Краткое изложение
Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:
- В глубоко скрытом слое нашей личностной структуры находятся не только составляющие архаической формы человеческого существования, но и отголоски жития предков-животных. В роли главного содержимого психической жизни человека Юнг видел стремление личности к абсолютному воплощению своих способностей и сил, реализации потенциала не только осознаваемого, но и неосознанного.
- Наше «Я», согласно Юнгу, не представляется истинным центром психики. Это точка зрения, скорей, современной психологии, которая фиксирует тот факт, что сознание человека находится далеко от бессознательного и при необходимости связи с ним требует больших психических трудозатрат.
- Драматичный разрыв между естеством и цивилизацией посеял глобальный человеческий невроз. Он сильно усложняется на протяжении прогресса культурного развития и регресса экологической обстановки. Промышленный переворот еще в большей степени отодвинул человека от его природного бессознательного. Это вызвало увеличение общественных иррациональных сил, психологическую инфляцию, нивелирование людей и возникновение общественного человека с его тяжело преодолимым устремлением к катастрофе. Из-за этого возрастает риск формирования различных массовых психозов и доминирование тоталитаризма.
Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.
Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства
У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.
Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.
https://youtube.com/watch?v=Dz90q_IjJhc
Неосознаваемые побудители сознательных действий
Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
Виды установки:
— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).
Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.
Формы проявлений
Бессознательное в психологии – это явление, проявляющееся в разных формах, которые определяют следующие феномены:
Название феномена | Описание |
Неосознаваемые побуждения деятельности | Включает в себя установки, мотивы и потребности человека, которые детерминированы лично определяемым образом желаемого результата. При этом человек не видит и не осознает связи между собственными побуждениями и событиями, которые они вызывают в будущем. |
Надсознательные явления | Данные явления не поддаются сознательно-волевому контролю; они определяют психический уровень активности, проявляющийся в творческой деятельности. Данный уровень включает 2 формы: бессознательная (зависит от личного опыта человека, основывается на уже имеющейся информации) и надсознательная (зависит от личных стремлений человека к созданию чего-то нового). |
Субсенсорное восприятие | Является формой непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых человек не может дать себе отчета Это смутно осознаваемые, не доходящие до уровня сознания чувственные данные, когда анализаторы сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем осознается нами. К ним могут быть отнесены слабые световые, звуковые и другие сигналы, влияющие на психическое состояние человека, но не являющиеся предметом сознательного внимания. Эти раздражители свидетельствуют о резервных возможностях органов чувств человека. |
Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности | Включают в себя автоматизированные стереотипы поведения и деятельности. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, заранее настраивая человека на соответствующие действия и мысли. |
Самозащита бессознательного — проекция и рационализация
А теперь поговорим о таких “вкусняшках”, как проекция и рационализация.
Рационализация — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая ограничивает мышление и восприятие до рамок, внутри которых собственные поступки, выводы и поведение кажутся удобоваримыми и оправданными, даже если на деле это не так.
Проекция — это бессознательная самозащита человеческой психики, которая переводит подсознательные, в основном, негативные эмоции на окружающих.
То есть, если где-то в глубинах бессознательного в тебе накопилась уйма злости, то твоё подсознание, чтобы злость эту выплеснуть наружу, может нашептать тебе, например, что прошедший мимо тебя человек как-то нехорошо на тебя посмотрел. И вот результат — у тебя сжимаются кулаки, ты окрикиваешь прохожего, ругаешься, лезешь в драку, думая, что всё происходящее имеет рациональное объяснение, хотя на самом деле — нет.
Так, это всё хорошо, но при чём тут это? А к тому, что рационализация и проекция — это важные психические процессы самозащиты, постоянно действующие в фоновом режиме, и ответственные за множество качеств нашей личности. В каком-то смысле это можно назвать кирпичиками в фундаменте нашего мышления. То есть, так или иначе, на протяжении всей нашей жизни мы постоянно рационализируем наши поступки и проецируем наши эмоции на других.
Всё это означает, что само чувство личной воли есть не что иное, как рационализация, самообман. То есть, наш мозг словно бы против нас самих — с одной стороны, он не даёт права выбора, с другой стороны, он это мастерски камуфлирует, чтобы мы даже не догадывались, как мало мы творим по воле собственной, а не по правилам подсознательного, почти что как животные.
Зигмунд Фрейд
Итак, это австрийский невролог, ставший основателем психоанализа. Его идеи и доныне вызывают неизменные дискуссии, как в научных, так и в обывательских кругах. Безусловно, он стал новатором в области психиатрии.
Приведем небольшую биографическую справку. Фрейд родился в 1856 году во Фрайбурге в семье торговца тканями. Вскоре после рождения Зигмунда семье пришлось переехать в Вену. С самого детства на мальчика возлагали большие надежды, и читал он совсем недетскую литературу – Кант, Гегель, Шекспир. Кроме того, ему очень хорошо давалось изучение иностранных языков.
Отучившись в гимназии, он поступил на медицинский факультет, однако тяги к этой сфере науки не испытывал. Фактически, юноша избрал для себя меньшее зло среди традиционных для евреев того времени сфер деятельности – торговли, медицины и юриспруденции. После окончания учебы Зигмунд был намерен продолжать академическую карьеру, однако вынужден был отдать предпочтение работе и вскоре открыл свой кабинет, в котором работал как невролог.
В 1885 году Фрейд попал на стажировку к психиатру Шарко, у которого перенял технику гипноза. Кроме того, в работе с пациентами он начал применять разговор, позволяя больным сполна выплеснуть эмоции. Этот метод в дальнейшем получит название «метод свободных ассоциаций». Он позволял проницательному врачу понимать проблемы пациентов и освобождать их от неврозов.
Постепенно Фрейд начал публиковать свои книги, вызвавшие сначала отторжение, а потом широкий резонанс в обществе: «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни» и т. д. Вокруг него сформировался круг учеников, среди которых в 1910 году произошел знаменитый раскол. Основной камень преткновения заключался во фрейдовской идее, что психозы человеческой личности связаны, в первую очередь с подавлением сексуальной энергии.
Зигмунд Фрейд женился сравнительно поздно, у него было шестеро детей. Умер знаменитый психоаналитик от рака в 1939 году.
Остановка внутреннего диалога
Приходилось ли вам беседовать с собой? Вести внутренние диалоги, задавать какие-то вопросы, и самому на них же отвечать? Думаю, да.
Большинство людей живет во внутренних диалогах. Даже если вы разговариваете с воображаемым собеседником, на самом деле, вы разговариваете не с ним, а с собой. Такие диалоги бывают весьма бурными и вызывают неприятные эмоции, приводящие порой к серьезным заболеваниям. При этом реальный собеседник вас не слышит и даже не подозревает о том, что происходит в вашей голове.
Все эмоции, которые испытывает человек во время внутренних диалогов, направляются на себя. Энергия не выходит вовне, она поглощается переживаниями. Если переживания разрушительны, то разрушают своего владельца.
Во многих духовных техниках, в учении К. Кастанеды описываются практики остановки внутреннего диалога (ОВД). Практикующие ОВД отмечают несколько удивительных феноменов. Улучшается общее самочувствие, прекращаются головные боли и стабилизируется давление, улучшается сон. А самое главное, при прекращении разговоров с несуществующими собеседниками, человек встречает себя внутри себя.
Выход из социальных условностей
И вот здесь случается самое интересное. Он начинает выходить из матрицы социальных условностей, становясь цельной личностью. Цельность или интегрированность – это состояние, когда человек принимает свои отвергаемые и проецируемые на других черты. Когда отпадает необходимость во внутренних оценках «сам себе нравлюсь/не нравлюсь, сам себя ругаю/хвалю».
Лишь тогда постепенно вырисовывается понимание своего Пути, выстраиваются цели и освобождается энергия для их осуществления. Но как прекратить внутренний диалог, если мысли лезут в голову против воли человека?
Первым шагом здесь является понимание того, что все образы людей, с которыми Вы беседуете внутри головы, и есть Вы сами. Это может быть неприятно, с этим хочется поспорить, но факт остается фактом. Все, что внутри меня – это Я. Это отвергаемые черты характера, поведения. Все то, что мы по причинам своего воспитания, убеждений, моральных установок не позволяем себе проявлять наружу. Это и есть то самое бессознательное по Фрейду, тень по Юнгу, собака снизу по Перлзу. Эти феномены забирают энергию, которая может быть направлена на творчество, воплощение идей и планов, значительное улучшение своей жизни.
Мы живем внутри своих голов
Твоя психика — и есть твоя реальность. Объективные суждения, полученные органами чувств, — зрение, слух, обоняние — второстепенны, ведь только внутри нашей черепной коробки рождается мнение, что зелёная трава — хорошо, а чёрная — как-то не очень. Хорошо-плохо, добро-зло, красиво-некрасиво — всё это субъективные мышления, с объективным состоянием мира никак не связанные.
То есть, получается, ты сам — мерило всех вещей. Только через призму сознания (и подсознания) ты даёшь оценку всему вокруг себя. Так что, получается, нет ничего объективного в этом мире, а точнее — каждый живёт в собственном мире, и в собственной вселенной, и, причём, сам не знает правил своего же бытия, и сам же не умеет управлять собственным бытием.
Суть и описание
Чтобы понять, что такое сознательное и бессознательное в психологии и как они связаны между собой, нужно знать, что такое сознание. Характеристики сознания:
- В сознании закрепляются различия объекта и субъекта. Человек — единственное существо, которое может направлять личную энергию на саморазвитие, познание собственных особенностей развития. Человек может отделять себя от окружающих, основываясь на разных критериях.
- Сознание можно назвать обширной областью, содержащей знания, учения об окружающем мире, социуме. Обогащение знаний человека новой информацией осуществляется с помощью познавательных процессов — мышления, памяти, воображения, восприятия, ощущения. Если процессы нарушаются, происходит разрушение восприятия окружающего мира, появление психических отклонений, распад сознания.
- Активизация чувственного отношения. То, как человек относится к окружающему миру, другим людям определяется высшими чувствами.
- Определение цели деятельности. У любого вида деятельности есть определенные мотивы, задачи. Человек принимает решения, определяет действия, которые зависят от воздействия внешних факторов. Человек — единственное живое существо, которое может действовать не только согласно условиям, но и вопреки им.
Бессознательное — психические явления, свойства, процессы, которые не осознаются человеком, не могут контролироваться. К нему можно отнести рефлексы, реакции на внешние раздражители, восприятие образов.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного, их влиянии на человеческую жизнь остается одним из самых сложных.
Первая помощь
Если человек потерял сознание, то ему необходимо оказать правильную первую помощь, она заключается в следующем:
- В первую очередь нужно устранить факторы, вызвавшие потерю сознания. Например, следует вынести человека из душного помещения, либо вытащить его из воды или же унести в прохладное место, если обморок был вызван перегревом.
- Если вы уверены, что у человека нет травмы головы, то следует ему обеспечить горизонтальное положение. При этом голова должна быть ниже туловища, а ноги – выше. Таким образом, улучшается кровоснабжение мозга.
- Для исключения возможности западения языка или чтобы человек не подавился рвотой, лучше перевернуть его на бок. Но если такая возможность отсутствует, то следует усадить человека, а голову опустить между коленями.
- Затем нужно постараться вызвать раздражение рецепторов кожного покрова. Например, можно обрызгать лицо водой или протереть его холодным мокрым полотенцем, помимо этого можно похлопать его по щекам и дать вдохнуть нашатырного спирта или же уксуса.
- Человеку, упавшему в обморок, нужно обязательно обеспечить доступ воздуха. Нужно открыть окно, расстегнуть воротник, пояс или корсет. Если у него наблюдается пониженная температура тела, то необходимо укутать его одеялом.
После того как человек придет в себя нужно соблюдать следующие рекомендации:
- Нельзя сразу же давать ему есть и пить.
- Запрещается сразу принимать вертикальное положение, в противном случае обморок может повториться.
- Если человек уже в течение нескольких минут так и не пришел в себя, то нужно немедленно вызывать скорую помощь.
- Пока едет бригада врачей нужно прислушаться к дыханию и проверить пульс.
- Если у человека отсутствует пульс и дыхание, то нужно приступать к непрямому массажу сердца и к искусственному дыханию. Оказывать такую помощь нужно до приезда врачей.
Массаж сердца делается так: нужно надавливать выпрямленными руками на нижнюю треть грудины с частотой примерно 120 раз в минуту. Искусственное дыхание выполняется два вдоха-выдоха после каждых 30 массажных движений. Голова человека при этом должна быть немного запрокинута.
Если в обморок упал ребенок или пожилой человек, то нужно срочно вызывать скорую помощь, особенно если потеря сознания сопровождается судорогами, отсутствием дыхания, либо обморок случился внезапно без видимых на то причин. Даже если после обморока человек быстро очнулся, ему необходимо посетить врача, чтобы исключить травмы и сотрясение головного мозга.
Проявление у русского народа
Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества
Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.
Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.
Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.
Определение
История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.
Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.
В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.
Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.
Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.
В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.
Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.
Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.
Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.
В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.
Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.
История
Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.
Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).
Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.
Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.
Роль бессознательного в поведении человека
Группе людей, на долю секунды показывали фотографии кандидатов на государственный пост. Попросили высказаться, за кого бы они проголосовали. После проведённых выборов, сравнили результаты экспериментальной группы, с теми результатами, которые получили на настоящих выборах. Двух кандидатов из трёх, которых указала экспериментальная группа, выбрали на государственную должность. Эксперимент доказывает, что мимолётного взгляда хватает, чтобы сделать выбор.
Психологи более одного века изучали вопрос, как бессознательное влияет на поведение и мышление. В своё время, Зигмунд Фрейд, рассматривал бессознательное – как иррациональное мышление, а сознательное – как рациональное мышление. Но современные учёные не проводят такого строго разделения. На современном этапе, психологи-когнитивисты не разделяют бессознательное и сознательное на две противоположности, а сходятся во мнении, что эти типы мыслительных процессов помогают нам привыкнуть и выжить в этой быстроменяющейся среде.
Мысли решения, которые мы принимаем – автоматически, как правило быстры, эффективны, но неосознанные; не обдуманы, не спланированы. В этих мыслях задействованы стимулы, рефлекторные реакции. Например: читая слово «красный», вы представляете себе красный цвет (бессознательно). С сознательными делами, контролируемыми, всё предстоит иначе. Для этого нужно сознательное (осознанное) решение. Как при заполнении бланка, который вы заполняете в первый раз жизни, или читаете слово «красный», написанное жёлтым цветом.
Характеристики теории
Теории бессознательного, в своем большинстве основываются на фрейдовском трактовании этой части личности. Исследователи, которые занимались изучением бессознательного поведения позже, модифицировали, дополняли видение австрийского ученого.
По Фрейду
Теория личности Фрейда рассматривает бессознательное, как наиболее глубокий и самый обширный пласт психики. Бессознательное — это первоначальная предпосылка и связующее звено для всех событий, которые отражаются в психике. Иногда человеку кажется, что его мысли или воспоминания не имеют ничего общего, они фрагментарны. Если бессознательная связь выявляется, то бессвязность исчезает.
В бессознательном пласте психики содержатся инстинктивные элементы. Они никогда не осознавались и полностью недоступны для сознания. Также, имеется отделенный от сознания, подвергшийся “цензуре” и подавленный материал. Он не потерян, не забыт, но психика не допускает его в воспоминания.
Материал, хранящийся в бессознательном, очень жизненный и непосредственный. Даже спустя десятилетия, воспоминания, которые удается вернуть в сознание, обладают колоссальной энергией, которая не теряет свою силу.
По Юнгу
Карл Густав Юнг расширил понятие бессознательного. В созданном ним направлении аналитической психологии был введен термин коллективного бессознательного. Согласно юнгианской теории, бессознательное состоит из двух слоев — личного и коллективного.
Они представляют собой совокупность форм, которые не меняются. К ним Юнг причислял архетипы — врожденные образы, которые могут актуализироваться в определенный момент. Изначально они имеют только форму, но не наполнены содержанием. За наполнение архетипов “отвечает” коллективное бессознательное.
Читать далее: Самоутверждение — я есть, я достоин, я могу!
Личное бессознательное содержит информацию, накопленную в процессе жизни конкретного человека. Образы, из которых состоит наполнение личного бессознательного, не приняты или приняты сознанием частично. Именно поэтому они активно влияют на него.
По Лакану
Трактование бессознательного от основоположника французского психоанализа Жака Лакана не совпадает с пониманием Фрейда. Для Лакана бессознательное столь же четко структурировано, как и речь. Психоаналитик считает, что язык родственен бессознательному, поэтому при помощи языковых конструкций можно лечить людей. Если фрейдовский психоанализ ставит целью излечить анализанта (пациента), то лакановский помогает научиться справляться с беспокоящими симптомами, обрести умение направлять свою психическую энергию в безопасное русло.
Сам процесс лечения происходит посредством разговора. Когда человек слышит речь, у него всплывают определенные образы (бессознательные), о которых он рассказывает психоаналитику.
Словарь антонимов
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬСознательность действий — бессознательность действий.СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬТатьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благородный, но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику, через подчинение себе или подчинение себя, через плоть или через дух, через сознание или через бессознательность, через сходство или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙСознательно — бессознательносознание — бессознательностьсознательность — бессознательностьсознательный — несознательныйсознательно — несознательносознательность — несознательностьосознанный — неосознанныйосознанно — неосознанноосознанность — неосознанностьсознательный — подсознательныйсознательно — подсознательноСознательные усилия — бессознательные усилия. Ο Наблюдая какой бы то ни было акт памяти, мы непременно заметим в нем элемент сознательный: мы сознаем то, что вспоминаем, и элемент бессознательный: мы не сознаем того, что сохраняется в нашей памяти. Ушинский. Педагогическая антропология. Один такой сознательный боец дороже сотни хотя и удалых, но бессознательных храбрецов. Фурманов. Сознательные герои. ~ В знач. сущ. ср. р. Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. И. Павлов. Павловские среды. Но мы упростим ситуацию, если не заметим, что сознательное у Суворова зачастую менялось местами с бессознательным. Лотман. Беседы о русской культуре.ОСОЗНАННЫЙ — НЕОСОЗНАННЫЙОсознанные действия — неосознанные действия. Ο За такого рода отношением к его писательской биографии Астафьев видит осознанное или неосознанное стремление критиков к тому, чтобы «читатель был ко мне как можно снисходительней». Ф. Кузнецов. За все в ответе.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — СТИХИЙНЫЙСознательно — стихийносознательность — стихийностьСознательные действия — стихийные действия. Ο Реалист — всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин. Реализм, натурализм и «система» Станиславского. После войны очень возможен подъем духа. Но — требуется, чтобы этот подъем был сознателен, а не стихиен. М. Горький. Письмо С.В. Малышеву, май-июнь 1915.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — МАШИНАЛЬНЫЙСознательно — машинальносознательность — машинальностьПо машинальной привычке собака поджала хвост, когда побежала от вас, а побежала она по сознательной мысли. Чернышевский. Антропологический принцип в философии.
Основные уровни структуры
Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о понятии силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли. На основе заключений эксперта появилась новая дисциплина — психосинтез. Исследователь представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.
- Низший. Под этим уровнем подразумеваются наиболее простые формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет собственным телом, маниями, фобиями, желаниями, сновидениями, комплексами, влечениями и побуждениями.
- Средний. Основным содержанием принято считать все элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Предназначение среднего уровня бессознательного заключается в развитии умственной деятельности, повышении возможностей фантазирования и усвоении полученного опыта.
- Высший. Также называется сверхсознательным уровнем. Роберто полагал, что здесь проявляются человеческие героические устремления, интуиция, созерцание, вдохновение и альтруизм.