Психоанализ, фрейдизм

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

Семь защитных механизмов

По мнению психоаналитика психологические проблемы человека связаны в первую очередь с конфликтом социального и животного в человеке. Когда человек, постоянно подавляет аморальные желания, по меркам современного общества он может заболеть, стать агрессивным, раздражительным. Всего этого можно избежать. Просто нужно направить негативные мысли в нужное русло. Например, заняться спортом, творчеством, общественной активностью и т.д. Это сублимация – перенос сексуальной энергии в другую деятельность. Кроме сублимации, существует еще семь защитных механизмов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, инверсия и регрессия.

Механизмы психологической защиты – это набор неосознанных реакций, которые защищают человека от переживаний и негатива. Они помогают поддержать психическое равновесие. Если часто обращаться к этим защитным механизмам может наступить нежелательный эффект, то есть деформация личности, которая будет препятствовать социализации. Иногда защитные механизмы могут давать сбой.


Наши воспоминания

Главная цель психоанализа — это расширение знаний о самом себе. Для этого надо вскрыть механизмы поведения, которые их определили. Человек должен полностью изменить свою жизнь, чтобы она стала более полноценной и комфортной. Если у вас:

  1. есть конфликт, который вы не можете решить;
  2. постоянно повторяете одни и те же ошибки;
  3. вас мучает страх, неуверенность в себе, тревога;
  4. не можете долго найти себе пару;
  5. наступил кризис;
  6. мир кажется серым и унылым;

Общество вас не принимает Тогда вам нужна помощь специалиста. Не надо бояться слова – психоаналитик. Оно совсем не страшное. Это такой же специалист, как терапевт или хирург. Он вам поможет разобраться с вашими проблемами. Он занимается глубоким психоанализом. Он вас выслушает

Для него это важно. Только вы сами знаете, что у вас болит

А ему нужно вас услышать и сообщить вам о понимании вашей проблемы.

Психоанализ – это научная, философская концепция, которая описывает разные связи и законы психического развития людей. Не надо запускать этот процесс и мир заиграет разноцветными красками, принося удовлетворенность и покой.

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов

Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет). Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Продукты бессознательного.

Под продуктами бессознательного Фрейд понимал следующие выхлопы психической активности человека:

  • Фантазии нормальных людей и невротиков
  • Сновидения
  • Вытесненные симптомы, которые не могут быть осознанными
  • Заменяющие образования, которым удалось прорваться к сознанию

С помощью фантазий, снов, прорвавшихся в сознание переживаний, человек может так или иначе понять о процессах, происходящих в его бессознательном, прочувствовать беспокоящие его тревоги и страхи. Вытесненные симптомы, которые психика демонстрирует день ото дня, также говорят нам о том, что волнует, толкает на определенные действия человека. Порой данные действия могут быть а-логичными и неосознанными, поэтому в данном контексте мы говорим именно о продуктах бессознательных психологических процессов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее значимые его разработки:

  • трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
  • теория психосексуального развития личности;
  • теория эдипова комплекса;
  • выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
  • внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Определение

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Литература

1. «Клиническая психология». Учебник для ВУЗов. Под ред. Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 2014.-896с.                                                                                                 

2. Макаров В.В.  Предисловие к книге «Проституция: психология и психиатрия», 2013. http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=542&t=1115&p=1600#p1600                           
3. Психология XXI века. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Дружинина., Н 57 М, 2003, — 863 с., стр. 611  
4. Eysenck H.J.  Personality and Individual Differences. 1991, v. 12, p. 773 – 790.                                                                

5. Сattell R.B. Handbook of modern personality psychology of human mating, 1993, v.100 p. 204 -232.                
6. «Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика лечение». Под ред. Академика Вейна А.М., ООО «Медицинское информационное агентство», 2003, — 752 с.                                                                                               

7. Freud S. Project of scientific psychology. – 295. Цит. по Решетников М.М. Психическое расстройство. Лекции. Санкт – Петербург. Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2008, — 373 с., стр. 160.                                                       

8. Гурджиев Г.И. «Взгляды из реального мира». Встречи с замечательными людьми., 2004, — 636 с., стр. 460.                                                    

9. Макаров В.В. «Горизонты психотерапии». Журнал «Психотерапия», 2011, № 10, стр.47 – 53.                                    

10. Табидзе А.А. «О возможностях приборной диагностики», Журнал «Психотерапия», 2010, №4, стр. 29 -34.                                                                                                

11. Табидзе А.А. «О механизмах социальных конфликтов или попытка сопоставления психоаналитической и психодеформационной концепции личности», Журнал «Психотерапия», 2015, № 10, стр. 63 – 72.                                                                                               

12. Табидзе А.А. «Образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных».  Амбулаторная и больничная психотерапевтическая и психологическая помощь сегодня. Материалы 13 и 14 Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции., Выпуск 13, Москва, 2016, стр.178 -181.
13. Батаршев А.В. «Диагностика черт личности и акцентуаций: практическое руководство»-М., Психотерапия, 2006. -288 с., стр.99.
14. Справочник практического психолога. Психодиагностика. Под общ. ред. С.Т.Посоховой.- М.,: АСТ; СПБ.: Сова, 2005.-671 с., стр.163   
15. Табидзе А.А. «Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиций клинической психологии», Сетевой журнал «Медицинская психология в России», 2015, № 5, с. 35.
16. Дениэл Гоулман. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013,-512 с.
17. Энтони Мерсино. «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов», Изд. «ЛитагентМИФ», 2017.
18.  Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект российская практика», М.: Манн, Иванов и Фарбер., 2013
19. Судаков С.К. «Гипотеза двухступенчатого механизма положительного подкрепления». Тезисы IV Международной междисциплинарной конференции» Современные проблемы системной регуляции физиологических функций»,17-18 сентября 2015 г., г. Москва, -762 с., (стр. 23-24).                                                                         

20. Табидзе А.А. «Психологические и психофизиологические детерминанты личности как основа национальной безопасности».  Безопасность России: современные вызовы и угрозы. Сб. Материалов научно-практической конференции под. общ.ред. А.В.Опалева; РАЕН., Акад.Ген.Прокуратуры РФ, -М., 2017, -200 с. http://ruspsy.net/phpBB3/viewtopic.php?f=126&t=2403                                                    

21. Востриков А.А., Табидзе А.А. «Психотерапевтическая педагогика». Книга 2. Учебное пособие. Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск, 2008. – 236 с.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

История

Психоанализ появился в 1880 году, в день, когда венский врач Брайер поделился одной историей с Фрейдом о пациентке, которая смогла излечится от истерии гипнозом. На приеме она озвучила травмирующее событие, которое вызвало истерию. Гипноз помог смягчить симптоматику. Фрейд применил методику на своих пациентах, благодаря чему результаты друга были подтверждены. Партнеры выпустили общую публикацию, касающуюся исследования истерии. По личным причинам Брайер отошел от исследования и Фрейд продолжил исследование теории. Он пришел к выводу, что неврозы образуются от Эдипова комплекса.

Обоснования допущения понятия «бессознательное».

Доказывая существование бессознательного, Фрейд приводит ряд весомых аргументов, направленных как на выявление так называемых пробелов сознательного, так и апеллирует к психологическим практикам и житейскому опыту читателя. При этом он приводит следующие допущения (которые представляют собой больше доказательства):

  1. Наличие множества пробелов в системе сознания;
  2. Неспособность сознания удержать в определенный момент весь объем знаний/поступающей информации, поэтому бОльшая часть знания находится в психической бессознательности;
  3. Такие практики как гипноз и психоанализ доказали существование бессознательного;
  4. Житейский опыт показывает, что психические акты легко замечаются у других людей, но не замечаются у себя самого;
  5. Часть скрытых психических процессов (латентных процессов) обладает несколько невероятными признаками, прямо противоречащими свойствам сознания.

С помощь сформулированных выше постулатов автор доказывает читателю существование психических актов, лишенных сознательности, т.е. бессознательных актов. Позволим себе отметить, что эти аргументы не оставляют читателю ничего иного, кроме как согласиться с позицией автора. При этом в других его произведениях также можно почерпнуть дополнительные аргументы в пользу существования бессознательного, как то картины сновидений, выбор, осуществляемый человеком и способы принятия решений и т.п.

Психоаналитическая теория

Идея бессознательного легла в основу психоаналитической теории Фрейда. Ученый выдвинул предположение о том, что каждый человек обладает мыслями, отражающими желания и стремления о которых даже не подозревает владелец.

Определение 1

Фрейд дал определение области психики, в которой содержатся подобные мысли – бессознательное.

Ключевая особенность бессознательных мыслей заключается в их влиянии на человеческое поведение с не меньшей силой, чем сознательные умозаключения.

Вывод 2

Таким образом, действия человека может обуславливаться не только осознанными побуждениями, но и мотивами, которые остаются незамеченными, в которых человек не отдает себе отчет. А Фрейд, разделив психику на сознательное и бессознательное смог объяснить поведенческие отклонения у своих пациентов.

Зигмунд Фрейд выдвинул предположение, что если человек в повседневной жизни вынужден сталкиваться с неразрешимой проблемой, вызывающей тяжелые переживания, он находит выход, вытесняя травмирующие мысли из сознательной в бессознательную часть психики, тем самым стараясь избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Замечание 3

Иными словами, человек старается отрешиться от плохих мыслей, замещая их более позитивными сторонами действительности, постепенно забывая о травмирующих переживаниях и возвращая себе комфорт.

Однако, вытесненная в бессознательное проблема все еще остается не решенной, продолжая существовать, как в случае с пациентами под гипнозом. С одной стороны, отодвинутые в бессознательное, переживания облегчили жизнь пациентов, а с другой, накапливаясь, они начали проявлять себя, провоцируя недуги, в том числе параличи, боли в спине и прочее. Фрейд первым сделал заключение о том, что такие, не поддающиеся медицинскому объяснению, симптомы могут быть вызваны неразрешенными жизненными сложностями, которые были оттеснены в бессознательное.

Для лечения пациента необходимо было погрузить его в воспоминания об исходной проблеме и заставить осознать ее причину. Ученым был предложен способ выявления конфликтов в бессознательном. Методика основывалась на свободном рассказе пациента о своих мыслях, без попытки их критиковать или анализировать. В процессе рассказа психолог внимательно слушал и определял бессознательные конфликты в словах пациента. данная методика была названа «метод свободных ассоциаций».

Замечание 4

Помимо рассказов пациентов о жизни, он также подвергал анализу и их сновидения, полагая, что в них находят отражение внутренние конфликты человека.

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

Каким я вижу влияние теорий Фрейда

Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности,
которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на
природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи,
нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе
понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Фромм называет
Фрейда реформатором мира — и это не преувеличение! Его идеи были подобны
взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю
викторианскую эпоху во всех областях.

Создание науки о бессознательном вынуждает к пересмотру понятия
сознания. Фрейд ставит неразрешимую задачу: одновременно быть и ответственным
за здравое мышление, и способным на безрассудство.

Фромм пишет о Фрейде: “Хотя теория Фрейда представляет собой
кульминацию рационализма, в то же время он нанес ему фатальный удар, Показав,
что истоки человеческих действий лежат в бессознательном, в глубинах, которые
почти всегда скрыты от взгляда наблюдателя, что сознание лишь в малой мере
контролирует человеческое поведение, он подорвал тот рационалистический образ
человека, где безраздельно доминировал интеллект» .

Фрейд становится “мастером подозрительности” , он как бы
призывает не верить человеку и обществу. Ведь то, что люди думают, во что они
верят, что считают важным и истинным — это всего лишь прикрытие чего-то другого.

Он как бы “отнимает» у нас культуру, обесценивает её —
ведь все культурные нормы являются только прикрытием для вещей, которые мы не
хотим признавать, не желаем видеть и учитывать.

Все наши ценности, наше поведение, говорит Фрейд, — это
способы самообмана. Культурным человеком теперь будет не тот, кто имеет ясные
убеждения или твёрдо верит во что-то, а наоборот — тот, кто подозревает,
подвергает всё сомнению и понимает, что за убеждениями и ценностями скрывается
что-то другое. Значит, культура является только формой проявления хаоса,
абсурда и простого случая; это сублимация — оболочка, которая скрывает от
человека то, что он действительно желает и к чему его на самом деле влечёт.

Фрейд “подвергает подозрительности” и религию — но с
экономической точки зрения. Он пишет о том, что его теория является
экономической, так как рассматривает психические процессы с точки зрения
устранения неудовольствия и получения удовольствия. Поэтому, рассматривая
вопрос религии, он ставит не вопрос о Боге, а вопрос о боге людей, о том, что
они вкладывают в понятие Бога, об экономических функциях религии для человека.

Жесткость Фрейда по отношению к религии сглаживалась его
симпатией к искусству. Искусство для Фрейда есть форма ненавязчивого, не невротического
замещения, удовлетворения.

Фрейдовская “подозрительность» к культуре оказала
влияние на развитие сюрреализма, который как раз и ищет мыслительные ходы,
дающие возможность “уличать” культуру в фальсификации. В частности, Сальвадор
Дали восхищался Фрейдом, использую знания психоанализа в своих работах .

Теории Фрейда разоблачают инфантильные и архаические
представления, под воздействием которых мы живем, они делают очевидным, что
человеческий удел — в неизбежных конфликтах, и вообще человеком быть очень
трудно. Если экзистенциализм делает акцент на свободу выбора и воли, то в
психоанализе мы уже с самого начала являемся жертвами своего детства, обречены.
Многие считают психоаналитические теории неэтическими — ведь они даже
сексуальность лишили ореола тайны!

Но каково бы ни было наше личное отношение, Фрейд — это
фигура в философии и психологии, с которой следует считаться. Независимо от
того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) идеи Фрейда, невозможно
оспорить тот факт, что очень немногие идеи оказали такое широкое и мощное
воздействие на развитие человечества.

Многие его работы, посвящённые проблемам человеческой
психики, являются общепризнанными; другие дискутируются и даже критикуются, но,
несомненно, идеи Фрейда будут оставаться актуальными и интересными как в
научных кругах, так и для непрофессиональных читателей.

Список использованной литературы

1.
Рикер П.Конфликт интерпретаций. — М.: Академический проект, 2008.

2.
Фрейд З.Психология бессознательного. — М.: Питер, 2007.

3.
Фрейд З.Введение в психоанализ. — Мн.: ООО “Поппури», 2005.

4.
Фрейд З.По ту сторону принципа удовольствия. — Мн.: ООО “Поппури»,
2005.

5.
Фрейд З.Я и Оно. — Мн.: ООО “Поппури», 2005.

6.
Фрейд З.Психоанализ и культура. — Мн.: ООО “Поппури», 2001.

7.
Фрейджер Р., Фэйдимен Дж.Личность. Теории, упражнения,
эксперименты. — Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

8.
Фромм Э.Миссия Зигмунда Фрейда. — М.: Весь мир, 2002.

9.
Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. — М.: Питер, 2006.

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:

  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека

С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: