Что нужно, чтобы жить дружно. весёлое воспитание для всей семьи

Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно

Детям в его творчестве отведено особое и важное место

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

В своей поэзии Некрасов отказывается от романтических канонов, главной в его творчестве стала гражданская тема. Свое поэтическое предназначение он определил в стихотворении-манифесте «Поэт и гражданин» (1856 г.)– «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», чтобы писать о страданиях и нуждах народа.

В стихотворении «Элегия» (1874 г.) Некрасов выразил свое отношение к переменам после отмены крепостного права; события обнажили полумеры реформ, не облегчивших участь«терпеньем изумляющего»народа, привыкшего влачить свое существование «в нищете, покорствуя бичам». Поэт ищет и не может найти ответ на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ему, достойному лучшей участи, он посвятил свою лиру. Но звучат сомнения поэта в своем предназначении: ведь на его песни откликается весь окружающий мир, лишь народ «не внемлет и не дает ответа».

В творчестве Некрасова возникает исключительный и самобытный образ Музы, которая не столько возвышенна и лирична, сколько приземлена и трагична. Никому до Некрасова не пришло в голову метафорически изобразить молодую крепостную крестьянку, наказываемую плетью палача и молча переносившую истязание, как родную сестру богини поэзии в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» (1845 г.) Этот трагический образ-символ станет постоянным в творчестве Некрасова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Безвестен я…» поэт пишет, что своим божественным даром нужно жертвовать ради людей, встать на путь самоотречения, ибо «обесславленная Муза» как Христос, приняв терновый венец, «под кнутом без звука умерла». В преддверии смерти Некрасов в стихотворении «Музе» назовет ее сестрой своей и народа. В последнем стихотворении «О Муза! Я у двери гроба», предчувствуя свою творческую судьбу, Некрасов напишет о «завидном жребии» его окровавленной, кнутами «иссеченной Музы».

Гражданская позиция звучит даже в пейзажной лирике Некрасова. Пейзаж в стихотворении «Перед дождем» передает состояние человека, его страх перед надвигающейся стихией. Образ обездоленного ямщика в последних строчках стихотворения, виноватого во всем, даже в том, что гроза надвигается, передает незащищенность простого человека перед жандармом, олицетворяющего власть, грозящего нагайкой.

 В стихотворении «Несжатая полоса» оставшиеся на поле колоски перешептываются, жалуясь друг другу, вопрошая: «Где же пахарь?». Так в пейзаже осеннего поля с неубранной полоской ржи, звучит социальная нота о том, что страшный недуг помешал закончить жатву крестьянину, надломленному непосильной работой.

Направление используют

Организаторы

  Проводник по местам силы  (Курган),    Региональный тренинговый центр «Фокс»  (Прокопьевск),   Тренинг-центр Ольги Борчук  (Нижний Новгород).

Тренеры

  Анастасия Раинская  (Москва),    Наталья Сеничева  (Москва),    Анастасия Фиронова  (Москва),    Евгений Хохлов  (Москва),    Ольга Некрасова  (Москва),    Янина Золотова  (Москва),   Алёна Охотникова  (Ульяновск),    Юлия Бринева  (Красноярск),    Татьяна Попова  (Воронеж),    Татьяна Витальевна Сасим  (Белгород),    Олеся Мирославовна Кувшинова  (Уфа),    Наталья Никулина  (Воронеж),    Оксана Анатольевна Мамонтова  (Уфа),    Анастасия Андреевна Петрова  (Санкт-Петербург),    Наталья Александровна Солодовникова  (Красноярск),    Михаил Геннадьевич Молозин  (Воронеж),    Любовь Валерьевна Сокольская  (Новосибирск),    Елена Анатольевна Железцова (Алайя)  (Луганск),    Елена Агроник  (Нижний Новгород),    Галина Сергеевна Некрасова  (Краснодар).

Консультанты

  Анастасия Раинская  (Москва),    Анастасия Фиронова  (Москва),    Евгений Хохлов  (Москва),    Янина Золотова  (Москва),    Оксана Анатольевна Мамонтова  (Уфа),    Юлия Бринева  (Красноярск),    Татьяна Попова  (Воронеж),    Татьяна Витальевна Сасим  (Белгород),    Олеся Мирославовна Кувшинова  (Уфа),    Галина Сергеевна Некрасова  (Краснодар),    Наталья Никулина  (Воронеж),    Наталья Александровна Солодовникова  (Красноярск),    Анастасия Андреевна Петрова  (Санкт-Петербург),    Любовь Валерьевна Сокольская  (Новосибирск),    Елена Анатольевна Железцова (Алайя)  (Луганск),    Елена Агроник  (Нижний Новгород),    Михаил Геннадьевич Молозин  (Воронеж).

Методика А.Некрасова
в других городах

Спасибо, за интерес к теме «что такое Методика А.Некрасова»!

Некрасова Заряна

На чём стоит дом? На любви и заботе. На добром и внимательном отношении родителей к детям и детей к родителям. А ещё – на фундаменте семейных традиций.

Традиции – необычайно сильная вещь. Они способны как объединить семью, так и наоборот – развести её в разные стороны, когда каждый – сам по себе. Как хранить первые и избавиться от вторых? В книге – конкретные способы, КАК сделать это.

Откликаясь на просьбы читателей, в эту книгу мы добавили новые главы. Так что здесь – ещё больше полезных историй, творческих игр, весёлых заданий и практикумов как для родителей, так и для детей.

Предисловие ко 2-у изданию

На чём стоит дом? На любви и заботе. На добром и внимательном отношении родителей к детям и детей к родителям. А ещё – на фундаменте семейных традиций.

Традиции – необычайно сильная вещь. Они способны как объединить семью, так и наоборот – развести её в разные стороны, когда каждый – сам по себе. Как хранить первые и избавиться от вторых? В книге – конкретные способы, КАК сделать это.

Откликаясь на просьбы читателей, в эту книгу мы добавили новые главы. Так что здесь – ещё больше полезных историй, творческих игр, весёлых заданий и практикумов как для родителей, так и для детей.

Замечали, как часто люди, родные люди, находятся не вместе, а рядом. Вроде в одной комнате, а словно их разделяют километры, и не дотянуться друг до друга никак. Не потому, что кто-то плохой, а кто-то наоборот. Просто общее растерялось. И по мере взросления ребенка количество километров увеличивается и увеличивается, как будто дети и родители разъезжаются в разные стороны на моторных катерах.

И в итоге к подростковому возрасту в семье уже так привыкают к этому расстоянию, что разговаривают – словно по междугородней связи из разных стран. Да ещё и на разных языках.

Статьи по теме свернуть ↑

Как вести себя в теме любовных треугольников… и как не надо 


Лилия Гладина

Тема Любовных треугольников тревожит очень многих женщин здесь, на Земле… но, как правило, мы её видим очень узко направленно… появилась другая женщина у мужчины, значит, она… не буду писать, какими плохими словами покрывает одна женщина другую… звонит, закатывает истерику и мужчине, и другой женщине… Читать дальше

4

Воспитание ребёнка 21 века!  


Мара Боронина

Воспитание ребёнка… Для многих мам это слово означает контроль его действий и соломка под попку. Если открыть материалы Википедии, то определение этого понятия раскроется нам в других, более жёстких, унитарных красках.

Воспитание детей — это целенаправленная деятельность, призванная выработать у ребёнка… Читать дальше

4

Значение поэмы «Крестьянские дети»

Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе. Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.

Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.


Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.

Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.

Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.

Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, — крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, — «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром — в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:. Вечером пеночка нежно поет,

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты — зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.

Вопросы для детей по стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Как называется стихотворение?

2. Кто автор?

3. Как зовут главного героя?

4. Где жил Мазай и чем он занимался?

5. Каким вы представляете деда Мазая? Опишите его.

6. Скажите, что случилось с зайцами?

7. Как описывает автор зайцев, попавших в беду?

8. Какой поступок совершил Мазай?

9. Почему Мазай спас зайцев?

10. Как бы вы поступили на месте Мазая?

11. Как вы думаете дед Мазай любит свой родной край?

13. Какое место в стихотворении вы бы хотели послушать еще раз?

Книги автора

Некрасова Нина Николаевна Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти

«Перестаньте детей воспитывать» — голос в защиту родителей, замученных бесконечными советами, чувством долга, отсутствием времени и сил на «воспитание». Авторы предлагают оставить этот трудный и в общем-то неприятный процесс и начать дружить со своим ребенком, понимать его, дышать им, просто любить.

«Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти» — голос в защиту детей, замученных нотациями, запретами и правилами. Собственно, в книге и нет ни одного совета и правила, зато много тестов, игр и стихов. А еще есть ключи-подсказки родителям на каждый день и почти на каждую ситуацию.

Но они здесь не для того, чтобы вы делали все «по книге», а чтобы взрослые увидели мир так, как видят его дети, — и научились у них быть счастливыми и радостными именно сейчас (а не только после зарплаты:)

Некрасова Нина Николаевна Ты расти а мы поможем!

Говорят, ребенка можно воспитывать до 5—7 лет, потом он уже воспитывает себя сам. Успеть бы сейчас заложить все важные навыки общения, знания и умения!

Как выбрать сад и как правильно подготовиться к нему? Как понять, хорошо ли там вашему ребенку и каких проблем можно ожидать? Правильно ли ваш малыш развивается? Каков он по сравнению с другими детьми? С каким «багажом» не только навыков, но и моральных норм, представлений о себе и мире он должен пойти в школу?

В книге много тестов — чтобы понимать, что происходит на душе у вашего милого человечка. И практикумов, игр и веселых заданий — чтобы иметь возможность корректировать ситуацию сейчас, пока проблемы не «выросли».

А еше Заряна и Нина Некрасовы (кстати, мама и дочка) помогут найти ответ на самый главный вопрос: как родителям со всем этим справиться, не потеряв оптимизма и чувства юмора.

Некрасова Нина Николаевна Любить без условий, растить без усилий

Перед вами первая часть бестеллера «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти» Заряны и Нины Некрасовых, мамы и дочери, авторов популярных книг о развитии ребёнка, о взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Авторы делятся секретами не-воспитания: как помочь ребёнку расти, и физически и духовно, и расти вместе с ним – как родителю

Тут важно усвоить всего один секрет: детям не надо, чтобы вы «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них положили. Единственно, что им от вас действительно нужно – ваша безусловная любовь

Что это такое и почему она так важна, как её проявить и чем отличается от просто любви – об этом они рассказывают в этой части книги и новой главе – приложении.

Некрасова Нина Николаевна Как научить малыша говорить. 4 ошибки родителей

Ах, с каким нетерпением ждут родители первых слов малыша!

И вот, наконец-то, свершилось. Малыш произнёс своё первое слово, потом и второе и третье … И вдруг, извините, облом. Больше новенькие слова он произносить не желает! Обходиться этими тремя – четырьмя, а всё остальное – «ы – ы».

Ну почему?

Родители в лёгкой панике. Хотя и известно давно, что у каждого ребёнка свой темп развития, что мальчики говорить начинают обычно чуть позже, чем девочки, но когда дело касается малыша собственного, своего, поздние сроки нас не устраивают.

И правильно, что не устраивают. Развитие речи и развитие интеллекта идут рука об руку.

Да и обидно за молчуна. Ведь так хорошо начиналось…

Родителям обычно советуют как можно больше общаться и разговаривать с малышом. Общаются, разговаривают. А результат – кот наплакал.

В чём дело?

Об этом пойдёт в книге речь.

Некрасова Нина Николаевна Чтобы папа помогал. Как приучить мужчину заботиться о малыше

Есть папы, которое охотно и много занимаются со своими детьми, помогают по дому. Это не сказки, это статистика. А есть – которые наоборот. В чём разница? Просто умные мамы смогли всё правильно организовать. Как? Об этом новая книга авторов бестселлера «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти» Заряны и Нины Некрасовых (кстати, дочки и мамы). Книга построена по тренинговому принципу: «узнал – сделал – получил положительный результат». В ней много практикумов, тестов, творческих заданий. Материал подаётся доступно, эмоционально, легко – так, что сразу хочется «начать жить по-новому». И у многих это получается!

Иноземцев Владислав Леонидович Постчеловечество

Эволюция человека не просто продолжается: биотехнологии многократно ускоряют и углубляют, форсируют ее, превращая в реальность самые смелые домыслы. Каким будет человеческий облик через полтора десятилетия? И как его изменение изменит отношения между людьми и цивилизациями?

Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно

Детям в его творчестве отведено особое и важное место

Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей

Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.

Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.


Смотреть галерею

Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

https://youtube.com/watch?v=LOWSErvUAUA

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Заключение. Значение поэзии Некрасова

Некрасов прежде всего поэт, расширивший границы действительности, доступной для лирического изображения. Невозможно переоценить новаторство Некрасова, он впервые ввел образ русского мужика как главного героя в мир поэтический. Он обогатил русский литературный язык, используя речевые обороты и фольклорные элементы. Поэмы Некрасова обрели новый жанровый вид, став народными, сатирическими. Цветаева писала, что «Некрасов некрасив» в изображении реалий человеческой жизни, но искренне «пишет народом».

Словарь

1. Исправник – должностное лицо, возглавляющее уездную полицию

2. Недоимки (налоговые) – долги, просроченная задолженность

3. Поденщина – временная, оплачиваемая по отработанным дням работа

4. Альманах – литературный сборник произведений, объединенных общей темой

5. Разночинец – человек непривилегированного сословия, занимающийся умственным трудом

6. Супостат – недруг, враг

7. Раболепство – унизительное подчинение, поклонение, угодничество

8. Эпическое – повествовательное, имеющее форму рассказа

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: