Происходящие изменения
Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.
К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.
Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.
Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.
Суть командообразования
Понятие «командообразование» пришло в русский язык с английского. «Тeam building» можно перевести как: «построение команды». В менеджменте отсюда и произошел англицизм «тимбилдинг». Лучшего инструмента, чтобы управлять сотрудниками и развивать компанию, придумать сложно.
Суть командообразования
Командообразование в организации позволяет объединять специалистов из разных отделов в единый, слаженный механизм, в основе которого — равноправие и коллективная ответственность.
Впервые методы командообразования появились в 20 веке в области спорта. Оттуда они перекочевали в сферу бизнеса. А в 60–70-х годах такой подход позаимствовали и менеджеры. И до сих пор тимбилдинг не теряет своей популярности из-за эффективности управления.
Командообразование состоит из 3 элементов:
- Развитие умения работать в команде.
- Формирование коллектива.
- Поднятие командного духа.
Понятие формирования в педагогике
Определение 1
Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).
Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.
Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.
Замечание 1
Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.
Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.
Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.
Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.
Замечание 2
Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.
Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.
В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.
Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.
Баланс
Человек, характер которого развит сбалансированно, обладает самыми различными качествами. Он может быть одновременно экономным и щедрым, сдержанным и ранимым, веселым и чутким. Такой уравновешенный склад характера позволяет своему обладателю удачно подстраиваться под внешние обстоятельства совершенно без ущерба для себя.
Чтобы скорректировать свое поведение, человеку с гармонично развитым характером не нужно ломать свое «я». Он просто как бы вытаскивает наружу нужную черту, не изменяя себе.
Когда гармонично развитые люди проходят какие-либо тесты на определение характера, они получают средние результаты. Если такого индивида попросить ответить на ряд вопросов с целью определения, например, темперамента или типа мышления, можно получить приблизительно равное количество балов в пользу каждого из вариантов.
Таким людям бывает сложно определиться с профессией. Ведь все у них получается примерно одинаково неплохо, многое нравится. Отличным выходом из такой ситуации станет определение главной страсти в качестве основной профессии. Остальные увлечения при этом могут стать второстепенными специальностями или хобби. Если трудно выделить даже главный интерес, пусть это будет наиболее доходная сфера деятельности.
Важнейшие факторы, влияющие на формирование успешной личности
Личность человека развивается в течение длительного времени. Во время этого процесса у индивида меняется мировоззрение, моральные устои, приоритеты. Именно от этих условий зависит формирование личности и то, насколько успешным становится человек в жизни.
Факторы формирования успешной личности следующие:
- Баланс. Первый шаг к успеху человека – гармония между внутренним и внешним миром. Он возможен, если индивид знает, кто он, чего он хочет и как этого добиться.
- Напористость. Является важным аспектом на пути к успеху человека. Если он пытается до тех пор, пока не получит желаемый результат, трудится ради того, чего хочет, мечта обязательно исполнится благодаря приложенным усилиям.
- Целеустремленность. Если действия совершаются целенаправленно, имеют под собой логическое обоснование и соответствуют моральным принципам, индивид развивается.
При наличии этих факторов человек сможет прийти к поставленной цели в кратчайшие сроки.
Кто и что влияет на процесс формирования индивида
Процесс формирования личности происходит под воздействием ряда факторов. Выделяют 4 основных источника, из которых индивид черпает знания и опыт. Рассмотрим, какие именно факторы оказывают влияние на формирование личности:
- Наследственность. Этот фактор определяет многое в человеке: именно он закладывает фундамент для формирования личности.
- Окружающий мир. Из него человек получает знания и опыт. Среда, в которой растет и развивается ребенок, накладывает на его психику серьезный отпечаток. Если он жил в бедности, во взрослом возрасте человек старается экономить, с умом подходит к планированию расходов, даже если денег у него достаточно.
- Воспитание и обучение. Родители и другие взрослые люди, окружающие ребенка, посредством общения передают ему свой опыт. Именно от них дети впервые узнают об опасностях и радостях, которые встречаются в жизни. Те ценности и моральные установки, которые родители дают ребенку, остаются с ним на всю жизнь. То же самое касается и психологических травм, перенесенных в раннем возрасте. Также дети перенимают поведение родителей, а во взрослом возрасте часто проецируют образы близких людей на партнеров.
- Собственный опыт. Это решающий фактор формирования личности. Переживая определенные события, человек осознает их и делает выводы. Приобретенный опыт считается уникальным. Именно он дает индивиду толчок к саморазвитию и позволяет двигаться дальше.
Выделяют и пятый критерий, без которого формирование человека как личности невозможно. Он называется привязанностью. Это чувство может возникать по отношению к людям или вещам, идеям.
Очень важно понимать, кто и что влияет на человека в большей степени в процессе формирования его личности. Таким образом можно скорректировать влияние этих факторов на индивида.
Внутренние установки, под воздействием которых формируется человек
Внутренние установки представляют собой часть мировоззрения индивида. Они являются своеобразным фундаментом и влияют на механизмы формирования личности.
Первые внутренние установки прививают человеку родители. Со временем они меняются под воздействием общества и ближайшего окружения индивида.
Гармония внешних условий и личностных характеристик как решающий фактор
Гармония между характеристиками личности и окружающими ее условиям – крайне важный критерий дальнейшего развития.
Например, талантливые от рождения люди нередко перестают работать над собой и совершенствоваться, из-за чего упускают шанс добиться успеха в конкретной сфере. Здесь происходит конфликт внутреннего характера (индивид слишком самоуверен) и внешнего (врожденного таланта не хватает, чтобы продвигаться по карьерной лестнице или развиваться в творческой сфере).
Также нельзя забывать про факторы, влияющие на формирование личности, и условия, в которых рос и воспитывался ребенок. Если они изначально были плохими, но человеку хватило мотивации, чтобы расти, – он победил внешние факторы. Бывает и обратная ситуация: избалованный в детстве ребенок не хочет развиваться и принимать самостоятельные решения, из-за чего стагнирует или даже деградирует. stakhanovets.ru/dlp
Ситуации, когда командообразование не нужно
Хотя упражнения на командообразование полезны, но применять их также нужно умело. Тимбилдинг не поможет, а только навредит в следующих случаях:
- В фирме много индивидуального труда, и сотрудники редко пересекаются друг с другом. Каждый решает свою задачу. В таком случае из волков-одиночек стаю не сделать.
- Работа сопряжена с постоянной усталостью. Это относится к таким профессиям как: кадровики, журналисты, врачи или руководители. Как результат: задача может решаться не так эффективно, как того хотело бы начальство. Но проводить тренинги на командообразование с вымотанными людьми – плохая затея, им бы отдохнуть, а не квесты решать.
- Сотрудники совсем не заинтересованы в процветании фирмы. Начав рабочий день, они уже ждут его окончания, все задачи выполняют из-под палки, а результаты оставляют желать лучшего. Только лишь тимбилдинг здесь не поможет.
- В фирме постоянно меняется состав работников. Это говорит о высокой текучке на предприятии. Командообразование не сможет удержать людей на месте, тут нужно что-то другое.
Таким образом, тимбилдинг не делает так, что человек сразу начинает любить свое дело, но благодаря нему сотрудники узнают друг друга, налаживается коммуникация между ними.
3 вида инструментов командообразования
Управление командообразованием подразумевает плавное увеличение степени вовлеченности сотрудников и раскрытие ценных качеств их личности. Существует 3 вида инструментов тимбилдинга. Их можно использовать как отдельно, так и вместе:
Соревнования и «выживание»
Спортивные мероприятия — очень популярный вариант командообразования. Он помогает эмоционально разгрузиться, выплеснуть накопившийся негатив. Вот примеры таких соревнований:
- Пейнтбол.
- Баскетбольные или футбольные матчи.
- Спартакиады.
- Бег с препятствиями.
- «Олимпийские игры» внутри предприятия.
- Квесты на улице.
- Преодоление препятствий на полосах, предназначенных для военных.
Часто используют соревнования с применением альпинистского снаряжения на высоте не более 20 м. В таком случае развиваются навыки как самостоятельной, так и командной работы. Царящий на спортивных мероприятиях дух здорового соперничества и азарта, позволяет достичь следующих результатов:
- Определить работников-лидеров.
- Развить качества: взаимопомощь, стрессоустойчивость, ответственность.
- Повысить чувство уверенности в каждом работнике.
- Развить навыки успешного решения проблем и трудностей в непривычных условиях.
- Выработать умения, помогающие преодолеть стеснительность, зажатость и страхи.
Совместные занятия спортом улучшают коммуникации внутри группы, стимулируют дальнейший коллективный труд. Для упрощения организации проведения мероприятий есть комплексы или центры, которые занимаются устройством игр для предприятий.
Интеллектуальные мероприятия
Второй по популярности инструмент после спортивных соревнований. Основная задача — повысить скорость мышления, показать уровень эрудированности, сплотить команду. Есть множество интеллектуальных игр для фирм:
- «Что? Где? Когда».
- Квесты.
- «Форт Боярд».
Выбор, чем будут заниматься сотрудники, ограничен только фантазией руководства: искать выход из замкнутого пространства, отвечать на вопросы, играть в «Колонизаторы» или «Мафию» и т. д. В итоге достигается ряд задач:
- Тренируется память подчиненных.
- Устанавливаются приятельские отношения.
- Определяется степень эрудированности и тип мышления каждого члена команды.
- Развивается креативность и быстрота реакции людей.
Преимущество умственных игр перед спортивными: низкая цена заказа проведения. Можно даже не выбираясь из офиса купить мероприятие в event-агентстве. Если же не хочется привлекать посредников, то вот варианты для досуга:
- «Крокодил». Каждый участник беззвучно должно изобразить предмет, явление природы или героя фильма.
- «Узнаем друг друга». Сотрудникам раздаются ручки и небольшие листы бумаги. Задача: написать факт о себе. Затем все листочки складываются шляпу/ящик/корзинку. После начинают доставать их по одному и зачитывать. Необходимо угадать, к какому человеку относится факт. Можно указывать также любимые книги, блюда, писателей и иные особенности, которые позволяют получше узнать других.
- «Элиас». Команда делится на 2 группы, каждой вручаются карточки с написанными словами. Выбираются ведущие. Они должны при помощи не однокоренных ответов на вопросы, антонимов или синонимов давать объяснения словам. Засекается время, например, 2 минуты. Победа за той командой, которая угадает больше всего слов в отведенный срок.
Интеллектуальные мероприятия
Бизнесмены с ограниченными денежными ресурсами устраивают шашечные и шахматные турниры, соревнования в настольные игры «Уно», «Испорченный телефон» или «Кто я?» и т. д.
Творческие мероприятия
Они позволяют сотрудникам отдохнуть и проявить креативность. Что можно организовать:
- Мастер-классы по визажу или кулинарные.
- Занятия лепкой из глины.
- Уроки рисования. Сотрудники пишут картины в определенной тематике.
- Совместная фотосессия в оригинальных костюмах.
- Арт-терапия как способ выявления межличностных конфликтов в команде. Используется песок, карандаши, краски.
- Использование техники декупаж для создания предметов.
В творческих занятиях нет азарта или конкуренции. Они очень сильно сплачивают коллектив. Их проводят либо в своем офисе, либо арендуют помещение и приглашают тренера. Конкретный вид мероприятия зависит от состава команды, нужно учитывать возраст и пол. Вряд ли, например, женщин привлечет занятие по робототехнике, а мужчин — мастер-класс по вязанию.
Стадии и факторы формирования личности
Базовые фазы формирования личности описываются в современных источниках, которые придерживаются устоявшихся взглядов на этапы становления и берут во внимание факторы, влияющие на её развитие. Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:
Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:
- адаптация (период формирования навыков приспособления к социальным условиям);
- индивидуализация (самоидентификация и желание проявления личных особенностей);
- интеграция (форма поддержания социальных стремлений, взаимодействие с обществом), дающая позитивный результат;
- дезинтеграция (форма отвержения либо отверженности социумом, максимальный уход от общения), тормозящая либо останавливающая процесс развития;
- деградация (процесс обратного развития, в ходе которого субъект теряет уже обретённые навыки к деятельности и адекватность мышления).
Также научно выделен ряд факторов становления личности:
- внутренние – темперамент, волевые качества и мотивация;
- внешние – среда обитания субъекта (семейное и педагогическое воздействие и условия жизни);
- социальные – новые навыки и знания;
- биологические – наследственные и врождённые особенности.
Составляющие мировоззрения
Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:
- Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
- Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
- Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек. По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.
Идеология: процесс формирования
Комплекс убеждений и целей не формируется самостоятельно, неосознанно или в процессе передачи опыта поколений. Идеология формируется намеренно специально выбранными группами:
- идеологи;
- политики;
- учёные.
В расчёте системы учитываются следующие моменты:
- идеалы;
- интересы;
- представления граждан.
При окончательном формировании концепции учёные объединяют идеалы (ценности) граждан с продвигаемыми властью политическими теориями.
На фоне убедительных и логических убеждений в состав общей системе ценностей входят ошибочные и заведомо ложные мнения, которые выгодны власть имеющим. Народ обязан следовать общей концепции. В противном случае их признают предателями и отступниками, так как не выйдет признавать часть приемлемых и интересных идей и отрицать невыгодные мнения.
Как происходит личностное формирование в психологии
Формирование личности в психологии обусловлено не только возрастом, но и уровнем индивидуальной осознанности человека. То, как люди переживают опыт, который они получили, способствует их развитию и определяют его степень.
Личность формируется под воздействием ряда факторов:
- Уровень образования.
- Стремление человека к чему-то новому.
- Желание соответствовать окружающим людям или общепринятым нормам.
- Принципы и моральные установки.
Все указанные причины стимулируют желание человека двигаться вперед. В зависимости от характера и типа личности люди проходят путь становления с разной скоростью.
Этапы становления личности
Психологи считают, что процесс формирования личности происходит в несколько этапов:
Первобытный. Низший уровень формирования личности характеризуется тем, что индивид следует инстинктам, стремится к удовлетворению базовых потребностей. Социальная оценка и общепринятые нормы не имеют значения для человека на этом этапе формирования его личности. Чаще всего те, кто остановился в своем развитии на этом уровне, становятся преступниками и нередко причиняют боль близким.
Обыватель. На этом этапе формирования личности человеком легко управлять. Источник информации и ее достоверность не имеют значения, поскольку индивид не анализирует то, что поглощает. Основная цель, которая ставится на этом этапе, – удовлетворение потребности в получении удовольствий.
Начальник. Базовые потребности отходят на второй план, индивид учится контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами
Ему важно видеть порядок в ходе событий, он становится требовательнее к людям и себе.
Блаженный
Человек не концентрирует внимание только на себе, он начинает помогать другим и заботится о них. Главным достижением на этом уровне развития можно считать принятие и осознание ответственности, которая лежит на индивидууме в виду работы, учебы, семьи.
Мудрец
Этот этап носит созидательный характер
Индивид учится извлекать правильные уроки из жизненного опыта, анализирует причинно-следственные связи. В это время человек обретает уверенность в себе и приходит к гармонизации внутреннего состояния с окружающим миром.
Просветленный. Индивид осознает, что жить нужно «здесь и сейчас», потому что изменить прошлое и предсказать будущее невозможно. На этом этапе приходит спокойствие и умиротворение, стойкость к невзгодам и неприятностям.
В первые три периода происходит формирование личности, которое направлено на его совершенствование в социальном плане; три последних – на духовное развитие.
Человек может остановиться в развитии на одном из указанных уровней, если по какой-то причине он не хочет или не может развиваться и прогрессировать.
Механизмы и методы развития сознания
Развитие и формирование сознания – интересный процесс с точки зрения психологии. Оно развивается с детского возраста, его темп зависит от личных качеств и характеристик человека.
Сознание многие специалисты рассматривают как мысли и чувства, которые находят интерпретацию в словах, действиях, творчестве. Вторая распространенная точка зрения заключается в том, что это понятие объясняет то, насколько быстро мозг реагирует на какой-либо раздражитель.
В детстве сознание развивают при помощи обучающих игр и регулярных занятий. В подростковом и взрослом возрасте, чтобы научиться мыслить и правильно оценивать вещи, нужно использовать другие методы формирования сознания личности. Рекомендуется читать книги, смотреть фильмы, взаимодействовать с обществом. Узнавая о разных точках зрения об одном предмете, развивается способность к критическому мышлению. Таким образом у личности формируется понимание «правильного» и «неправильного», моральные принципы, устои.
Идеология: структура
Любой вид системы общих ценностей и мнений рассматривается в формате трёхуровневой модели:
- Установка мировоззрения — это начальный уровень зарождения идеологии. Первые шаги власть осуществляет, составляя список теорий. На этом этапе формируют основу, а именно общие правила, нормы поведения и морали, принципы видения мира и нравственные ориентиры.
- Социально-политическая философия — это второй шаг изучает составляющие части власти, а именно её истинную сущность (справедливость, права, виды собственности). На данном этапе формируют политические, экономические и социальные принципы.
- Практические действия — это составление и осуществление планов. На окончательном этапе правительство следует программе действий, чтобы выполнить заранее объявленные цели или сохранить старый порядок.