Культура стыда и вины

Чем отличается совесть от стыда: своими словами


Чувство стыда и совесть Для того чтобы человеку стало стыдно, всегда нужен «наблюдатель», который заметит его поступок и раскритикует. Возникает стыд от неодобрения социума. Чем отличается совесть от стыда? Вот ответ своими словами:

  • Совесть — внутреннее качество человека. В данном случае, он укоряет сам себя за что-то непозволительное.
  • Человеку не требуется никаких «очевидцев», чтобы испытать внутреннюю неловкость.
  • Ведь угрызения совести возникают вследствие наличия у человека моральных принципов и норм, которые он по каким-то причинам, нарушает.
  • Получается, что стыд – явление коллективное, а совесть – индивидуальное.

Боритесь с этим, вы сильнее этого. Избавьтесь от подобных мыслей, которые подобно червям поедают ваше здравомыслие. Удачи!

Зачем нам чувство стыда?

Стыд как эмоция имеет адаптивную функцию в общении. Люди используют стыд, чтобы манипулировать друг другом. Стыд – это активный способ контролировать человека, апеллируя к стыду. Пристыжая человека, мы указываем на его неподобающее поведение и оцениваем его (поведение) как недостойное. Стыд предполагает, что человек на самом деле лучше, чем он ведет себя в данной ситуации.

Стыд является мощным социальным регулятором; он направляет наше поведение. В каком-то смысле можно сказать, что стыд – это принудительная социализация, потому что чувство стыда предполагает, что в своих действиях человек руководствуется окружающими людьми, обществом.  В жизни мы можем наблюдать, что люди, наиболее подверженные стыду, как правило, очень социально ориентированы, стремятся всем угодить, быть “хорошими”, ставя общественные интересы выше личных.

Стыд – это хранитель нашего Внутреннего Я. Когда нам стыдно, мы чувствительны к мнению других, к критике и похвале. Становясь чувствительными к чужому мнению, мы как будто смотрим на себя глазами других. Чувствительность к чужому мнению делает нас уязвимыми перед болью. Защищая себя, мы разрываем контакт или следуем импульсу убежать, потому что мы уязвимы.

Для общества в целом стыд имеет огромное значение, поскольку через стыд происходит процесс социализации каждого из его членов, стыд также способствует формированию и развитию эмоциональных связей между людьми. Через собственный стыд, который испытывает каждый человек, учитываются интересы других людей, что способствует укреплению общества.

В русском языке есть поговорка: “Ни стыда, ни совести”.  Речь идет только о тех, кто ставит собственные интересы выше интересов общества. Идея индивидуализма просто разрушает социальные связи и общество в целом. Общество, в котором нет стыда, не может выжить, что мы и наблюдаем в реальности. “Культура стыда” заменяется на “культуру вины”. Отсюда такие явления, как отмена сексуальных табу, интимность, повышенная тревожность и недоверие к коллегам.


Стыд это то чувство, которое знакомо каждому человеку

Почему возникает ощущение недостойности?

Стыдясь, мы ощущаем себя неправильными, хуже других людей и недостойными их общества. Почему так? Оказывается, стыд — это социальная эмоция.

При базовых эмоциях вроде радости или гнева значение имеет только осознание собственного «я». Социальные же эмоции связаны с тем, что мы стремимся осознавать себя частью группы или целого общества и понимаем, что существуют другие «я», которые могут испытывать к нам различные чувства.

Поэтому многие исследователи подчеркивают, что в формировании стыда важную роль играет взгляд Другого — способность взглянуть на себя со стороны, узнать, что о вас думают другие люди.

И хотя здесь Сартр говорит о реальном взгляде со стороны (кто-то действительно увидел мой вульгарный жест), нам достаточно представить, что было бы, если бы кто-то увидел его.

Самый первый опыт стыда мы чаще всего получаем в раннем детстве, когда родители или другие значимые взрослые указали нам со стороны, что нечто — стыдно. Когда мы взрослеем, нам всё меньше нужно реальное присутствие других людей, чтобы испытать стыд. Мы формируем в воображении образ Другого, который будет оценивать все наши поступки. Часто такая оценка происходит автоматически и бессознательно.

Аудитория, реальная или воображаемая, — важный компонент стыда.

От оценки других людей зависит, почувствуем ли мы, что совершаем что-то недостойное и плохое. Испытав стыд, мы захотим спрятаться именно от этой аудитории, ведь она видела наш провал.

На что похож стыд?

Стыд похож на компиляцию ощущений скованности, страха, смущения, стеснения и тд. Грубо говоря, человек начинает чувствовать себя не в своей тарелке. Вот какими моделями пользуются люди в нашем обществе, используя стыд:

  • Некоторые из нас отодвигают, прячут, не замечают того, что произошло, и держат это в секрете.
  • Другие, наоборот, стараются угодить всем.
  • Наконец, другие стремятся доминировать над другими, ведут себя агрессивно и используют пристыживание противников (например, посылая им гневные письма), чтобы справиться со стыдом.

Большинство из нас используют все три стратегии – с разными людьми, в разных случаях и по разным причинам.

Проверьте себя:

  1. Кем вы становитесь, когда стыд загоняет вас в угол?
  2. Как вы защищаете себя?
  3. К кому вы обращаетесь, чтобы справиться со своим желанием мстить/плакать и прятаться/ скрываться от всех на свете?
  4. Какой самый смелый поступок вы могли бы совершить в ситуации, когда вы чувствуете себя обиженным и уязвимым?

прием

Разделение на культуры стыда и вины вызывает споры в исследованиях, отчасти из-за подсознательных оценок.

Юрист и философ Пол Тидеманн описал различие между культурами стыда и вины как «очень проективное ». Он основан на «ошибочном» предположении, что азиатская и африканская культуры руководствуются исключительно вне личности и не знают никакой интернализации ценностей или совести. Бенедикт уже классифицировал строгое разделение культур стыда и вины как «преувеличение». Верно, что такие ценности, как индивидуальное самоопределение, имеют большое значение в западной культуре, а в восточных культурах «подчеркивается ценность адаптации и гармонии с целями и ценностями сообщества». Однако обе системы ценностей будут усвоены одинаково . Кроме того, предположение о том, что стыд не служит принципом санкции в западном мире, не имеет смысла. Скорее, стратегия стыда или «стыда» играет решающую роль в дискурсе восстановительного правосудия . Именно это назидание стыда можно продемонстрировать в истории культуры в европейском театре Просвещения .

То есть стыд формируется обществом?

Узнав, что стыд — это социальная эмоция, можно увлечься спорами об обществе, упустив из виду, что это еще и реакция тела. С точки зрения физиологии стыд проявляется одинаково независимо от того, в какой культуре мы выросли. Зачем же эволюция наградила нас краснеющими щеками и желанием провалиться сквозь землю?

Нидерландский приматолог Франс де Вааль в своей книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» замечает, что похожую реакцию можно наблюдать у шимпанзе. Провинившиеся обезьяны съеживаются, ползают в пыли перед своим вожаком, пригибаются к земле и смотрят снизу вверх, чтобы продемонстрировать свое подчинение. Человеческое тело показывает стыд еще ярче: мы неконтролируемо краснеем.

Общее у человека и шимпанзе физиологическое проявление стыда показывает, что это адаптация, выработанная в процессе эволюции, пишет де Вааль. Это социальный сигнал, который сообщает другим: мы прекрасно знаем, что поступили неправильно, и теперь всеми силами стремимся исправиться. Таким образом, стыд показывает, что мы просто оступились, не представляем угрозы для сообщества и хотим взаимодействовать с окружающими.

Что такое стыд

Стыд – это эмоция, возникающая у человека в результате осознания несоответствия его действий или поведения (фиктивного или реального) ценностям и нормам, общепринятым в обществе и требующим соблюдения норм и обычаев. Человеческие существа устроены таким образом, что испытывают разнообразные эмоции, как отрицательные, так и положительные. И это разнообразие эмоций настолько велико, что они часто накладываются друг на друга, и положительная эмоция не всегда приносит пользу и конструктивные решения. То же самое происходит и с негативными эмоциями.

Будучи чувственным переживанием аморальных поступков, в отличие от чисто внутреннего переживания – совести, стыд подразумевает переживание перед лицом общественного мнения. Таким образом, эта эмоция развивается благодаря специфическому культурному образованию, гарантирующему соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к окружающей среде.

Ученые считают, что стыд – это необходимое эмоциональное проявление, которое помогает людям избежать психологических страданий и социальной изоляции. Стыд останавливает человека от необдуманного поведения, даже если он получает от этого выгоду. Она также защищает нас от неправильного выбора.

Стыдиться — значит быть человеком

Нам всем трудно признать свои недостатки, и чем больше усилий мы прилагаем к тому, чтобы выглядеть идеально, тем страшнее смотреть правде в глаза. Вот почему стыд так любит перфекционистов – их легко заставить замолчать.

Помимо страха разочаровать или оттолкнуть людей, мы также боимся рухнуть под тяжестью одного неприятного опыта или совершенной ошибки.

Например, вот история одной женщины, которая набралась смелости и призналась своему соседу, что находится на пути к выздоровлению от алкогольной зависимости, и он ответил ей: “Я не думаю, что теперь смогу позволить своим детям навещать вас”. Храбрая женщина преодолела свой страх и сказала: “Вы позволяли своим детям играть с моими в течение последних двух лет. Я не пью уже двенадцать лет. Я точно такой же, каким был десять минут назад, во мне ничего не изменилось. Почему ты изменился?”

Поэтому нам всем стыдно за себя. Но у каждого из нас есть возможность развить стойкость к стыду. Я говорю о способности распознавать стыд, конструктивно справляться с ним, не теряя уверенности, и в результате становиться смелее, сострадательнее и строить хорошие отношения с другими людьми.

Для того чтобы стыд вышел из-под вашего контроля, необходимо наличие всего трех условий:

Секретность

Тишина

Суждение

Если с вами случится что-то постыдное и вы будете держать это в секрете, стыд поглотит вас. Вы должны делиться своим опытом.

Стыд приходит из отношений, и вам нужно избавиться от него. Если у вас есть человек, который заслужил право доверять вам, поделитесь с ним своими чувствами. Когда о стыде говорят, он теряет свою власть над нами.

У каждого человека стыд проявляться по одинаковому сценарию

Как избавиться от стыда?

Несмотря на положительные функции стыда,  субъективно это чувство переживается как дискомфорт, поскольку ощущается нами как неловкость, блокирует наше поведение, и мы становимся сверх чувствительны к оценкам окружающих. Помимо этого, стыд очень часто сопровождается чувством вины, и многие люди путают эти два чувства. Есть вполне четкие различия между стыдом и виной, зная которые, можно управлять своим поведением.

Все эти факторы в совокупности подталкивают нас к тому, чтобы избегать это чувство, избавляться  от него, не переживать его.  В строгом смысле, избавится от чувств невозможно, иначе бы люди выбирали себе только «хорошие» чувства, а от «плохих» избавлялись.  Чувства — это наш биологический механизм, это наши реакции, которые мы не можем контролировать. Управлять чувствами также невозможно, управлять впрямую.  На чувства можно влиять только опосредованно, через действия и мысли. Преодолеть стыд можно только размысливая его,  т.е. совершить некоторые мысленные действия по узнаванию и осознанию этого чувства.

Преодоление стыда включает в себя 3 стадии

  1. Познание стыда
  2. Отстранение
  3. Отказ от сравнения

Познание стыда

Познание стыда предполагает осознание собственных ожиданий относительно себя, своего состояния, способностей, поведения, принадлежности, окружения. Сличения ожиданий и реальности и обнаружения рассогласования. Этому могут помочь следующие вопросы:

  • Каким я должен быть, чтобы мне не было стыдно?
  • Каким я был, раз мне было стыдно?
  • Какими были ожидания других людей, перед которыми мне стыдно? В какой степени они реалистичны?

Ответив себе на эти вопросы, Вы сможете «отделить» свой стыд от себя, сделать его предметом наблюдения, а, следовательно, уменьшить его влияние на себя.

Отстранение

Этот пункт предполагает отстранение от ожиданий относительно себя. Отстраниться будет легче, если понять источник происхождения ожиданий относительно себя. Обычно, наши ожидания относительно себя усвоены в семье, в общении со значимыми людьми. И здесь будет полезно задать себе следующие вопросы:

  • В чем причина, что значимые люди именно так думали обо мне?
  • Думая так обо мне, эти люди, учитывали мои возможности и индивидуальные особенности?
  • Принимали ли они меня не только «хорошим», но и «плохим»?

Отказ от сравнения

Сравнение себя со своим идеальным «Я» к стыду прибавляет еще и чувство вины. Отказываясь от сравнения своего поведения со своими ожиданиями и ожиданиями других людей ослабляет действия стыда. Чувство стыда — это плата за то, что мы себя судим.

Радикальное избавление от стыда — это признать себя несовершенным. Полюбить себя «плохого».

Чего мы стыдимся больше всего

Наиболее часто встречающимся видом стыда является стыд за неудачу. Наверное, самая популярная тема – это переживание стыда, наверное, в жизни каждого человека есть такой опыт – когда было стыдно, что где-то дал слабину, не успел, не смог, не выполнил, не победил.

Стыд за неудачу часто является чертой мужчин, но многие женщины также могут страдать от него. Стыд за неудачу обычно связан с требованиями, которые мы предъявляем к себе. И если эти требования слишком жесткие, слишком высокие, мы обязательно почувствуем дикий дискомфорт от невозможности их выполнить, а также страх что-либо сделать, страх пережить то сильное чувство ничтожности.

В зрелом возрасте такой человек боится остановиться, боится потерпеть неудачу, боится выступить хуже всех. По этой причине мать отвергла его, она была озабочена и не позволяла ему быть таким, какой он есть. Необходимо было постоянно двигаться вперед.

Токсический стыд и синдром самозванца

Токсичный стыд часто возникает у детей, выросших под руководством осуждающих и обесценивающих родителей. Вы пришли в мир и уже не соответствуете их ожиданиям. “Почему не пять баллов? Почему не первое место?” И так может быть в любой семье. Например, красивая девушка может стыдиться своей внешности, если в семье принято быть маленькой и пухленькой, как ее мать. Отсюда синдром самозванца – отсутствие признания в детстве. Человек не верит в собственный успех и считает, что его разоблачат.

Токсический стыд испытывает человек, для которого в семье нет места для того, кто он есть. У интровертных родителей шумный, активный ребенок. Или, наоборот, у активных родителей тихий или меланхоличный сын.  Происходит расхождение с ожиданиями родителей и ожиданиями, которые оказывают давление, что приводит к стыду. То, что не поддерживается родителями, удаляется из контакта.

Постоянное чувство стыда: как избавиться?


Постоянное чувство стыда Если временное чувство стыда – нормальное явление, то постоянное – уже патология. В данном случае, дело вовсе не в позорном поступке, а в неуверенности в себе. Следовательно, нужно работать над собой и повышать самооценку. С чего же начать? Как избавиться?

Стыд – это повод поработать над собой:

  • Испытывая данное чувство постоянно, личность, как правило, знает, что именно ей в себе не нравится.
  • Чтобы избавиться от груза, это нужно исправить. Допустим, если человеку кажется, что он неинтересный собеседник – следует расширять кругозор, учиться разговаривать с людьми, выработать индивидуальную харизму.
  • Если человека что-то не устраивает в своей внешности – никогда не поздно заняться спортом, устранить недостатки фигуры.
  • Главное – осознать, что постоянно укорять себя, прятаться от окружающих – не выход.

Принятие себя таким, какой ты есть:

Исправить можно далеко не все недостатки

Именно поэтому важно понять, что в мире нет идеальных людей.
Минусы имеют даже голливудские звезды. Без сомнения, стараться стать лучше стоит.
Но не следует доходить в этом до фанатизма, истязая себя.
В конце концов, вокруг вас такие же люди, со своими достоинствами и изъянами.

Человек не может состоять только из минусов:

Люди, что испытывают чувство постоянного стыда, акцентируют внимание только на своих несовершенствах, но забывают про достоинства.
Допустим, человек, который медленнее всех пробежал стометровку, может писать отличные стихи либо делать успехи в науке.
Именно поэтому, укоряя себя за очередной позор, следует задуматься: «быть может, это просто была не ваша сфера?».
Личность редко бывает гением во всем, за что берется. Одна деятельность может удаваться блестяще, другая – несколько хуже, а третья — не удаваться вообще

Но это не значит, что человек плохой либо неправильный.

Значит, стыд полезен?

И да, и нет. С точки зрения эволюции стыд и любые другие социальные эмоции полезны для сохранения сложной социальной структуры. Человечество смогло достичь столь многого потому, что мы как биологический вид отлично кооперируемся и способны работать сообща. Но одно дело — способность ощущать стыд и совсем другое — в каких ситуациях мы его испытываем. Тут уже важную роль играет культура.

Классический взгляд на культуру сквозь призму стыда представлен в работах американской антропологини Рут Бенедикт, которая в своей книге «Хризантема и меч: модели японской культуры» (1946) предположила, что Америка — это культура вины, а Япония — культура стыда.

Теория Рут Бенедикт стала популярной: вскоре все культуры поделили на культуры стыда и вины (иногда сюда добавляют страх). В целом западное общество считается культурой вины. Некоторые исследователи даже уверены, что это объясняет, почему на Западе настолько не любят стыд и всеми силами с ним борются: вина нам просто-напросто привычнее и понятнее, мы знаем, что с ней делать и как перестать ее испытывать.

Однако не стоит забывать, что Бенедикт написала свою книгу после Второй мировой войны, а с тех пор многое поменялось. Кроме того, ее теорию критикуют за поспешные выводы. Да и заявление, что в западной культуре вина значимее стыда, выглядит сомнительно.

Географическое распределение

Япония

Первая книга, убедительно объясняющая работу японского общества для западного читателя, была Хризантема и меч к Рут Бенедикт. Эта книга была написана в далеко не идеальных условиях, поскольку она была написана в первые годы Вторая Мировая Война в попытке понять людей, которые стали таким сильным противником Запада. В условиях войны сделать было невозможно. полевые исследования в Японии.

Не имея возможности учиться в Японии, Бенедикт полагался на газетные вырезки, истории, литературу, фильмы и интервью Американцы японского происхождения. Ее исследования привели к выводам о японской культуре и обществе, которые до сих пор широко критикуются как в Америке, так и в Японии.

Цыганский

К Рома, хотя живут как местные меньшинства в основном Христианин стран, концепция Ладжав («стыд») важен, тогда как понятие Безакс («грех») не имеет такого значения.

Что такое стыд?

Хотя стыд интуитивно знаком нам всем и, более того, встречается во всех культурах, дать однозначное определение этому чувству сложно. Объясняют это по-разному.

1. Мы плохо разделяем близкие между собой эмоции, особенно если они похоже проявляются в теле. Например, стыд часто путают со смущением. Различаются они по уровню переживания: стыд гораздо мучительнее, интенсивнее и продолжительнее.

Смущение проходит быстрее и обычно связано с нарушением не столь важных социальных норм. Кроме того, в русском языке о смущении можно говорить даже в положительной ситуации: так, мы можем смутиться, услышав комплимент и похвалу. Стыдиться же всегда неприятно.

2. В разных языках эмоции называются и разделяются по-разному. В каком-то языке одному чувству могут дать несколько названий, а в другом, наоборот, несколько эмоций объединить одним словом.

Например, в русском языке мы говорим о стыде, не различая его оттенков. А в мандаринском китайском выделяют целых четыре понятия:

  • diu lian — стыд из-за потери репутации;
  • can kui — стыд, который испытывают, когда не получается достичь идеала;
  • xiu kui — стыд из-за личной неудачи;
  • xiu chi — стыд из-за общественной неудачи.

Средства языка помогают нам лучше или хуже описывать и понимать эмоции и формировать свою собственную эмоциональную культуру.

3. В научной литературе стыд часто описывают в связке с виной. Дело в том, что контраст между стыдом и виной помогает разобраться в этих эмоциях.

Виним мы себя за конкретный проступок, например, когда разбили любимую бабушкину чашку. Стыдиться — значит разочароваться в своей личности и качествах: например, мне стыдно из-за того, что я дедлайнер (неудачница, некрасивая, не умею красиво говорить — нужное подчеркнуть).

Конечно, мои личные качества могут быть связаны с определенными поступками (за которые я могу себя винить!), но испытывать стыд можно, даже ничего не сделав. Потому он и коварнее, чем вина. Ощутив вину, мы просим прощения и стараемся поскорее исправить ситуацию, но когда стыдимся, хочется лишь провалиться сквозь землю, чтобы больше никто и никогда не узнал, насколько мы плохие и неправильные.

Вина всегда касается действия, а стыд — личности.

Понимание этих различий помогает понять, что конкретно вы испытываете: стыд, вину или то и другое одновременно.

Называть свои эмоции и знать об их особенностях полезно, так как это помогает лучше понять себя и свои потребности.

Что именно заставляет нас стыдиться: нормы общества или наши собственные принципы?

Существуют две конкурирующие теории — автономного и гетеронормативного стыда.

Теория автономного стыда гласит, что мы стыдимся чего-то, только когда действуем вразрез со своими ценностями и принципами

Например, для меня важно сдавать работу в срок, но я не успеваю и стыжу себя за это. Общество может одобрять или критиковать мое желание не быть дедлайнером, но я испытываю жгучий стыд, ведь я нарушила то, что важно лично для меня

Теория гетеронормативного стыда утверждает, что я стыжусь в первую очередь тогда, когда нарушаю нормы, важные для общества, в котором я живу. Если в социуме культивируется образ человека, успевающего всегда и везде, то я буду стыдить себя за нарушения всех дедлайнов. Но если общество поощряет заботу о себе и снисходительное отношение к своим недостаткам, то я скорее буду стыдиться того, что беру на себя слишком много и мало отдыхаю.

Можно приводить много аргументов в пользу каждой из теорий. Но чтобы понять, почему стыд бывает токсичным, стоит обратиться к самому объекту стыда и спросить: почему я стыжусь именно этого? Какие нормы за этим стоят? Они важны лично для меня или это то, чем руководствуется большинство?

Иногда нам неловко от того, что действительно важно для нас. Тогда стыд помогает увидеть, что именно мы делаем не так, чтобы в дальнейшем больше так не поступать и исправиться

Что такое стыд?

Стыд — это одно из самых распространенных чувств, которое испытывает человек. Практически каждый из нас знаком с ним. При переживании стыда нам хочется укрыться, убежать, мы чувствуем, что обнажены и уязвимы. Основное послание, которое получает человек, испытывающий чувство стыда

Состояние стыда чаще всего возникает, когда Ваше поведение, облик, положение в обществе, окружение не соответствует Вашим представлениям о самом себе, согласно Вашим ожиданиям. Чувство стыда усиливается, когда мы смотрим на себя чужими глазами.

Стыд — это рассогласование с тем, каким я должен быть согласно собственным представлениям о себе (идеальному «Я») и тем, какой я есть на самом деле в данной ситуации. Другими словами, стыд указывает на то, что здесь и теперь при этих обстоятельствах я не такой, каким должен быть.

Стыд имеет очень широкий разброс в интенсивности своего проявления: от банальной неловкости, которое переходит в смущение, а затем в стыд. Высшее проявление стыда – ощущение позора.

Как возникает стыд?

Каждый из нас имеет представление о себе, о своих чертах личности, характере, поведении, о том как выглядеть в собственных глазах и в глазах окружающих, об окружении, о своих собственных ожиданиях в той или иной ситуации. Все это называется Я-концепцией.  Рассогласование с Я-концепцией переживается как стыд.

Что стимулирует стыд?

Если обида держится на упорстве, в котором мы отказываемся признать свободу и выбор другого человека, то ощущая стыд, мы отрицаем собственную свободу, отказываясь принимать себя таким, какими мы есть на самом деле. В стыде мы не даем себе права быть такими, какими мы являемся в данный конкретный момент в той или иной ситуации. Другими словами, стыд возникает из-за невозможности соответствовать своему идеальному «Я», т.е. нетерпимость к самому себе.

Зачем нам чувство стыда?

Стыд как эмоция выполняет приспособительную функцию в коммуникации. При помощи стыда люди управляют друг другом. Пристыживание — это активный способ управления человеком, аппелируя к стыду. Пристыживая человека, мы указываем ему на его неподобающее поведение и оцениваем его (поведение) как недостойное. В пристыживании предполагается, что человек на самом деле лучше, чем ведет себя в данной ситуации.

Стыд является мощным социальным регулятором, он управляет нашим поведением. В каком-то смысле можно сказать, что стыд — это принудительная социализация, поскольку чувство стыда предполагает ориентироваться в своих поступках на окружающих людей, общество.  В жизни мы можем наблюдать, что люди, которые более всего подвержены стыду,  они, как правило, очень социально-ориентированы, стремятся всем угодить, быть «хорошими», ставят общественные интересы Выше, чем личные.

Стыд стоит на страже нашего «Внутреннего Я». Когда нам стыдно, мы очень чувствительны к мнениям окружающих, как к критике, так и к похвале. Став чувствительным к чужим мнениям, мы словно смотрим на себя чужими глазами. Чувствительность к чужим мнениям делает нас уязвимыми. Защищая свое «Я», мы разрываем контакт или следуем импульсу бегства, поскольку уязвимы.

Для общества в целом стыд имеет огромное значение, поскольку при помощи стыда, происходит процесс социализации каждого из его членов, стыд также способствует формированию и развитию эмоциональных связей между людьми. Через собственный стыд, который испытывает каждый отдельный человек, учитываются интересы других людей, что способствует укреплению общества.

В русском языке есть поговорка: «Ни стыда ни совести».  Речь идет как раз о тех, кто ставит свои интересы выше общественных. Идея индивидуализма как раз разрушает социальные связи и общество в целом. Общество, где нет стыда — нежизнеспособно, что мы собственно и наблюдаем. «Культура стыда» заменяется на «культуру вины». Отсюда такие феномены как снятие сексуального табу, интимности, повышение тревоги и недоверия к окружающим.

Как избавиться от чувства вины: советы


Чувство стыда и вины Принимайте себя такими, какие вы есть. Банальность, правда? Но в этом истина. Как избавиться от чувства вины?

  • Люди имеют в себе врожденную способность стремиться к совершенству.
  • Это такая лестница, по которой человеку идти долго, утомительно, изнурительно, а поэтому и трудно.
  • Когда он видит, что кто-то достиг более высокой ступени, чем он, то сразу начинает казаться, что общения с этим человеком нужно заслужить.

В этом случае, каждая неловкость и неверное слово заставляет нас самих сделать этот шаг назад на одну ступень. Примите и полюбите себя уже со своими недостатками и достоинствами. Вот еще несколько советов:

Будьте уверенными в себе:

  • Комплексы порождают неуверенность, которая заставляет все время спрашивать себя: «Верно ли я сделал? Что обо мне подумают?».
  • Дальше идет целый огромный мысленный монолог, которым вы заставляете себя пасть ниже, чем есть на самом деле.
  • Дополнительно вы испытываете стыд за то, что по-вашему мнению, кому-то, что-то могло не понравиться. Глупо, не кажется?

Разберитесь в себе:

Нет, «не покопайтесь», а именно – разберитесь.
Расставьте собственные эмоции по полочкам.
Определите, почему испытываете стыд за этот поступок? Действительно ли это чувство поможет вам?
Обязательно нужно вспоминать о неприятной ситуации перед сном, или лучше просто перестать обращать на это внимание и забыть.

Научитесь смеяться над собой:

  • Да, случается так, что человек попадает в неловкую ситуацию, и все вокруг начинают смеяться над ним.
  • Неприятно, хочется провалиться под землю. Но может просто посмеяться над собой вместе со всеми?
  • Наверняка бы вы сделали это, если бы не были виновником, а зрителем данной эпической картины. К тому же, это поможет разрядить обстановку.

Воспринимайте все адекватно. Героем будет тот, кто выйдет из ситуации гордо, а не замкнется в собственном пузыре стыда, опуская голову каждый раз, когда кто-то рядом вспомнит о недавней ситуации.

Общества вины

В обществе вины основной метод социальный контроль это привитие чувств чувство вины за поведение, которое человек считает нежелательным. Характерной чертой общества вины является предоставление санкционированных освобождений от вины за определенное поведение, будь то до или после факта. В таких случаях авторитетные фигуры имеют возможность получить власть, денежные и / или другие преимущества и т. Д., Манипулируя условиями вины и прощением вины.

Пол Хиберт характеризует общество вины следующим образом:

Вина — это чувство, которое возникает, когда мы нарушаем абсолютные стандарты мораль внутри нас, когда мы нарушаем нашу совесть. Человек может страдать от вины, хотя никто другой не знает о его или ее проступке; это чувство вины облегчается признанием в проступке и возмещением ущерба. Культура истинного чувства вины полагается на внутреннее осознание греха как средство обеспечения хорошего поведения, а не на внешние санкции, как это делают культуры стыда. Культура вины подчеркивает наказание и прощение как способы восстановления морального порядка; В культурах стыда подчеркивается самоотречение и смирение как способы восстановления общественного порядка. (Хиберт 1985, 213)

Чем отличается стыд от вины

Стыд часто путают с чувством вины, но последнее – очень важная эмоция, которую стоит испытывать хотя бы время от времени.

Чувство вины, эти хорошо известные “муки совести”, возникает как реакция на конкретное действие, которое кажется нам негативным. Это нечто глубоко личное и недоступное для посторонних. Стыд, с другой стороны, является публичным: он возникает под давлением общества или его части.

Чувство вины конструктивно и направлено на что-то одно (“Я сделал что-то не так – как я могу это исправить?”), в то время как стыд подразумевает негативную оценку всего себя (“Я плохой человек”, “Я всегда веду себя ужасно”).

Чем отличается мужской и женский стыд

Хотя считается, что стыд и чувство вины чаще и сильнее проявляются у женщин, статистика показывает, что особых различий между полами нет. Нам всем одинаково часто бывает стыдно – но по разным причинам. Опять же, все дело в стереотипах, навязанных обществом.

Например, женщины склонны стесняться своей внешности и фигуры, а те из них, кто ведет активную сексуальную жизнь, испытывают большее давление со стороны общества, чем мужчины-донжуаны. С другой стороны, женщинам разрешается (по мнению общества) проявлять грустные эмоции и даже плакать, в то время как “сильный пол” в основном стыдится собственных слез и слабостей в целом.

В постиндустриальных странах это противоречие особенно очевидно: женщина должна делать карьеру, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей – но не зацикливаться на них; уважать мужа – но в то же время быть независимой личностью. Невысказанные требования общества создают благодатную почву для стыда и общественного порицания.

Мужчинам не легче: они должны быть сильнее, выше и храбрее, чем вчерашние мужчины. Брен Браун рассказывает, как один такой мачо заявил, что для него лучше “умереть, упав с лошади, чем встать и увидеть разочарование в глазах своей семьи”. Мальчикам с детства внушают, что нужно стыдиться того, что они слабые, боятся и не могут чего-то сделать, поэтому во взрослой жизни они привыкают постоянно соревноваться с самими собой.

Почему нас стыдят с детства

Манипуляция стыдом в воспитании детей – довольно распространенный, но, по мнению психологов, вредный прием.

Родители прибегают к нему, чтобы направить поведение ребенка в русло “общепринятой нормы”, но часто делают это в безличной, неконструктивной форме. Вместо того чтобы учить, показывать пути выхода из ситуации после совершенной ошибки, взрослые могут не справиться со своими эмоциями и просто воскликнуть: “Позор!”.

литература

  • Рут Бенедикт : хризантема и меч. Формы японской культуры. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, 2006 г., ISBN 978-3518120149 (оригинальное издание «Хризантема и меч» , 1946 г.).
  • Эрик Робертсон Доддс : Греки и иррациональное. Дармштадт 1970 г. (оригинальное издание: «Греки и иррациональное» , 1951 г.), в частности «От культуры стыда к культуре вины», стр. 17–37.
  • Томас Ширмахер : Стыдно или виновато? Христианское послание перед лицом совести и культур, ориентированных на вину и стыд. VKW, Бонн 2005, ISBN 3-938116-06-4 .
  • Стефан Маркс : О функции стыда и защиты стыда в национал-социализме. В: Георг Шенбехлер (Ред.): Позор в философии, культурной антропологии и психоанализе (= Collegium Helveticum. Выпуск 2). Цюрих 2006, стр. 51–56.
  • Томас Ширмахер , Клаус В. Мюллер (ред.): Ориентация на стыд и чувство вины в дискуссии: культурные, антропологические, миссиологические и теологические идеи. VKW, Бонн и VTR, Нюрнберг 2 Интерсубъективная природа стыда.
  • Йенс Л. Тидеманн: Интерсубъективная природа стыда. Forum der Psychoanalyse Volume (2008) 24, стр. 246-263006, ISBN 3-938116-07-2 .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: