Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
План лекции:
1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.
2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.
3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.
Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».
В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.
Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».
Последнее изменение: среда, 12 ноября 2014, 15:48
Педагогика Л.Н.Толстого
“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой
Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.
На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.
09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.
Школа в ясной поляне
В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.
Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.
Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».
Принципы воспитания и главная идея
Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является – свободное, естественное воспитание. Главные ценности – духовность, гуманность и любовь.
Принципы:
1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.
2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,
3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.
4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.
Условия воспитания и освоения знаний:
доброжелательная обстановка;
учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;
уважение личности ребёнка;
предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);
установление межпредметных связей;
повторение пройденного материала, систематически;
обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;
Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.
Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.
Толстой написал для детей “Азбуку” в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.
О воспитании в семье
Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей
- родители должны иметь единый подход к воспитанию;
- важен личный пример;
- уважение, между всеми членами семьи;
- трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
- телесные наказания не допускаются;
- развитие должно быть гармоничным.
Минусы:
- полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
- нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
- идеализация природы детей.
В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.
Методика Леонида Береславского
Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.
С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.
Как воспитывать малыша
Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.
Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные
Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими
Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.
Принципы обучения Л.Я. Береславского:
деятельность должна проводится в игровой форме;
весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
умственная активность должна чередоваться с физической;
отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- всестороннее развитие личности;
- упор на развитие памяти и логического мышления;
- развитие детей может проходить беспрерывно;
- вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.
Недостатки:
делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.
Что такое свободное воспитание
Суть педагогического метода – позволить малышу следовать своим желаниям, не останавливая его критикой и строгими запретами. Считается, что так он в полной мере сможет раскрыть свои способности.
Ему позволяют самому решать, когда кушать, спать, заниматься. Слова «должен» и «надо» исключают из обращенной к малышу речи. Родители становятся его друзьями, а не наставниками.
Ругань и физические наказания не допускаются даже при серьезных проступках. Основным средством искоренения нежелательных наклонностей становятся беседы, объясняющие последствия тех или иных поступков, и переключение чада на более полезные занятия.
Презентация на тему: » «Свободное воспитание» по Ж.-Ж. Руссо Выполнила студентка 2 курса Группы Н 26 Марьянская Екатерина.» — Транскрипт:
1
«Свободное воспитание» по Ж.-Ж. Руссо Выполнила студентка 2 курса Группы Н 26 Марьянская Екатерина
2
Краткая биография Ж.Ж Руссо Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве, С год молодой Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от грницы с Францией. В юности Жан Жак Руссо перепробовал множество занятий был лакеем, гравером, В на дипломатической службе, секретарь французского посольства в Венеции. Опасаясь ареста в связи с выходом в свет политического трактата «Об общественном договоре»и романа «Эмиль, или О воспитании»,ставившего под сомнение церковные и культовые нормы, покинул Францию. В Париж возвратился в 1770 без средств к существованию. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа.
3
Введение Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество Задача воспитателя с гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.
4
Первый период от рождения до 2 лет Первая функция собственно воспитания (т.е. воспитания со стороны людей) — это уход и забота о ребенке. «Мы рождаемся слабыми, — нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными,- нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, — нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием».
5
Руссо считает, что душа в этом возрасте (вплоть до 12 лет) должна находиться в бездействии, и все заботы воспитателя (и вообще старших — кормилицы, отца, матери и т.д.) должны быть направлены на развитие и укрепление тела. Большое значение приобретает приучение ребенка к невзгодам и лишениям. Руссо решительно выступает против «нежного» воспитания, он ратует за формирование человека здорового и крепкого.В этом возрасте, о котором мы сейчас ведем речь (т.е. до 12 лет), Руссо не видит необходимости рассуждать с детьми о нравственности. Он считает, что это преждевременно, т.к. разум ребенка еще не созрел, как мы уже отмечали, для уяснения им сложных нравственных понятий. Второй период жизни ребенка от 2-12 лет
6
Третий период — от 12 до 15 Трети период — это преимущественно период развертывания умственного воспитания и приучения подростка к труду. «За деятельностью тела, стремящегося к развитию, следует деятельность ума, который ищет образования. Сначала дети только подвижны, затем они становятся любопытными».
7
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак Это период нравственного воспитания Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и тревог. «Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они получают истинное значение». Зато и силы педагога значительно умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые — прежде всего совесть и разум самого юноши.
8
Заключение 1.Руссо полагает, что с первых дней и до 12 лет ребенок должен развиваться в основном как существо физическое, затем он должен созревать биологически для дальнейшего (после 12 лет) умственного и, наконец, нравственного развития. 2.Концепция Руссо с научной точки зрения во многом ошибочна, однако поставленные философом и педагогом в своем романе проблемы совершили целый переворот в педагогике,нанеся сокрушительный удар по авторитаризму, схоластике, всей системе феодального воспитания.
Как выбрать родительские курсы
«Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
Выберите курс
Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи
Что почитать о воспитании успешных детей в будущем
- Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
- Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
- Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
- Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
- Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
- Какое будущее ждет школьное образование
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
На чём основано свободное воспитание
Доверие
Доверие к ребёнку — один из самых важных принципов свободного воспитания. Полностью доверять своему ребёнку тревожно и сложно, особенно первое время. Однако это стоит того — отсутствие осуждения, честный разговор и поддержка уберёт необходимость врать вам, что бы ни происходило.
Самостоятельность
Чем больше свободы и самостоятельности предоставляется ребёнку, тем легче он учится принимать решения и брать на себя ответственность. Он может совершить ошибку, но не боится этого — потому что знает, что родители не осудят и поддержат. Пройдите наш тест и узнайте, даёте ли вы быть ребёнку самостоятельным.
Отсутствие запретных тем
Если открыто обсуждать с детьми любые темы и отвечать на неудобные вопросы, им не потребуется искать ответы в интернете или у других взрослых. Осознание, что секс, смерть, деньги, религия — части нашей жизни, о которых можно и нужно говорить, снимет с этих понятий стигму и поможет ребёнку стать более осознанным.
Право на мнение
Проживание чувств
Осознавать и проживать свои чувства — навык, который поможет ребёнку вырасти эмоционально стабильным и уверенным
Важно дать ребёнку понять, что негативных чувств нет, что испытывать страх, обиду, стыд, злость и грусть совершенно нормально. Стоит только научить с ними справляться и быть рядом в особенно непростые моменты.
Качественное общение
Свободным детям порой трудно находиться в обществе несвободных детей. Их тянет к таким же, как они — рефлексирующим, открытым, смелым. Общение от того выходит на новый уровень — способствуя личностному росту, ощущению принятия и удовлетворению от жизни.
Александр Нилл и его воспитание свободой
Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.
Принципы работы школы Самерхилл
Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает
И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.
Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.
Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.
https://youtube.com/watch?v=UsdvGjMoESM
А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.
На что влияет стиль воспитания детей
После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.
У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.
Литература
Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:
- Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
- М. Ибука «После трёх уже поздно».
- О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.
Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.
Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.
Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.
Вам также может быть интересно:
Как научиться родительству
Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:
-
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
-
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
-
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
-
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
-
Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка
Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода
Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.
Похвала ребенка – как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать. Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса
Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность
Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
- Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
- В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
- Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
- Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
- Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
- Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
- Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
- Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
- Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
- Создание тепличных условий для ребенка.
- Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
Как Начать Применять Свободное Воспитание
Хотя мы, думаем о свободном воспитании как о чем-то, что мы можем применить к старшим детям, есть много способов начать, когда дети еще маленькие. Просто сохраняя дистанцию во время игры или наблюдая за ними в саду через окно, вместо того чтобы выходить с ними на улицу.
К сожалению, я не всегда понимал, что мой стиль воспитания иногда наносит ущерб моим усилиям по воспитанию детей. Когда дети были маленькими, у меня не хватало терпения дождаться пока они что-то доделают, и я быстренько помогал, это одно из моих самых больших родительских сожалений.
Как только мальчик подрос, мы начали применять свободное воспитание, предоставив ему небольшую свободу. Мы отпускали его поиграть в мяч около дома, присматривая из дома. Мы отправляли проверять почтовый ящик и выносить мусор. Мы оставляли его дома одного по 10 минут, когда ходили в магазин. Мы также сосредоточены на том, чтобы научить его безопасно переходить дорогу, позволяя ему самому решать, когда это безопасно.