Зигмунд Фрейдр, психоанализ Зигмунда Фрейда
Чем знаменит Зигмунд Фрейд, почему трудна философия и теория психоанализа, бихевиоризм, культура? Что такое введение в психоанализ личности человека, в чем заключается развитие психоанализа? Бывает психоанализ сновидений, любви, огня, страстей, агрессии, зависти, секса, страха, сказок, власти, в рекламе, по рисункам, глубинная психотерапия, детский психоанализ (детства), свободных ассоциаций. Почему возникает сопротивление, трансакции, как рушатся межличностные отношения? Как включить защитные механизмы человека, мужчины, женщины, парня, девушки, мальчика, девочки, взрослого, подростка, ребенка?
Из Википедии — свободной энциклопедии
Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в —-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, то есть истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.
Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия
То есть они сосредотачивают своё внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.
К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплёка невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.
Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших сподвижников Альфред Адлер (1870—1937) перенёс акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875—1961) развивал учение о коллективном бессознательном, являющемся совокупностью архетипов, определяющих поведение, как отдельных людей, так и больших социальных групп.
Представители психокультурного неофрейдизма Карен Хорни (1885—1952), Эрих Фромм (1900—1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.
Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями.
То есть можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства — основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше — они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».
Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ». И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
Процесс переработки сопротивлений
Важный этап — это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.
Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений — очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.
Что такое классический психоанализ
Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:
- дисциплину, основанную на научных исследованиях;
- комплекс мер, изучающих психические процессы;
- методику, применяемую в лечении невротических нарушений.
Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.
На приеме у психоаналитика
Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.
Коротко о создании метода
Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.
Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.
Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.
В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком
Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе
Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.
Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом
Исследования
Сотни произведенных исследований ученых были направлены на оценку эффективности психического анализа при неврозах с расстройствами личностного характера. Психоанализ эффективен во вних ситуациях, связанных с нарушением личностных взаимоотношений с интимностью. В качестве терапевтического метода, психоаналитическая техника полезна при одноразовой консультации. Психоанализ использовали в качестве инструмента для исследования развития ребенка. Он превратился в метод терапии ментальных нарушений.
С психоанализом были проведены также мета-исследования. Они показали, что эффективность его сравнима с результативностью или превосходят другие психотерапевтические виды, лечение с помощью антидепрессивных препаратов. Одна из обзорных статей заключила, что психотерапия эффективнее отсутствия терапии, стандартного лечения или психодинамической терапии. Исследования Кэрона с его коллегами из Мичигана показали, что благодаря грамотному применению психодинамической терапии можно успешно лечить больных шизофренией.
Интересно, что по научным критериям, психоанализ — не лженаука, поскольку он основывается на самостоятельной очевидности, денотативной валидности. Многие исследователи доказывают эффективность психического анализа, теории, выдвинутой Зигмундом Фрейдом, как и ряд подтвержденных исследований на практике.
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
Основы фрейдизма
Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.
Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.
Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).
Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.
Как появился психоанализ?
В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.
Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.
Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.
В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.
Психоаналитическое направление
Самым мощным и разнообразным течением в современной психологии является психоаналитическое течение, которое обязано своим возникновением психоанализу Фрейда. Наиболее известными работами психоаналитического направления являются индивидуальный психоанализ Адлера и аналитический психоанализ Юнга.
В своих трудах Альфред Адлер и Карл Юнг поддерживали теорию бессознательного, но пытались ограничить роль интимных импульсов в интерпретации человеческой психики. Как следствие, бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру было стремление к власти как инструменту компенсации чувства неполноценности.
Психоанализ Юнга вкратце: Г. Юнг положил начало концепции “коллективного бессознательного”. Он считал, что бессознательная психика пронизана структурами, которые не могут быть приобретены индивидуально, а являются даром далеких предков, в то время как Фрейд полагал, что бессознательная психика субъекта может содержать явления, ранее изгнанные из сознания.
Далее Юнг развивает концепцию двух полюсов бессознательного, коллективного и личного. Юнг назвал поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с личным опытом, то есть забытые воспоминания, подавленные влечения и желания, забытые травматические впечатления, личным бессознательным. Она зависит от личной истории субъекта и может пробуждаться в фантазиях и снах. Коллективное бессознательное он назвал сверхличным бессознательным психики, которое включает в себя драйвы, инстинкты, которые в личности представляют природное творение, и архетипы, в которых находится душа человека. Коллективное бессознательное включает в себя национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также некоторое наследие, которое люди переняли от животных. Инстинкты и архетипы играют определенную роль в регулировании внутренней жизни человека. Инстинкт определяет определенное поведение субъекта, в то время как архетип определяет специфическое формирование сознательных содержаний психики.
Юнг различал два типа людей: экстраверт и интроверт. Первый тип характеризуется внешней ориентацией и озабоченностью социальной деятельностью, а второй – внутренней ориентацией и концентрацией на личных влечениях. Юнг обозначал эти субъектные влечения термином “либидо” так же, как и Фрейд, но Юнг не приравнивал термин “либидо” к сексуальному инстинкту.
Таким образом, психоанализ Юнга является дополнением к классическому психоанализу. Философия психоанализа Юнга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, а также антропологии, этнографии, философии и эзотерики.
Адлер, трансформируя первоначальный постулат психоанализа, выделил чувство неполноценности, вызванное, прежде всего, физическими дефектами, как фактор развития личности. В ответ на эти чувства возникает желание компенсировать их, чтобы получить преимущество над другими. Источник неврозов, по его мнению, лежит в комплексе неполноценности. Он в корне не соглашался с утверждениями Юнга и Фрейда о преобладании в поведении и личности человека личных бессознательных инстинктов, которые противопоставляют и отчуждают человека от общества.
Однако между тремя концепциями – индивидуальным психоанализом Адлера, психоаналитической теорией Юнга и классическим психоанализом Фрейда – есть нечто общее: все они утверждали, что человек обладает внутренней, индивидуальной природой, которая влияет на формирование личности. Только Фрейд отводил решающую роль сексуальным мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первобытным типам мышления.
Другим убежденным сторонником психоаналитической теории Фрейда был Э. Берн
Развивая идеи классического психоанализа и разрабатывая методы лечения нервно-психических расстройств, Берн сосредоточил свое внимание на так называемых транзакциях, составляющих основу человеческих взаимоотношений. Психоанализ Берна: Он рассмотрел три состояния эго, а именно: ребенок, взрослый и родитель
Берн предположил, что при любом взаимодействии с окружающей средой субъект всегда находится в одном из этих состояний.
Берна “Введение в психоанализ” – эта работа была разработана для объяснения динамики индивидуальной психики и анализа проблем, с которыми сталкиваются пациенты
В отличие от своих коллег-психоаналитиков, Берн считал, что важно свести анализ проблем индивида к истории жизни его родителей и других предков
Берна “Введение в психоанализ” посвящено анализу типов “игр”, используемых людьми в повседневном общении.