Особенности воспитания и обучения одаренных детей
Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.
Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Родители подростка: о ком заботиться в первую очередь
Родители проблемных подростков отреагируют на ситуацию оптимальным образом, если прежде всего позаботятся о себе и защитят остальных членов семьи. Мудрый родитель скажет: «У меня есть основания ожидать, что у Джо будут проблемы. Я должен позаботиться о том, чтобы остальные члены семьи и другие дети были в безопасности. Я не могу изводить себя чувством вины и не имею права обременять свою семью постоянными трудностями. Я не могу взваливать на семью финансовое бремя и подвергать ее риску утраты собственности в результате оплаты услуг психиатра или адвоката».
Этим родителям также стоит рационально снизить свои ожидания, ибо этого требует реальность ситуации. Разумные ожидания могут приглушить чувство боли и позволят избежать шока или чрезмерной растерянности, когда произойдет неприятное событие. Родители, которые не впадают в панику и отчаяние, реагируют на ситуацию более эффективно.
Молодой человек в подобной ситуации, до того, как окончательно покинет родной дом, более всего нуждается в положительном примере, в ролевой модели, демонстрирующей, как жить счастливой, здоровой, сбалансированной жизнью, пустившись в «свободное плавание».
Однако зачастую родители впадают в гнев и ярость, грозятся и обвиняют — то есть делают все, что угодно, только не заботятся о себе. Подросток в такой семье тоже теряет последний шанс научиться о себе заботиться. Вступая во взрослый мир, он с большой вероятностью повторит судьбу и ошибки собственных родителей
Он будет идти по жизни, обвиняя и осуждая всех остальных и пытаясь контролировать других людей, вместо того чтобы прежде всего обратить внимание на самого себя
В большинстве случаев родители, предпринимая попытки позаботиться о себе, испытывают ужасные муки совести и чувство вины за собственный «эгоизм», хотя на самом деле выбирают наилучший возможный способ действия
Как ни парадоксально, именно внимание родителей к себе дает подростку возможность самому стать лучше
Если члены семьи позволяют себе страдать из-за поступков Джо, пытаясь облегчить ему жизнь, они тем самым провоцируют его на деструктивное поведение. Ход мысли Джо: «Если я буду скверно обращаться со своими братьями и сестрами, мои родители будут обо мне заботиться. Если у меня будут неприятности с законом, мои родители внесут за меня залог».
В этом контексте помощь приносит только вред, становясь попустительством. Хотите увидеть людей, жизнь которым испортила такая «помощь»? Взгляните на тех, кто живет на государственное пособие. Посмотрите на родителей, которые «помогают» детям, давным-давно ставшим взрослыми людьми. Если человека вечно тащить на буксире, он никогда не научится заводить мотор. В результате люди становятся эмоциональными калеками, пока в их жизни не произойдет какое-то экстраординарное событие.
Как проявляется трудное поведение у подростков
Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:
«Поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими и при этом причиняет вред или создаёт риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых, других живых существ, окружающему пространству и вещам».
Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки
Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться
Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми
Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения, а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.
Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.
Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.
Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря
Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело
Приложения
Памятка классному руководителю по работе с «трудными детьми»
1.Завести дневник наблюдений.
2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Ежедневно встречаться с подростками.
6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
7. Не использовать нравоучений
В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка
8. Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных поручений.
9. Предупредить возможность неправильных действий детей.
10. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
11. Обучить детей методам самовоспитания.
12. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.
13. Индивидуальное шефство.
14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
Рекомендации по установлению более благоприятных отношений с ребенком
Шаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих бесполезных действий часто стимулирует ребенка на позитивные изменения.
Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приемов, разрушающих ожидаемый ребенком привычный стиль взаимодействия со взрослым.
Например, отмечайте, когда он ведет себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего
Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребенок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить поведение, которое Вам не нравится.
Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете сделать, чтобы день у ребенка прошел лучше, чем обычно. Например, уделите ребенку три двадцатиминутных периода позитивного внимания.
Попросите его выполнить какое-то поручение. Дайте ребенку выбрать, как его выполнить.
Спросите мнение ребенка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться.
Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло, делаются следующие шаги. Здесь уже с ребенком работает психолог.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков относятся следующие:
проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности самоотношения, самопонимания;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
стремление избежать давления, правил, норм, требований;
испытание себя и других;
поиск границ возможного;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей;
переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Причинами нарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка.
Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу.
В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
Размещено на Allbest.ru
Начните с понимания, даже если вы не понимаете
Этот простой секрет, который поможет вам во всем, что вы делаете со своим подростком. Независимо от того, насколько это трудно, постарайтесь начать все взаимодействия с вашим ребенком с понимания, даже если вы не полностью согласны или даже совсем не понимаете, о чем они говорят.
Например, вы обнаруживаете, что ваш ребенок онлайн общается со своими подругами в то время, как должна делать уроки. Это сводит вас с ума, потому что вы думаете: «Она едва успевает в школе, и вообще не заботится о выполнении домашних заданий». В это же время ваша дочь думает: «Мне нужно срочно выйти в интернет и поговорить с Леной. Если мы не помиримся после ссоры, которая была сегодня в школе, все одноклассницы будут против меня».
Вы и ваш ребенок живете в двух разных реальностях. Спросите ребенка, почему она разговаривает с подругой, вместо того, чтобы делать уроки. Постарайтесь понять ее реальность, даже если у вас не очень это получается. Как только узнаете, что происходит, попробуйте сказать: «Я понимаю, как тебе тяжело быть в ссоре с подругой. Но я знаю и то, что завтра тебе нужно сдать тест. Школьные занятия – это твоя работа, и ты несешь ответственность за то, чтобы делать ее в меру своих способностей. Давай сядем и подумаем о том, как ты можешь распределить время сегодня вечером».
Постарайтесь не говорить «я понимаю, но…», посколько это просто дисквалифицирует то, что вы только что сказали. Начните с понимания и постарайтесь сначала поставить себя на место вашего ребенка, прежде чем сказать ему, что нужно изменить.
Такой подход привлекает внимание подростков. Вместо того, чтобы чувствовать необходимость защищаться, они на самом деле начинают слушать вас
Инструкции для работы с трудным поведением
Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать)
️ Что делать, если ребёнок вас обманул
- Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
- Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
- Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
- Поблагодарите за честность.
️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
- Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
- Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
- Задавайте вопросы и уточняйте факты.
- Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
- Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
- Проговорите последствия нарушения.
- Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
- Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
- Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.
Точно не нужно:
- заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
- стыдить за обман;
- называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
- резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.
️ Что делать, если ребёнок вам отказывает
Наблюдайте
Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия
Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.
Точно не нужно:
- обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
- сравнивать с успехами других детей и подростков;
- заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.
️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
- Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
- Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
- Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
- Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
- Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
- Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.
Точно не нужно:
- кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
- оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.
Изображение на обложке: Ani / Dribbble
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Трудный возраст
Период полового созревания, подростковый период, трудный возраст — это время (раньше с 13 лет, сейчас уже ближе к 11 годам) ассоциируется у всех с ссорами и неприятными ситуациями, испорченными взаимоотношениями и первыми отношениями, наказаниями и запретными удовольствиями. С одной стороны, у окружающих возникают трудности с подростками. С другой стороны, у самих подростков не меньше проблем со всеми окружающими, начиная от простого непонимания, заканчивая отказом выполнять чужие «приказы». Получается, что трудности в этот период абсолютно у всех, и всем хочется, чтоб он закончился как можно скорее.
Действительно, под «трудностями» иногда подразумеваются разные вещи. Для какой-то семьи это снижение успеваемости, у других все сложнее, вплоть до наркотиков или ухода из дома. У каждого свой «болевой порог», но общим является ощущение безысходности.
А еще все родители говорят, что они такими не были. Интересно, куда делись вчерашние трудные подростки, которые красились в школу, на дискотеке распивали алкогольные напитки? Которые, протестуя или примыкая к новомодному течению, не мылись, не стриглись? Которые отстаивали свои «понятия» жизни, бунтовали против системы, контроля, устраивали демонстрации, попадали в милицию, пробовали наркотики, воровали и ругались трехэтажным трудновоспроизводимым матом?
Кто-то повзрослел и забыл, каким был. Кто-то помнит, но не хочет сознаваться, осознав, сколько неприятностей и переживаний принес своим родным. Некоторым повезло меньше — они расплатились своей свободой или даже жизнью.
Особенности трудных подростков всех времен и народов одинаковы и повторяются от поколения к поколению. Наши трудные подростки, как мы, как и наши в свое время «трудные» родители:
- неуправляемы;
- строптивы;
- грубы;
- опасны (для себя и окружающих);
- отчаянны;
- свободны;
- целеустремленны;
- безгранично верят в Правду (Правда может меняться раз в неделю).
И если признаки с поколениями не меняются, то содержание сильно отличается. Вернее, степень и метод проявления этих признаков. Нужно признать, что современный «трудный» подросток имеет мало общего со своим коллегой из 90-х.
Стереотипы о жизни в интернате
Чаще всего представление о жизни детей в лицеях-интернатах складывается из сцен фильмов о трудных подростках. И эти ассоциации наносят вред не только лицеям, но и детям. Родители, в головах которых прочно засели стереотипы, не готовы отдать своего ребенка в такое образовательное учреждение. Так талантливые ребята из маленьких городов теряют возможность получить качественное образование, которого достойны.
Кадр из фильма «Джейн Эйр» (2011 г.). В качестве наказания девочку оставили без ужина и заставили стоять всю ночь на стуле в темной комнате
Рассмотрим распространенные предубеждения о жизни в лицеях-интернатах и попробуем взглянуть на них с другой стороны.
Важно! Это стереотипы, которые касаются только школ-интернатов для детей с высокими способностями к обучению.
Только учеба и никаких развлечений
Лицеи-интернаты для одаренных детей часто увеличивают учебную нагрузку, чтобы сохранить высокую позицию в рейтинге школ. Но каждый педагог понимает, что для плодотворной работы нужна перезарядка и отдых. Поэтому на каждый день воспитатели, учителя и педагог-организатор составляют развлекательную программу: КВН, спортивные марафоны, кружки по интересам, походы в кино и музеи. Развлечения в интернатах есть, и их много.
Мало и невкусно кормят
И это неправда. За питанием в школе следят так же тщательно, как и за досугом учащихся. Еда должна быть полезной и соответствовать потребностям растущего организма, поэтому меню продумывает медсестра. Она составляет рацион питания таким образом, чтобы дети получали достаточно витаминов для полноценного развития.
Жесткий режим дня
Единственное отличие от домашнего режима — в интернатах есть специально отведенное время для выполнения домашних заданий. В течение двух-трех часов ребенок делает уроки в классе и, если возникают вопросы, может обратиться за помощью к своим одноклассникам.
Не к кому обратиться за помощью
Без внимания дети не останутся никогда. Сотрудники школ-интернатов проводят с ними большую часть дня, постепенно изучают их привычки, характер и сильные стороны. Они всегда замечают, когда ребенку не хватает внимания, и стараются помочь: поддержать, дать совет или просто поговорить по душам.
Поддержка остается и со стороны родителей. Каждый день после уроков дети звонят родным и рассказывают о прошедшем дне, уроках, друзьях и своих успехах.
Тотальный контроль
Педагоги не вмешиваются в личную жизнь ученика, если он сам не захочет ее обсудить. Не проверяют телефоны, не читают переписки. Они не заставляют ребенка посещать кружки по интересам и выступать на сцене, если ему это неинтересно.
Сотрудники лицеев соблюдают личные границы детей. Они следят за внешним видом детей, чистотой комнат и за тем, чтобы ребята посещали уроки. Также контролируют время подъема и отхода ко сну. Воспитатели и учителя — это хорошие друзья. С ними всегда можно побеседовать за чашкой чая или попросить совета.
Типы трудных подростков
Трудные подростки отличаются друг от друга.
Рассмотрим их типы:
- Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
- Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
- Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
- Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Принципы работы психологов с трудными подростками:
- Диагностический;
- Консультативный;
- Профилактический;
- Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.
Специфика работы детских психологов:
1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.
2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.
3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.
Если обращение произошло на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:
- работа непосредственно с ребенком;
- работа с семьей как с единым организмом;
- повышение социально-психологической компетенции родителей.
Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.
Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.
Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком. В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
2.2. Права, должностные обязанности, сфера деятельности, функции социального педагога по работе с подростками.
Кроме
профессионального мастерства социальный
педагог обладает правами, должностными
обязанностями, выполняет определенные
функции и имеет свое место работы.
Должностные
обязанности социального педагога
сложны и многообразны. Он осуществляет
комплекс мероприятий по воспитанию,
образованию, развитию и социальной
защите личности. Выявляет интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные
ситуации, отклонения в поведении воспитанников
и своевременно оказывает им социальную
помощь и поддержку. Определяет задачи,
формы, методы, социально педагогической
работы, способы решения личных и социальных
проблем. Организует различные виды социально
ценной деятельности детей и подростков.
Для
выполнения этих обязанностей социальный
педагог широко использует свои права:
-
- представлять
и защищать интересы подопечных в органах
законодательной и исполнительной власти; - вести государственную
и частную практику; - собирать
информацию, связанную с нуждами подростков,
проводить социологические опросы, диагностические
обследования; - информировать
государственные органы о состоянии той
или иной проблемы в сфере своей деятельности.
- представлять
Так
же социальный педагог, оказывая социальную
помощь клиенту, реализует при этом
следующие функции:
-
- воспитательную
(ставиться задача полноценного использования
в воспитательном процессе средств и возможностей
общества, воспитательного потенциала
микросреды, потенциальных возможностей
самой личности); - организаторскую
(организация той или иной деятельности,
влияние на содержание досуга); - предупредительно
– профилактическую и социально – терапевтическую
(социальный педагог предусматривает
предупреждение и преодоление негативных
влияний, оказывает помощь в период их
социального и профессионального определения); - организационно
– коммуникативную (способствует включению
добровольных помощников, самого населения
микрорайона в социальную работу) - охранно –
защитную (использует весь арсенал правовых
норм для защиты прав и интересов клиентов).
- воспитательную
А
работает социальный педагог в следующих
местах:
-
- домах и микрорайонах;
- социально
– педагогических службах образовательных
учреждений (школах, колледжах, лицеях,
школах – интернатах, высших и средних
учебных заведений); - социальных
службах специализированных учреждений
(домах престарелых, центрах реабилитации,
спец – школах, центрах занятости); - службах культурной
анимации (клубах); - частная практика.
Итак,
социальные педагоги как специалисты
различных социальных служб дополняют
и развивают многоплановую деятельность
учреждений образования, культуры, общественных
организаций, взаимодействуют с
ними, выполняя при этом свои функции
во взаимосвязи с семьей и личностью. Большую
роль в выполнении обязанностей социального
педагога играет профессиональное мастерство,
которое необходимо повысить в деятельности
специалиста.
Каких подростков принято называть трудными?
Трудный подросток – это не психиатрическое понятие, а скорее социальное. В каждой культуре трудные подростки определяются по-разному. Скажем, израильтянам могут казаться трудными американские подростки, они выглядят для них инфантильными детьми. А с точки зрения американцев, израильские подростки будут выглядеть трудными. Они им кажутся совершенно оторванными и не соблюдающими никакие правила.
Трудный подросток в России – это ребенок, который не хочет ходить в школу, срывает уроки и не слушается учителей. В Израиле для ребенка совершенно нормально встать с места посреди урока и начать ходить по классу – никто ему ничего не скажет. Для российской школы – это нарушение правил и проявление слабости со стороны учителя. То есть существует огромный разрыв в восприятии трудных подростков в соответствии с разными обществами и культурами.
По сути трудный подросток – это тот, кто не соответствует принятым нормам поведения. Но действительно трудным он становится, если выходит за рамки общепринятого поведения, а общество не интересуется, почему он за них вышел. У плохого поведения подростка всегда есть причины. К примеру, ребенок может не хотеть ходить в школу, потому что ему тяжело усидеть в классе или трудно воспринимать материал. Или потому что над ним все смеются, включая учителей. Или он ребенок иммигрантов из страны, где было принято учиться совсем по-другому, и в новой среде ему плохо и некомфортно.