Что такое свободное воспитание

Метод учебных карточек

Определение 3

Специальные карточки самокоррекции – это результат работы над «свободными текстами». Они включали в себя ряд упражнений, по которым ребенок занимался, основываясь на характере имеющихся грамматических пробелов.

Позже начинают появляться такие пособия для разных дисциплин: родного языка, географии, истории, арифметики. В карточку были включены задания по теоретической и практической части. Ей присваивался определенный номер, который фиксировался в картотеке.

В течение урока составлялись определенные их наборы для проведения личных занятий. Позже Френе отказывается от единственного предложенного учебника для обучения и темпа уроков. В таких классах прослеживается развитие в собственном ритме каждого ребенка в отдельности. Работая по карточкам, разрешалось применять словари, справочники, изучение материала в индивидуальном темпе способствовало концентрации на более интересующих их вопросах.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Тонкости либерального подхода по Вентцелю

Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.

Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.

Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.

Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:

  • породить в ребёнке желание получать новые знания;
  • делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
  • формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
  • создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.

Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.

Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.

Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.

Методика Френе в современном мире

Педагогические изыскания не получили большого распространения. Достаточно малое количество школ работают по методике Френе.

Основной причиной ограниченного распространения данного подхода считается невозможность сделать его массовой педагогической технологией. Сам процесс организации еженедельной деятельности в школе строится на правилах, которые составили сами дети вместе с учителем. Он мог изменяться согласно необходимости норм общежития и находиться в постоянном преобразовании.

В России данной методике было сложно прижиться. По Френе не было предусмотрено методистов, рекомендаций и разработок для проведения образовательных мероприятий. Работа по его методике вынуждала отказываться от традиционного и стандартного подхода к обучению.

Всего лишь около 1-2% педагогов во Франции используют его принципы. Самыми активными его последователями считаются швейцары. К России методика дошла в 90-х годах прошлого века, но не получила должного внимания и одобрения со стороны учителей. Педагогика Френе уникальны с точки зрения духовности, социального и общечеловеческого аспекта.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Идея саморегуляции и ее реализация в педагогической практике А.Нейлла

Как отмечалось выше, А.Нейлл не любил облекать свою теорию свободного воспитания в строгий терминологический аппарат; основными категориями его системы были: свобода, любовь и счастье. Это была триада, которая и составляла педагогическое кредо британского педагога. Именно в атмосфере свободы, которая может быть создана только любовью, ребенок проходит естественный путь своего развития, приводящий его к счастью. Всей своей практикой Нейлл доказал, как нормальный, т.е. свободный и счастливый ребенок, естественным образом без всяких специальных усилий приобретает необходимое образование, хорошие манеры и нравственные принципы.

Идея саморегуляции, реализованная в педагогической практике А. Нейлла, прежде всего была связана со свободой выбора, самоуправлением, социализацией и самостоятельностью ребенка. Рассматривая каждый их этих аспектов, необходимо подчеркнуть то, что очень волновало Нейлла, а именно утрачивание человеком способности чувствовать. Когда человек живет, ведя слишком умеренный и ровный образ жизни, он тем самым вытесняет способность к подлинным чувствам. Однако он не может в течение долгого времени жить в состоянии пустоты, ибо в нем накапливаются нереализованные возможности, которые затем выливаются в отчаяние и, в конце концов, в разрушительные действия. Нейлл не раз наблюдал, как отсутствие чувств, страстей, эмоций и волнения провоцируют в ребенке апатию и как следствие нежелательное поведение.

Поэтому его и волновал вопрос достижения зрелости своего воспитанника; он терпеливо ждал результативности процесса саморазвития в нем истинно человеческих возможностей — его разума, чувств и воли. Взгляды Нейлла как гуманиста строились на убеждении, что призвание человека как чувствующего и мыслящего существа — довести до самого себя свою сущность, свое назначение и свое призвание до полного сознания и чтобы оно стало для него достижением реальности.

Как таковая саморегуляция в чистом виде, по мнению Нейлла, непостижима, никто не может обучить ей; однако можно признать, что практическое осуществление ее составляющих способствовало в школе Саммер-хилл реализации этой идеи. Для Нейлла смысл свободы заключался, прежде всего, в самом процессе достижения этого состояния; он считал, что созидание должно находиться выше созданного. Вторя экзистенциалистам, он говорил, что — ребенок должен сам конструировать себя, родить себя как личность, и процесс этот должен быть беспрерывным. Как и они, Нейлл считал, что современные школы, озабоченные дисциплиной, разрушают спонтанность, любознательность и творческие способности учеников, тем самым препятствуя развитию личности. Воспитанник, независимо от посторонней воли, направляет собственные усилия на повышение своего роста, педагог же предстает в данном случае лишь в качестве источника этой самоуправляемости.

Учителя Саммерхилла создавали среду, которая позволяла каждому ученику принимать осознанные решения относительно собственной свободы, и сам Нейлл никогда не давал готовых ответов, он предлагал детям самим находить свое собственное уникальное решение. Для Нейлла чрезвычайно важным было, чтобы воспитанник не просто принимал определенные знания и ценности, но главное, чтобы он мог прожить и пережить их в себе, иначе говоря, все изучаемое ребенком всегда должно иметь для него жизненный смысл. Следование этой экзистенциональной традиции создавало предпосылки для равноправных отношений, где и учитель, и ученик вступали в диалог сотрудничества. В связи с этим просматривается неклассический подход к личности, в основе которого лежит общая идея единства, а не противопоставления субъекта и объекта. И личность в этом случае переживает свободу как средство и одновременно как цель для гармонизации отношений в рамках системы «личность-общество».

По поводу сомнения своего оппонента: «Саммерхил предлагает детям свободу, но разве кто-нибудь свободен?», Нейлл пишет: «Как можно быть свободным, когда нас всех воспитывали по шаблону в младенчестве? Свобода — относительный термин. Слово часто используется в политическом смысле…свобода для Индии и для негров, но, говоря о Саммерхилле, свобода — это личная свобода, духовная свобода. Я считаю, что некоторые индийские мистики могли чувствовать себя свободными и в тюрьме, возможно, Ганди и Неру так и делали, когда были заключенными. Немногие из нас имеют такую духовную свободу. В нашей школе свобода означает, что ребенок может делать все, что хочет, если это не мешает свободе других (315, с. 19).

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Как предотвратить последствия свободного воспитания?

В первую очередь следует научиться говорить ребёнку «нет», вводя ограничения, необходимые для жизни и личности. Если ребёнок уже достиг подросткового возраста, начинать нужно с малого. Можно вводить лёгкие бытовые правила, которые нужно обязательно соблюдать, выполнять какой-либо ритуал. Например, каждую субботу мыть посуду за всей семьёй, убирать вечером комнату. Необходимо начать с немногочисленных ограничений, но обеспечить контроль их выполнения. В случае необходимости нужно поддерживать ребенка.

Исправление такого типа воспитания подчиняется простым алгоритмам действий — родители должны понять, что не всегда нужно принимать позицию ребенка там, где его интересы сталкиваются с интересами школы, других детей или общества. Последствия могут оказаться дороже пренебрежения.

Полезные ссылки:

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать

Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий

А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Источники

  • http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/svobodnoe-vospitanie.html
  • https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3220
  • http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.

Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.

Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.

А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает

И неважно, какими способами научения владеет преподаватель. Жёсткое требование к преподавателям

Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

https://youtube.com/watch?v=UsdvGjMoESM

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: