Как дальше жить без веры?

Вариант 2

К сожалению, очень часто человек надеется на что-то хорошее, а происходит всё наоборот. Ведь каждому свойственно верить в лучшее, предвидеть лишь положительный исход событий. На возможные поражения мы стараемся закрывать глаза. И это нормальное положение вещей. Однако бывает, что надежды рушатся и на смену им приходит отчаяние. Можно ли жить, если не верить в лучшее? На этот вопрос отвечают литературные произведения.

О надеждах на перемены к лучшему, которые поддерживают Ваньку, пишет А.П. Чехов в одноимённом рассказе. Мы знакомимся с бесхитростной исповедью ребёнка, которому сложно жить без заботы, тепла, любви. Под Рождество герой, отданный «в люди», пишет письмо «милому дедушке». Он рассказывает о тех ужасах, что выпали ему на долю. Так, подмастерья издеваются над ним, заставляют воровать огурцы и ходить за водкой. Сапожник избивает Ваньку за малейшую провинность, не учит его, а заставляет нянчить ребёнка. Хозяйка также издевается над отданным в учение мальчиком. Поэтому с такой теплотой вспоминает герой деревню, деда Константина Макарыча, собак. Его радости были нехитрыми: например, сходить за ёлкой для господского дома. Но Ваньку любили, барышня даже выучила его чтению и письму. Поэтому так тяжело ему сейчас, ведь мальчику есть с чем сравнивать нынешнее существование. Письмо наполнено робкой надеждой на избавление. Нам очень хочется верить, что дедушка приедет и заберёт внука в деревню, настолько мы проникаемся страданиями. А Ванька, полный сладких грёз, спокойно засыпает. Надежда дарует ему спокойствие. Однако читатель понимает, что мечтам не суждено сбыться: три слова «на деревню дедушке» перечёркивают все надежды. Какое-то время вера в лучшее будет поддерживать Ваньку, но что произойдёт дальше, неизвестно. Финал остаётся открытым. А.П. Чехов таким образом показал нам, что без надежды жить нельзя.

Ещё один святочный рассказ посвящён истории девочки, которая теряет всяческую надежду на сострадание. А если нет веры в завтрашний день, то и смысла жить дальше нет. Речь идёт о рассказе Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками». Опять перед нами канун Рождества, когда каждый надеется на чудо. Верит в него и маленькая героиня: она думает, что кто-нибудь купить у неё спички (единственное, что есть и что можно продать). Тогда она принесёт домой на чердак деньги, у неё, как и у всех, будет праздник. Но никому нет дела до полураздетой нищенки. Никто не замечает её, уж тем более не хочет поделиться с ней ни едой, ни теплом, ни просто добрым словом. Напротив, кругом царят равнодушие, злоба и жестокость. Так, мальчишка крадёт туфлю у девочки. Отчаявшись, героиня начинает жечь спички, чтобы хоть как-то согреться. Постепенно она погружается в мир фантазий, к ней приходит давно умершая бабушка, которая её очень любила и всегда защищала. Девочка перестаёт различать реальность и сон. Она наконец счастлива: ведь бабушка заберёт её с собой. Чудо произошло, но не так, как на то надеялась героиня. Она замерзает, но улыбается, потому что её поддерживает надежда. Умирает девочка от холода. Но не только от физического, сколько от холода в сердцах людей. Её убивает равнодушие. Так, Г.Х Андерсен подтверждает мысль о том, что жизнь без надежды невозможна.

Итак, литературные примеры показывают нам, что пока есть надежда на лучшее, человек может даже быть по-своему счастлив, несмотря на трудные условия жизни. Но между предвкушением перемен и отчаянием проходит очень тонкая грань. Её легко разрушить в один момент. И хорошо, когда человек находит в себе силы противостоять обстоятельствам, не теряет веру в людей, добро и милосердие. Ведь вся мудрость жизни заключена в словах «ждать и надеяться».

Человек может приобрести веру из-за чуда или убедительных доводов, но важно, что у него в сердце

Самое очевидное, что может привести человека к вере, — чудо. Сколько раз мы слышали истории о том, как молитва или мощи кого-то исцелили, и тот человек уверовал.

Православная церковь на это смотрит скептично. Вот мнение протоиерея Александра (Шмемана):


Александр Шмеман
протоиерей

С другой стороны, сколько православных святых пришли к вере через чудо: апостолу Павлу исцелили зрение, святая Луция добилась выздоровления матери, а Симон Зилот, по одному преданию, пошёл за Христом, когда Тот превратил воду в вино.

Ни чудо, ни доводы, не помогут, если человек не расположен верить. Куда меньше споров у православных вызывает приход к вере через доводы и доказательства. Скажем, известные примеры логики:

  • если посреди поля лежат сложные часы, значит, их сделал некий мастер, сами они не появились;
  • если на стене висит красивая картина, значит, её нарисовал художник;
  • если мы имеем во много раз более сложную и красивую Вселенную, значит, её сотворил Бог.

Такие логические построения впечатляют далеко не каждого неверующего.

Истинная вера требует располагающего к ней внутреннего качества.

О подобных вещах говорил Христос в истории про пригодную и непригодную для семени почву.

В атмосфере храма

Всем детям свойственно мечтать, но откуда вдруг у советской девочки появилась такая необычная и даже странная по тем временам мечта, когда православные традиции с корнем вычеркнули из жизни?

– Ничего необычного в этом нет, – сказала монахиня Серафима в ответ на мое недоумение. – Моя мама – Пелагея Васильевна Ванина – была в числе тех, кто активно участвовал в создании единственного в городе молитвенного дома, освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а впоследствии и строительства на его месте храма. Она пела на клиросе и всегда, с самого раннего моего возраста, брала меня с собой. Лет с четырнадцати и я уже стала там петь. Вся моя сознательная жизнь связана с Церковью.

Мама пела, а дочка послушно стояла на службе, вместе со всеми молилась, наблюдая за происходящим. И с особым интересом следила за двумя монахинями, которые служили в храме. В их лицах ей виделось что-то ангельское, небесное, а сами они представлялись какими-то неземными существами.

Мечта дочери не удивляла Пелагею Васильевну, она и сама росла в молитвенной атмосфере. Маша никогда не стеснялась, что ее мама поет в церковном хоре, и сама она там иногда поет вместе с ней. А когда шла по улице и слышала от кричавших ей вслед мальчишек: «Монашка идет!», не только не обижалась, но могла еще и сдачи дать. Девочка она была не робкого десятка, острая на язык, за словом в карман не лезла.

В семейном архиве сохранилось немало фотографий, на которых запечатлены моменты из жизни Покровского храма.

– Храм возводили всем миром, – рассказывает матушка, показывая уже ставшие историей фотографии. – Строили его с молитвой, ночами, тайно. Мама часто брала меня с собой и на стройку, я ей помогала.

Вера Авраама

Я должен жить верой, идя Божьим путем. Исходя из веры в Бога,
я буду делать дела, как Авраам. Его вера способствовала его делам. И делами она
достигла совершенства. Не Авраам достиг совершенства, а его вера. Вы помните
его поступки? Мы говорим об Аврааме и, подчас, удивляемся, почему Бог говорит,
что он поверил? Ведь его дела (обман, страх) никак не говорят об этом.

В этом то и сложность. Мы смотрим на Авраама, а Бог – на его веру. Потому что именно его вера вменилась ему в праведность. Бог смотрел на его поступки, которые исходили из веры, и принимал их, как угодные плоды. А вот дела плоти, которые Авраам допускал, говорили не о том, что он НЕ ВЕРИЛ, а о том, что его вера ещё не возросла и поступки основывались на человеческом факторе. Разве Бог не знал, что Авраам – это человек??? Но Ему нужна была вера Авраама, которая содействовала многим его делам. Поэтому и Павел, говоря о грехе говорит

Православная вера — это следование заповедям Христа, любовь ко всем и принятие Иисуса как Спасителя

Самое большое заблуждение о том, что такое вера православная, заключается в убеждении, будто это следование формальным правилам религии. Свечки, иконы, храм, молитвы, посты и таинства.

Но нет, не из этого складывается христианская религия. Может ли верующий человек, оставшись на необитаемом острове, вести праведную и благочестивую жизнь без храмов и церковных служб?

Конечно, разве не так поступали христианские подвижники? Вспомним апостолов Иоанна Богослова и Симона Зилота, которые, по преданиям, жили в пещерах.

А сколько православных подвижников вели подобную аскетическую жизнь в уединении! Это не мешало им быть верующими, религиозными людьми.

Библия — это главный источник сведений для верующего человека. Без Священного Писания христианство лишается фундамента.

Православная вера складывается из следующих элементов:

  1. Опора на Священное Писание. Библия — наш источник знаний о отношениях Бога и человека. Она содержит примеры праведности, законы Божии, массу информации для осмысления. Даже если христианин не читал Священное Писание, он всё равно какие-то вещи из него слышал. В противном случае нельзя быть христианином, если не знать, кто такой Иисус Христос.
  2. Опора на Священное Предание. Предание — древнее Библии. Собственно, сам текст Библии — это записанное Предание. Оно было до Ветхого Завета, оно продолжилось после Нового. Не всё Предание достоверно, потому верить ему можно только с рассуждением.

2 источника знаний о христианстве для верующего: Писание и Предание.

Праведная жизнь. Не причинять вреда никому и поступать из любви — это основа христианства. Тем же занимается любой праведник, даже не верующий.

Но к христианским благодетелям причисляют заповеди о преданности конкретному, христианскому Богу. Это отличает праведность христианина от просто человека с хорошими моральными качествами.

Почитание Троицы. Православный христианин почитает Отца и Сына, как единого Бога. А все святыни, иконы, святые — это вместилища третьей ипостаси Бога — Святого Духа, так что через них верующий соприкасается с Всевышним.

Соблюдение таинств, постов и других традиций. Важнее всего два таинства: Крещение и Причащение. Всё остальное — это второстепенные вещи, которые укрепляют в вере, но не так обязательны для религиозной жизни.

Принятие Христа Спасителем. Это самое главное в православии. Человек становится членом Церкви Христовой, потому что принимает Его искупительную жертву за себя и обретает жизнь вечную.

Зачем Бог создал человека

Мы спасены верой в Иисуса Христа незаслуженно

Мы спасены по благодати Божьей благодаря тому, что уверовали и приняли незаслуженное оправдание и спасение по вере. Теперь мы и живём верой: «ходим в церковь, молимся, читаем Библию, приносим десятину и делаем добрые дела веры».

Если, к примеру, человек хочет измениться внешне и похудеть — он вначале принимает верой, что физические упражнения и диета ему помогут. И потом уже делает это. А не наоборот — вначале делает что-то и потом только верит, что это ему поможет. И кто не верит, тот ничего и не делает…

Если мы думаем иначе — мы всё ещё находимся под законом и его осуждением. Испытывая это осуждение, юноша искал для себя оправдания у Иисуса. К сожалению, он не смог принять это оправдание, потому что, не принял откровения о Христе как о Господе и Спасителе. Обращаясь к Иисусу, он называл Его Учителем. Это говорит о том, что юноша не верил в Иисуса как в своего Иешуа Мошиаха (Иисус Мессия). Он видел в Иисусе «продвинутого» раввина, с новым сильным учением, но не более. Нас спасает не учение, а Сам Христос!

Жить верой — это не соблюдение правил и церковных постановлений.

Жить верой — это надеяться на Господа и доверять Ему.

Вера в Бога — это не только вера в Его существование, но и отношения с Ним

Люди, далёкие от духовной жизни, часто ставят равно «между» верой в Бога и верой в существование Бога. Но это не одно и то же.

Один верит в инопланетян, другой в снежного человека. Делает ли такое мировоззрение этого человека другом сих существ или их поклонником? А если мы верим в то, что где-то в США живёт Билл Гейтс? Это тоже вера?

Нет. Это просто омонимы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

Вера в существование чего-либо — убеждение, основанное на фактах, или принятое за данность.

Вера в Бога — это способность положиться на Него. Как бывает, когда мы просим человека помочь и добавляем: «Давай, друг, я верю в тебя».

Говорим ли мы в этот момент, что не сомневается в существовании этого друга? Нет, мы сообщаем, что он — наша надежда, и мы в нём не сомневаемся. То же самое вера в Бога — это доверие Богу.

Вера в Бога не поднимает вопрос о Его существовании, также как мы не сомневаемся в реальности отца или матери.

Даже сироты, которые их никогда не видели, не имеют оснований сомневаться, что родители — не выдумка, ибо их жизнь — прямое доказательство существования тех, кто её дал.

Если говорить строго, то этот шаман тоже во что-то верит: духи, ритуалы, связанные с ними легенды. Фото: pp.userapi.com

В ряде деградирующих религий вера профанируется и превращается в убеждённость в существовании чего-либо. Те же древние греки почитали далеко не каждое божество, а в поздние века и вовсе разочаровались в своей религии. Верили они, что есть какой-нибудь Гефест?

Да. Но это не означало, что его нужно почитать.

Вера — это духовный союз. Почти все христиане верят в то, что есть дьявол. Но вера в дьявола чем-то же отличается от веры в Бога? Да, наличием взаимоотношений.

Даже апостол Павел писал, что есть другие боги, то есть верил в их реальность:

(Коринф, 8:5–6).

Вариант 1

Каждый человек особенный. Да и ситуации в жизни у всех различны. Как и принятие жизненных обстоятельств. Конечно, мы понимаем, что со временем всё наладится. Если же у человека нет нравственной опоры, надежды на лучшее, отчаяние рано или поздно возьмёт верх. Именно оно толкает людей к бездне — к самым трагичным поступкам. Многие произведения художественной литературы показывают потерю стимула жить: авторы предупреждают читателей о последствиях отчаяния.

Мцыри, герой одноимённой поэмы М.Ю. Лермонтова, сильный, целеустремлённый, незаурядный, гордый, независимый. В детстве он попадает в монастырь, где находится до сих пор. Но для юного послушника каменные стены — тюрьма, сковывающая свободу. Поэтому он мечтает вырваться отсюда. Юношей владеет «пламенная страсть» — увидеть родину. В его мечтах это идеальный мир счастья и покоя. Мцыри бежит из монастыря. На его долю выпадает много приключений. Одно из них — бой с барсом. И хотя герой ранен, он счастлив: ведь это та самая жизнь, «полная тревог», о которой он мечтал. Он наслаждается каждой минутой: шумом воды, полётом орлов. Юноша даже проходит мимо прекрасной грузинки, настолько сильна надежда убежать из монастыря. Однако у Мцыри не получается реализовать мечту: он одинок, не умеет жить в реальном мире, да и просто погибает от полученных ран. Но главная причина — это отчаяние. Поняв, что не сумеет вырваться на свободу, герой погибает. Можно сказать, Мцыри предпочитает смерть заточению.

Теряет надежду на лучшее и Катерина — героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». В юности она, как и всякая девушка, мечтает о счастье, покое, заботе, любви. Однако мужем её становится Тихон: безвольный сын и слова против не может сказать матери. Он подчиняется Кабанихе, а деспотичная свекровь притесняет сноху. Любви в доме нет, есть лишь лицемерие, ложь, самодурство. Но Катерина продолжает надеяться на лучшее: она влюбляется в Бориса, думая, что он спасёт её от несвободы. Мучаясь угрызениями совести, героиня рассказывает об измене. Но остаётся одна: Кабаниха перестаёт скрывать свою ненависть, Тихон не может противиться гневу матери, слабовольный Борис не берёт на себя ответственность за Катерину, окружающие осуждают девушку, не пытаясь даже понять её действия. Мечтам не суждено сбыться. В отчаянии Катерина решается на ужасный поступок — самоубийство. Терять ей нечего: её существование назвать жизнью невозможно, а надежды, что всё изменится, больше нет. Так, А.Н. Островский показывает очень тонкую грань между верой в лучшее и безысходностью.

Вывод прост: жизнь без надежды невыносима. Лишь она вдохновляет на преодоление препятствий, борьбу с трудностями. Без неё сложно найти силы, нравственные опоры, чтобы решить свои проблемы. Зачастую человек предпочитает сложить руки, приняв поражение. Но так ли всё безысходно? Конечно, нет. Даже после самой глухой ночи восходит солнце. А опору человек может найти в поддержке семьи и друзей, в занятии любимым делом и восхищении природой. Отчаянию противостоят любовь, красота, доброта, справедливость.

Христианские проповеди учат, что к вере прийти тяжело, но она даёт силу

Христианские проповеди часто касаются вопроса веры. Священномученик Петр Дамаскин описывет, как тяжело прийти к вере:

Петр Дамаскин
священномученик

В притче о сеятеле Христос обратил внимание, что не на всякой почве может прорасти зерно. Так и вера присуща не каждому человеку, хотя каждый имеет доступ к одной и той же информации. Ещё одна интересная проповедь о вере оставлена нам преподобным Симеоном новым Богословом

Он говорит, что вера даёт нам силы для богоугодных дел:

Ещё одна интересная проповедь о вере оставлена нам преподобным Симеоном новым Богословом. Он говорит, что вера даёт нам силы для богоугодных дел:


преподобный Симеон
новый Богослов

Что сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную

(Мф 19:16) И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?».

(Мф 19:21-22) Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Согласно первому стиху этой главы, история произошла в Иудее. Молодой человек, имевший богатство и соблюдавший закон, был не удовлетворён своей жизнью. Почему?!

Он задаёт Иисусу вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

Хочу обратить ваше внимание, что вопрос задаёт иудей, который знает из Писаний, что он наследует вечную жизнь, как потомок Авраама. Получив ответ от Иисуса о соблюдении заповедей закона, он не успокаивается и спрашивает ещё: «Чего ещё не достаёт мне?». Любой раввин сказал бы этому юноше: «Да у тебя всё отлично! Иди с миром и продолжай жить также»

Любой раввин сказал бы этому юноше: «Да у тебя всё отлично! Иди с миром и продолжай жить также».

Что же сказал ему Иисус? «Если хочешь быть совершенным…»

О каком совершенстве говорит Иисус иудею, который соблюдает закон и богат?! И что же всё-таки не удовлетворяло этого юношу?

Давайте по порядку.

Что значит жить верой?

Когда мы говорим о жизни, то это включает в себя большое
количество составляющих. Это и цель, и путь для достижения цели. Это и дыхание
и питание. Это чувства. Любой человек в жизни может ошибаться и совершать
неверные поступки. Но когда приходит конец – о нем говорят по его делам. Отец,
по отношению к своим детям, мог быть строгим, но дети благодарят его после
смерти, потому что понимают, что он это делал из любви к ним. А «доброго папу»
могут, наоборот, ругать дети, что он не научил их жизни.

Слово говорит, что все мы много согрешаем

Но важно, ЧТО мы сделаем ПОСЛЕ греха? Как Давид, будем молиться и сокрушаться перед Богом? Как
Петр будем плакать и осознавать, что согрешили перед Богом? Обратимся к Ходатаю
с исповеданием наших грехов или как Иуда, будем думать о сребролюбии? Отбросим
добрую совесть, ответственность перед Богом за свои поступки и потерпим
кораблекрушение в вере?. Важно увидеть, что ваша вера определяет ваши поступки

Вы просите у Бога прощение, потому что верите в Него, любите Его, зная, что Он уже все дал вам даром или потому что хотите получить что-то от Него? Он сделал нас праведными, а не мы стали таковыми нашими делами

Важно увидеть, что ваша вера определяет ваши поступки. Вы просите у Бога прощение, потому что верите в Него, любите Его, зная, что Он уже все дал вам даром или потому что хотите получить что-то от Него? Он сделал нас праведными, а не мы стали таковыми нашими делами

Если человек был всю жизнь преступником, то его некоторые
добрые дела будут скорее исключением из правил его жизни. Если человек всю
жизнь плакал и жаловался на жизнь – таким его и запомнят. Если человек искренне
стремился помочь другим – о нем скажут, как о человеке с большим сердцем.

Не зря в Слове говорится о плодах. Мы должны приносить плоды, полезные  для Того, Кто сеет. А без веры угодить Богу невозможно. Поэтому и плоды Бог примет только те, что произведены по Его воле, Его верой. И давайте помнить, что праведный верою жив будет.

И в конце я бы хотел отдельно выделить нечто важное в рассматриваем нами стихе. Понимаете? Не тот, кто стремиться к праведности

Именно ПРАВЕДНЫЙ будет жить верою. Если вы не верите, что оправданы, если не верите, что именно с этой точки зрения надо смотреть на себя а не с точки зрения вины – ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ЖИТЬ ВЕРОЙ. Вы будете жить видением, осознавая то, на что вы способны. Я не смогу передать вам этого откровения, но прошу вас, чтобы вы внимательно посмотрели на первую часть стиха – ПРАВЕДНЫЙ будет жить верой

Понимаете? Не тот, кто стремиться к праведности. Именно ПРАВЕДНЫЙ будет жить верою. Если вы не верите, что оправданы, если не верите, что именно с этой точки зрения надо смотреть на себя а не с точки зрения вины – ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ЖИТЬ ВЕРОЙ. Вы будете жить видением, осознавая то, на что вы способны. Я не смогу передать вам этого откровения, но прошу вас, чтобы вы внимательно посмотрели на первую часть стиха – ПРАВЕДНЫЙ будет жить верой.

Как ее Библия спасла

Маша была невольным свидетелем того, как власть всячески старалась помешать строительству храма. Впоследствии ей и самой пришлось столкнуться с гонением на верующих. Встреча с представителями органов госбезопасности состоялась, когда она начала учиться в Саратовском музыкальном училище. До этого Маша получила специальность перемотчицы в ПТУ, проработала год на химкомбинате и по предложению настоятеля Покровского храма отца Георгия перешла туда служить псаломщицей.

Все это время она не прекращала вместе с мамой петь на клиросе, самостоятельно изучала азы церковного пения. В этом помогали те самые монахини. Когда поняла, что без музыкального образования ей не обойтись, Маша закончила экстерном, за три года, музыкальную школу № 1. Поступила в Саратовское музыкальное училище на заочное дирижерско-хоровое отделение.

– После первой зимней сессии меня вызвали в комитет госбезопасности и в ультимативной форме предложили с ними сотрудничать – писать доносы, раскрывать внутреннюю жизнь Церкви, – рассказывает матушка Серафима. – Я резко отказалась. В грубой форме мне заявили, что в таком случае я нигде не смогу устроиться на работу, мол, меня навсегда оставят в Церкви. Они думали этой угрозой меня напугать и добиться моего согласия, но я и так не собиралась никуда уходить из храма.

Следствием такого отказа явилось отчисление несговорчивой девушки из училища и заведение на нее уголовного дела с бывшей тогда в ходу формулировкой «за антисоветскую пропаганду».

– Неизвестно, как бы закончилась эта история, но Господь внял молитвам моих близких. Судья оказалась человеком верующим и намекнула о своем желании приобрести Библию, пообещав оказать содействие в закрытии дела. В то время приобрести ее было невозможно. При содействии архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) Библию достали, судья ее получила в подарок, и дело закрыли.

Когда все это происходило, отец Георгий поддерживал меня, говорил: «Не бойся, тебя не посадят. Будешь бояться — ничего никогда не добьешься». А я и не боялась и добилась своего. Правда, училище так и не закончила. Приобретала знания самостоятельно, с помощью моего преподавателя по классу фортепиано в музыкальной школе № 1 Ольги Николаевны Подгайной.

В 1972 году Мария Павловна была определена регентом правого хора Покровского храма и прослужила там до 1994 года. Вспоминая то время, рассказала, что к ним на службы приезжали даже из Саратова, чтобы услышать проповеди отца Георгия, которыми он славился на всю область, и замечательное исполнение церковных песнопений. Хор в основном состоял из солистов Саратовского театра оперы и балета и студентов Саратовской консерватории.

В 1994 году Марию Павловну приняли в Свято-Троицкий собор Саратова – певчей и псаломщицей, одновременно она исполняла обязанности регента правого хора саратовского храма в честь Рождества Христова.

Всю жизнь шла к монашеству

В своем родном храме, где началось ее служение Церкви, она познакомилась со своим будущим мужем – певчим Анатолием Пономаревым, который до конца жизни не оставлял своего служения на клиросе. Сюда Мария Павловна вернулась в 2007 году, здесь завершился ее пятидесятилетний стаж служения Церкви. 35 лет она была руководителем церковных хоров.

Ну а детская мечта все-таки сбылась. В 2020 году, в день Рождества Иоанна Крестителя, по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия приняла она монашеский постриг с именем Серафима. Совершил постриг в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Иов (Серов). С ним судьба сводила матушку дважды: в 1994 году в саратовском Свято-Троицком соборе, где он служил диаконом, и в храме в честь Покрова Божией Матери Покровска, настоятелем которого он был с 2003 по 2013 год. Многому отец Иов у матушки научился.

– Она нас, молодых, ой как гоняла, жестко выговаривая нам, если мы что-то делали не так. Мария Павловна стояла на страже благолепия и традиций богослужения и берегла его чистоту рьяно – до мелочей

Стремилась донести до нас, что здесь важно все: и как ты выходишь и заходишь в царские врата, как кадишь, как стоишь… Была строга к себе и к другим. Она всю жизнь посвятила Церкви и шла к монашеству

Эта женщина – легенда Саратовской митрополии. Многие до сих пор за нее молятся.

Отец Иов отметил, что в Саратовской митрополии трудно найти священника среднего возраста, который не встречался бы с этим замечательным человеком. Мария Павловна могла и похвалить, и напрямую выразить свое недовольство за допущенные при чтении и пении ошибки.

Вопрос: «Как вера ей помогает?» – поставил мою собеседницу в тупик: «Я не знаю… Без веры я не жила». Дочь Елена, которая присутствовала при нашем разговоре, рассказала, как удалось вернуть маму к жизни, когда шесть лет назад с ней случился инсульт, и врачи уже не давали никаких шансов на жизнь.

– Мы бросили клич о молитве во все храмы. Я считаю, она и сейчас живет за счет веры, за счет Причастия.

В семье Ваниных-Пономаревых наша героиня и ее муж Анатолий Михайлович не единственные, посвятившие жизнь служению Церкви. По маминой линии Марии Павловны все были певчими, ее двоюродный брат – священник, служит в Мордовии. Двоюродный брат мужа – протоиерей Василий Стрелков, а сестра мужа – монахиня. Дочь Елена – медицинский работник, но в свободное время поет на клиросе в том же храме, где пели когда-то ее родители.

Когда в завершение разговора попросила матушку Серафиму рассказать о чине пострига, она ответила со слезами на глазах:

– Это какое-то особое, непередаваемое чувство… С детства мечтала, и вот свершилось.

Наталья Абрамова

24 февраля 2022 г.

Библейские примеры

Вспомните, что Бог назвал Давида мужем по сердцу, хотя не все дальнейшие дела его говорили о преданности заповедям. Петра избрал Иисус ДО ТОГО, как он отрекся, до того, как все ученики оставили Его. Но очень многие дела в жизни Давида и Петра свидетельствовали о вере. Понимаете? Они делали дела праведности исходя из милости Божьей, уже дарованной, а не потому, что хотели ее заслужить.

Вспомним Иуду. Этот человек назван вором. Он жил этим, это
была его сущность. И он не собирался от этого отходить. Когда Иисусу ноги миром
омывали, он жалел о деньгах, а не о нищих. Потому что был вор. Он принял от
Иисуса власть и силу совершать чудеса, но свое сердце он не собирался менять. И
поэтому пошел продавать Иисуса фарисеям. И даже после он не пошел к Богу за
прощением. К людям он пошел.

Безверие в Бога — это прагматичный взгляд человека на окружающую его реальность

Вера и безверие — два полюса, между которыми простирается духовная жизнь человека. Макс Фрай как-то написала:


Макс Фрай
псевдоним писательницы Светланы Мартынчик

Ибо не каждый человек способен взять и допустить существование чего-то внешнего по отношению к материальному миру.

Можно предположить, что у каждого человека есть внутренние качества — врождённые или приобретённые, — которые влияют на его способность включать в свою картину мира духовную сферу.

А.С.Пушкин был религиозным человеком, что не помешало ему написать трогательные строки о тяготах безверия. Фото: cdn.azbyka.ru

А.С.Пушкин был религиозным человеком, что не помешало ему написать трогательные строки о тяготах безверия:


Александр Сергеевич Пушкин
великий русский поэт и писатель

Если её нет, то что человеку остаётся? Осязание, слух, зрение, вкус, обоняние и факты. Но ни один из этих источников не приводит к прямому доказательству существования Бога.

И тогда человек располагает только тем, до чего в силах дотянуться в рамках простой обывательской жизни:

  1. Объективная действительность. Еда, сон, магазины, походы на работу, общение с окружающими. Всё это, по мнению неверующих, вполне может существовать и без Бога. Есть общепринятые «реалистичные» теории о происхождении Вселенной, и то, что мы видим ежедневно, никак им не противоречит.
  2. Личный опыт. Проживая день за днём, человек не встречает ангелов, Иисуса Христа, Деву Марию и т.д. Чудеса не стучатся к нам на порог. Оттого у неверующих не возникает ни одного повода усомниться в своём мировоззрении.
  3. Факты, которые подтверждены сегодняшней наукой. Наука использует лишь те методы, которые доступны человеку. А все они — орудия материального мира. Доказать при помощи них реальность духовных сфер невозможно. Мы, конечно, читали про взвешивания души и фотографии призраков, но эти истории всегда можно поставить под сомнения, а некоторые даже разоблачены.

Вера в потустороннее — это ещё не вера в Бога.

И всё же есть брешь, в которую сучиться нечто постороннее. Религиозные издания, слухи об аномальных явлениях, задокументированные сверхъестественные случаи — всё это доступно человеку, при желании. Взять хотя бы случай явления Девы Марии в Фатиме. Тысячи свидетелей, и с этим не поспорить.

Это значит, что человек, даже опирающийся на факты, потенциально может впустить в жизнь веру в то, что нечто за пределами материального мира существует. Это ещё далеко не та вера, которая называется православие. Но всё же это шаг из чертогов безверия в нужном направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: