Содержание:
Любопытно и в то же время иронично видеть, как человеческий разум — одна из величайших загадок, с которыми когда-либо сталкивалась наука. Этот орган, защищенный костями черепа, весом от 1300 до 1500 граммов и состоящий из примерно 86 миллиардов нейронов, до сих пор остается одним из наших великих неизвестных.
Мы еще многого не знаем о человеческом разуме. Многие вопросы еще ждут ответа. И в этом контексте разные психологи и неврологи на протяжении всей истории вносили свои идеи, теории и гипотезы о функционировании психических процессов.
И, без сомнения, одна из самых интересных теорий — та, которая разделяет человеческий разум на три уровня: сознательный, бессознательный и подсознательный.. Имея четкую основу в исследованиях и вкладе Зигмунда Фрейда, отца психоанализа и одной из наиболее значимых интеллектуальных фигур прошлого века, эта гипотеза дает нам удивительное понимание природы нашего разума.
Но что такое сознание? А бессознательное? А какую роль играет подсознание? Как они связаны друг с другом? Где каждый? В чем разница между ними? Они такие разные? Если вы хотите найти ответы на эти и многие другие вопросы, вы попали в нужное место. В сегодняшней статье мы исследуем нейропсихологические различия между сознательным, бессознательным и подсознательным.
Рекомендуем прочитать: «15 типов интеллекта (и их характеристики)»
Теория Фрейда
Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке
Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой
Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям — с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой — желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей
Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности
Виды
Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует
Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже
Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.
Читать далее: Кратковременная память — что это?
Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.
Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.
Психологические теории и школы
Понятие бессознательного в психологии занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). Эту последовательность взглядов можно отразить в виде таблицы с кратким обзором трактовки бессознательного основными психологическими школами.
Школа
Ключевое понятие
Функция ключевого понятия
Терапевтическое воздействие
Бессознательное
Другое
Фрейда
Центральная роль
—
Бессознательное является источником энергии, совокупностью подавленных побуждений и генератором симптоматических реакций.
Необходимо внести в сознание подсознательные процессы, чтобы изменить Ид (Оно) и акцентировать внимание на Эго (Я).
Юнга
Центральная роль
—
Бессознательное является направляющей основой психики, вместилищем личных воспоминаний и образных структур «архетипов».
Необходимо провести процесс индивидуации, который включает развитие динамической связи между Эго и самостью. Это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием
Процессом индивидуации, по Юнгу, движет скрытая тенденция, исходящая из духовного центра индивидуации человека.
Бихевиоризма
Отрицание
Поведение
Поведение является основой личного опыта и источником предвидения и управления деятельностью.
Необходимо сформировать новые условные рефлексы с целью более адекватного или желаемого поведения.
Гуманистическая
Нейтральная роль
Самореализация
Самореализация является побудительным принципом деятельности и средством достижения личностной целостности.
Необходимо сформировать потенциал личности и обеспечить ей условия развития, усилить врожденные способности
Когнитивная
Нейтральная роль
Познание
Познание является главным проводником системы воззрений человека, которая определяет его опыт
Необходимо изменить деструктивные установки и взгляды человека, исследовать его воззрения.
Эриксона
Центральная роль
—
Бессознательное является хранилищем опыта человека, источником его возможностей и устранения симптомов.
Необходимо активизировать бессознательную энергию человека для решения внутренней проблемы.
Виды
Составляющие сознательного и бессознательного определялись Фрейдом на основе составляющих психики:
1.Ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения.
2.Эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие.
3.Суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.
Согласно теории Фрейда, Ид и Суперэго находятся в конфликте между инстинктивными влечениями и общественными запретами, которые не позволяют реализовать бессознательные импульсы в реальности. Данные импульсы после вытеснения могут проявляться в виде соматических или психических симптомов.
Бессознательные стремления могут проявляться в виде:
оговорок;
описок;
случаев забывания имен людей;
поступков, которые не осознает человек;
сновидений, преследующих человека
Психоаналитик считал сны посланниками бессознательного, наполненными важной символикой.. Карл Юнг, ученик и последователь Фрейда, считал открытия наставника основой для дальнейшего расширения его теории
Зигмунд Фрейд заключал бессознательное в рамки индивида, выделяя 3 составляющие психики, когда Юнг выделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного
Карл Юнг, ученик и последователь Фрейда, считал открытия наставника основой для дальнейшего расширения его теории. Зигмунд Фрейд заключал бессознательное в рамки индивида, выделяя 3 составляющие психики, когда Юнг выделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного.
Согласно этому представлению, коллективный вид бессознательного – общее для всего человечества, объединяющее множество людей.
Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, являющиеся общими символами, значимые для любых людей вне зависимости от культурного фактора. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
Бессознательное индивидуальное включает в себя продукты процессов инстинктов, информацию, вытесненную из сознания, а также факты творческого характера.
Юнг говорил, что личное бессознательное распределятся организованно в зависимости от комплексов, эмоционально заряженных мыслей. Данные комплексы не являются патологическими; их познание способствует обогащению личности и ее росту и развитию.
Связь с сознательным
Простой способ рассмотреть связь бессознательного с сознанием — изучение феномена сновидений. Сон — особый вид активности. Во время сна человек:
Двигается.
Проговаривает отдельные слова или предложения
Он произносит то, что вызывает сильные эмоции или нечто крайне важное.
Размышляет.
Сохраняет память.
Просыпается в требуемый момент.
Обучается. Во сне человек способен улучшить познания в иностранном языке.
Одновременно с этим между областью сознательного и бессознательного нет четких переходов. Фокус сознания концентрируется на том, что актуально для человека. При этом сторонние действия, явления уходят в область бессознательного, поскольку не имеют значимости.
Как тренировать осознанность правильно? Короткие рекомендации
Вы не сможете стать осознаннее всего за один день и даже за неделю – это долгий процесс перерождения, требующий отказа от некоторых привычек и изменения жизненных приоритетов, поэтому:
- Перестаньте отвлекаться. Человека низкой осознанности отличает невозможность быть незанятым. Ему постоянно нужно заполнять свободное время понятными развлечениями – интернет-сёрфинг во время поездки в общественном транспорте, еда за просмотром любимого сериала, злоупотребление алкоголем, чтобы было проще «найти общий язык», виртуальное общение, вместо реального и т.д. Это мелочи, но, как известно, из мелочей и состоит вся жизнь. Отказ, или сокращение вышеупомянутых развлечений позволит вам существенно повысить осознанность, а вместе с ней и качество жизни.
- Ищите свою технику. Если вам не подходит медитация – слушайте мантры, практикуйте упражнения для самосознания или дыхательную гимнастику. Если у вас не получается сделать это дома – попробуйте поработать над собой сидя в очереди в поликлинике, стоя на кассе, или же в пробке за рулём.
- Не сдавайтесь. Если вам кажется, что упражнения не приносят результата – дайте себе чуть больше времени. Психика человека — не компьютер. Её нельзя перестроить всего несколькими действиями. Будьте методичны и настойчивы.
- Попросите о помощи. Если вы понимаете, что эмоции берут над вами верх и вы не можете самостоятельно выйти на новый уровень самосознания – попросите о помощи. Вы можете записаться к психотерапевту или же попросить совета у инструктора по йоге или лайф — коуча.
- Не осуждайте себя. Целеустремлённым людям свойственно приписывать себе недостатки, которых у них нет. Избавьтесь от осуждения и порицания. Относитесь к себе терпеливо и бережно, как к ребёнку, которого нужно чему-то научить.
Постарайтесь избавиться от осуждения и порицания себя
Разъясняем термины
Скверное сознание – это состояние, в котором много привязаностей. То есть человек привязан к каким-то суждениям, что формирует реакцию на события в автоматическом режиме. Например, человек привык на лекциях садиться на любимое место и если кто-то его занимает, то он сильно раздражается. В большинстве случаев люди привязаны к собственности, поэтому сильно беспокоятся и способны на дурные, неразумные поступки. Если сознание и подсознание человека оскверненное, то он теряет свои мысленные способности, что сравнимо с животными. Такой человек становится агрессивным и удовлетворяет только свои потребности, не делая ничего нового.
Одержимости – это сильные чувственно-эмоциональные переживания человека, которые имеют глубокий смысл. Понять это не сложно, можно представить какую-то навязчивую идею, которую создали эмоции человека, именно это терзает рассудок человека. Это могут быть внезапные приступы агрессии, ревности, любви и паники, они являются ответными психическими реакциями на определенные жизненные события.
Поэтому такие люди управляются эмоциями, их призма сознания, через которую проходит информация, искривлена и пошла в сторону одержимости. В итоге человек уже не может трезво воспринимать информацию, он начинает видеть только то, что хочет, только то, что диктуют его одержимости. Довольно часто в роли одержимости выступает эго самого человека.
Поэтому только чистое сознание будет свободно от любых одержимостей и привязанностей. Имея такой разум, человек способен использовать возможности разума по максимуму, это поможет ему правильно оценивать ситуацию и определить самые эффективные действия. Здесь человек использует другие побуждения и ценности, нежели его эго.
Чистое сознание является упорным трудом, состоящим из трех этапов прогресса:
1).Расширение. То есть человек понимает истинную ценность вещей, правильно оценивает мотивы определенных событий;
2).Концентрация. Человеческое сознание получает силу, которая повлияет на сознание других людей и поможет манипулировать их действиями;
3).Чистота. Каждый человек способен очищать сознание и подсознание другого.
Безусловно, сознание людей активно развивается. Особенно это можно заметить, когда они ставят цель, а лучше, если целей будет очень много. Но когда жизнь состоит из того, чтобы поесть, отдохнуть, поспать и развлечься, то сознание начинает затормаживаться, у человека угасает радость к жизни, он становится не интересным, скучным и тухлым. Безусловно, такой финал никого не устроит.
Функции и роль
Бессознательное в психологии – это, согласно взглядам Фрейда, основные влечения и желания человека:
- размножение;
- желание власти;
- стремление получать удовольствие;
- желание избежать чувства страха.
Невозможность удовлетворить свои желания зарождает конфликт на бессознательном уровне человека, который выражается в сильном эмоциональном напряжении.
Чтобы его избежать, Эго на бессознательном уровне выполняет следующие функции:
- Отрицание. Заключается в непринятии нежелательной информации.
- Вытеснение. Заключается в замене неприемлемой информации на приемлемую (например, обвинение других в невозможности самому осуществить какую-либо деятельность).
- Проекция. Отличается бессознательным наделением своих чувств другому человеку.
- Идентификация. Заключается в бессознательном переносе на себя чувств и качеств другого человека (например, опора на авторитет, родителей).
- Рационализация. Поиск более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
- Включение. Понижение значимости травмирующего фактора путем изменения системы ценностей (например, убеждение в том, что если кому-то хуже, значит собственный опыт не имеет значения).
- Замещение. Перенос действия, направленного на недоступный объект, на доступный (например, перенос злости на человека на битье тарелок).
- Регрессия. Заключается в возвращении к более ранним моделям поведения (например, инфантилизация).
- Реактивное образование. Заключается в преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот (при этом защищающийся не осознает своих первоначальных чувств, что исходит из определения).
- Сублимация. Отличается перенаправлением энергии в какую-либо деятельность.
Роль бессознательного, по мнению Фрейда, заключается в уменьшении напряженности и избегании человеком своих внутренних конфликтов из-за невозможности удовлетворить сексуальные влечения. Например, энергия либидо, благодаря бессознательным процессам, может реализоваться в общественно полезной деятельности путем психологической защиты бессознательного – сублимации.
Роль гипноза в формировании психоаналитического метода
Ф. Месмер
Впервые гипноз стал использовать доктор медицины Венского университета Франц Антон Месмер в конце XVIII в. Свое воздействие на больных он назвал “животным магнетизмом”. Он считал, что болезнь — это неравномерное распределение жизненного флюида в организме. Метод состоял в вызывании в больном конвульсивных кризов, что приводило к перераспределению флюида должным образом. В середине XIX в. термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”.
Ж. Шарко
Признание гипноза в профессиональной среде как метода лечения различных физических расстройств началось с Жана Шарко, французского врача-психиатра. Подход его к болезни был исключительно соматическим, т. е. он признавал только органические причины заболевания и видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. Такого рода нарушения, по его мнению, приводят человека в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние, а это, как правило, влечет за собой истерию. Кроме этого, он не считал процесс, происходящий между пациентом и гипнотизером, важным.
П. Жане
Пьер Жане, ученик Шарко, предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления. Жане изучал чувства, испытываемые пациентом к гипнотизеру во время сеанса и после него. Он говорил об их мощной положительной окрашенности и сравнивал пациента с ревнивым любовником. Однако Жане отрицал сексуальную окрашенность этих чувств и явно стремился уклониться от вовлечения в межличностные отношения с пациентами. Работы Жане во многом предвосхищали идеи Фрейда; впоследствии Жане выказывал личную неприязнь к “отцу” психоанализа и едва ли не обвинял последнего в краже своих идей.
И. Бернгейм
И. Бернгейм занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат внушения или самовнушения. Гипноз им рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Он первым использовал в клинических условиях терапию сном. От гипноза он перешел к внушению в состоянии бодрствования, а затем к самовнушению. Он открыл путь аффективной психологии, которой предстояло выявить моменты «отношения», скрытые во внушении.
Таким образом, гипноз является предтечей пихоанализа. Во-первых, в клинике лечения гипнозом были замечено, что причины заболеваний могут носить психический характер. А во-вторых, именно в практике гипноза были замечены феномены аффективных отношений, возникавших у пациентов и гипнотизеров, которые потом получат название переноса и контрпереноса. А также описывались другие явления — например, зависимость пациента от гипнотизера, сопротивления пациента воздействию гипнотизера. Поэтому уже этот период начинают складываться основные принципы и правила гипнотизеров — принцип изоляции, принцип доброжелательной нейтральности отношений и т. п., которые потом получат свое развитие в теории и практике психоанализа.
Что общего у сознания и подсознания?
Человеческий разум делится на три части, известные как сознательный ум, подсознание и бессознательный разум. Несмотря на большую разницу в своих функциях, все три составляющие определяют человеческие отношения и модель поведения. Также сознание и подсознание связаны между собой, поэтому они не могут существовать в изоляции.
- Понять разницу между сознанием и подсознанием легче всего наглядно, через ассоциации. За основу сравнения можно взять компьютер. Компьютер – это разум человека. Это единая система, которая состоит из нескольких элементов. Тогда сознательный ум можно представить в виде клавиатуры и монитора.
- Данные вводятся на клавиатуре, а результаты выводятся на экран монитора. Так работает сознательный ум — информация берется через какой-то внешний или внутренний источник среды обитания, а результаты мгновенно выводятся в сознание.
- Подсознание человека немного напоминает оперативное запоминающее устройство компьютера. Его задача состоит в том, чтобы удерживать программы и данные, которые в настоящее время включены.
- Поэтому они могут быстро и легко использоваться компьютерным процессором. Подсознание работает аналогично компьютерному ОЗУ. Оно запоминает на короткий срок ежедневно используемые программы и потом легко их воспроизводит.
Но они тесно взаимодополняют друг друга
Диагностика
Бессознательное в психологии – это явление, для исследования которого применяют 2 метода изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций заключается в анализе специалистом непрерывно продуцируемых пациентом слов. При этом психоаналитик должен найти закономерность в потоке мыслей человека и выявить причины его проблемы.
Нередко для данного метода используется ассоциативный эксперимент. Процедура его проведения: испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому дается 100 слов и 8 минут на ответы. Результаты эксперимента позволяют выявить скрытые переживания пациента.
Анализ сновидений активно использовался Фрейдом, который считал, что любое сновидение (душевная жизнь во время сна) представляет собой иллюзорное исполнение желания человека, которое он не имеет возможности осуществить наяву. Это связано с ослаблением контроля сознания и выходом бессознательных процессов в сновидения.
Фрейд в сновидениях выделял 2 их формы: сны с явным содержанием и скрытым содержанием. В первом случае пациент видит образы сновидения, символическое изображение скрытых мыслей. Во втором случае мысли показываются не открыто, для их анализа необходимо раскрыть полное содержание сна и найти его скрытые проявления мыслей.
Чаще всего, у взрослых людей можно наблюдать вторую форму сновидений, что связано с защитными механизмами, не позволяющими даже в сновидениях открыто показать сдерживаемые и нежелательные влечения.
Также Фрейд выделял следующие проявления бессознательного:
- оговорки – бессознательно определенное речевое действие, которое связано с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Оговорки возникают при столкновении бессознательных намерений и желаний и сознательно определенных целей;
- забывание имен – возникающая помимо воли человека особенность бессознательного, которая говорит о неприятных чувствах по отношению к какому-то человеку или событию, в котором он фигурировал;
- автоматизация движений – явление бессознательного, когда определенные движения до какого-то времени были осознанными, но, с течением времени, перешли в область бессознательного. К таким движениям можно отнести ходьбу, чтение, речь.
Суть и описание
Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:
- В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
- Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
- Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
- Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.
Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.
Определение
История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.
Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.
В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.
Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.
Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.
В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.
Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.
Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.
Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.
В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.
Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.
Ошибки обыденной жизни
Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.
Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.
Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».
А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?
Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».
Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.
Зигмунд Фрейд
Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.
Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.
Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.
В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.
Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.
Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.