны
быть краткими.

·
Вопросы должны
быть конкретными.

·
Вопросы не должны
содержать подсказку.

·
Формулировка
вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

·
Недопустимы
вопросы
(внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

·
Закрытые —
открытые

o
Закрытые
(структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть («да/нет») или же с множественным выбором, то
есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы
легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность
необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

o
Открытые
(неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в
свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать
труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

·
Субъективные —
проективные

o
Субъективные
вопросы спрашивают
респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой
ситуации.

o
Проективные
вопросы спрашивают о
третьем лице, не указывая на респондента .

Достоинства опросов состоят в том, что они
дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос
может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения
и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в
субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении
опрашиваемых.

Метод анкетирования —
, в котором в
качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально
оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование —
при помощи анкеты.

Насколько сложно проводить экспертные опросы

Сначала можно подумать, что организация экспертных опросов – это просто. Нужно найти экспертов, которые составят весь готовый материал, который вы в дальнейшем опубликуете. Это ошибочное мнение. На то, чтобы провести опрос в полном объёме, понадобится больше времени и усилий, чем на написание стандартного материала.

Этот процесс может быть простым только тогда, когда у вас одна цель – получение ссылок и трафика, но не ознакомление окружающих с интересным текстом. Не делайте подобного – это ошибка. Проводите экспертные опросы не только ради популярности в интернете, а ради аудитории. Если вы получили ответы небольшого количества людей и их мнения не содержат уникальных данных – это неэффективный опрос.

Если же ставите на первое место качество, то ожидайте сложностей: страх получения отрицательного экспертного ответа, долгий сбор и мониторинг всех опрашиваемых, продвижение и т.п.

Страх отказа – самая незначительная из трудностей. Если респонденты, выбранные лично, окажутся знаменитыми людьми, то это вовсе не означает, что они не смогут выделить 5-10 минут на ответы. Вы будете сомневаться: «С чего бы достаточно известным личностям тратить своё время на участие в очередном опросе от блогера, которого они видят в первый раз? Им наверняка приходит по пять таких просьб в день». И вы окажетесь правы, однако:

  • Не нужно самому быть звездой для привлечения внимания экспертов. Как показывает практика, человеку нравится, когда в нём видят профессионала и учитывают его мнение.
  • Экспертный опрос – это win-win (обоюдный выигрыш), т. к. опрашиваемые стремятся пропиарить себя и свой бренд, а вы привлекаете качественный трафик.

Говорят, что перед незаинтересованным клиентом с просьбой необходимо немного заинтересовать эксперта – показать его контент в интернете, оставить комментарии к нескольким публикациям. Неплохо, если вы проделаете данные действия, но чаще всего просьба принять участие в опросе может со 100 %-ной вероятностью не заинтересовать человека.

Для проведения опроса интервьюер должен быть достаточно компетентен в изучаемом материале и понимать термины, которые используют в своей речи специалисты во время обсуждения проблем по теме исследования. Главное – быть вежливым и утончённым. Нужно сконцентрироваться на значимости для исследования мнения каждого из экспертов. В случае с широкомасштабными опросами респонденты должны быть предупреждены, что вся полученная информация будет подвергнута анализу для получения общих статистических данных.

Количественные и качественные: какие исследования и когда выбирать?

Оба варианта необходимы, если вы хотите добиться максимально качественного результата. Давайте оттолкнемся от изначальных целей и разберемся, какие методы этим целям подходят.

Формулирование гипотезы (предположения).

Чтобы составить хороший опросник — пусть он будет о качестве товара — вам необходимо хотя бы ориентировочно понимать, какие проблемы, недовольства могут быть у клиентов, чему они рады, а что оценивают не слишком высоко. И тут как раз помогут результаты качественного опроса. То есть изначально вы задаете открытые вопросы — например, спрашиваете, как покупатель оценивает соотношение стоимости продукта и эффекта от его использования.

Когда ответы получены, из них можно вычленить разные мнения: товар стоит дороже, чем должен; товар стоит приемлемо, но упаковка оставляет желать лучшего; за эту цену можно покупать, но только в том случае, если объем будет больше и т. д. Таких примеров может быть много: то есть качественные опросы для формулировки гипотезы позволяют насобирать как можно больше полезной информации, которая будет использована в дальнейшем.

Подтверждение гипотезы (предположения)

Дальше, когда на руках у вас есть много разных данных, из них можно создать опросник с конкретными вопросами. И вот тут на первый план выходят количественные опросы. Например, вы знаете, что какое-то количество людей недовольно соотношением цены и количества продукта в банке. Вы задаете вопрос по этому поводу и понимаете, что этих недовольных больше 60% — значит, это весомая информация для вашего бизнеса. И так поступают со всей значимой информацией, которая может повлиять на производство или продажи. Это не означает, что необходимо тут же пересмотреть объемы упаковки — возможно, вы недостаточно хорошо объяснили клиентам, почему им стоит платить именно такую сумму за этот объем.

Поиск общих ответов

Если уже есть ряд вопросов, не требующих рассуждений, подойдут количественные опросники. Они проще и позволяют охватить как можно больше людей. Например, вам нужно определить наиболее востребованную услугу, самый популярный продукт или тарифный план — и, чтобы вовлечь как можно больше пользователей, вопрос должен быть простым, понятным, лаконичным и с ограниченным количеством ответов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: