Коллективное бессознательное

Взаимодействие с коллективным бессознательным

Какие есть способы взаимодействовать с коллективным подсознанием? Их два. Про первый мы уже вскользь упомянули: это получение чего-то из коллективного подсознания. Если Вам чего-то не хватает, то в определенном состоянии Вы можете это получить. Этот доступ есть у каждого человека. Конечно, информация из данного источника редко бывает в виде готовых книг, симфоний и формул, она ощущается в форме озарений.

Наверняка каждый из Вас в тот или иной момент жизни с этим сталкивался. Когда Вы о чем-то долго думали, потом немного расслаблялись, и в этот момент вдруг приходила мысль. Эта мысль, как правило, имеет определенное качество, она позволяет Вам перейти на новый уровень, она что-то сильно меняет в Вашем понимании проблемы или жизни в целом. Это первый вариант взаимодействия с информационным полем.

Второй вариант – это отправление заказа, запроса, намерения в коллективное бессознательное и получение оттуда какого-то результата. С этим Вы тоже, без сомнения, сталкивались, когда чего-то хотели, затем тоже на время расслаблялись, и желание исполнялось. Иногда это приносили другие люди, иногда Вы просто оказывались в ситуации, где желаемая вещь сама приходила Вам в руки. Как видите, с информационным полем можно взаимодействовать таким образом: Вы закладываете туда свое намерение и получаете его оттуда в реализованном виде.

Оба варианта взаимодействия с коллективным бессознательным на самом деле существуют в природе. Первый из них исследован больше, второй – меньше, и, скорее всего, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этими явлениями.

И фрейдовское, и юнговское представления о подсознании являются верными. То есть у нас есть индивидуальное (индивидуальное) подсознание (изолированный чулан) и коллективное бессознательное (общий склад) с доступом к информационному полю. От нашего внутреннего состояния и наличия практических навыков зависит то, к какому из этих подсознаний мы можем получить доступ в каждый конкретный момент.

Новогодняя акция!

Только с 24 декабря по 7 января Вы можете купить аутотренинги, медитативно-релаксационные программы, аудиовизуальные сессии, нейрокорректоры и другие инструменты для саморазвития со скидкой 33%

20.10.20182906+12

Что такое коллективное бессознательное?

В основе теории коллективного бессознательного лежат архетипы, составляющие структуру теории: это врожденные психические предрасположенности, которые помогают нам переживать и представлять основные человеческие поведения и ситуации.

Все архетипы видны через образы в снах и видениях, вероятно, поэтому Юнг проявлял большой интерес к интерпретации снов и символов как способу понимания изменений в психике.

Теория коллективного бессознательного Юнга имеет смысл только, если он попадает в плоскости коллективной памяти, которая должна быть проанализирована не только у человека, но и в самой вселенной.

Начиная с семнадцатого века, возник ряд идей, согласно которым законы природы — начиная логически с математики — неизменны, вечны и вездесущи, и что они гораздо более реальны, чем реальный мир, который мы видим. Но мир, который мы видим, неоднороден, и по той же причине была создана атомная теория, которая объясняет, что мир на самом деле построен атомами, и их постоянное движение вызывает изменения.

И законы, и материя фиксированы, они не меняются, они остаются неизменными.

Возможно, поэтому за последние два столетия эволюционная теория достигла таких успехов: не только теории Дарвина, но и в результате социальной, технологической, медицинской, культурной эволюции — новые лекарства, коммунизм, современное искусство.

Наконец, в 1966 году была принята теория Большого взрыва, согласно которой Вселенная перестала быть вечной и неизменной, а физика перестала быть статичной. Если законы физики вечны и существовали до самой Вселенной, можно подумать, что они являются метафизическими законами.

Сэмюэл Батлер утверждал, что каждой форме жизни присуща бессознательная память, и пошел дальше, сказав, что она есть и у атомов. Основываясь на этой теории, можно сказать, что у каждого из нас есть «поля», которые заполнены определенной информацией, будь то биологической, когнитивной или любой другой информацией, что означает, что, как только организм что-то модифицирует или изучает, остальная часть аналогичные организмы будут делать то же самое гораздо проще, благодаря коллективной памяти, заполненной в этих полях.

Если мы думаем в терминах памяти, предлагается совсем другой подход, чем обычно: воспоминания не будут храниться в мозгу. Например, каждый раз, когда мы садимся на велосипед, нервная система и мышцы вспоминают о других случаях, когда вы ездили на велосипеде.

В целом считается, что вещи хранятся в мозгу, и используем мозг как синоним разума и памяти, вероятно, потому, что многие типы повреждений мозга вызывают проблемы с памятью. Было много попыток научного определения местоположения памяти в мозге, и различные исследования показали, что удаление большей части мозга не приводит к потере памяти, что приводит к предположениям о том, что память присутствует повсюду в одно и то же время и нигде в частности.

В теории хранения памяти также фатальная ошибка: искать память внутри «склада», у нас есть система поиска, которая, в свою очередь, должна иметь память программ, и так далее…

Если мы начнем с этой теории настройки с помощью нашей собственной памяти, мы также можем поверить в то, что существует коллективная память, которую мы все улучшаем с помощью наших собственных новых знаний. Следовательно, теория морфического резонанса придала бы истинное значение коллективному бессознательному Юнга.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Применение к политике и обществу

Элементы коллективного бессознательного могут проявляться среди групп людей, которые по определению связаны с этими элементами. Группы людей могут стать особенно восприимчивыми к определенным символам из-за исторической ситуации, в которой они оказались

Общая важность коллективного бессознательного делает людей созревшими для политических манипуляций, особенно в эпоху массовой политики. Юнг сравнил массовые движения с массовыми психозами, сравнимыми с одержимостью демонами, при которых люди некритически направляют бессознательный символизм через социальную динамику толпы и лидера .

Хотя цивилизация заставляет людей отказываться от своих связей с мифологическим миром нецивилизованных обществ, Юнг утверждал, что аспекты примитивного бессознательного, тем не менее, вновь заявят о себе в форме суеверий , повседневных практик и неоспоримых традиций, таких как рождественская елка .

Основываясь на эмпирическом исследовании, Юнг чувствовал, что все люди, независимо от расовых и географических различий, обладают одним и тем же коллективным пулом инстинктов и образов, хотя они проявляются по-разному из-за формирующего влияния культуры. Однако, помимо изначального коллективного бессознательного, люди в рамках определенной культуры могут разделять дополнительные тела первичных коллективных идей.

Юнг назвал феномен НЛО «живым мифом», легендой в процессе консолидации. Юнг утверждал, что вера в мессианскую встречу с НЛО демонстрирует, что даже если рационалистическая современная идеология подавляет образы коллективного бессознательного, ее фундаментальные аспекты неизбежно всплывают на поверхность. Круглая форма летающей тарелки подтверждает ее символическую связь с подавленными, но психически необходимыми идеями божественности.

Универсальная применимость архетипов не ускользнула от внимания маркетологов , которые отмечают, что брендинг может находить отклик у потребителей через обращение к архетипам коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Концепция Карла Густава Юнга предполагает, что коллективное бессознательное являет собой смесь архетипов. Количество самих архетипов неисчисляемое. Так как их ровно столько же, сколько и жизненных ситуаций, которые повторяются, но на восприятие которых нет определенного типа, поэтому они фиксируются в психике как форма без содержания.  Архетипы представляют из себя определенный образ в подсознании, который активируется при прокручивании ситуации, естественной для него, и проявляется в сновидениях или творческом самовыражении.

Структура коллективного бессознательного

В своих трудах, разъясняя из чего же формируется коллективное подсознательное, Юнг выделял следующие аспекты:

  • Наследственность – получение части бессознательного от родителей;
  • Наличие архетипов – предшественников и прототипов проявления врожденных инстинктов;
  • Архаичность природы – суть и манера поведения у всего человечества совпадает, и абсолютно не имеет значения расовая принадлежность;
  • Мифологичность структуры;
  • Не поддается волевому контролю.

Архетипы коллективного бессознательного

Об архетипах коллективного бессознательного Юнг говорил, как о своеобразных помощниках человека к адаптации во внешней среде. Каждый человек поддается трем основоположным моделям поведения:

  1. Хаос – желание беспорядка и раздоров;
  2. Порядок и нейтралитет – предпочтение поддержания мирных сотруднических отношений;
  3. Гармония – рвение к благодеяниям, единству и красоте во всем.

Среди невероятного количества архетипов, Юнг акцентирует внимание на перечне базовых. Определяющих тактику поведения, существования и взаимодействия с природой у основной массы населения:

  • Анима и анимус. Женская часть психики мужчины и мужская часть психики женщины.
  • Тень – скрытая часть человеческой психики, которая находится под охраной бессознательного.
  • Мудрый старец – архетип духа. Ему присущи такие качества, как мудрость, озарение, размышление и интуиция. Самого Юнга сегодня относят именно к этому архетипу.
  • Трикстер – архетип коварства и хитрости, который обладает также энергией и мощью. Примером здесь можно считать Джокера.
  • Персона – образ человека, который представляется обществу, так называемая «кожа» личности.

Основное объяснение

Термин «коллективное бессознательное» впервые появился в эссе Юнга 1916 года «Структура бессознательного». В этом эссе проводится различие между «личным», фрейдистским бессознательным, наполненным сексуальными фантазиями и подавленными образами, и «коллективным» бессознательным, охватывающим душу человечества в целом.

В «Значение конституции и наследственности в психологии» (ноябрь 1929 г.) Юнг писал:

19 октября 1936 года Юнг прочитал лекцию «Концепция коллективного бессознательного» Абернетианскому обществу в больнице Святого Варфоломея в Лондоне. Он сказал:

Юнг связывал коллективное бессознательное с «тем, что Фрейд называл« архаическими остатками »- ментальными формами, присутствие которых не может быть объяснено ничем в собственной жизни человека и которые кажутся исконными, врожденными и унаследованными формами человеческого разума». Он приписал Фрейду разработку его теории «первичной орды» в « Тотеме и табу» и продолжил дальше с идеей архаичного предка, сохраняющего свое влияние в умах современных людей. Он писал, что каждый человек, «каким бы высоким ни было его сознательное развитие, на более глубоких уровнях своей психики он по-прежнему остается архаичным человеком».

По мере того, как современные люди проходят процесс индивидуации , переходя из коллективного бессознательного в зрелые «я», они создают личность , которую можно понимать просто как ту небольшую часть коллективной психики, которую они воплощают, исполняют и отождествляют с ней.

Коллективное бессознательное оказывает подавляющее влияние на умы людей. Эти эффекты, конечно, сильно различаются, поскольку они затрагивают практически все эмоции и ситуации. Иногда коллективное бессознательное может пугать, но может и лечить.

Работа: техники

Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях.

Рассмотрим некоторые из них.

Ловец снов. Данная техника основана на методе анализа сновидений. Ее отличие в том, что нужно записать сон сразу после пробуждения, причем стараться сделать это максимально детально. Для этого можно использовать блокнот, диктофон или телефон. Даже если вы проснулись посреди ночи, необходимо зафиксировать то, что вам привиделось. На следующий день следует прочитать/прослушать записанное и попытаться понять, что это может означать. Как правило, сообщение подсознания преподносится во сне прямым способом, поэтому трудностей с расшифровкой не возникает
Обратите внимание, что ключевым моментом сна могут быть как ваши чувства и желания, так и тревоги, страхи, переживания.

Письмо к себе. Очень простая в выполнении техника
Необходимо сесть и написать себе письмо. В нем следует задать вопросы, которые вас волнуют, обращаясь к самому себе. Поинтересоваться, что вы чувствуете, что вас беспокоит

Потом сразу же приступайте к ответному письму.
И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного.

Наведение транса

Займите удобную позу и начните сканировать различные части тела. Что чувствует правая рука, крестец, шея, затылок, левая пятка и т.д. Постепенно вы погрузитесь в состояние транса. Можно также навести транс с помощью многократного повторения мысленно одной и той же фразы, как некой мантры. Можно включить музыку с одинаковым ритмом. Как только вы достигнете такого состояния, бессознательное само начнет давать вам подсказки. Вы услышите его голос и раскроете свои скрытые чувства.

История открытия понятия

Коллективному бессознательному 100 лет, хотя кажется, что оно работает с незапамятных времен. Идея была сформулирована К. Юнгом в 1916 году на основе личного бессознательного Фрейда.

Столкнувшись с растущим городским индивидуализмом, это было крестьянское изобретение сына сельского приходского священника, выросшего в тени лесов и гор. Коллективное бессознательное — это что-то вроде общей и неизвестной родины, оно проявляется здесь и там, тогда и сейчас, и разумно думать, что оно будет так делать и дальше.

Происхождение концепции Юнга о «коллективном бессознательном» возникло, когда психология все еще укоренилась в концепциях девятнадцатого века и признала единое сознание, «дневное». Поскольку ночное сознание или сознание сновидений, являющееся основой психоанализа, избегало любой возможности онтологии или систематизации, и это наблюдалось с презрением, что-то вроде модернизации старой раввинской практики толкования индивидуальных и коллективных жестокостей, собранных в Ветхом Завете.

Однако по мере развития сна появлялись более низкие и старые комнаты, пока не доходили до подземной комнаты или сводчатого подвала, которые, как объяснил Юнг, имели неоспоримый характер комнаты, восходящей к римским временам (третий уровень, после первого этажа). Наконец, на полу этого подвала сновидец заметил несколько плит, на одной из которых было кольцо, которое он потянул, чтобы найти еще более узкую лестницу, спускающуюся в глубины просверленной в скале пещеры (четвертый уровень). В этой последней комнате.

«Густая пыль покрывала землю, и среди пыльных останков были кости и битая керамика, свидетельствующие о примитивной культуре. Я обнаружил два человеческих черепа, очевидно, очень старых и практически распавшихся. Именно тогда я проснулся.»

Позже швейцарский психоаналитик объяснил свое разочарование, наблюдая за упорством Фрейда в жесткой и недвусмысленной интерпретации сновидений, когда он интуитивно понял, что сон не может быть переведен в шкалы точной интерпретации, а скорее связан с личным опытом и старостью. … архетипы, которые могут вызывать разные вещи в зависимости от контекста.

Теории и учения кратко

Фрейд

Само данное понятие обрело популярность благодаря работам З.Фрейда.

Согласно его теории, объем бессознательного значительно превышает объем сознания.

Приведем классический пример: представьте себе айсберг. Его верхушка, находящаяся на поверхности , это сознание. Весь массив, расположенный под водой , это как раз то, что мы не осознаем.

В бессознательное вытесняется все то, что противоречит общественным нормам морали. То есть это все фантазии, желания, чувства, неодобряемые окружающими.

Но при этом, они имеют большое значение в жизни человека. Именно из-за них у человека чаще всего возникают психологические проблемы, неврозы, тревожность и т.д.

Согласно теории Фрейда, в бессознательном главным образам содержатся психологические содержания, эмоции и влечения, недопустимые для сознания.

То есть в сознательной части возникает какая-то мысль, потребность или желание, но мы понимаем, что по какой-то причине она недопустима. Поэтому она переносится в бессознательное, где и господствует.

Бессознательное функционирует на основе представлений или какой-то информации, которая однажды была осознана человеком, но промелькнула с некой степенью интенсивности.

Это может быть как одна мысль, так и целый набор переживаний, которые почему-то ушли из сознания и, можно даже сказать, забылись.

О бессознательном по Зигмунду Фрейду в этом видео:

Юнг

К. Юнг является последователем Фрейда, который стал дальше разрабатывать идеи своего наставника.

В своей концепции он основывается на двух понятиях:

  • личное бессознательное,
  • массовое бессознательное.

Им были также открыты архетипы массового или коллективного бессознательного. Согласно его теории, они имеются в каждом человеке и объединяют всех людей. Под коллективным бессознательным он понимает память целого человечества о прошлом.

Архетип представляет собой общую для всех людей форму мысли, которая идет еще из древности. Он довольно абстрактен и выражается разными способами.

В качестве примера возьмем архетип матери. Когда ребенок появляется на свет, то он сразу же наследует данный архетип и бессознательно знает, как вести себя по отношению к матери.

Суть архетипов заключается в том, чтобы наделить человека необходимыми понятиями, которые пригодятся нам в жизни. Среди них можно выделить архетипы времени и пространства, рождения и смерти, родителей и т.д.

Гельмгольц

Гельмгольц разработал свою концепцию, которая получила название &#171,теория бессознательных умозаключений&#187,.

Согласно ее положениям, человек воспринимает три вида образов: первичный, перцептивный и образ представления.

Под первичным образом понимают некую совокупность впечатлений, которые образовались в результате ощущений, не имеющих следов прошлого опыта.

Образ представления представляет собой впечатления, которые основываются исключительно на предыдущем опыте и не имеют чувственную основу в настоящем.

Перцептивный же образ формируется в результате совмещения первичного образа и образа представления. Осуществляется он как раз с помощью бессознательных умозаключений.

Что касается бессознательных умозаключений, то они не осознаются человеком и поэтому их невозможно преодолеть

Поэтому они имеют важное значение в жизни человека

Лейбниц

Г. Лейбниц стал одним из первых философов, который затронул вопрос бессознательного в своих работах.

Он считал, что психика человека , это нечто такое, что содержится в нем в качестве каких-то смутных представлений.

В связи с этим он бессознательным называет все, что по какой-то причине ушло из непосредственного понимания или сознания индивида. Сюда он относил, например, жизненный опыт и приобретенные знания и умения.

Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня

Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.

Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.

Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.

Литература:
  1. 1.Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного.
  2. 2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост.
  3. 3.Лейбин В. Постклассический психоанализ. Том 1.
  4. 4.Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг.

 
Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Коллективное бессознательное – что это?

Коллективное бессознательное – одна из форм бессознательного, подразумевающая, что абсолютно любой индивид представляет собой обладателя совместного опыта эволюции человечества. Данная форма следует по структурам мозга и представляет собой скрытый уровень психики. Содержимое демонстрируется в архетипах – моделях поведения, срабатывающих на возникновение конкретных ситуаций. Но, помимо современной модели человека, на этом уровне бессознательного скрываются также следы жизнедеятельности животных предков.

Первым, кто ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, стал общеизвестный ученик Зигмунда Фрейда, швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. В 1916 году он опубликовал статью «Структура бессознательного», в которой впервые был обнародован термин. Автор отметил, что именно Фрейд первый выявил элементы, которые не относились к индивидуальному бессознательному, а делали более выразительной коллективную природу. Удалось ему это в процессе анализа сновидений его пациентов. Со временем Юнг ввел понятие «объективная психика», а еще позже «трансперсональное бессознательное».

Роль коллективного бессознательного в понимании термина «архетип»

По мнению Юнга, бессознательная часть человеческой психики является ее неотъемлемой составляющей. Она никак не связана с личным опытом человека, с его переживаниями и эмоциями, с его знаниями. Она дана ему от рождения.

Если личная бессознательная часть строится на основе информации, которую человек знал, но поместил на задворки своей памяти (забыл, вытеснил), то коллективная основана на том, что пережили предки этого человека. Она основана исключительно на наследственности, и изменить ее нельзя.

Если личная бессознательная часть состоит из эмоций, которые составляют интимную часть жизни человека, то коллективная строится на основе архетипов по Юнгу. Последние иногда называют архетипическими мотивами.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: