Современная российская живопись
Художник И. Глазунов был приверженцем русской самобытности. Это отчетливо прослеживается в его портретах, исторических композициях. Глазунова поддерживал А. Шилов, создавший портретную галерею современников.
Параллельно развивались новые формы творчества:
- Инсталяции – способы художественной организации пространства.
- Хэппенинги – контакт со зрителем, его вовлечение в реализацию художественного замысла.
- Перфомансы – формы воздействия художника на аудиторию.
Д. Пригов и И. Кабаков работали над образами пустоты, мирового хаоса. Им удалось их воспроизвести в выставочном зале при помощи бумаги, газет, мебели, других предметов.
Постепенно формировалось технотронное искусство. Ему присущи превращения технических достижений в объекты изображения. Моделями выступали компьютеры, калькуляторы, микросхемы. Дополнительно развивалось видеоискусство, анимация, компьютерная графика.
Сфера образования
В России расширился перечень образовательных учреждений. Появились лицеи и гимназии.
Если раньше работали лишь государственные учебные заведения, то в 90-х гг. открылись частные школы, колледжи, институты. Также функционировали религиозные учебные учреждения.
Были введены «профильные» классы.
В России активно обновлялись программы, учебники, пособия
Особое внимание уделялось общественным наукам
Были введены государственные образовательные стандарты.
В 2005 году был запущен национальный проект «Образование». Его главная задача – снабдить образовательные учреждения квалифицированными кадрами, преодолеть дефицит финансирования.
Постепенно была проведена компьютеризация средних и высших учебных заведений.
Важным нововведением стал единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Становление литературы
XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.
Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.
В XIX веке творили писатели:
- А.С. Пушкин;
- М.Ю. Лермонтов;
- Н.В. Гоголь;
- Л.Н. Толстой;
- А.П. Чехов;
- Н.А. Некрасов;
- А.А. Фет;
- Ф.М. Достоевский;
- А.И. Куприн;
- М. Горький и многие другие классики.
Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:
- Е.А Баратынский;
- К.Н. Батюшков;
- В.А. Жуковский;
- А.А. Фет;
- Ф.И. Тютчев.
Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.
XIX век отличает развитие русской прозы. Оно началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В их творчестве появляются темы «лишнего и маленького человека». Они мощно развивают сатирическую тему. Их традиции наследует М.Е. Салтыков-Щедрин.
Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:
- И.С. Тургенев;
- Ф.М. Достоевский;
- Л.Н. Толстой;
- И.А. Гончаров.
Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.
Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.
Абстракционизм
В 1950-е – 1960-е годы некоторые художники обращаются к традиции абстракции. В этом направлении наиболее активно работала студия Элия Белютина «Новая реальность». В 1962 году, после разгрома их выставки в Манеже, «Новая реальность» становится одним из центров неофициального искусства в СССР. Объединение просуществовало до 2000 года . Целью «Новой реальности» стояло создания именно актуального искусства, а как итог своей деятельности — организация Новой Академии.
Основные художники группы «Новая реальность»: Элий Белютин, Владислав Зубарев, Люциан Грибков,Вера Преображенская, Анатолий Сафохин, Тамара Тер-Гевондян.
В 1960-е годы, в годы «Оттепели», на территории бывшего Советского Союза возникает круг художников-концептуалистов, многие из которых получили ныне международное признание. Их искусство является полноправным в мировой истории искусств и, в частности, в истории международного концептуального искусства. Такие художники как Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваровзнакомы не только в современной России, но и в Европе и Америке.
Культура и быт русского народа
Первое с чем иностранцы ассоциируют россиянина – это широта души и сила духа. А поскольку на формирование национальной культуры влияют именно люди, то эти черты характера сыграли огромную роль в ее становлении и развитии.
Отличительная особенность российского народа – простота. Поскольку в древние времена жилища славян и их имущество часто подвергались разграблению или уничтожению, у русских наблюдается упрощённое отношение к бытовым вопросам.
Многочисленные испытания, выпавшие на долю россиян, закалили их характер, сделали сильней и научили выходить из любых сложных ситуаций с гордо поднятой головой.
Еще одна отличительная черта русского характера – доброта. В любой точке земного шара знают о том, что такое гостеприимство славянского народа. Гостя не только накормят и напоят, но еще и спать уложат. Уникальное сочетание добродушия, сострадания, терпимости и милосердия, крайне редко встречается у других национальностей. Все эти черты в максимальной степени проявляются именно у русского народа.
Отдельное внимание стоит уделить трудолюбию жителей России. Хотя часто историки в своих исследованиях отмечают, что в нашем человеке удивительным образом сочетается тяга к работе и лень, бескрайний потенциал и абсолютная безынициативность
Достаточно вспомнить образ Обломова из романа Гончарова.
Но все же работоспособность русского человека и невероятная выносливость – это факт, с которым невозможно спорить. И как не пытались великие умы всех стран «раскусить» загадочную душу россиян, вряд ли у них подобное получится. Ведь славяне настолько многогранны, что изюминка нации навсегда останется тайной для всех. |
Музыка
Пётр Ильич Чайковский
Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов как Пётр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, содружество композиторов «Могучая кучка», Сергей Васильевич Рахманинов, Игорь Фёдорович Стравинский. Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Альфред Шнитке.
В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых знаменитыесимфонии, концерты, балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная»),оперы («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин»), сюиты («Картинки с выставки»)
Живопись и архитектура
Еще в 18 веке в российском изобразительном искусстве зарождается течение классицизма. Оно продолжает стремительно развиваться в начале 19 столетия, постепенно трансформируясь в академизм. Именно эта художественная школа в результате была принята Академией художеств в качестве ведущей. Представителями академизма являются Бруни и Мартос.
Параллельно формируется второе направление изобразительного искусства — сентиментализм. Максимально полно его черты проявляются в работах Венецианова, писавшего в основном портреты крестьян и сельские пейзажи. Романистическое течение в русской живописи представлял Брюллов. Именно он является наиболее известным русским художником. Мировую славу ему принесла работа «Последний день Помпеи».
Примерно в середине XIX столетия в отечественном изобразительном искусстве зарождается реализм. Основоположником направления является Федотов. Художник изображал простого человека и стал первым, кто поднял тему «меленьких людей».
Главное внимание русских архитекторов того времени все еще привлекал Петербург. Именно 19 век стал периодом создания известного сегодня во всем мире стиля этого города
Среди наиболее известных зданий города, возведенных в те времена, можно отметить:
- Генеральный штаб;
- здание Сената и Синода;
- Смольный институт;
- Михайловский дворец и другие.
https://youtube.com/watch?v=FQmKH6XTMjk
XIX столетие часто называют «золотым веком» русской культуры. С этим сложно спорить, ведь именно в этот период на свет появились различные шедевры литературного, изобразительного, музыкального и других видов искусства. Наиболее стремительное развитие культуры наблюдалось в первой половине века и несколько замедлилось в конце. Однако именно XIX столетие можно считать лучшим временем для деятелей искусства Российского государства.
Немного истории
После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.
Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.
Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.
Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.
https://youtube.com/watch?v=_oRlLjP3Vt8
Реформы в образовании
В начале века существовала сословная система образования.
Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.
Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.
После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.
Для дворянских детей создали сеть закрытых учебных заведений: Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре, Царскосельский лицей. Эти учебные заведения финансово поддерживало правительств.
Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.
В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.
Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.
Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.
Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.
Образование получали далеко не все. Екатерина II считала, что «черни не должно давать образование». Грамотный крестьянин не станет повиноваться в должной мере. Эта ситуация не менялась до начала XX века.
Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Если в начале XIX века в стране было только два университета, в Москве и Вильно, то в 60-х годах открылись 8 университетов, а также Практический технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и межевой институты в Петербурге, Институт гражданских инженеров, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.
Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.
Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.
Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.
Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.
Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.
Формирование русского национального характера
Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.
Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.
Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Как относились к мату в древности
Кира Лисицкая (Фото: Unsplash; Общественное достояние)
Бранными словами пользовались еще славянские языческие племена. С их помощью проводили обряды — например, изгоняли нечистую силу из избы.
Чтобы показать, какими варварами были язычники, в первой русской летописи «Повести временных лет» говорится, что до крещения Руси славянские племена «жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах».
В христианской традиции сквернословие считается грехом, а те, кто употребляет матерные слова — обуреваемыми бесами. В житиях святых нередко встречаются эпизоды, где героя, сквернословящего и, особенно, хулящего Иисуса, начинает истязать нечистый дух.
Хотя сквернословие не одобряется церковью, бранные слова встречаются в самых разных источниках, в том числе берестяных грамотах XI века и различных документах. И даже представитель духовенства протопоп Аввакум в своем житие весьма активно пользуется разнообразной бранью — это было одной из причин, почему собственное житие, написанное им в XVII веке, было долгое время запрещено и опубликовано только в начале XIX века.
Архитектура и скульптура
Архитекторы в основном развивались в двух направлениях. Первый путь вел к достижениям прошлого. Второй – к высоким технологиям настоящего и будущего. Традиционный образ города приветствовали А. Харитонов, Е. Пестов. Яркие примеры – банк «Гарантия», воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Параллельно создавалась современная городская среда. В Молочном переулке работал Ю. Григорян. В Малом Левшинском переулке жилые дома строили М. Лабазов и М. Савин. Архитектор А. Скокан спроектировал здание Московской межбанковской валютной биржи.
Многие здания были скопированы из западных образцов. Появилось огромное количество небоскребов, футуристических проектов, типа Москва-Сити.
В скульптуре преобладал новый традиционализм. Мастера применяли апробированные стилистические приемы, учитывая современное техническое обеспечение. Стоит выделить монументальные скульптурные композиции З. Церетели. Работы В. Клыкова, А. Комова, А. Рукавишникова. В направлении нового искусства работал М. Шемякин. Скульптор экспериментировал как с формами, так и с материалом.
Меcто России в мире — история проблемы
Данные представления унаследованы из философии истории, которая не брала в расчет, что Запад и Восток – не изначальные и не универсальные формы существования цивилизаций. Поэтому в новейших цивилизационных теориях, изучающих локальные образования, довольно часто встречается критика не только оппозиции «Восток-Запад», но и самих этих понятий.
Однако после изучения трудов А. Вебера, Р. Генона и М. Петрова становится очевидным, что полный отказ от реальности Востока и Запада вряд ли целесообразен. Скорее, требуется существенная поправка к классическим представлениям.
Европейская цивилизация зародилась из зерна исторической аномалии – общества, которое развилось из «традиционной» критско-микенской цивилизации, потерпевшей историческую катастрофу, и которое ставило во главу угла целостную и яркую личность наподобие героев эпоса. Отсюда – вся культурно-историческая традиция Запада с демократией, капитализмом, либерализмом, философией и наукой. В связи с этим понятие «Восток» можно приложить к любым обществам и культурам, сохранившим свою традиционность.
Поэтому вопрос о месте России в истории и в мировой культуре решить прямо достаточно сложно. Являясь самой молодой христианской цивилизацией, Россия отличается от восточных культур, поскольку ее духовно-культурная традиция является христианской, а этнос принадлежит к европейскому типу. Но православие и геополитическое положение отличает Россию от стран Западной Европы.
Специфика российской культуры
Принято рассматривать два подхода в определении понятия «культура России», и оба подхода объясняются особенностями развития самой русской культуры и другими историческими условиями:
- обособительный (основан на противопоставлении Руси и Украины);
- расширительный (основан на включении в культуру России множества национальных культур).
Культура русского народа сложилась примерно в VIII–XIII веках на основе культуры древнерусской народности.
Примерно до XI-XII века русская культура складывалась в условиях оформления восточных славянских племен в единое государство. Большое влияние на языческую Киевскую Русь оказывала высокоразвитая в культурном отношении Византия. Крещение Руси, произошедшее при Владимире I Святом, послужило основой для оформления древнерусской культуры с ее культурными артефактами.
В XIV веке древнерусская культура распадается на три основные культуры – украинскую, белорусскую, великорусскую.
На нее большое влияние оказывает степной Восток (Золотая Орда) и католический Запад (Ливонский орден, Польша, Литва). Эпоха Московского царства (XIV-XVI века), являющая собой расцвет русской культуры, прерывается Смутой. Однако Смута дала резкий толчок общекультурному национальному самосознанию россиян. С XVII и до настоящего времени русская культура характеризуется «европеизацией» и «универсализацией», имеет место одновременный процесс секуляризма и возврата к православной духовности.
Культура России неразрывно связана с православием. Православие – один из важнейших аспектов развития русской культуры. Духовная преемственность православной Византии, отделение от католичества и протестантизма – все это сформировало в народном самосознании образ «Святой Руси», оказавший большое влияние и на народ, и на творцов русской культуры. Ф.М. Достоевский потрясающе выразил мысль о хранении русским народом подлинных сокровищ православной духовности в знаменитой речи на открытии памятника А.С. Пушкину в 1880 году.
Современное кино
Из-за проблем с финансированием существенно сократилось производство отечественного кино. Со временем удалось это исправить. Кинорежиссеры находились в постоянном поиске новых жанров.
Появились российские сериалы: «Жизнь и судьба», «Ликвидация» (С. Урсуляк), «Бригада» (А. Сидоров), «Мастер и Маргарита» (В. Бортко), «Раскол», «Штрафбат» (Н. Досталь), «В круге первом» (Г. Панфилов).
Также снимались фильмы-притчи: «Груз 200» (А. Балабанов), «Остров», «Свадьба» (П. Лунгин), «Елена», «Возвращение» (А. Звягинцев).
Некоторые режиссеры работали над переосмыслением исторических событий. Яркие примеры: «Русский ковчег» (А. Сокуров), «Хрусталев, машину!» (А. Герман), «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» (Н. Михалков), «Жила-была одна баба» (А. Смирнов).
Были экранизированы многие классические произведения в новой манере. Режиссер А. Прошкин снял «Русский бунт», Ю. Гримов «Муму», К. Шахназаров «Палату №6».
Также режиссеры работали над поисками нового героя истории и современности. В итоге на экраны вышли работы А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», Н. Лебедева «Звезда».
Выбери ответ
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Онлайн-школы
- Умскул
- Учи Дома
- Фоксфорд
- Тетрика
- Skypro
Репетиторы по предметам
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
Просвещение и наука
Для развития общества страны в XIX столетии требовалось серьезно изменить область просвещения. Большую роль в ее реформировании сыграл Александр I. Созданная во время его правления система образования включала:
- начальные одноклассные приходские школы и двухклассные уездные училища;
- четырехклассные гимназии;
- университеты и технические учреждения образования.
Следует заметить, что последних учебных заведений в стране было сравнительно мало. Центральное место в этой системе занимали университеты. Одновременно с ними существовали учебные заведения для дворян — лицеи. Наиболее известным среди них был Царскосельский. Для желающих получить военное образование были открыты кадетские корпуса. Однако учиться в них могли лишь дети дворян.
Несмотря на это, система образования в России сделала шаг вперед. Еще в XVIII столетии учиться могли лишь представители высшего дворянства. В 19 веке образование стало доступным для мещанства, ремесленничества и купечества. Также положительную роль в росте уровня образованности населения страны сыграло и увеличение числа библиотек. Общество все больше интереса проявляло к прессе, что привело к росту количества газет и журналов.
Серьезных успехов в XIX столетии добилась и российская наука. В это время была выпущена «История государства Российского» Карамзина в 12 томах. Первая половина века примечательна активными действиями русских моряков, предпринявшим более 40 путешествий вокруг света. Благодаря экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена (1819−1821) была открыта Антарктида. В 1839 году усилия Струве привели к открытию Пулковской астрономической обсерватории.
В мировую историю вошли имена русских математиков Лобачевского, Буняковского и Остроградского. Не отставали от коллег и физики:
- 1802 год — открытие электрической дуги Петровым.
- 1828−1832 года — создание Шиллингом электромагнитного телеграфа. Несколько позже Якоби соединил столицу страны с Царским Селом подземным кабелем.
- Ленц активно изучает процесс превращения тепловой энергии в электрическую.
Культурные особенности XXI века в России
Характерная черта |
Проявления |
Коммерциализация культурного наследия |
Падение интереса к серьезной, глубокой литературе, массовое появление легкой литературы, направленной на заработок автора (книги Д.Донцовой, А.Марининой, Н.Перумова и других). Это касается не только литературы: в музыке доминирует попса, массово выпускают коммерчески выгодные сериалы, программы, рекламные ролики. |
Интерес к культурному и историческому наследию страны |
Популярной становится историческая реконструкция, реализация постановок русской классики, развивается культурный туризм |
Глобализация |
Страна вступает в глобальное пространство распространения информации, важнейшим источником информации становится Интернет |
Постмодерн и новые особенности культуры |
Формируется новая стилистика, актуальная для современности, стрит-арт превращается с самостоятельное, весомое направление, пересматриваются классические каноны всех жанров, популяризируется историческая фантастика, деидеологизация, |
Литература |
Популярна социальная тематика, сочетание реализма и гротеска, создание новых критических изданий |
Театр |
Известнейшие режиссеры современности: Ю.Соломин, М.Ульянов, К.Лавров, Г.Волчек, О.Табаков |
Живопись/ архитектура/ скульптура |
Доминируют традиционализм, новое искусство. Популяризируются перфомансы, андеграунд, инсталляции. Самые успешные современные художники: Александр Иванов, Ольга Булгакова, Михаил Брусиловский, Лев Табенкин, проект АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фриднес), Сергей Волков, Александр Виноградов И Владимир Дубосарский, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Франсиско Инфанте-Арана, Александр Меламед, Виктор Пивоваров, Семен Файбисович, Александр Меламед И Виталий Комар, Эрик Булатов, Илья Кабаков. Самые популярные художники XXI века: Михаил Левин, Олег Доу, Вероника Смирнова, Виталий Русаков, Валерий Чтак, Тим Парщиков, Таисия Короткова. |
Кино |
Активное развивается драма, комедия. Среди наиболее популярных режиссеров современности: Тимур Бекмамбетов, Юрий Быков, Леван Габриадзе, Федор Бондарчук, Николай Лебедев, Дмитрий Дьяченко, Андрей Кравчук, Петр Буслов, Андрей Кончаловский, Андрей Звягинцев |
Фотография |
Активно развиваются разные направления фотоискусства: портрет, пейзажные снимки, арт-фото и другие |
Кино становится известно в мире, благодаря участию в международных конкурсах, в страну часто приезжают мировые звезды эстрады.
Россия и мировая культура
Русскую культуру и иные культуры возможно сопоставить на трех уровнях:
- национальном (русская и английская и т.п.);
- цивилизационном (Россия и Восток, Россия и Запад);
- типологическом (Россия в парадигме «Запад-Восток»).
В любом случае цель сопоставления – установление общих признаков между культурами, возможностей взаимопроникновения, преодоление локального характера замкнутости культур.
Особенность русской культуры в ряду национальных европейских культур:
- громадная территория,
- целостное государство,
- единство нации и цивилизации.
Благодаря своему христианству и связью с греческой общеевропейской культурной основой Россия не схожа с Востоком. От Запада русскую цивилизацию отличает православие и геополитическое положение.
Как геополитическая сила Россия дважды спасала западную цивилизацию: сначала от монгольского нашествия в средние века, затем от собственного европейского фашизма в Новое время. Однако возникает вопрос – сможет ли Россия стать духовным «мостом», объединившим Европу и Азию, и, более того, проложить путь от исконного христианства к будущей духовности человечества.
Современную российскую культуру характеризуют две особенности
Это:
- «вестернизация», т.е. принятие западных ценностей и идеалов с одновременной универсализацией культуры;
- борьба за независимость культуры.
Надо отметить, что российская культура обнаружила большую восприимчивость к культурной экспансии Запада и «модернизму», однако это уже не единожды приводило к национальной культурно-политической трагедии и краху государственности. Западные мыслители пытаются разрешить внутренние противоречия своей сциентистски-материалистически ориентированной цивилизации, обращаясь к базовым ценностям христианства. Их поиск совпадает с идеями тех православных философов, художников и политических деятелей, которые отстаивают идею самобытности России ввиду ее принципиальной духовности. Именно эта духовность может помочь тем напряженным исканиям и самоанализу, которые ведет западная цивилизация.