Эффект рингельмана: осознанная лень или бессознательное бездействие?

Феномен положительного ожидания

Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение. Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи. Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды. Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

Эффект Макдональдса или выгодно быть глупцом

Существует технический прием, который называется эффектом Макдональдса. Суть его в том, что однажды, несколько бизнесменов собрались пойти отдохнуть от рабочих будней, но никак не могли придумать, куда им отправиться. Никто из них ничего не предлагал, тайно надеясь, что ответственность за принятие решения возьмет на себя кто-то другой.

Тогда один бизнесмен, не выдержав, предложил пойти в Макдональдс. Так как это был худший вариант, остальные товарищи стали наперебой предлагать свои идеи, только бы не есть гамбургеры.

Также и ты можешь взять этот метод на заметку. Когда возникает ситуация, что никто не хочет брать ответственность, предложи группе самый худший вариант, какую — то откровенно глупую идею. Тогда остальные члены группы будут вынуждены пошевелить мозгами и проявить инициативу, а ты не останешься «козлом отпущения».

Более серьезные ситуации требуют более серьезного подхода. Перед группой стоит важная задача, которую нужно решить совместными усилиями. Возникает диффузия внимания, то есть взаимное проникновение мыслей всех членов. Каждый человек вроде бы заинтересован в положительном результате, но, тем не менее, перекладывает ответственность на плечи других людей, не опасаясь при этом быть уличенным.

Все прячутся в тени друг друга и не испытывают абсолютно никаких угрызений совести. Но тут все же находится один человек, который не выдерживает напряжения и понимает, что хоть кто — то же должен «разрубить этот узел». И он начинает активно действовать, старается изо всех сил, убеждая себя, что никто, кроме него не справится с поставленной задачей.

Но запрятанное чувство несправедливости через некоторое время все же находит свой выход, и человек низвергает весь накопившийся у него гнев на членов группы. Но окружающие, будь они сто раз не правы, никогда этого не признают. Тут начинаются ссоры, конфликты, выяснения, кто прав, кто виноват. Об эффективности в работе говорить уже не приходится.

Чтобы такого не произошло, нужно знать следующую «фишку». Она заключается в том, чтобы разделить работу на маленькие кусочки и раздать каждому. Таким образом, включается счетчик ответственности. Тогда участнику группы не на кого будет оглядываться и свои «50 килограмм» он будет должен поднять сам. А если человек не справится или сделает работу халтурно, то окружающие это увидят и обязательно осудят.

Также уменьшить социальную лень можно сократив размеры группы. Например, в каждом рабочем коллективе есть «рабочие лошадки», на которых, в основном, держится вся работа.


Giphy

Остальные просто подстраиваются и стараются быть сопричастными, хотя прилагают наименьшее количество усилий. Чем меньше группа, тем меньше шансов у участников спрятаться за спину другого.

Понятия фасилитация и ингибиция

Определение 1 Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

Готовые работы на аналогичную тему

Социология девиации. Реферат, Социология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 280 P. 19 страниц

Коррекция эмоционально-волевой сферы личности Презентации, Психология проверена на уникальность эксперт Элина Губайдуллина 90 P. 10 страниц

Социальный контроль и девиация Реферат, Социология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 224 P. 14 страниц

Механизмы социальной фасилитации Курсовая работа, Психология проверена на уникальность эксперт Екатерина Константиновна Романова 660 P. 34 страницы

Детерменизм. Контрольная работа, Философия проверена на уникальность эксперт 135 P. 20 страниц

Социальная реадаптация Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 420 P. 28 страниц

Социальная реклама. Понятие девиантного повидения Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 470 P. 30 страниц

Социальный контроль и девиация 2 Курсовая работа, Социология проверена на уникальность эксперт 430 P. 23 страницы

Понятие о девиации, делинквентности и деструкции Курсовая работа, Психология проверена на уникальность эксперт Виктор Петрович Ковалев 730 P. 11 страниц

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Эффект невмешивающегося свидетеля

Эффект невмешивающегося свидетеля является частным случаем эффекта Рингельмана. Он был выявлен при трагических обстоятельствах, которые произошли с молодой женщиной Кэтрин Дженовезе. Поздно вечером она возвращалась с работы и была убита в одном из кварталов Нью-Йорка, где в основном проживали люди среднего класса. Происшествие произошло в 3 часа утра и собрало по меньшей мере 38 свидетелей (по другим данным их было намного меньше, но все же), которые спокойно наблюдали за преступлением из окон и видели, как преступник вновь и вновь нападал на свою жертву .

Никто из свидетелей не помог женщине и даже не позвонил в полицию, так что этот случай вызвал мощный резонанс среди общественности и побудил психологов и ученых Бибба Латане и Джона Дарли провести ряд экспериментов. Главная задача исследований – выявить причины подобного бездействия людей в критических ситуациях.

Один из экспериментов заключался в следующем: студентам-богословам из Принстонской теологической семинарии сказали, что хотят сделать аудиозапись, где они рассказывают притчу.

Каждый участник тренировал свое выступление в отдельном помещении, а потом их индивидуально приглашали в другую аудиторию для записи. При этом кому-то говорили, что они уже опаздывают, а кому-то – что еще есть определенный запас времени. По дороге в аудиторию студенты встречали сидящего грустного человека, который сильно кашлял. Эксперимент показал, что те, кто, якобы, опаздывал на запись, чаще проходили мимо него, чем те, кто был уверен, что время еще есть.

Следующий эксперимент проводился также со студентами, которые расположились каждый в отдельной аудитории с целью заполнить анкету. Далее через специальное отверстие в стене в комнату пускали дым, имитируя пожар. Исследование показало, что половина испытуемых начала действовать спустя 4 минуты, чтобы спастись от трагедии, а остальные отреагировали только через 6 минут, когда задымление было уже сильным.

Такой же эксперимент был проведен в группах, в результате которого 4% студентов сообщили о задымлении спустя 4 минуты после начала «пожара» и 38% начали беспокоиться только через 6 минут.

Этот эксперимент еще раз доказал, что на «массовое» поведение влияют определенные факторы: в сложных ситуациях люди оценивают действия ближнего и ищут пример, как необходимо поступить, а при отсутствии руководителя вовсе решают снять с себя ответственность за произошедшее, надеясь, что жертве поможет кто-то другой. Именно так рассуждали многие свидетели убийства Кэтрин Дженовезе.

Бибб Латане, основываясь на результатах экспериментов, выявил следующие факты:

  1. Жители маленьких городов в большинстве случаев окажут поддержку человеку в трудной ситуации, в отличие от населения крупных мегаполисов.
  2. Чем больше свидетелей преступления, тем меньше вероятность, что жертву спасут.
  3. Люди с общими интересами и похожими судьбами охотнее оказывают поддержку друг другу.
  4. Человеку трудно отказать в помощи, если он об этом просит лично.
  5. Понимание, что ситуация приближается к критической точке, заставляет людей действовать.
  6. Помощь готов оказать тот, кто не боится брать на себя ответственность.
  7. Если человек уверен, что только он может изменить критическую ситуацию, он окажет помощь пострадавшему.

Эффект невмешивающегося свидетеля также объясняется наличием эмпатии: если увидеть, как человек мучается от боли, то наблюдатель начинает перенимать эти чувства на себя. От этих неприятных ощущений хочется поскорее избавиться, и сделать это можно двумя способами: помочь человеку или проигнорировать ситуацию .

Этот эффект свойственен абсолютно всем людям, независимо от половой принадлежности, возраста и других характеристик, ведь чаще всего никто из нас психологически не готов к чрезвычайным ситуациям. Конечно, он может сыграть слишком злую шутку в момент, когда судьбу человека способен решить своевременный звонок в полицию или скорую помощь, поэтому общество предпринимает всяческие меры, чтобы снизить риски возникновения эффекта. Повышение социальной ответственности – один из способов ликвидировать таких нежеланных свидетелей.

Врачи, например, не имеют права пройти мимо человека, которому стало плохо, даже если это случилось вне рабочего времени. За это они несут уголовное наказание.

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа. Такое некритичное восприятие, особенно в отношении негативных комментариев, при стечении ряда обстоятельств может сохраняться и во взрослом возрасте — на это влияют и личностные особенности, и условия воспитания.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Влияние лени на жизнь

Очень часто симптоматика лени способствует разрушению нормальной жизни, становится причиной социальной дезадаптации. Для взрослого человека лень становится огромной проблемой, которая мешает работать, обеспечивать свою семью, выполнять профессиональные задания.

Продвижение по карьерной лестнице требует усиленных целенаправленных действий, разработки плана и поэтапного выполнения своих заданий. Только по-настоящему трудолюбивый человек способен добиться настоящего успеха на профессиональном уровне.

То же касается и детей, у которых важной частью успешности считается школьная учеба, выполнение программы обучения. Если ребенок не успевает решать школьные задачки, учить программу из-за лени, эта проблема становится существенной и незамедлительно требует коррекции

Лень вызывает проблемы в семейной жизни. Такие люди часто ссорятся и небрежно относятся к романтическим отношениям, не ценят супругов. Они не привыкли убирать за собой, иногда лень даже готовить еду, мало общаются с детьми, не уделяют им внимания. Брак с такими отношениями трещит по швам и буквально разваливается на части, медленно изматывая супругов.

Если рассматривать признаки лени как библейский феномен, следует заметить, что она входит в список семи тяжких грехов. Так же, как и для похоти, чревоугодия, гнева, зависти, жадности и гордыни, для лени предусмотрено серьезное наказание. В «Божественной комедии» Данте Алигьери для лентяев обеспечен пятый круг ада.

Считается, что лень очень усугубляет поведение человека в принципе и даже толкает на более серьезные преступления, лишь бы не работать и не перетруждаться. Она рушит настоящие планы на жизнь и на хорошие поступки человека и в то же время оправдывает бездейственность по отношению к собственной персоне и социуму в целом. Лентяи, по сути, теряют человеческое лицо, объясняя свое поведение неоправданными причинами, и оправдывают себя.

Множественные объяснительные теории

Теория социального воздействия

Теория социального воздействия была предложена Латане в 1981 году и гласит, что давление, оказываемое экспериментатором на испытуемого, является обратной функцией размера группы. Фактически, люди будут либо источниками, либо целями социального воздействия, а степень социального воздействия будет зависеть от количества имеющихся источников и целей. Экспериментатор — единственный источник социального воздействия, в то время как субъекты — единственные цели социального воздействия. В результате, согласно этой теории социального воздействия, требование, предъявляемое к испытуемым экспериментатором, который является источником, делится между членами группы, а именно между целями.

Теория необходимости самооценки

Вторая теория — это теория потребности в самооценке, которая гласит, что социальная лень происходит из неспособности субъекта оценивать свою личную продукцию. Другими словами, в коллективной ситуации производительность каждого человека будет объединена с выступлением группы, и, таким образом, каждый субъект сможет спрятаться в толпе, потому что ни одна из них не оценивается индивидуально.

Теория восприятия самоэффективности

Третья теория — это теория восприятия самоэффективности, которая утверждает, что социальная лень объясняется ожиданиями каждого относительно своих шансов на успех или неудачу. Таким образом, люди прилагают меньше усилий при совместной работе, потому что считают, что их работа не является существенной или существенной для качественного производства группы. В соответствии с этой теорией, мы наблюдаем большую социальную лень, если субъект замечает, что в его группе кто-то намного более эффективен и, следовательно, его усилия не являются существенными. Или, когда все остальные находятся на одном уровне с ним, он говорит себе то же самое.

Теория согласования усилий

Четвертая теория — это теория согласования усилий, которая утверждает, что люди организуют свои действия в зависимости от того, сосредоточены ли на них другие или нет. Таким образом, люди будут стремиться соответствовать усилиям своих партнеров, когда они работают вместе. Социальная лень возникает, когда испытуемые ожидают, что другие расслабятся в группе, уменьшат свои усилия и, таким образом, сохранят определенное равенство в группе.

Решение есть

Увеличение штата компании – процесс, в большинстве случаев, обязательный и неизбежный, ведь принято считать, что так можно достичь максимального результата. Чтобы ваши грандиозные бизнес-планы не нарушил эффект Рингельмана, психологи советуют использовать следующие приемы:

Повысьте роль каждого участника группы, сделайте их узнаваемыми: необходимо выделять тех, кто отличился хорошими результатами. Так вы подчеркнете индивидуальный вклад работника и замотивируете его трудиться с еще большей отдачей.

Минимизируйте возможность подмены: сотрудник работает гораздо слабее, если знает, что кто-то из коллег все равно сделает работу за него

И есть обратный эффект: если сотрудник уверен в своей уникальности и незаменимости, он работает усерднее.

Уделяйте должное внимание мотивации: в этом случае отлично работает система поощрения за определенный результат, которая оценивает индивидуальную работу каждого работника.

Четко ставьте цели: сотрудники должны понимать, чего они должны достичь своим трудом, и, исходя из этого, они будут прилагать соответствующие усилия.

Укрепляйте дух команды: там, где один за всех и все за одного, социальная лень сводится к минимуму.

Не бойтесь ставить сложные задачи и искусственно завышать планку: сотрудники не будут расслаблены и будут стараться достичь результата общими силами. Если, к примеру, норма менеджера по продажам – 10 подписанных договоров за месяц, поставьте ему план 12 договоров

Так он будет стремиться к завышенной цифре, думая, что это норма .

Джефф Безос, генеральный директор Amazon с первых дней ее существования, использует в управлении командой правило двух пицц: коллектив должен быть таких размеров, чтобы его можно было накормить двумя пиццами. Такой подход к ведению дел помогает избежать появления эффекта Рингельмана в рабочих группах, ведь чем меньше команда, тем меньше уходит времени на различные собрания, планерки, контроль деятельности сотрудников, а значит, больше времени посвящается выполнению основных задач .

Чтобы понять, насколько эффективно работает команда, можно использовать фотографию рабочего времени – метод оценки затрат временных ресурсов, при котором в течение дня фиксируется каждое действие работника и затраченное на его выполнение время.

Для оценки эффективности труда сотрудников производственной сферы подойдет метод хронометража, когда измеряется время выполнения повторяющихся действий.

Факт нахождения наблюдателя

Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей

Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

Среди них следующие:

  1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
  2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
  3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

Социальная леность

Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей. Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели. При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация. Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми. Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов. В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

Возникновение метода

Фасилитация — процесс и группа навыков, которые позволяют эффективно провести обсуждение сложной проблемы или ситуации. Она помогает группе облегчить внутреннее взаимодействие, чтобы выполнить задачи, решить проблемы или достичь согласия.

Процесс фасилитации повышает эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, помогает раскрыть их творческий потенциал и приготовиться реализовать принятые решения. Такой процесс стимулирует участников к более продуктивной мыслительной работе, чем тренинг, семинар или другие формы обучения.

Фасилитацию можно рассматривать еще и как метод обучения, при котором тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды, помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать навыки. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и реализацию.

Основная цель — ответить на запросы бизнеса: собрать информацию, проанализировать проблемы, генерировать идеи, уточнить задачи, найти решения, договориться и сделать выбор, спланировать действия.

Продукты фасилитации — это решения, которые группа фиксирует на бумаге, в цифровой форме или на фотографиях. Следствием фасилитации должны стать изменения в организации или команде.

Фасилитатор — специалист, который отвечает за качество процесса, не заинтересован в итогах обсуждения, не представляет интересы ни одной из присутствующих сторон и не участвует в дебатах. Его цель — поддерживать группу в выполнении стоящих перед ней задач, привести ее к общему пониманию вопросов, выводов и решений.

Это ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и принятия решений на ее основе, согласно задаче, поставленной перед группой. В этом процессе фасилитатор фильтрует свои стереотипы восприятия, не излагает свой взгляд на проблему, не предлагает свои варианты решений или способы действий. Он предоставляет средства, с помощью которых группа самостоятельно выполняет свои задачи.

Самостоятельный поиск информации и решений мотивирует, обеспечивает более эффективное усвоение и анализ информации, ускоряет процесс принятия решений. А если это обучающий процесс, способствует более эффективному освоению и закреплению приобретенных знаний и навыков. Именно поэтому роль фасилитатора ограничена по влиянию на результаты группы.

Подведем итог

Казалось бы, чем больше человек в группе занимаются общим делом, тем лучше будет результат, ведь, как говорится, одна голова хорошо, а две – еще лучше. Но по факту выходит с точностью наоборот, что доказали многочисленные эксперименты ученых.

Получается, эффект Рингельмана – это неосознанный способ избегания ответственности. При выполнении коллективной работы создаются такие условия, при которых человек начинает лениться, и, как следствие, прикладывает меньше усилий, чем мог бы.

Не стоит думать, что этот эффект постоянен и его появление неизбежно. В первую очередь, нужно позаботиться о сплоченности команды, их общности, о повышении индивидуальной ответственности и значимости работы каждого члена рабочей группы, а также наладить общение внутри коллектива.

Не забывайте проводить своевременный контроль действий команды, чтобы не упустить бессознательного бездельника, поощряйте отличившихся и наказывайте тех, кто относится к работе недобросовестно. Так вы дадите понять, что каждый отвечает за свой труд, даже если он был реализован в групповой работе.

А если вы сами «поймали» эффект Рингельмана, то задумайтесь, что повлияло на вас: может быть, вам не хватает мотивации или вы не понимаете свою роль в коллективе? А может, вы следуете чьему-то примеру (ведь, как известно, дурной пример – заразителен)?

В любом случае, это лечится, главное – не упустить момент и приложить максимум усилий, чтобы социальная лень не стала оружием массового поражения.

Любите свое дело, вдохновляйтесь своей работой, отдавайтесь ей на 150%, и тогда лень будет обходить вас стороной.

Желаем удачи!

Вывод

Друзья, вы узнали, что такое лень, и как с ней бороться. Как видите, причин лени довольно-таки много, поэтому и методы борьбы с ней совершенно разные. Иногда побороть её нетрудно, стоит лишь что-то поменять на рабочем месте. Но бывают случаи, что победа над ленью требует полного изменения образа жизни, что человеку даётся очень нелегко.

Но в любом случае: если вы увидели в себе лень, то с ней нужно бороться, используя системный подход. Исследуйте себя хорошенько, рассмотрите свою лень под микроскопом. Сформулируйте проблему, запишите свои возможности и действуйте безотлагательно!

Впрочем, не переусердствуйте и помните об обратном: кроме лентяев, есть ещё трудоголики. Они вообще не умеют лениться ни минутки. Это тоже опасное состояние. Жизнь у них, так же как и у лентяев, проходит мимо. Но об этом – в следующий раз! А на сегодня у меня всё. С вами была Наталья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: