Неинтегрированные рефлексы
Рефлексы, которые не подавляются в младенчестве, называются неинтегрированными или стойкими рефлексами. Когда они упорствуют, они связаны с академической борьбой. Например, было обнаружено, что у детей с трудностями в обучении проявляются стойкие примитивные рефлексы. Кроме того, было обнаружено, что стойкий ATNR связан с более низкими показателями чтения и правописания, а у детей с проблемами чтения тонический лабиринтный рефлекс проявляется чаще, чем у детей без проблем с чтением. Наконец, была обнаружена связь между симптомами СДВГ и стойкостью ATNR, а также между диагнозом СДВГ и стойкостью рефлексов Моро и Галанта.
История создания
К концу 90-х годов на Олимпе шоу-бизнеса блистала яркая поп-звезда Диана. Под псевдонимом скрывалась северянка Ирина Терешина. Певица радовала поклонников до 1998 года и вдруг пропала. Оказалось, что девушке надоел проект, она бросила сцену и отправилась в Германию. Здесь обрела личное счастье, выйдя замуж за шведа. Впрочем, союза продержался недолго, около года, а вот фамилия мужа Андреаса Нельсона осталась с актрисой навсегда.
Ирина Нельсон
В 1999 году Ирина Нельсон вновь оказалась на родине, где вместе с музыкантом Вячеславом Тюриным придумала новый танцевальный проект. Название искали буквально на улицах, читая вывески, надписи. Однажды попалось слово «Reflex» – то, что нужно, решили авторы группы. Ведь с латинского оно переводится как отражение. Отражение внутреннего музыкального мира – звучит красиво.
Как развить сосательный рефлекс?
Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.
Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:
- При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
- Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
- Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.
Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:
- докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
- кормление каждые 2-2,5 часа;
- использование пустышки;
- проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
С чем связана слабость сосательно-глотательного рефлекса?
Снижение рефлекса у грудничков обусловлено такими причинами:
- родовые травмы, гипоксия плода (в родах или внутриутробная), которые привели к поражению нервной системы;
- паралич или парез черепно-мозговых нервов (блуждающего, тройничного, лицевого, подъязычного и языкоглоточного);
- тяжелые заболевания внутренних органов, сопровождающиеся выраженной слабостью, вялостью, недомоганием;
- плоская форма сосков у матери;
- умственная отсталость;
- поражение слизистой оболочки полости рта (стоматит);
- заболевания, при которых нарушается дыхание через нос (ОРВИ, острый или хронический ринит любого происхождения).
Детки с ослабленным рефлексом вяло сосут грудь или соску бутылочки либо вообще отказываются от еды, быстро засыпают при кормлении. Таких малышей выписывают домой только тогда, когда они уже научатся хорошо сосать. В дальнейшем они должны наблюдаться у невролога, чтобы не пропустить неврологическую патологию.
Рефлекс Моро
Рефлекс Моро у четырехдневного младенца: 1) рефлекс начинается с подъема младенца с пола и последующего его отпускания; 2) он разводит руки; 3) он втягивает руки в себя; 4) он плачет ( 10 секунд )
Рефлекс Моро — важный индикатор для оценки интеграции центральной нервной системы , названный в честь его первооткрывателя, педиатра Эрнста Моро . Хотя это иногда называют реакцией испуга, реакцией испуга, рефлексом испуга или рефлексом объятия, большинство исследователей считают его отличным от рефлекса испуга и, как полагают, единственным незнакомым страхом у новорожденных людей.
Рефлекс Моро присутствует при рождении, достигает пика в первый месяц жизни и начинает примерно в 2-месячном возрасте. Это может произойти, если голова младенца внезапно изменит положение, резко изменится температура или ребенок испуган внезапным шумом. Ноги и голова вытягиваются, а руки подергиваются вверх и наружу ладонями вверх и согнутыми большими пальцами. Вскоре после этого руки сводятся вместе, руки сжимаются в кулаки, и младенец громко плачет.
Рефлекс обычно к возрасту от трех до четырех месяцев, хотя может длиться до шести месяцев. отсутствие рефлекса может быть связано с повреждением центральной нервной системы младенца , в то время как одностороннее отсутствие может означать травму из-за родовой травмы (например, перелом ключицы или повреждение плечевого сплетения ). В таких случаях также иногда присутствует паралич Эрба или другая форма паралича . В истории эволюции человека рефлекс Моро, возможно, помогал младенцам цепляться за мать, когда их носили с собой. Если младенец терял равновесие, рефлекс заставлял его обнимать свою мать и восстанавливать свою хватку на материнском теле.
Рефлекс и рефлексия – в чем разница?
Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.
Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:
Рефлекс | Рефлексия |
---|---|
Это любая реакция организма на раздражение | Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции |
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая) | Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики |
Это непроизвольная реакция | Это осознанное размышление, самоанализ |
Характерен для любого существа, наделенного нервной системой | Является характеристикой человека |
Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.
Центры образования рефлексов, описание механизма
Весь механизм рефлекторного действия происходит таким образом, что сознательный контроль мозга отсутствует. Стимуляция происходит через периферическую нервную систему, и реакция на эту стимуляцию периферического нерва является непроизвольной.
Рецепторные органы воспринимают раздражители. Они расположены на органах чувств. Афферентные или сенсорные нейроны передают стимулы от рецепторов к спинному мозгу. Ганглий спинного мозга содержит сенсорные нейроны.
- Спинной мозг — это нервный центр, где формируются синаптические связи. Соответствующие нейроны присутствуют в спинном мозге.
- В вентральном роге спинного мозга расположены двигательные нейроны.
- Эффекторные органы — это железы и мышцы, которые ведут себя в ответ на раздражители.
Этапы:
- Рецептор в коже обнаруживает раздражитель (изменение температуры).
- Сенсорный нейрон посылает электрические импульсы нейрону-ретранслятору, который расположен в спинном мозге ЦНС. Ретрансляционные нейроны соединяют сенсорные нейроны с двигательными нейронами.
- Двигательный нейрон посылает электрические импульсы эффектору.
- Эффектор вызывает ответную реакцию (мышца сокращается, чтобы убрать руку).
- Организмы способны изменять рефлекторное действие и преодолевать его, но для этого используется мозг, и этому нужно научиться. Например, удержание горячего предмета требует отправки нервного импульса в двигательный нейрон рефлекторной дуги, чтобы помешать нормальному рефлекторному действию по отбрасыванию предмета.
Новости Севастополя
-
Что происходит с ценами на ремонт и обслуживание авто в Севастополе
-
В Херсонесе исторические детали заменяют на имитации
-
В Севастополе опять пора хоронить деревья
-
В Севастополе ждут реакции прокуратуры на ремонт знакового здания Херсонеса
-
В Севастополе оценили идею Мединского воспевать Россию в школах
-
Кадыковскому карьеру в Севастополе вернут воду
-
Внешний вид частных домов севастопольцев определит правительство
-
Пансионаты Севастополя готовят к приему беженцев с Украины
-
Цены на жилье вновь блокировали благие намерения севастопольских чиновников
-
В Севастополе сравнили политику США с фильмом «Не смотри наверх»
Метки
детская поликлиника
синдром Дауна
медицина
женское здоровье
аутизм
Севастополь
ортопедия
больницы
молодость
стоматология
Питание
прививка
РАС
Материнство
антитела
морщины
выставка
дети
рак
СПИД
камни в почках
лекарства
острый перец
солнечные дети
эволюция
с бодрым утром
еда
масло
грипп
аминокислоты
хоспис
бесплатно
мороз
ВИЧ
зож
иммунитет
кардиология
бессонница
льготы
виртуальная реальность
грыжа живота
ногти
антибиотик
вакцинация
акушерство
лор
туберкулез
сердце
день здоровья
польза и вред
Спорт
здоровое питание
диагностика
мужчины
Сон
онкология
паллиативная помощь
Рассеянный склероз
ковид
переохлаждение
мозг
панкреатит
молоко
вирус
стресс
ИФА
биполярное расстройство
статистика
диабет
профилактика
холестерин
здоровье
зарядка
Беременность
БАДы
Метеочувствительность
красота
школьники
аллергия
витамины
погода
лечение
протезирование
инфекции
коронавирус
международный день
артериальное давление
мужское здоровье
искуство
COVID-19
рейтинг
ПЦР
анализы
бактерии
экспресс-тест
гормоны
Гипертония
ангелы
зрение
Материнство и Детство
Примитивные рефлексы у новорожденных из группы высокого риска
Термин « новорожденные с высоким риском» относится к новорожденным со значительным шансом смерти или заболеваемости, особенно в течение первого месяца после рождения. Новорожденные из группы высокого риска часто демонстрируют аномальные реакции примитивных рефлексов или совсем не реагируют на них. Реализация примитивных рефлексов у новорожденных из группы высокого риска часто будет варьироваться в зависимости от рефлекса (например, может присутствовать нормальный рефлекс Моро, в то время как рефлекс ходьбы отсутствует или ненормален). Нормальное выполнение примитивных рефлексов у новорожденных может быть связано с большей вероятностью иметь более высокие баллы по шкале Апгар , более высокую массу тела при рождении, более короткое время госпитализации после рождения и лучшее общее психическое состояние.
В перекрестном исследовании 2011 года по оценке примитивных рефлексов у 67 новорожденных из группы высокого риска использовался метод выборки для оценки реакций сосания, рефлексов Бабинского и Моро. Результаты исследования показали, что сосательный рефлекс выполнялся чаще всего (63,5%), за ним следуют рефлекс Бабинского (58,7%) и рефлекс Моро (42,9%). Исследование пришло к выводу, что у новорожденных из группы высокого риска чаще наблюдались аномальные и отсутствующие реакции примитивных рефлексов, и что каждый рефлекс изменялся в ответ.
Однако с появлением простых и эффективных методов, таких как метод неврологической оценки Амиэля Тисона , в качестве предиктора неврологических осложнений у новорожденных и младенцев из группы высокого риска, важность оценки примитивных рефлексов снижается.
До какого возраста проявляется рефлекс сосания?
Начиная с полутора лет, сосательный рефлекс постепенно угасает, но рудиментарные движения языком и губами остаются еще на протяжении 2-2,5 лет.
Психологи утверждают, что преждевременное отлучение ребенка от груди приводит к развитию невроза навязчивых состояний. Это объясняется тем, что такие дети не имели возможность реализовать свою врожденную потребность в сосании. Невроз может проявляться в виде вредных привычек, от которых человек не может избавиться много лет:
- непроизвольное сосание пальцев, кончиков волос, уголка подушки и других предметов;
- неконтролируемое желание грызть ногти.
У взрослых нереализованная рефлекторная реакция проявляется в потребности курить, особенно в стрессовых ситуациях. Сами курильщики оправдывают это «желанием успокоиться».
По мнению специалистов, малыши, не прошедшие оральный этап развития, капризные, болезненные, плохо едят. В дошкольном возрасте они склонны к агрессии, могут кусаться и драться с другими детьми.
Симметричный тонический шейный рефлекс
Симметричный тонический шейный рефлекс обычно появляется и развивается в возрасте 6–9 месяцев и должен усилиться примерно к 12 месяцам. Когда голова ребенка наклоняется вперед, вытягивая заднюю часть шеи, верхние конечности сокращаются, а нижние конечности расширяются. И наоборот, когда голова ребенка вытягивается назад, сокращая заднюю часть шеи, верхние конечности расширяются, а нижние — сокращаются. Этот рефлекс важен для того, чтобы помочь ребенку подняться на четвереньки, но он может препятствовать фактическому ползанию вперед или ползанию, если он не интегрирован должным образом. Если этот рефлекс сохраняется более 2–3 лет, это может привести, прямо или косвенно, к ряду задержек физического и неврологического развития.
Что такое рефлекс?
Рефлекс – это непроизвольная реакция организма на внешний или внутренний раздражитель, которая возникает без осмысления и принятия решения. Рефлексы есть у всех многоклеточных организмов, имеющих хотя бы простейшую нервную систему. Присутствуют они и у человека. При этом некоторые действия, совершаемые рефлекторно, невозможно воспроизвести специально. Другие же мы вполне способны контролировать сознательно, но нам этого делать не приходится.
Все рефлексы делятся на две группы:
- Безусловные (врожденные). Это наследственно передаваемые реакции, свойственные всему биологическому виду (или более крупной таксономической категории).
- Условные (приобретенные). Это реакции, формирующиеся в течение жизни под влиянием высшей нервной деятельности, но в дальнейшем действующие без её участия.
Исходя из определения, рефлексы свойственны только многоклеточным организмам, обладающим центральной нервной системой. То есть, у инфузории туфельки рефлексов быть не может, сколько бы она ни шевелила своими ресничками, подбираясь к еде или спасаясь от опасности.
Любое живое существо постоянно осуществляет какие-то рефлекторные действия. И чем сложнее устроена ЦНС, тем больше это существо предрасположено к приобретению условных рефлексов в течение жизни. Тем не менее, даже у человека большинство из них являются безусловными.
Какие рефлексы мешают нам жить?
Наш мозг ищет способы упростить жизнь, поэтому заводит привычки, которые не требуют много энергии. Но не все они помогают нам в жизни стать счастливее. Наоборот, некоторые тянут нас назад, буквально мешают добиться успеха.
Знаменитый опыт И. П. Павлова был прост: включается лампочка – приносят еду – у собаки выделяется слюна. После закрепления реакции тарелку забирали, но после включения лампочки слюна все так же вырабатывалась. Так и мы: привычно реагируем на все вокруг, не задумываясь о причинах:
- В детстве нас обидел рыжий мальчик – всех рыжих людей мы считаем агрессивными.
- Учительница с высокой прической ставила нам двойки – от женщин с высокими прическами мы ждем несправедливости.
- Долговязый одноклассник по имени Андрей постоянно дразнился – всех высоких Андреев мы предпочитаем обходить стороной.
Мы изначально общаемся с такими людьми враждебно, потому что не осознаем наших реакций. Даже тщательно скрытая настороженность считывается на подсознательном уровне. Мы видим в таких людях врагов, замечаем только негативные стороны, нападаем – они защищаются. Так что единственная причина, по которой окружающие кажутся нам злобными и агрессивными – мы сами.
Что делать?
- Шаг первый: понять, что ваши обидчики и новые знакомые – разные люди.
- Шаг второй: отслеживать свои реакции, после чего взять на себя ответственность за их проявление.
Эта простая техника принесет двойную выгоду. Во-первых, избавит от обид, которые отнимают немало внутренней энергии. Во-вторых, поможет обнаружить массу возможностей для общения, которых мы избегали.
Особенности рефлексов
Рефлексы — это установленные двигательные реакции на определенные сенсорные стимулы. В своей простейшей форме рефлекс рассматривается как функция идеализированного механизма, называемого рефлекторной дугой.
Основными компонентами рефлекторной дуги являются сенсорные нейроны (или рецепторы), которые получают стимуляцию и, в свою очередь, соединяются с другими нервными клетками, которые активируют мышечные клетки (или эффекторы), которые выполняют рефлекторное действие.
У высших животных большинство сенсорных нейронов не проходят непосредственно в головной мозг, а синапсируют в спинном мозге. Эта характеристика позволяет относительно быстро выполнять рефлекторные действия за счет активации спинномозговых двигательных нейронов без задержки передачи сигналов через мозг, хотя мозг будет получать сенсорную информацию во время выполнения рефлекторного действия.
Существует два типа рефлекторных дуг:
- вегетативная рефлекторная дуга (воздействующая на внутренние органы);
- соматическая рефлекторная дуга (воздействующая на мышцы).
Простейшее расположение рефлекторной дуги состоит из рецептора, интернейрона (или регулятора) и эффектора; вместе эти единицы образуют функциональную группу.
- Сенсорные клетки передают входные данные от рецептора (афферентные импульсы) в центральный интернейрон, который вступает в контакт с двигательным нейроном.
- Двигательный нейрон передает эфферентные импульсы эффектору, который вызывает ответную реакцию.
В этой рефлекторной дуге задействованы три типа нейронов, но также встречается двухнейронная дуга, в которой рецептор вступает в непосредственный контакт с двигательным нейроном. В дуге из двух нейронов простые рефлексы являются быстрыми, недолговечными и автоматическими и задействуют только часть тела.
Рефлексы также можно охарактеризовать в зависимости от того, насколько интенсивна нейронная обработка, участвующая в возникновении реакции. Некоторые рефлексы, такие как короткий рефлекс в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта, которые выделяют пищеварительные ферменты, включают очень локальные нервные пути. Другие рефлексы передают информацию через спинной мозг или другие высшие отделы головного мозга. Однако рефлексы редко требуют длительной обработки. Точно так же, как некоторые рефлексы возникают в результате нейтральных стимулов, другие возникают в результате нейроэндокринных стимулов.
Человеческое тело обладает множеством основных рефлексов. Среди них рефлексы глотания, лактации (выделение молока), пищеварения, выведения отходов жизнедеятельности организма и самосохранения. Химические сенсорные нейроны в желудке запускают рефлекторную секрецию пищеварительных ферментов.
В дуге рефлекса снятия боли:
- Болевой стимул обнаруживается рецептором (ноцицептором), и нервный импульс инициируется в сенсорном нейтроне.
- Сенсорный нейрон входит в спинной мозг через дорсальный корешок и синапсирует с ретрансляционным нейроном в сером веществе.
- Ретрансляционный нейрон синапсирует с двигательным нейроном, который выходит из спинного мозга через вентральный корешок.
- Двигательный нейрон синапсирует с мышцей (эффектором), заставляя ее сокращаться и удалять конечность от болевого стимула.
Создатели науки о рефлексах
Термин и само понятие биологического рефлекса ввёл в науку французский философ, физик и математик Рене Декарт (1596-1650). Он достаточно точно описал внешние проявления, но его понимание физиологии данных процессов было далеко от истины. Поэтому его обычно не причисляют к списку ученых, создавших учение о рефлексах.
Создателем данной теории считается русский ученый Иван Сеченов (1829-1905). Его идеи развили и подкрепили реальными экспериментами Владимир Бехтерев (1857-1927) и Иван Павлов (1849-1936). Несмотря на то, что Бехтерева в данном контексте упоминают реже, чем Павлова, его вклад также огромен. Именно он создал рефлексологию (направление психологии, в котором вся высшая нервная деятельность рассматривается как совокупность рефлексов).
Павлов известен своими практическими опытами, а также тем, что разделил условные и безусловные рефлексы. Он провёл огромное количество опытов на животных, изучал их реакцию на разные раздражители. При этом самым известным стал, конечно же, опыт со звонком, вызывающим у собаки выделение слюны и желудочного сока. Проведя опыты над разными животными, Павлов убедился, что условные рефлексы формируются всегда, если стимул для животного достаточно однозначен.
Развитие рефлекторной деятельности
Развитие рефлекторной деятельности в эмбриогенезе проходит несколько стадий: 1. Стадия первичных двигательных Р. (первые Р. у эмбрионов человека обнаруживаются на 3-м месяце пренатального развития и проявляются в виде сгибания шеи, движения частей туловища и конечностей при раздражении губ и крыльев носа, а осуществление реакций обеспечивается рефлекторными дугами, проходящими через ядра тройничного нерва в продолговатом мозгу и через шейное утолщение спинного мозга). 2. Стадия первичной генерализации Р. (реакции проявляются в виде быстрых движений головы, туловища и конечг о-стей). 3. Стадия вторичной генерализации Р. (рефлексогенной зоной становится практически любой участок тела, а в двигательные реакции вовлекаются большие группы мышц; т. о. наблюдается широкая иррадиация возбуждения в ц, н. с., к-рая в более позднем периоде эмбрионального развития понижается и Р. становятся более ограниченными и специализированными). 4. Стадия специализации Р. (формируются сложные пищевые — сосательный, глотательный, защитные — чесатель-ный, отряхивательный и установочные — шейные, лабиринтные Р.). Очень рано у человеческого плода обнаруживаются подошвенный, коленный и хватательный Р.
В постнатальном периоде происходит быстрая консолидация готовых при рождении Р., а также формирование новых в пределах развивающихся анализаторных систем. Дальнейшая координация рефлекторных актов происходит за счет созревания синаптических структур и механизмов центрального торможения (см.). В более поздние сроки постнатального периода формируются такие сложные специализированные реакции, как, напр., ориентировочно-исследовательская реакция (см.).
Различные возрастные периоды человека характеризуются также различиями в степени сформированностп в. н. д. и стабильностью основных врожденных Р. По мере старения всего организма в нервных клетках происходят необратимые структурные изменения, снижающие их функциональные возможности (падение возбудимости, уменьшение скорости проведения возбуждения). Развивается инертность процессов в ц. н. с., ослабляются тормозные процессы, увеличивается время рефлекторных реакций.
Исследование Р. проводят с помощью специальных рефлексометров, позволяющих определять основные параметры и степень проявления рефлекторных реакций (см. Рефлексометрия). В клин, практике основные соматические и вегетативные Р. человека оценивают визуально при нанесении раздражений на различ-иые рефлексогенные зоны. Техника вызывания Р. состоит в нанесении удара перкуторным молоточком по сухожилию или надкостнице; раздражение кожи, слизистых оболочек осуществляют специальными предметами (тупая игла, волосковая кисточка, бумажная полоска). Для анализа центральных механизмов осуществления Р. используют широко применяемые электрофизиологические методы исследования.
Адаптивное значение рефлексов
Рефлексы различаются по полезности. Некоторые рефлексы имеют ценность для выживания (например, рефлекс укоренения, который помогает младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, найти сосок матери). Младенцы проявляют рефлекс укоренения только тогда, когда они голодны и их касается другой человек, а не когда они прикасаются к себе. Есть несколько рефлексов, которые, вероятно, помогли выживанию младенцев во время эволюционного прошлого человека (например, рефлекс Моро). Другие рефлексы, такие как сосание и хватание, помогают установить приятное взаимодействие между родителями и младенцем. Они могут побудить родителей реагировать с любовью и привязанностью и более грамотно кормить своего ребенка. Кроме того, это помогает родителям утешить своего ребенка, позволяя ему контролировать стресс и количество получаемой стимуляции.