Цивилизованность
Смотреть что такое «Цивилизованность» в других словарях:
цивилизованность — и, ж. civiliser. Свойство цивилизованного. Цивилизованность общества. БАС 1. Казанские татары отличаются некоторою цивилизованностью и даже образованностию. Они вежливы, обходительны, каждый из них должен уметь читать и писать. Белинский Кр.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
цивилизованность — интеллигентность, просвещенность, уровень культуры, культура, культурность, развитость, степень культуры Словарь русских синонимов. цивилизованность см. культура 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
цивилизованность — ИВИЛИЗОВАННЫЙ, ая, ое; ан. Являющийся носителем цивилизации (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Цивилизованность — ж. отвлеч. сущ. по прил. цивилизованный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
цивилизованность — см. стиль … Китайская философия. Энциклопедический словарь.
цивилизованность — цивилиз ованность, и … Русский орфографический словарь
цивилизованность — см. цивилизованный; и; ж … Словарь многих выражений
КИНОИСКУССТВО — (эпистемологический аспект) универсальный мир искусства в 20 столетии, породивший и образцы массовой культуры, и шедевры элитарного экспериментального характера, сфера приложения рафинированных филос. идей, и в то же время… … Энциклопедия культурологии
культура — См … Словарь синонимов
Интернет о цивилизованных странах[править | править код]
Появление мошенников в самых разных сферах общественной жизни — признак цивилизованной страны, уверял один из французских психологов.
Одному очень глубокому американскому аналитику, отставному генералу, принадлежит изречение: «Цивилизованная страна не может выиграть партизанскую войну до тех пор, пока не перестанет быть цивилизованной». Партизанскую войну можно выиграть (выиграть — в смысле только одержать военную победу) исключительно прибегая к геноциду. Ни одна партизанская война в мире не была выиграна цивилизованной страной.
«Цивилизованные страны» — страны разнообразных ритуалов, находящихся под контролем сознательных граждан. Есть, скажем, ритуал стояния на пустой улочке шириной в два метра перед красным светом светофора — до тех пор, пока не загорится зелёный свет.
Цивилизованный человек и культурный человек — это одно и тоже?
Вдохновил меня на этот вопрос вопрос нашего БВ-шника: Почему матч Россия – Чехия в документах УЕФА помечен зеленым цветом?
Оказывается этот матч УЕФА считает безопасным — не будет ни драк, ни столкновений с полицией.
Одновременно, по мнению УЕФА, самыми опасными матчами будут встречи при поддержке болельщиков из Англии,Германии,Голландии — самых уважаемых и цивилизованных стран Европы!!
Так в чем проявляется «цивилизованность» Европы и «дикарство» россиян?
Может быть, мы еще не доросли до уровня европейского футбольного хулигана?
Цивилизованный человек – человек выросший в условиях цивилизации и приспособленный к ней (иногда только к ней).
Цивилизованный человек привыкает и потом не может обходиться без плодов цивилизации (мобильная связь, интернет, автомобиль, деньги, горячая вода…, законы, сервис).
Цивилизованность приводит к дезадаптации человека к условиям природной среды и адаптации к цивилизованной среде, а так же подавлению и трансформации его природных инстинктов, которые в силу подавленности как раз и выплескиваются на стадионах.
А культурный человек, это человек достигший определенного уровня развития благодаря усвоению накопленного в данной культуре опыта и знаний. Культурность дает человеку способность создавать для себя цивилизованные условия даже в природной среды.
Таким образом цивилизованность — это скорее степень забывания знаний вложенных природой в человека под действием цивилизации, а культурность — степень усвоения опыта и знаний накопленных цивилизацией.
Культурный человек — это. скорее, человек, обладающий определенными знаниями и умениями поведения в обществе. К природе, технике и уровню развития производительных сил этот термин вряд ли имеет значение.
Цивилизованный человек — это представитель того общества, которое имеет совокупность всех характеристик: уровень развития науки и техники, образования, искусства и культуры (в смысле овладения определенными правилами поведения, этикета).
Правда, вот слово «мораль» не вписывается, наверное, в понятие «цивилизованный», а, скорее, относится до слова «культурный» (и то — с большими оговорками).
Всегда вспоминаю мысли одного советского писателя (уже не помню его фамилии) о фашистах, которые шли по территории Украины, Белоруссии и России в годы войны. То, что захватчики видели в селах того времени, по их мнению, было настоящим дикарством. Они с презрением относились к местным жителям именно поэтому. Даже не стеснялись при них отправлять естественные надобности. Мы для них были дикарями, а они — господствующей нацией, цивилизованными людьми.
Одновременно с этим, захватив, например, Францию, они уважали французов, соблюдали там многие цивилизованные правила поведения. Концлагеря для пленных из Западной Европы и из России — это были две большие разницы.
http://vuzlit.ru/487618/takoe_tsivilizatsiya_tsivilizovannost_tsivilizovannyy_chelovekhttp://podskazki.info/civilizovannost/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/68866-civilizovannyj-chelovek-i-kulturnyj-chelovek-eto-odno-i-tozhe.html
Мерное значение цивилизованности
Решение проблемы смысла и содержания категории цивилизованности — это только часть выявления целостной концепции или развернутой трактовки данного социокультурного феномена. Кроме этой проблемы, важнейшей проблемой является также определение функциональных значений цивилизованности. К сожалению, неразработанность её социально-философского смысла и содержания в научной литературе стала существенной преградой для решения этой проблемы, выяснения значения цивилизованности, с одной стороны, как меры развития индивидов, общества, а с другой — как критерия человеческого и общественного прогресса.
Мерная функция цивилизованности вытекает из рассмотренной нами ее сущности как социально-гуманистического способа разрешения социальных противоречий. Понятие меры применительно к человеку осмысливалось уже древними философами. Человек рассматривался мерой вещей и всего окружающего мира. Но вопрос состоит в том, чем, каким показателем измерять разные проявления самого человека? Для ответа на этот вопрос необходимо знать о каких же проявлениях людей идет речь, каковы из них наиболее существенные для их жизни и развития. Человек проявляется прежде всего в мыслях, отношениях, действиях, а также их результатах. Среди всех проявлений людей наиболее существенными и показательными, демонстрирующими реальный результат, являются, конечно же, действия данных людей, разные формы их деятельности и её результаты.
Мысли и отношения тоже важны, но в основном как побудители к деятельности. Сущность человека, его способностей реализуется и проявляется в переходе от мыслей к целям и от них к отношениям и действиям. «Сознание человека, — подчеркивал В.И. Ленин, не только отражает объективный мир, но и творит его»1. И далее: «Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» . Однако изменение мира может быть разным: либо конструктивным созидательным, либо деструктивным разрушительным. В первом случае действия людей носят социально-гуманистический, во втором -социально-антигуманистический характер. Результат первого типа действий -самореализация индивидов во благо каждого и всех, второго — либо ни для кого, либо только для себя. Отсюда характер меры этих действий: в первом случае -социомерие, во втором — своемерие.
Важным фактором человеческой меры является то, во имя чего осуществляет человек свои действия. Такой главной целью является благо человека или то, что способствует его нормальному воспроизводству и развитию. Благо как цель при реализации превращается в способности жизнедеятельности и развития людей. Поэтому, можно сказать, что именно оно есть мера всех вещей, явлений и процессов окружающего мира.
Благо соизмеримо с внутренними сущностными сторонами человеческого «Я» и вместе с тем с внешними условиями бытия и развития людей, предполагающими взаимодействие человеческого и природного, индивидуального и общественного. То есть оно может реализоваться в разных формах деятельности людей и её результатах, например: в успехе, добродетели, таланте, творческих способностях, чувстве долга, справедливости, культуре, цивилизации, цивилизованности и т.д. Однако наибольшая значимость блага и его главная мера — это его социально-гуманистический результат, содействие повышению саморазвития людей посредством их созидательности и ответственности. В этом благо идентично цивилизованности. Оно цель и результат цивилизованности, но видеть только в нем её меру — этого недостаточно для раскрытия её мерной функции. Для этого необходимо выяснение того, что представляет собой сама цивилизованность как мера и мерой чего она является в действительности.
Понятие «мера» имеет множество значений, зависящих от того, какая наука и с какой целью использует это понятие. Естественные, математические и технические науки, связанные в основном с познанием и измерением материально-физических свойств естественно-природных, или создаваемых людьми предметов, рассматривают понятие «мера» в качестве единицы измерения, имеющей точные эталонные пределы. Данные пределы выражаются в математических единицах измерения и предстают в понятиях, например, меры длины, веса, объема, плотности, площади, времени, пространства и др. Эти меры можно назвать образцово точными. Они применимы к измерениям человеческих, общественных и исторических явлений и выражаются в материально-физических, временных и пространственных формах исчисления и реализации. Вместе с тем, по словам Аристотеля, мера «всегда однородна с измеряемым»1. То есть разные сферы среды обитания людей требуют разных единиц их измерения.
Исторический ряд понятий, предшествующих понятию цивилизованности
Древние философы не имели в своем лексиконе понятия цивилизованности. Оно появилось во французском «Словаре Академии» в 1798 году как слово «civilisation». Смысл его связывался с «цивилизаторской деятельностью», или состоянием того, кто цивилизован. Под цивилизованностью подразумевалось некое состояние просвещенности, коренным образом отличающееся от невежества и варварства людей. В этом понимании цивилизованности выражается новое мировоззренческое отношение человека к миру, противостоящее мифологическому и религиозному мировоззрению, обожествлению сил природы вне человека и в нем самом
Уже древнегреческие философы стали рассматривать это отношение через призму самосознания человека и что очень важно, морально-этических форм развития и проявления его человечности
Новое центральное место человека в мире впервые обозначил Протагор, провозгласивший его мерой всех вещей, но именно человеческое отношение к миру впервые выразил Сократ в учении о таких актах проявлений людей как знания о добродетелях. Поглощенный осмыслением познавательно-мыслительных и гуманистически-этических проблем, он учил, что знание и любовь к познанию есть первоначала добра, добродетельности и совершенствования людей. «Я,- говорил он, — поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить пути, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным» . Сократ верил, что человек, знающий что такое хорошо и что такое плохо, или умеющий различать добро и зло, никогда не поступит дурно.
Стремление к Добру, Истине, Благу и Красоте он считал основными ориентирами и опорами человека в мире. С ними он связывал главный принцип своей философии: «Познай самого себя!», который Гегель называл «центральным пунктом всего всемирно-исторического поворота» — в том смысле, что «место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов и что субъект взял на себя акт принятия решений».
Заслугой Сократа оказалось то, что он стал носителем нового понимания роли человека и в обществе, и в мире в целом, «Принцип Сократа,- по Гегелю,-следовательно, в том, что человек должен находить как цель своих поступков, так и конечную цель мира, исходя только из себя, и достигнуть истины своими собственными силами…» .
Основная добродетель, по Платону, состояла в соблюдении справедливости в борьбе с несправедливостью
В своем самом важном диалоге «Государство» он обосновывает мысль о том, что справедливое государство предполагает реализацию принципа, по которому каждый должен выполнять свою работу в условиях разделения видов деятельности
Особое внимание он уделяет умению управлять государством, связываемое с мудростью правителя узреть Добро, высшее благо всех сограждан государства. «Пока в государствах,- по его словам,-не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор..
государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно».
Как показала история, подобное решение этой дилеммы является прекрасной мечтой, остается идеалом возможного пути совершенствования системы государственного управления, а значит, решения проблемы повышения добродетельности и государства, и его сограждан, преодоления противоречий между ними.
Аристотель обратил особое внимание на общественную природу интеллектуальных и моральных сил человека, которые только и могут в наибольшей степени приносить людям высшее благо. Человек, по нему, от рождения «политическое существо», добрые качества и благие намерения -главное в нем
В соотношении личного и государственного блага, по Аристотелю, приоритет принадлежит последнему, хотя и «следует любить больше всего самого себя»3. Высшую добродетель он видел не только в разуме, мудрости, самосозерцании, а прежде всего в благоразумии человека, выделял интеллектуальные /обучаемые/ и моральные /слагаемые из привычек/ добродетели. Хорошие привычки несут удовольствие людям в добрых делах. Любая добродетель должна реализоваться благоразумно, то есть с позиций умеренности «золотой середины», не предполагать крайности, ибо справедливость — это правильная пропорция. Удовольствие, наслаждение как побудительные акты творчества он связывал с благоразумием, не столько с практической, сколько с созерцательной духовной деятельностью.
Использование клише[править | править код]
Образ «цивилизованных стран» обычно используется в качестве обозначения цели развития государства и общества. Неконкретизированный опыт других «цивилизованных стран» может выступать как пример для подражания. Здесь можно привести в пример высказывание В. Януковича:
в цивилизованной стране «уголовное дело не должно применяться как инструмент давления на налогоплательщиков».
Иными словами, Украина как цивилизованная страна, должна отказаться от подобной практики. Ссылка на «цивилизованные страны» может использоваться не только для обоснования необходимости предполагаемого шага, но и для оправдания уже сделанного, например Алексей Леонидович Кудрин:
«Автогражданка нужна, она введена всеми цивилизованными странами.».
Не наделёнными властью людьми апелляция к тому что «мы живём в цивилизованной стране» может производиться для обличения действий, по их мнению не подобающих цивилизованным людям. Например, цитата из обращения к гражданам Санкт-Петербурга художников, возмущённых разгромом выставки Олега Янушевского «Cosmopolitan Icons»:
«Религиозные убеждения, как и любые другие убеждения, не могут служить оправданием самосуда и уголовщины. Мы живем в цивилизованной стране, где существуют законные способы выражать свое мнение, в том числе и несогласие с религиозными, политическими и эстетическими взглядами других граждан».Напротив, если автор высказывания настроен более радикально, он может, обнаружив недостаток, посчитать его характерным и вовсе лишить некоторую страну статуса «цивилизованной».
Например, для обращения внимания на проблемы здравоохранения могут использоваться фразы вида:
«в цивилизованных странах от гриппа не умирают». При этом тот факт что в Германии от осложнений гриппа
а ежегодно умирают 10—15 тыс. жителей, во Франции — 8 тыс., в США — 30—40 тыс. не играет никакой роли для обличения страны, названной «нецивилизованной».
Часто ссылки на «нецивилизованность» используются и для оправдания введения или сохранения суровых законов:
«В цивилизованных странах клеветать вообще не принято… А мы живем в обществе, где клевета в порядке вещей. Чтобы исключить эту статью из Уголовного кодекса, мы сами должны стать цивилизованной страной, которой, увы, еще не стали» депутат Киргизии Кубатбек Байболов.
Таким образом, возможности использования клише достаточно велики, благодаря чему оно применяется сторонниками практически всех политических движений и как действующей властью, так и оппозицией.
Список других примеров клише[править | править код]
Цивилизованная страна с точки зрения либералов.
Тут нижеперечислены еще некоторые типичные клише-стереотипы, части населения бывшего СССР по отношению к «цивилизованному в отличий от нас Западу»:
- В цивилизованных странах все ездят по правилам, никто не паркуется неправильно.
- Там нет пошлин на ввоз иномарок.
- Замки в квартирных дверях только для красоты, как и сигнализация на авто.
- Любой гражданин уверен что если его «оккупируют» где-нибудь в Сомали, то правительство будет не спать ночами и думать о его вызволении, даже ценой объявления войны.
- Свой дом стоит копейки, и его может позволить себе кто угодно после того, как поподрабатывал пару месяцев чистильщиком бассейнов.
- Все люди вежливые и не бросают окурков мимо урны.
- Если у вас пропала что-нибудь из сумочки, то в любом отделении полиции поднимут все машины и вертолет на поиски вора. (Вор, разумеется, понаехавший.)
- За скачивание пиратской винды, фотошопа и прочих торрентов полагается огромный штраф.
- Все адекватные люди ходят по дому в уличной обуви, потому что на улице чище, чем дома.
Описание[править | править код]
Если исходить из определения цивилизации, то все современные страны должны быть признаны цивилизованными, тем не менее чаще всего данным эпитетом награждаются лишь страны Запада и западной цивилизации[], либо же вовсе абстрактные идеальные государства, которым обычно приписываются лишь положительные качества: забота о людях, их благополучии и окружающей среде, толерантность, высокий уровень общей культуры, наличие гражданского общества, и т. д., и т. п., а иногда исключительно богатство, устроенность и стабильность.
Во втором случае возможно и противопоставление стран Запада «цивилизованным странам» (например риторический вопрос И это цивилизованная страна?, фраза Если за критерий цивилизованности взять отношение к женщине, то в мире нет ни одной цивилизованной страны).
Хотя 49 % россиян по результатам опроса ФОМ, проведённом в , склонны делить мир на цивилизованный и нецивилизованный (против такого деления выступили лишь 17 %), 57 % опрошенных не смогли конкретизировать ответ и назвать хотя бы одну цивилизованную страну, что свидетельствует об отсутствии общепринятого понимания цивилизованности.
Что такое цивилизация, «цивилизованность», «цивилизованный человек»?
Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «варварскому».
Понятие «цивилизация», вошедшее в научный обиход европейских ученых в XVIII в. одновременно с понятием «культура», имеет также несколько определений (в зависимости от содержания концепций, в которых оно используется). Одно из них рассматривает цивилизацию как синоним культуры. Далеко не все согласны с таким пониманием цивилизации. Оппоненты, в частности, возражают: цивилизация — это совокупность по преимуществу материальных условий, а культура — прежде всего духовных. Другое значение понятия «цивилизация» — ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации американского этнографа XIX в Л. Моргана (1818-1881). Совсем иное представление о цивилизации было у немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936). Исследователь считал цивилизацию заключительной стадией эволюции любой культуры, для которой характерно развитие техники, рационализация жизни, деградации искусства и литературы, превращение народов в безликие массы.
Используя слово «цивилизация», имеются в виду такие аспекты, как высокий уровень материальной жизни, обустроенность, техническая оснащенность быта и т.п.
В современном обыденном словоупотреблении цивилизация понимается учеными в двух значениях:
- — в первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества;
- — во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища и т.д.
Цивилизационные особенности сообществ, составляющих их народов, этносов задают различные направления развития исторического процесса. Исследование природы цивилизации, ее разнообразия способствует выявлению фундаментальных оснований человеческого бытия. Цивилизованность отражает качество общественного прогресса, обеспечивающее воспроизводство основных социальных параметров — от государственных, гражданских до бытовых.
Цивилизованность — умение и привычка человека следовать передовым нормам человеческого общежития, жить осознанно и по-доброму, по-человечески.
Какого же человека можно назвать цивилизованным?
Цивилизованный человек — обязательно труженик и созидатель. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственными научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение.
Цивилизованный человек — это собственник, наделенный свободой, здравым смыслом, способностью принимать решения и отвечать за них. Цивилизованный индивид, особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности.
Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им
Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам
Его отличает стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух. Конечно, цивилизованный индивид — человек и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе эмоции.
Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны. Но он стремится умерять их, делать разумно достаточными.
В итоге[править | править код]
Отдельно взятый пейзаж цивилизованной страны.
Частный случай правопорядка в цивилизованной стране.
Данное явление часто используется при политических дебатах (см. выше раздел — Использование клише), когда политики при обсуждении какого-либо вопроса приводят в пример то одну то другую страну, естественно как пример берутся только хорошие показатели, а то что наряду с ними в той стране могут быть большие проблемы в другой области полностью игнорируется, что ставит вообще под большое сомнение данный стиль ведения спора. За подобными дебатами, безусловно, довольно любопытно наблюдать.
И даже в достаточно развитых цивилизованных странах встречаются случаи, которые, по уверениям «знающих людей», могут произойти только в России. К примеру избиение подозреваемых в полиции, коррупция региональной власти, отсутствие полноценного уголовного преследования политиков или их детей, которые кого-то сбили на дороге и тд. и тп. Разница только в том, что в нормальных цивилизованных странах такие случаи отнюдь не считаются чем-то нормальным и привычным, и чаще всего приводят к крупным скандалам. А вот в России, в большинстве случаев… ну вы поняли.