Виды культуры

История и содержание термина

Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.

При этом нельзя сказать, что национальная культура оставалась неизменной в определенные исторические периоды. Это очень динамическое понятие, характеристики которого могут меняться под влиянием определенных событий, людей и природных факторов.

Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:

  1. Историческое прошлое: трагические события, войны, торговые отношения с соседними государствами неизменно откладывают свой отпечаток. Причем традиции и стереотипы мышления постоянно меняются именно под воздействием данного критерия.
  2. Общий уровень развития конкретного общества: это компонент выражается в способах организации жизни и быта, а также во взаимоотношениях между отдельными представителями конкретного этноса или нации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на создание материальных и духовных ценностей, которые также являются отражениями национальной культуры.
  3. Специфические сферы деятельности: традиции и стереотипы каждой нации неизменно находят свое выражение в музыке, литературе, изобразительном искусстве и даже политической деятельности. По этим показателям другие нации могут оценивать степень развития конкретного народа и вырабатывать схему взаимодействия с ними.
  4. Язык: еще один немаловажный компонент, стоящий у истоков любой национальной культуры. В данном случае речь идет не только об официальном языке какого-либо государства, но и о диалектах и наречиях, распространенных в конкретной географической области.

Рисунок 2. Нацкультуру формируют стереотипы и условия проживания

В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).

Нация и национальность

Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).

Рисунок 3. Нация и национальность — разные, но связанные между собой понятия

В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.

Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.

Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.

Разновидности культуры

Одновременно с доминирующей и общепризнанной системой культуры, в современном обществе существуют ее многочисленные разновидности, объединяющие определенные группы людей. Под культурными концепциями, расходящимися с ценностями господствующей культуры, подразумеваются такие феномены как субкультура и контркультура.

Субкультура

Субкультура — это культура, объединяющая определенную часть общества внутри определенной системы ценностей, верований, традиций, ритуалов, языка, паттернов поведения.

Субкультура является частью обшей культуры. Ее формирование обусловлено разделением социума на разнообразные группы по национальному, социальному, профессиональному, материальному и другим признакам.

К разновидностям субкультуры относится:

  1. Подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных постулатов доминирующей культуры для того, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, хиппи и др.).
  2. Криминальные субкультуры, действующие против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы и др.).
  3. Религиозные, авторитарные секты, создающие свой культ верований и обязательных правил (Свидетели Иеговы, разнообразные секты).
  4. Этнические общности, имеющие, к примеру, диалект отличный от языковой нормы.

Субкультурам характерны следующие признаки:

  1. Наличие своеобразных ценностей, установок и правил, отличных от доминирующей культурной картины мира.
  2. Специфический образ жизни и паттерны поведения.
  3. Наличие внешней атрибутики, отражающейся во внешнем виде, жаргоне, манерах.
  4. Формирование инициативного ядра, генерирующего идеи.

Как правило, субкультура не противостоит общечеловеческой культуре, даже несмотря на существенные различия с ней. С ее помощью люди пытаются адаптировать ценностную систему господствующей культуры к своему видению мира.

Примечание

Субкультуры позволяют индивиду или группе осмыслить специфику своего особенного положения и сформировать устойчивую идентичность, способную гармонично существовать в социальной среде, к которой он или они себя относят.

Контркультура

Контркультура — это форма субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культурной системы, но находится с ней в конфликте. Контркультура стремится придать новое значение устоявшимся традиционным ценностям и нормам.

Широкое распространение этот термин получил в качестве определения течений искусства, ставящих себя в противопоставление к традиционным направлениям.

Контркультуре могут быть присущи следующие черты:

  • анархичность;
  • аполитичность;
  • нетрадиционные культурные формы;
  • нетрадиционные формы религии.

Нередко контркультурные движения приводили к возникновению новых идеалов, которые со временем принимало все большее количество людей. К таким примерам можно отнести движение американской молодежи за права чернокожих, женские движения за эмансипацию и др.

Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Культура — искусственная среда (В. П. Комаров, Факультет Системы управления, информатики, электроэнергетики, МАИ). Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Академик В.С. Степин определил культуру как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культурные навыки даются от рождения или приобретаются?

Известно, что культура воспитывается в человеке. Но все же некоторые черты характера являются врожденными и их легко спутать с признаками культуры.

Такт и деликатность. Принято считать, что только культурный человек выражает к другим с уважением и выслушивает, не перебивая. В действительности эти качества являются врожденными и развитыми чертами. Они не гарантируют, что вы имеете общение с культурной личностью.

Соблюдение норм и правил. Некоторые люди с рождения обладают потребностью подчиняться, поэтому следовать в соответствии с общепринятыми правилами для них — норма.

Культурный человек отлично понимает в искусстве. Но любить классическую музыку или восхищаться красотами пейзажей способны многие обладатели талантов и способностей. Они от природы наделены чувством прекрасного и являются ценителями в этой сфере.

Как сформировать корпоративную культуру

Этот момент неизбежно возникнет в любой компании, когда хочет долго оставаться на рынке. Особенно, когда она начинает масштабироваться и обрастать новыми проудктами, проектами и клиентами. Происходит найм новых сотрудников, формирование отдельных друг от друга отделов. И всё это нужно как-то контролировать и координировать, потому что принцип «повторяй за мной и будет хорошо» уже не работает.

Когда ты решишь прописать и внедрить корпоративную культуру, помни о трёх главных принципах:

Если ты понимаешь, что твоя потенциальная модель корпоративной культуры соответствует этим принципам, то идём дальше.

Выдели три уровня, на базе которых будет строится корпоративная культура:

И постепенно начинай прописывать каждый из этих уровней, делая их более объёмными и многогранными:

1. Сформулируй задачи, цели и направление деятельности твоей компании. 

2. Обозначь ценности и приоритеты.

3. Оптимизируй процесс подбора новых сотрудников, чтобы безошибочно нанимать подходящих людей в компанию.

4. Пообщайся с сотрудниками о плюсах и минусах работы в компании и используй результаты этого исследования для того, чтобы внедрить улучшить ситуацию в компании или коллективе. 

6. Создай систему наставничества, чтобы все сотрудники, особенно новые, были в курсе корпоративной культуры.

7. Обозначь четкую позицию по управлению сотрудниками.

Вот ещё несколько советов, которые помогут тебе в создании хорошей корпоративной культуры:

Культура

Существует более тридцати определений этого термина. Например, дословный перевод с латинского языка говорит о том, что это «воспитание» или же «образование». Но если выбирать самое удобное и лаконичное определение, то возможно остановить свой выбор на следующем: человеческий мир, его ценности, знания, умения, традиции и тому подобное.

Человек культурный – это не врожденная черта, а заслуженная тяжким трудом в течение всей жизни важнейшая составляющая человеческого бытия. Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни в семье, детском саду, школе. Но процесс этот продолжается и с взрослением.

Духовная культура

Духовная культура — это система духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и освоению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр. 

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовная культура существует во взаимосвязи с идеалами морали, нравственности, веры, науки, искусства, доминирующие в обществе. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

К признакам духовной культуры относится:

  1. Активное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира.
  2. Ориентация на идеальные формы.
  3. Глубокая нравственная традиция.
  4. Большая свобода творчества.
  5. Неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса, философских концепций и т. д. Духовная культура выполняет следующие функции:

  1. Хранение культурного опыта.
  2. Выступление в роли средства понимания и объяснения мира.
  3. Регулирование взаимодействия людей в социуме.
  4. Формирование общественных ценностей и идеалов.
  5. Воспитание и образование.

Уровни организационной культуры

При исследовании какого-либо явления, процесса, предмета довольно часто может возникнуть такая ситуация. Несложное на первый взгляд явление по мере углубления в его изучение влечет значительные изменения в восприятии исследователя, становясь, на его взгляд, все более сложным и по содержанию, и по применяемым методам познания.

Случается и такое, что с ходом изучения явления представление о нем меняется кардинально на противоположное. Это происходит, в частности, и при исследовании организационной культуры предприятия. Впервые американский исследователь

Эдгар Шейн предложил рассматривать организационную культуру посредством трех уровней (рисунок 1).

Рис. 1 — Уровни изучения организационной культуры компании

Изучение организационной культуры стоит начинать с первого, «поверхностного» либо «символического», уровня, который включает в себя такие видимые внешние факторы, как используемая технология и архитектура, применение пространства и времени, отмечаемое поведение, язык, лозунги и так далее, то есть все то, что человек может ощущать и воспринимать с помощью своих пяти чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и ощущение вкуса). На данном уровне вещи и явления легко обнаружены, однако далеко не всегда их можно трактовать в рамках культуры организации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Пытаясь изучить организационную культуру еще глубже, происходит затрагивание ее второго, «подповерхностного» уровня провозглашаемых ценностей. Исследуются провозглашаемые цели, стратегии и философия, ценности и верования, которые разделяют между собой сотрудники организации, согласно с тем, в какой мере данные ценности находят свое отражение в символах и языке. Восприятие ценностей и верований обладает сознательным характером и попадает под влияние желаний людей. Исследователи зачастую ограничиваются непосредственно данным уровнем, так как следующий уровень довольно сложный и требует применения особых аналитических инструментов.

Третий, «глубинный» уровень состоит из базовых предположений, которые сложно осознать даже самим участникам организации (без специального сосредоточения). Неявные и принимаемые на веру предположения ориентируют поведенческие характеристики сотрудников, содействуя им в восприятии атрибутов, которые характеризуют организационную культуру. К числу данных предположений можно отнести особенности восприятия, мысли и чувства, подсознательные убеждения и представления. 

Что определяет культурного человека?

Что подразумевает понятие «культурный человек»? Существуют определенные черты, которые характерны только подобной личности. Вот какие качества характеризуют культурного индивидуума.

Внешние проявления. Человек с притязанием на культуру имеет презентабельный внешний вид. Такой человек не позволяет себе одеться плохо или не по ситуации. Он умеет вести себя в обществе и выполняет правила этикета. Его речь четкая и грамотно поставленная.

Черты личности. Для культурного человека характерны такие черты характера, как доброта, ответственность, великодушие. Он умеет владеть собственными эмоциями в трудной, экстремальной ситуации. Он искренне отвечает и всегда уверен в собственных силах. С возрастом приобретаются новые черты характера, которые появляются только с опытом.

Чувство меры и такта, заложенные с воспитанием, у культурного человека развиваются на протяжении всей жизни. Он становится толерантным, не проявляет хамства и выказывает уважение не только к старшим по возрасту, но и ко всем людям. Культурной личности свойственно сострадать ближним и жертвовать собственными благами во имя других. В обществе он ведет себя непринужденного и естественно.

Важный признак культуры — саморазвитие.

Он познает мир, умеет ценить прекрасное. Главная цель — созидание своей сущности или окружающей действительности. Культурный человек готов учиться и постоянно получает новые знания. Это интересные люди, с которыми легко общаться. Разносторонний диапазон тем позволяет поддерживать разговор в любом обществе. Это яркие личности и собеседники высокого уровня.

Умение контактировать с людьми. Это сотрудничество, работа в коллективе, дружба. Под этим подразумевается способность видеть общую цель и добиваться ее вместе с коллективом. Культурный человек умеет общественные интересы ставить на первое место. Он способен бескорыстно помогать, протягивать руку помощи и делиться имеющимся опытом.

Наравне с этим он как губка впитывает хорошее и перенимает полезные знания у более старших сотрудников. Он не скрывает ненависть за показушной улыбкой. Ему это не позволит воспитание. Если он не может спокойно общаться с человеком, то ограничит общение холодной вежливостью.

Верность долгу. Еще один важный признак культурного человека — преданность стране и своей культуре. Он знает историю собственной страны, знает и привычки, национальные традиции.

Но если это не было заложено в семье, человек стремясь к новым знаниям, впитывает и верность, и любовь к своей Родине.

Сочинение ** тему:Кокого человека можно назвать культурным ?В чём проявляется культура…

Культурный человек, на мой взгляд, — это человек воспитанный. Он не только усвоил правила поведения, которые ему передают родители и учителя; он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками. Это человек, который всегда имеет смелость признать свои ошибки, никогда не стыдится своевременно извиниться.

Наверное, это еще и чуткий человек, который искренне будет сочувствовать тебе в твоем горе, и так же искренне, без зависти, будет радоваться твоему успеху. Культурный человек — это человек просвещенный. Она постоянно стремится познать что-то новое и не только в той области науки, которую он избрал своей будущей профессией. Культурный человек стремится познать жизнь во всех его проявлениях — в науке, искусстве, политике, любви, семейной жизни, воспитании детей и т. п. .

А еще культурный человек должна быть чистым и красивым. И не только внутренней красотой, но и внешне. Недаром ведь даже в школе существует такой предмет как физическая культура. Это не только занятие спортом, это — культура тела, гармонического развития человека. Физическая культура помогает человеку гармонично развиваться, ощущать чистоту и красоту своего тела, легкость походки, плавность движений, ясность мыслей.

Культурный человек создает будущую жизнь. Он с глубоким пониманием относится к традициям своего народа, к произведениям культуры предыдущих поколений. Культурный человек никогда не разрушит памятник, не сожжет книжку, не уничтожит картину. Наоборот, он защитит прошлое — верой, силой, умом. А этим защитит настоящее и будущее.

Специализированная культура

Специализированная культура сформировалась постепенно, когда в связи с разделением труда стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье и с друзьями. Необходима профессиональная подготовка, которую дает обучение в специализированных школах и иных учебных заведениях по профилю избранной специальности.

Обыденная и специализированная культура различаются по языку (соответственно обыденному и профессиональному), отношению людей к своим занятиям (любительское и профессиональное), что делает из них либо дилетантов, либо экспертов. В то же время пространства обыденной и специализированной культуры пересекаются. Нельзя сказать, что обыденная культура связана только с приватным пространством, а специализированная — с публичным. Многие публичные места — завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п. — используются на уровне обыденной культуры, но каждое из этих мест может быть и местом профессионального общения людей. Так, на рабочем месте наряду с формальными отношениями — служебными, безличными — всегда существуют неформальные — дружеские, доверительно личные отношения. Основные функции обеих сфер культуры продолжают сосуществовать в разных областях жизни, и каждый человек является профессионалом в какой-то одной сфере, а в остальных остается дилетантом, находясь на уровне обыденной культуры.

В культуре выделяют четыре функциональных блока, представленных как обыденной культурой, так и специализированной.

Первый блок составляет культура социальной организации и регуляции, в него входят:

  • хозяйственная,
  • политическая
  • правовая сферы культуры.

Второй функциональный блок составляет культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений. В него входят философская, научная, религиозная и художественная сферы культуры.

Третий функциональный блок составляет культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. В него входят:

  • культура межличностных информационных контактов — интегративное личностное образование, характеризующееся осознанием ценности личности и межличностных взаимоотношений, готовностью взаимодействовать и регулировать свое поведение на основе нравственных норм и правил общения;
  • культура массовой информации. На специализированном уровне это — профессиональные СМИ, , общественные связи; на обыденном — слухи, сплетни и т.д.;
  • культура средств хранения информации. На специализированном уровне это — музеи, библиотеки, архивы; на обыденном — предания, верования, легенды и проч.;
  • культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации. Специализированный уровень культуры связан с системой начального, среднего и высшего образования, учреждений дошкольного воспитания, кружков и клубов по интересам. Обыденный уровень культуры представляет систему домашнего воспитания, социального общения, «дворовых» компаний, традиций, нравов и обычаев.

Четвертый функциональный блок составляет культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

  • культура физического развития — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. На специализированном уровне — это профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма, на обыденном — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п.;
  • культура поддержания и восстановления здоровья. На специализированном уровне — это медицина и система санаторно-курортного обслуживания, на обыденном — здоровый образ жизни, самолечение, знахарство;
  • культура восстановления энергобаланса человека — кулинария, система питания, они существуют как на обыденном уровне, так и на уровне искусства (специализированный уровень);
  • культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека. На специализированном уровне — это система организованного досуга, домов отдыха, клубов, театров, кинотеатров и т.п.; на обыденном — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и проч.

Фиолетовый уровень (культура принадлежности)

Многие компании фиолетовой культуры вырастают из семейного дела или начинают свой путь развития с маленькой команды, в которой отношения являются неформальными и близкими. В фиолетовой культуре организация построена как семья – на первом месте стоят семейные ценности, традиции и преданность коллективу. Люди готовы пренебрегать своими интересами ради общих целей. Обычно в таких организациях нет четкого распределения обязанностей. Каждый выполняет то, что в данный момент необходимо для всего коллектива. Во главе такой организации стоит лидер, который опекает всю команду. Именно лидер принимает все ключевые решения, которые соответствуют традициям компании. При этом источником авторитета лидера выступает скорее исторически сложившееся положение вещей, чем его сила и компетентность.

Однако в какой-то момент времени отдельные члены команды отказываются подчиняться лидеру и стремятся заполучить власть в свои руки. Семейные традиции и ценности уходят на второй план, возникает культ сильных индивидуальностей.

Уровни корпоративной культуры

Как я написала выше, корпоративная культура выстраивается из множества составных элементов. Условно их можно разделить на три больших уровня. Именно так и сделал американский психолог Эдгар Шейн в 1981 году. Он проанализировал различные организации и выделил три основные составляющие их корпоративных культур: базовые потребности, ценности, артефакты.

Первый уровень — артефакты. Это всё материальное, что можно потрогать, увидеть, услышать. Например, это может быть брендированная документация, дизайн сайта и социальных сетей, форма одежды, мерч и многое другое. Проработанный первый уровень корпоративной культуры позволяет проекту или компании отстроиться от конкурентов и выделиться на рынке.

Второй уровень — ценности. Это то, во что верят все члены команды и руководители. Например, как было среди офицеров — понятия чести и дружбы всегда стояли во главе угла и укрепляли коллектив

Определить основные приоритеты не сложно, но очень важно для любой команды, чтобы двигаться одном направлении и понимать друг друга

Третий уровень — базовые представления. Проще понять его на примерах: это поведенческие паттерны, социальное положение, жизненный и мировоззренческий опыт, который объединяет всех сотрудников. Создание фундамента на этом уровне позволит на этапе приёма на работу выделять «своих», избегать конфликтов в команде и работать более слаженно.

Если корпоративной культуры нет или она плоха

Культура есть у всех организаций, независимо от того, была ли она создана намеренно или случайно. Плохая культура на рабочем месте, как правило, возникает сама по себе и похожа на штормовое море — бушующее и непредсказуемое. За редким исключением корабли долго удерживаются на плаву в таких условиях.

А вот то, что я имею в виду под «отсутствием культуры», на самом деле является результатом безразличия и апатии, отсутствия командной работы, какого-либо взаимодействия, измеримых целей, признания заслуг и достижений. По определению, эта культура не является плохой, она просто практически не имеет шанса на успех. Такая компания вряд ли сможет долго оставаться на плаву, и ее сотрудники, скорее всего, на это и не рассчитывают, потому что не понимают, в чём ценность и значимость их работы.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Зеленый уровень (культура согласия)

В процессе дальнейшего развития, с переходом от оранжевой культуры соревновательности к культуре согласия, на первый план выходят ценности сотрудничества и совместного поиска решений. На зеленом уровне происходит осознание и принятие того, что все люди различны по своей природе, что, в свою очередь, является ценным ресурсом для компании, поскольку обмен различными точками зрения и подходами к решению задач приводит к лучшим результатам, чем соревновательность.

В зеленой культуре приветствуются совещания, дискуссии, мозговые штурмы, коллегиальные решения, которые отмечены творческим подходом. Вовлекаются все члены организации, каждому предоставляется возможность высказать свое мнение. Инструментом управления организацией выступают общие договоренности, достигнутые в процессе конструктивного обсуждения.

На зеленом уровне люди стремятся стать частью целого, поддерживать со всеми гармоничные дружеские отношения. Главными ценностями являются справедливость, равенство имеющихся возможностей, кооперация. Люди, находящиеся на зеленом уровне, хотят добиться равных прав для всех и сформировать общество заботливого отношения к его членам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: