Онлайн-курс (моос) «психология и методика развития математической культуры»

Ресурсы и риски

Предлагаемый опросник представляет собой набор вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

После ответов на вопросы производится подсчет баллов путем суммирования всех положительных ответов в строках, обозначенных определенным шифром. Так, строки отмеченные буквой «А» символизируют проявленность мотивации активиста, буквы «Пр» — призера, «Ип» — испытателя, «П» — проектировщика, «Ил» — исследователя.

Вы просто подсчитываете соответствующие баллы и заносите в таблицу в нижней части анкеты. Та мотивация, которая наберет больше всего баллов, и является ведущей для конкретного человека. Но это не обязательно один тип мотивации. Бывает и так, что у человека сильно выражены два и более доминирующих мотива.

Обратите внимание, что результаты анкетирования не следует воспринимать как диагностику в буквальном смысле. Это скорее информация для осмысления и корректировки своего взаимодействия с учеником

При этом стоит подумать не только о том, что может усилить и снизить мотивацию, но и какие дефициты желательно компенсировать.

Например, у испытателей важно развивать ответственность за свою жизнь, прививать уважение к правилам безопасности. А также — учить доводить дело до конца, так как у людей с мотивацией такого типа это не всегда получается (после того, как человек удостоверится в том, что «я это знаю, я это могу», ему становится не интересно)

У призеров следует развивать интерес к другим людям, эмпатию, самокритику. Если не уделять внимания этим вещам, есть риск, что призер превратится в заядлого карьериста, для которого важен успех любой ценой.

Подробнее существенные нюансы работы с учебной мотивацией специалисты центра «ТОЧКА ПСИ» обсуждают с педагогами на тематических семинарах «Как и зачем учатся разные люди? Особенности мотивации учащихся как ресурс повышения эффективности образовательной деятельности».

И последний момент, на котором хотелось бы сделать акцент. В работе с мотивацией следует учитывать, что ребенок развивается и со временем мотивация может меняться.

Найдено научных статей по теме — 15

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Сахарова С.П.

Современный мир стремительно трансформируется, он предъявляет новые требования. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся, мотивации приобретает особое значение.

Доломанюк Леонид Владимирович

В статье рассматривается проблема учебной мотивации у различных авторов. Выделяются факторы (условия), способствующие формированию у обучаемых положительного мотива к учению.

Мошкин Александр Станиславович, Колесников Анатолий Викторович, Кох Наталья Евгеньевна

В статье представлены результаты социологического опроса студентов относительно основных мотивов обучения. Выявлена зависимость выбора учебного заведения от его принадлежности к системе МЧС.

Синельникова Светлана Сергеевна

Потребностно-мотивационная сфера человека занимает центральное место в структуре еголичности. Являясь наиболее гибким элементом в структуре личности, она наиболее подверженаизменениям.

Учебная мотивация и субъектность студентов

Сараева Надежда Михайловна

В статье предлагаются к обсуждению методологические положения, исходя из которых по-новому ставится проблема и проводится теоретический и эмпирический анализ процесса становления субъекта и субъектности.

Структура учебной мотивации старшеклассников

Ткаченко Владимир Александрович, Ткаченко Лариса Михайловна

В статье систематизирован материал по соотношению понятий мотивация, воля, детерминация, изучению учебной мотивации как одной из фундаментальных проблем психологической науки. Раскрыта структура учебной мотивации старшеклассников.

Повышение уровня учебной мотивации студентов

Новикова Татьяна Николаевна

В статье дано определение понятия «мотивация». Перечислены причины низкой мотивации. Обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня учебной мотивации студентов.

Учебная мотивация и профессиональное мышление

Мешков Н. И.

В статье раскрывается вопрос, имеющий отношение к проблеме учебной мотивации и профессионального мышления.

Мотивации личности студента в учебном процессе

Томашевский Н. И., Гринчишин Л. А., Кириллов А. Н., Завражная И. М., Кучеренко Н. М.

В работе представлен анализ особенностей формирования мотиваций и влияние их на качество учебной деятельности студентов, получающих профессиональное образование.

Мотивационное проектирование учебного процесса

Сухинин Валентин Павлович, Горшенина Маргарита Владимировна

Эффективность процесса обучения во многом зависит от степени мотивации его участников. В качестве одного из факторов мотивации рассматривается корпоративное обучение.

Факторы развития мотивации учебной деятельности

Собинова Любовь Анатольевна

В статье рассматриваются условия формирования положительной мотивации в процессе обучения, а также приводится классификация групп факторов положительно влияющих на развитие мотивов.

Мотивация школьников

Все вышеописанное актуально и в случае мотивации школьников. Ведь выполнение домашнего задания, да и сами занятия в классе, в той или иной мере тоже могут считаться самообразованием. А вот еще некоторые советы родителям по мотивации школьников к обучению:

Интересуйтесь. Воспитывать самостоятельность и ответственность у детей хорошо, но ваше участие в обучении необходимо. Недостаточно отправить ребенка в школу, а потом усадить его делать уроки. Нужно искренне интересоваться его делами, предметами, участвовать в процессе учебы, а не только контролировать. Относитесь к детям с пониманием, учитывайте особенности их возрастного развития.

Создайте правильную атмосферу. Какую атмосферу можно считать правильной? Ту, в которой ребенок сможет развиваться. Ту, которая будет вызывать положительные эмоции и интерес, стремление учиться и обучаться. Окружите ребенка книгами, фильмами, развивающими играми и, главное, достойным для подражания примером – вашим примером.

Поддерживайте. Не в мелочах, но тогда, когда это нужно. Ребенок просит помочь? Обязательно помогите. Пусть для этого понадобится прочесть учебник полностью

Но если вы не покажете, что вам это важно, это не станет важным и для ребенка.

Поощряйте
Неправильно акцентировать внимание на неудачах и не поощрять достижения. Выученный стих, написанное сочинение, полученная «пятерка» – более достойны внимания и похвалы, чем «тройка» или нарушение дисциплины заслуживают выговора.

Учите
Вы также учитель

Вы можете быть не сильны во всех школьных предметах, но хорошо разбираться в некоторых, объяснять их связь с реальной жизнью. Вы можете научить ребенка тому, чему не научат в школе – постановке целей, планированию занятости, самоорганизации, ответственности.      

Обсуждайте. Определяйте причины успехов и неудач, учите детей видеть взаимосвязь. В разговорах выясняйте, что ребенку нравится больше, а что доставляет трудности, вместе намечайте пути развития или выхода из ситуации.

Отслеживайте результаты. Интересуйтесь успеваемостью. Так вы всегда сможете выявить проблемные зоны и должным образом среагировать. Привейте ребенку понимание того, что оценки не главное, но именно они в некоторой мере являются показателем результата.

Давайте выбирать. Позвольте ребенку выбирать то, что ему нравится больше и сосредотачиваться на этом. Хочет детальнее изучать историю? Поспособствуйте этому, но лишь после выполнения заключенного между вами договора, согласно которому сначала нужно уделить внимание математике.

Стимулируйте развитие качеств и навыков. Конкретные знания это хорошо, но нужно обращать внимание и на те навыки и качества, которые лежат в основе развития познавательных способностей глобально: внимание, память, быстрота реакции, творчество и воображение, аналитические способности и др.

Играйте. Игры (вспомните дидактику Коменского) – мощный инструмент развития, который при правильном подходе способен приводить к хорошим результатам в учебе. Они являются стимулом интереса, вдохновляют и имеют практическую пользу.

Используйте нестандартные методики обучения и развития. Например, стандартные программы отлично дополняются упражнениями по развитию творческого мышления из .  

Любите и старайтесь понять детей. Для них ваша любовь, интерес и поддержка будут лучшим стимулом учиться.

Резюмируя все вышенаписанное, отметим, что процесс самообучения должен начинаться с определения движущих вами сил и постановки на их основе конкретных целей, а завершаться – знанием того, как себя мотивировать.

А вы знаете проектировщиков в своей школе?

Вкратце расскажем о типах мотивации, которые помогает выявить опросник.

Начнем с того, что различие в источниках мотивации проявляется уже в детсадовском возрасте.

Если понаблюдать за детьми, которые играют в кубики, можно увидеть, что разным ребятам в игре интересны разные вещи. Одному ребенку может быть интересно то, что на кубиках есть разные буквы и цифры. И он не просто строит что-то из кубиков, а одновременно узнает новые знаки.

Другому интересно сделать сделать так, чтобы из рассыпавшихся кубиков вдруг появилась башенка и он увидел этот продукт собственный деятельности.

Третий играет в кубики потому что ему интересно что-то делать в группе, а если бы он был один, просто отодвинул бы эти кубики.

Четвертому важно, что еще вчера он не мог собрать эту башню, а сегодня может. Пятому нравится то, что он составляет из кубиков такие вещи, которые никто из его товарищей по игре не способен соорудить…

Пятому нравится то, что он составляет из кубиков такие вещи, которые никто из его товарищей по игре не способен соорудить…

Казалось бы, все дети заняты одним и тем же, а внутренние мотивы у них разные. Подобная картина наблюдается и в других видах деятельности, в том числе, в процессе обучения.

Обобщив наблюдения за разными побудительными мотивами, психологи центра «Точка ПСИ» выделили пять основных типов мотивации. Вот их краткое описание.

1. Исследователь

Помните строчку из стихотворения «Ужасно интересно все то, что неизвестно»? Это про исследователей. В основе их мотивации желание понять как устроен мир — это и есть та самая пресловутая познавательная мотивация. Непознанные явления, белые пятна науки заставляют исследователей собирать новую информацию, думать, развиваться. Интерес исследователя может зажечь фраза учителя, что «этого никто еще не смог достичь» или «это так сложно, что об этом до сих пор еще спорят и нет однозначной точки зрения».

2. Проектировщик

Этими людьми движет интерес к практической реализации. Главный вопрос для них: как применить эти знания на практике? Если проектировщик не видит возможности практической реализации знаний, ему становится скучно

Проектировщик живет сегодняшним днем, ему важно сейчас знать, для чего нужно то или иное знание. Отнесение результата на дальнее будущее, мол, «вырастишь — поймешь», не проходят

Знание само по себе не имеет для проектировщика ценности. Учиться впрок ему не интересно. Знание становится важным, когда есть конкретная цель.

3. Призер

Для призера важно показать свои возможности, впечатлить других, быть первым и чтобы его первенство видели и признавали другие люди. Ведущая потребность призера — потребность в самоутверждении

Если в школе есть четкая система оценивания и призер может выстроить свою деятельность таким образом, чтобы повысить свой статус, ему будет интересно учиться.

4. Активист

Это человек, который ориентирован на других. Ему становится интересно, когда он видит, что его деятельность делает лучше жизнь окружающих людей. Самое главное для него — взаимодействие с другими людьми, вклад в других людей. Активисту нравится что-то делать для кого-то сообща, увлекая других своим примером.

5. Испытатель

Для испытателя знания — инструмент проверки себя и изменения себя. Ему хочется испытать себя «на слабо»: а смогу ли я? Испытатель включается в учебный процесс, когда отношения педагога с ним выстраиваются по принципу проверки: «А сможешь ли ты за короткий срок выучить этот материал?», «А сможешь ли ты победить в олимпиаде?»


фото с сайта http://tochkapsy.ru

Не хочу учиться

Учебная мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как сила желания или потребности, стимул или ценность вознаграждения цели, а также ожидания индивида и его сверстников. Причины могут быть разными. Школьная программа рассчитана на средние способности детей. В то время как один ребенок справляется с ней успешно, другому приходится прикладывать больше усилий и стараний. Поэтому возникают ситуации, когда дети не хотят ходить в школу, делать уроки и стремиться к высоким отметкам.

Мотивация студента к обучению может пропасть из-за разочарования в специальности, которую он выбрал. Нередко занятия в высшем учебном заведении не оправдывают былые ожидания. Столкновение со сложными дисциплинами, трудности выстраивания отношений в новом коллективе — все это приводит к тому, что студенты теряют интерес к учебе.

За мотивацию обучения школьников и студентов отвечает педагогический состав учебного заведения. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников. Для образовательного процесса крайне важен не только настрой и профессионализм преподавателя, но и желание учащегося получать и усваивать переданную информацию, т.е. мотивация к обучению. Индивидуальный подход к ученику со стороны учителя, сотрудничество с родителями, развитие дисциплины и усовершенствование учебной программы может изменить ситуацию в лучшую сторону.

Проанализируем различные полезные практические методы по стимулированию и мотивации учения.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Мотивация учебной деятельности младших школьников

Мотивационную сферу можно считать ядром личности. Входя в школьную жизнь, ребенок хочет учиться хорошо, получать высокие оценки. Чаще всего мотивами в этом возрасте являются «хочу узнать больше», «в школе интересно», «хочу радовать родителей». Получая хорошие оценки, ребенок поощряется со стороны родителей, учителей, ставится другим в пример.

Продуктивность и успешность учебного процесса определяет мотивация учиться. К учению ребенка побуждает ряд мотивов разного характера.

Их можно разделить на 3 блока, каждый из которых рассматривается с точки зрения получаемого результата.

  1. эмоциональный;
  2. мотивационно-целевой;
  3. познавательный.

Блоки последовательно сменяют другу друга, становясь на определенном этапе приоритетными и управляющими. Учебная мотивация младших школьников должна целенаправленно формироваться родителями и учителями, т. к. игровые мотивы, присущие детям этого возраста, могут остаться на последующие годы.

Мотив обучения как стимул учебной деятельности

Для формирования сильных мотивов к обучению используется целый комплекс методов ведения образовательно-воспитательного процесса. Среди них выделяют наглядные, словесные, практические способы, репродуктивные и поисковые методы, приемы самостоятельного исследования. Все без исключения способы организации учебного процесса направлены не только на усвоение информации, но и на создание мотивационного воздействия. Следовательно, мы можем сделать вывод о наличии у любого способа учения стимулирующей функции.

На основе научного подхода был выделен широкий спектр способов, специально предназначенных для того, чтобы создавать положительные мотивы обучения, инициировать когнитивную деятельность, способствуя наилучшему усвоению учебной информации

Функцию стимулирования очень важно учитывать, поскольку от нее напрямую зависит эффективность образовательного процесса

Последние данные широко проводимых исследований в области психологии показали, что мотивация является основной движущей силой становления личности ребенка, которая помогает наиболее полно реализовывать его возможности. Помочь сконцентрироваться на учебной задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители, способен лишь мощный, сильный мотив. Следовательно, педагог должен обладать практическим умением привлекать интерес любого школьника из учебного класса. Также очень желательно, чтобы он регулярно доводил до обучающихся свой учебный план: так они смогут проникнуться поставленными перед ними задачами и приложить к ним больше усилий. Однако для грамотного определения учебной задачи одного умения заинтриговать и заинтересовать в успехе может оказаться недостаточно: нужно, чтобы учитель и ученик ясно представляли совместный масштаб учебного курса, чтобы результат соответствовал высоким ожиданиям.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Подбор модели обучения под целевую аудиторию

Модель обучения — это ответ на вопрос, как мы обучаем целевую аудиторию для достижения запланированных результатов с учётом имеющихся ресурсов. Если упростить, модель обучения можно назвать структурой курса.

Комбинаций сегментов целевой аудитории очень много, поэтому и моделей обучения гораздо больше, чем может показаться. Для начала стоит собрать всю возможную информацию о людях, для которых предназначен ваш курс. Методист может запросить эти данные у маркетолога или самостоятельно провести исследование и выявить главные критерии целевой аудитории: от социально-демографических характеристик до целей, потребностей, мотиваторов (что человек хочет получить в результате курса, что его привлекает) и демотиваторов (что может оттолкнуть студента при прохождении курса).

Затем, используя полученную информацию, следует выделить ядро целевой аудитории — людей со схожим опытом, мотиваторами и демотиваторами. Можно проектировать курс для одной целевой группы, но эффективнее будет выделить в ядре аудитории несколько типов (сегментов). Достаточно двух-трёх, но их может быть больше, если методист посчитает нужным углубиться в этот вопрос.

В первом примере разберём аудиторию онлайн-курса «Шахматы с нуля». Для него мы выделили три основные категории студентов с похожими мотивами:

  • «Слон», 40 лет, Санкт-Петербург. У него рутинная работа, есть свободные вечера и выходные. Хочет разнообразия и тренировки для ума.
  • «Конь», 28 лет, Москва. Уже умеет играть в шашки, нарды, покер и другие игры, поэтому уверен, что эти навыки помогут ему освоить шахматы за пару недель.
  • «Королева», 18 лет, Москва. Посмотрела сериал «Ход королевы» и захотела, как и главная героиня, укладывать парней-шахматистов на лопатки.

Классическое обучение шахматам предлагает планомерный переход от базовых принципов к более сложным темам:

  1. Шахматная доска, её устройство и расположение фигур.
  2. Правила игры.
  3. Свойства фигур.
  4. Типичные маты.
  5. Разыгрывание дебюта.
  6. Тактические приёмы.
  7. Шахматная стратегия.

Такая структура программы абсолютно логична. Однако освоение первого раздела, как правило, занимает четыре часа, темы о свойствах фигур и типичных матах — восемь часов. Разыгрывание дебюта — ещё 16 часов.

Но если учесть, на какую аудиторию мы рассчитываем, станет очевидно, что такой планомерный подход ей вряд ли подходит. «Слон» хочет уже на первом занятии радикально сменить привычную деятельность и получить от этого удовольствие. «Конь», который желает быстро освоить новую для себя игру, тоже вряд ли готов потратить четыре часа на вводную тему. У «Королевы» желание играть в шахматы — эмоциональный порыв, который нужно моментально подкрепить результатом.


Кадр: сериал «Ход Королевы»

Чтобы не оттолкнуть целевую аудиторию, нам следует изменить программу курса. А для этого нужно задать себе вопросы: зачем эти люди пришли на курс? Чего они хотят достичь? Эти студенты не задаются вопросом «Когда я научусь играть в шахматы?». Больше всего радости им приносит выигрыш, а для этого нужно поставить мат. Значит, нужно сделать так, чтобы студенты уже на первом занятии могли поставить мат и получить удовольствие, за которым они пришли на курс. Для этого придётся поменять всю модель обучения.

Чтобы поставить свой первый мат, нужно ли знать о том, что собой представляет шахматная доска и как на ней расставляются фигуры? Скорее всего, нет: когда дело доходит до мата, фигуры уже переставлены. Нам не надо углубляться в теорию, достаточно рассказать, что:

  • есть поле и фигуры, чёрные и белые;
  • цель игры — поставить мат королю соперника;
  • мат — это ситуация, в которой королю поставлен шах, и он не может его избежать.

Чтобы поставить мат, учащийся также должен знать, как двигается король. Ещё нужна фигура, которая и поставит мат королю, — например, конь. Мы рассказываем, что конь двигается буквой «Г», и вот студент уже знает, что такое мат и как двигаются две шахматные фигуры.

Дальше эти знания нужно закрепить. С этой целью можно дать учащимся пример из реальной партии гроссмейстеров, где нужно сделать один ход и завершить игру. Сначала мы подсказываем, что это за ход, — помогаем перенести теоретические знания на реальную партию. А затем предлагаем студентам найти последний ход самостоятельно. Можно дать с десяток таких лёгких задач, чтобы помочь учащимся усвоить материал.

В традиционной программе обучение последовательное. Теория подаётся по порядку, с самых основ игры в шахматы. А при предлагаемом нетрадиционном варианте мы будто раскручиваем клубок с самого конца, даём только те знания, которые необходимы студентам для решения задачи, чтобы они получали удовольствие и не теряли мотивацию.

У такого подхода сразу три преимущества:

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.

На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

Мотивация учебной деятельности студентов

Чтобы обучение студентов было успешным, наиболее значимыми являются внутренние мотивы, т. к. учебные задачи должны быть им не только поняты, но и внутренне приняты.

Мотивация студентов к обучению – процесс достаточно сложный и индивидуальный.

Большинство студентов выбрали СУЗ или ВУЗ осознанно, поэтому учиться намерены с целью приобрести желаемую профессию. Те студенты, которые учатся по настоянию родителей, не настолько заинтересованы в положительном результате, но тоже руководствуются определенными мотивами: будет хорошо учиться – отец купит машину; не закончит ВУЗ – не получит места в семейном бизнесе.

Можно выделить наиболее действенные методы мотивации учебной деятельности, актуальные для большинства студентов:

Процесс изучения предмета должен быть интересным. Если предмет не имеет к будущей профессии прямого отношения, но преподается нестандартно и интересно – студенты изучают его с удовольствием.

Метод кнута и пряника. Поощрение студентов за прежние успехи «автоматом» и наказание за лень и поверхностность дополнительными вопросами на экзаменах достаточно эффективно.

Ориентир не на оценку, а на результат

Важно сориентировать студентов не на промежуточный результат, а на итоговый, открыть возможность применения знаний на практике.

Метод пряника

Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле учебная мотивация может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным. Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда. На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.

В соответствии с формулой «большое усилие + достижение цели = удовлетворение» мозг начинает связывать тяжелую работу с удовлетворением, а не с отрицательными факторами. Вы будете ассоциировать предстоящие задачи и необходимые действия для достижения цели как еще один шанс получить вознаграждение (= положительные эмоции). Как результат мотивация учения повышается или поддерживается на высоком уровне до достижения цели. Кроме того, готовность оплачивать так называемые расходы (например, усилия, время) для достижения цели будет повышаться ввиду желаемого и долгожданного вознаграждения.

Особенно эффективна данная техника при работе с детьми. Нередко родители школьников задаются вопросом, как мотивировать ребенка делать уроки. Не следует регулярно заставлять его, применять наказания или прочие методы. Они не будут эффективны. Школьная мотивация важна, без нее ученик не сможет успешно усваивать учебный материал. Поэтому психологи советуют поощрять детей. Каждый родитель сможет найти подход к своему ребенку и найти то, что сможет его обрадовать.

Развитие учебной мотивации посредством этой техники будет успешным только при соблюдении простых, но важных правил: конечная цель = большая награда, а простая цель (т.н. подцель) = маленькая награда

Важно понимать, что вознаграждения при неудачах не предусматриваются. Если не достигнута поставленная задача, не будет получена награда

Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса.

Важные правила:

  1. Награду следует определить тогда, когда цель будет задана.
  2. Амбициозные задачи требуют выдающихся вознаграждений, и наоборот.
  3. Награду нельзя получить при неудачных попытках.
  4. Вознаграждение поступит только после достижения цели, не раньше и не позже.

Постановка целей

Вы, наверное, слышали поучительную историю о важности постановки целей не только в обучении, но и в жизни, подтверждаемую исследованием ученых Йельского университета. Если нет – вот ее краткий пересказ, отлично отвечающий содержанию данного раздела урока. . В 1953 году группа исследователей провела анкетирование выпускников

Им было задано всего 2 вопроса: «Есть ли у вас собственные, ясно выраженные и сформулированные цели, которых вы хотите достичь в жизни?» и «Есть ли у вас подробный план, как вы собираетесь их достичь после окончания университета?»

В 1953 году группа исследователей провела анкетирование выпускников. Им было задано всего 2 вопроса: «Есть ли у вас собственные, ясно выраженные и сформулированные цели, которых вы хотите достичь в жизни?» и «Есть ли у вас подробный план, как вы собираетесь их достичь после окончания университета?».

Несмотря на то, что Йель – один из лучших вузов не только США, но и мира, лишь 3% опрошенных имели точные цели и план их реализации. Еще у 13% было общее представление о целях, остальные же 84% о своих ближайших и глобальных стремлениях ничего определенного сказать не могли. Спустя 20 лет для тех же людей провели повторное анкетирование, попросив оценить свое финансовое положение. Оказалось, что те 3%, имеющие в 1953 г. четко сформулированные цели на будущее, владели состоянием большим, чем оставшиеся 97%. При этом, они были заняты в разных сферах, окончили университет с разными оценками, жили в разных частях страны. Все, что их объединяло – поставленные когда-то давно цели и достигнутый материальный успех.

История красноречива. Настолько, что когда ее правдивость решили проверить, обратившись к оригинальному исследованию, сделать этого не удалось в виду его отсутствия в архивах учреждения. Но, как говорится, здесь тот случай, что даже если подобного никогда не было, саму историю следовало придумать

Ведь сегодня многие специалисты в области тайм-менеджмента и эффективности в один голос заявляют о важности постановки целей. В любой деятельности

И самообразование – не исключение.

 Процесс определения и постановки целей при самообучении

Определив потребность, и на этом основании приняв решение о том, чему учиться, следует поставить конкретные цели. Другими словами, установить каким образом будет достигаться результат. Здесь отлично подойдет методика SMART, согласно которой цели должны быть:

S

Specific – конкретными; направленными на те или иные аспекты в одной области;

M

Measurable – измеримыми; чтоб на основе их анализа можно было вывести показатель прогресса.

A

Achievable – достижимыми; нужно устанавливать реалистичную цель, которую можно реализовать.

R

Realistiс – реальными, актуальными; с нацеленностью на результат, который может быть достигнут с учетом имеющихся ресурсов.

T

Time-related – ограниченными во времени; границы достижения цели должны быть четко определены. &nbsp

Оценив по данным параметрам свои цели, вы сможете понять насколько они «умные» и, при необходимости, «отшлифовать» их.

Кроме того, в случае с самообразованием сформулировать цели можно в три простых этапа:

Изучение образовательной ситуации (условий). Перед началом непосредственной работы нужно детально изучить ситуацию, в которой эта работа будет вестись. Это необходимо для того, чтобы в процессе обучения максимально применять все доступные в сегодняшних условиях ресурсы, методы, техники. Если сравнивать с написанием научного труда, то этот этап отчасти сопоставим с процессом сбора источников и литературы, определения их возможностей и методов работы с ними.

Определение собственного уровня подготовки. Ответьте себе честно на вопрос – насколько уже хорошо вы разбираетесь в предмете/сфере изучения? Будьте критичны. С одной стороны, знание пары слов на английском языке не позволяет говорить даже о начальном уровне

С другой – если вы уже неплохо разбираетесь в какой-то области, важно определить, нет ли тем, которые не позволят вам с легкостью начать обучение на качественно новом уровне. И если есть, то лучше составить план обучения таким образом, чтобы по максимуму учесть все моменты, которые могут усложнить освоение нового материала. 

Формулирование целей обучения, их уточнение, конкретизация

Проведя первые два этапа, вы получите минимальное представление о состоянии дел в сфере, которую выбрали для обучения и собственном уровне подготовки. Следующий шаг – уточнение изначально сформулированной цели, определение деталей и подробностей. Здесь точно пригодится методика SMART. По сути, на данном этапе вы начинаете создавать собственный план обучения.

Сделав это, можно идти дальше.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Целью данных методов является формирование мотивации учения, стимулирующей познавательную активность и способствующей получению учащимися учебной информации.

К таким методам относятся:

  1. Методы формирования познавательных интересов: дискуссии; познавательные и дидактические игры; нестандартная форма преподнесения материала; создание ситуаций новизны учебного материала; учет жизненного опыта учеников.
  2. Методы стимулирования долга и ответственности в учении: положительный пример; убеждение; благодарность, награды и поощрения; практическая помощь в выполнении требований; создание условий для поиска правильного решения; контроль за выполнением заданий.

Каковы итоги?

Мотивация является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели

Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.

В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны

Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему

В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: