Рефлекс цели

Возможные причины возникновения ПР

К этиологическим факторам возникновения патологических рефлексов принято относить экзогенные и эндогенные причины, провоцирующие развитие определенного заболевания.

Экзогенные причины:

  • к ним относят стандартные нейротропные;
  • неспецифические (могут поражать, как центральную нервную систему, так и другие внутренние органы);
  • болезнетворные вирусы;
  • негативно воздействующие на организм микроорганизмы;
  • токсины растительного происхождения;
  • токсины микробного происхождения;
  • химические средства;
  • совестное влияние;
  • рефлексы условные.

Эндогенные причины подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить ишемию, получение различных травм головы и спины, отек ткани мозга, генетическая предрасположенность.

К вторичным относят такие, которые существуют в самой нервной системе под влиянием первичных и в следствие становятся главной причиной развития патологических процессов в организме:

  • нарушение нейронов;
  • определенные изменения в нейромедиаторах;
  • смена нейрона генома;
  • нарушения в межнейронной передаче;
  • изменения в нервной трофике;
  • чрезмерная активность нейронов;
  • патологическая детерминантность;
  • ГПУВ;
  • присутствие антител к ткани мозга.

Функции рефлекса

У людей и животных есть рефлексы, которые помогают защитить их от опасности. Рефлексы — это бессознательные реакции, а это значит, что они являются автоматическими и не требуют, чтобы мозг создавал действие.

Когда мы прикасаемся к острому или горячему предмету, то быстро отдергиваем руку, даже не задумываясь об этом действии. Эта реакция очень быстрого удаления руки является естественной реакцией нашего тела, предназначенной для нашей защиты. Эта быстрая реакция называется рефлекторной бессознательной (без участия мозга) реакцией организма на стимул, и рефлексы возникают без сознательного мышления или планирования, что означает, что мозг в них не участвует. Это сильно отличается от большинства видов поведения, которые люди совершают каждый день, которые все связаны с использованием мозга.

Рефлексы защищают и позволяют передвигаться, не думая о каждом отдельном действии и реакции, которые должно совершить тело

Важно, чтобы рефлексы возникали без необходимости думать о них, потому что есть вещи, которые происходят с телом, и силы, действующие в нем, когда мы двигаемся, на которые нужно реагировать очень быстро. Рефлексы позволяют телу реагировать таким образом, чтобы помочь вам быть в безопасности, стоять прямо и быть активным

Как приучить мозг меняться?

Структурные изменения мозга формируют долговременную память, где и «живут» наши привычки. Но глубинные изменения не проходят в один день, для этого нужно время. Самое распространенное утверждение – что привычка вырабатывается за 21 день. Но все индивидуально. Все зависит от генов, прошлого опыта, натренированности мозга.

У нашего мозга и мышц есть много общего: они поддаются тренировке, устают, лучше работают от одних продуктов, ленятся от других. А еще – атрофируются без новых упражнений (физических или мыслительных), требуют целого комплекса упражнений для «прокачки».

Казалось бы, бери и тренируй. Но не все так просто. Наверное, у каждого человека есть свой личный чулан заброшенных правильных привычек – там пылится намерение учить английский, экономить, вовремя ложиться спать, правильно питаться и делать дела сразу, не откладывая на потом. Везде одна трудность: двигать изменения хочется, но сила трения тормозит любые нововведения.

Есть несколько способов, отменяющих силу трения. Можно выбрать тот, что подходит именно вам.

Патологические реакции безусловных рефлексов

Кроме патологических рефлексов верхних, нижних конечностей и ротовой мускулатуры выделяют так же и патологические реакции безусловных рефлексов:

  1. Рефлексы извращенные. Провоцируют подобные рефлексы образование доминантного очага в области основного центра (например, сгибание руки). При растяжке сухожилий в момент раздражения из-за доминантного очага будет происходить не сгибание, а разгибание конечности. Такая патология может быть спровоцирована интоксикацией столбнячными токсинами, травмированием нервных окончаний и давлением на нервные волокна рубцов.
  2. Контрактуры рефлекторные. Проявляются в той области, где произошел застой доминантного очага. Нервные импульсы, которые будут передаваться по суставам из области травмирования, вначале будут создавать, а позже усиливать данный очаг в самом спинном мозге. В результате такого процесса происходит сильное сгибание поврежденной конечности, которое при длительном протекании вызывает сильные боли и дискомфорт.
  3. Паралич рефлекторный. Проявляются вследствие замедления мотонейронов импульсов более чувствительных нейронов. Примером может послужить образование рубцов в районе чувствительных нервных окончаний. При сильном надавливании и ущемлении нерва и может развиться паралич конечностей и тела.
  4. Рефлексы, проявляющие неспецифической рефлекторной проекцией. Одним из ярких примеров данного типа рефлекса может послужить симптом Бабинского. Он заключается в сгибании пальцев на ноге при воздействии раздражителя на область от конца пятки до начала пальцев.

4.8. Философские взгляды врачей-философов Бернарда де Мандевиля и Жюльена де Ламетри

Бернард де Мандевиль (1670–1733 гг.) по происхождению француз, но жил в Англии и помимо врачебной деятельности занимался литературой и экономикой. Как писатель он принадлежал к демократическому направлению, интересуясь проблемами этического характера. В историю философии Мандевиль вошел благодаря своей басне-сатире «Топчущий улей, или Плуты становятся добродетельными» (1705 г.), где затрагивается ряд философских проблем. Мандевиль считал, что для каждого общественного строя характерна своя мораль. Для капиталистического общества характерен эгоизм, являющийся пружиной личного и общественного совершенствования. По его мнению, богатство и бедность – это закономерные социальные явления для капиталистического общества, изменить которые невозможно.

Мандевиль считал, что мир сотворен Богом, но развивался под действием своих собственных законов. Мандевиль утверждал, что голод, нужда, инстинкт продолжения рода пробудили стремление к сытости и отдыху, страх перед тяжким трудом развил леность, жадность, эгоизм, стремление к власти. Основу личности человека и жизни общества составляет не доброе начало, а злое. Счастье достигается не осуществлением нравственных идеалов, а их попранием.

Мандевиль полагал, что человеку свойственны корысть, упрямство, хитрость и другие пороки. Он пишет: «То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами – является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения, здесь мы должны искать источник всех искусств и наук, и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не исчезнуть совсем». По его мнению, доброта, красота и некоторые другие положительные качества людей являются лишь фикциями. Человеческие пороки вечны и не зависят от принадлежности человека к тому или другому обществу.

Как врач Мандевиль специализировался по нервным и психическим заболеваниям.

Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751 гг.) – врач по профессии и выдающийся французский философ-материалист.

Увековечила имя Ламетри его книга «Человек – машина», в которой он провозгласил принцип изучения жизненных процессов на основе опытов, призывая ученых к изучению физиологии на материалистической основе. Вместе с тем он доказывал, что люди являются «искусно настроенными организмами». Он призывал изучать человека с учетом механики тела. В его понятии, человек – это «чувствующая» машина. Ламетри дал несколько определений человеку, но все они были связаны с понятием машины: «Люди – это перпендикулярно ползающие машины», «Люди – просвещенные машины».

В формировании человека от рождения имеет значение его прирожденная конституция, на современном языке – это генетические данные, унаследованные от родителей, считал Ламетри. Он придавал большое значение органам чувств как достоверным источникам знаний, преувеличивая их значимость и отрывая последние от абстрактного мышления.

Мыслительная деятельность, по Ламетри, заключалась в сравнении и комбинировании представлений, полученных в результате ощущений и сохраненных в памяти. Всякое суждение возможно при сравнении между собой двух представлений. Сравнение возможно, если есть память, если ее нет, то не может быть и суждения. Ламетри придавал большое значение в процессе познания и развития интеллекта языку, в котором он видел систему знаков, изобретенных людьми.

В области этики он стоял на позициях гедонизма, т.е. добром считал все то, что приносит наслаждение человеку и избавляет от страданий, а злом все то, что ведет к страданиям.

Ламетри механически истолковывал причины поведения людей в различных условиях изменения их характера, объясняя происходящие изменения биологическими причинами. Он считал, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических заболеваний. Ламетри полагал, что с помощью просвещения можно исправить нравы народа, и тогда предрассудки искоренятся сами собой, а всеобщее благополучие наступит в результате распространения передовых идей.

Свободу частной собственности и торговли он отождествлял с личной свободой граждан. По вопросу государственного устройства стоял на позициях просвещенного абсолютизма.

Центры образования безусловных рефлексов

Классификация безусловных рефлексов

В основе классификации безусловных рефлексов лежат специфическое действие раздражителя и биологический смысл ответной реакции, которая появляется в процессе его действия.

Существуют следующие виды рефлексов:

  • пищевой. Он возникает как ответная реакция на раздражение пищевых рецепторов языка. Со временем раздражение затрагивает разветвленные нервные сети пищевого центра в центральной нервной системе;
  • оборонительный. Также его называют защитным. Он проявляется по-разному — все зависит от ведущего органа;
  • половой. В этом случае адекватным раздражителем выступает особь противоположного пола. Сам рефлекс проявляется в форме полового поведения;
  • исследовательский или ориентировочный. Он проявляется следующим образом: голова быстро движется на какой-либо внешний раздражитель;
  • внутренних органов. Он возникает, когда раздражаются мышцы, сухожилия и т. п.

Связь между условными рефлексами и безусловными раздражителями

Для безусловных рефлексов характерен один общий момент: они являются основой для условных рефлексов. Сила безусловного раздражителя определяет скорость выработки любого условного рефлекса.

Замечание 2

Специфика условных рефлексов заключается в том, что формируемый ответ точно соответствует характеру безусловного раздражителя.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

К примеру, когда вкусовые рецепторы языка раздражаются от конкретной пищи, качество отделяемого секрета в результате реакции слюнных желез соответствует химическим и физическим свойствам пищи, которая употреблялась.

Формирование рефлекторных дуг условных рефлексов происходит на этапе эмбрионального развития особи, в редких случаях процесс переходит в постнатальный период.

Пример 1

Формирование у человека врожденного полового рефлекса заканчивается, когда человек достигает определенной половой зрелости — к подростковому возрасту.

Особенность безусловных рефлексов — нахождение нервных центров на уровне спинного мозга или ствола головного мозга (они не доходят до коры больших полушарий). Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в коре больших полушарий.

Центр безусловного рефлекса представляет собой скопление нервных клеток, которые расположены в стволе головного мозга или в спинном мозге. Центр условных рефлексов расположен в коре полушарий, где складывается система условно-рефлекторных связей (центр условных рефлексов напрямую связан с центром безусловных рефлексов).

У животных и людей безусловные рефлексы запрограммированы на генетическом уровне и сохраняются относительно постоянно на протяжении всей их жизни. Раздражитель, который становится причиной возникновения безусловного рефлекса, всегда ему адекватен.

Механизм образования условного рефлекса

Механизм образования условного рефлекса помогает понять систему образования безусловных рефлексов.

Вот конкретный пример:

Когда человек видит лимон, то у него возникает усиленное слюноотделение — это условно-рефлекторная реакция

В отличие от безусловной рефлекторной связи, здесь важно формирование новой рефлекторной дуги (она при рождении не дается).
Данный рефлекс характеризуется натуральным характером, однако его центры находятся в коре головного мозга (в отличие от безусловных).
При виде лимона в зрительных рецепторах возникает возбуждение, которое попадает в зрительный отдел коры больших полушарий (затылочная часть) по центростремительным волокнам. Там он вызывает возбуждение корковых нейронов, в результате чего появляется очаг возбуждения.
В случае безусловных рефлексов импульсы могут не достигать коры головного мозга: интеграция осуществляется на уровне ствола головного мозга.
В случае, если человек попробует лимон после того, как увидит его, то устойчивые центры возбуждения возникнут уже в подкорковых областях головного мозга.

Как видим, центром безусловных рефлексов является спинной мозг или ствол мозга. Поскольку эти рефлексы врожденные, то закрепление импульса в коре головного мозга не требуется.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Цели исследования

Павлов проводил исследования с целью изучения поведенческих реакций, возможностей организма и степени влияния на рефлексы различных факторов. 

В ходе работ он доказал, что условный рефлекс формируется в результате систематического и частого наложения случайного сигнала на безусловный рефлекс, и является индивидуальным для каждой особи. 

Объектом первоначального исследования ученого стало изучение функции органов желудочно-кишечного тракта (эксперимент проводился на собаках), и эта работа принесла И.П.Павлову Нобелевскую премию, потому что помимо узкоспециализированных задач, работа Павлова показала широкие аспекты возможностей организма животного и человека.

История исследования рефлексов.

Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.

Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.

Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:

Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне.
Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.

Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.

Безусловные навыки

Безусловными называют рефлексы, которые обеспечивают целостность гомеостаза во внутренней среде и в организме, а также размножение. Врождённая рефлекторная деятельность развивается в мозжечке и спинномозговых отделах, а вот её контроль осуществляется корой мозга головы. Сохраняется она в течение всей жизни.

Закладываются подобные рефлекторные дуги в утробе матери. Есть реакции, которые после определённого возраста исчезают. Примерами таких являются поисковой, хватательный и сосательный у новорождённых. А вот половой рефлекс проявляется в определённом возрасте.

Признаки у безусловного навыка следующие:

  • Они возникают вне зависимости от воли и от сознания индивида.
  • Видовые. Такие проявляются у любого представителя. К ним относятся: слюноотделение, кашель и прочие им подобные.
  • Специфичность. Рефлексы возникают при влиянии на рецептор. К таким относятся реакции зрачка на яркий световой луч, выделение ферментов и слизистого фермента при поступлении в ротовую полость пищи.
  • Гибкость. Различная еда приводит к выделению разнообразного слюнного состава и определённому его количеству.

Необходимы безусловные рефлексы для реализации потребностей живого организма. Они являются постоянными, но некоторые из них могут угаснуть из-за наличия вредных привычек либо из-за заболеваний. Таким примером является радужная оболочка глаза. Когда на ней возникают рубцы, то реакция на яркое воздействие света зрачком полностью либо частично пропадает.

Безусловные рефлексы имеют собственную классификацию:

  1. Простые (быстрое убирание руки от раздражающего фактора).
  2. Сложные.
  3. Сложнейшие (поведение инстинктивное).

Помимо общей классификации, учёный Павлов тоже поделил рефлексы на некоторые категории. Основными из них являются:

  • Гомеостатические. Это самостоятельное регулирование сокращений сердца, дыхательной частоты и тонуса сосудов, давления.
  • Статокинетические. Благодаря им осуществляется перемещение тела, держится равновесие и обеспечивается прямое хождение.
  • Половые. К ним относится сохранение своего рода и репродукция. Также в эту разновидность включены кормление и последующая забота о потомстве.
  • Ориентировочные наблюдаются в той ситуации, когда внезапно в организме или же в природе что-либо меняется (повороты глазами и головой на раздражители светового происхождения, а также туловищем — на звуковые).
  • Защитные. В ответ на фактор раздражения происходит сокращение мышц. К ним относятся: слезотечение, а также кашель и чихание. Отдёргивание конечности от лезвия ножа либо же от горячего утюга тоже относится к этому пункту.
  • Пищевые: глотание и жевание, сосание, выделение секреции соляной кислоты и моторика желудочно-кишечного тракта.

Учёный биологии Симонов тоже произвёл свою классификацию врождённых рефлексов. Он выделил такие разновидности:

  1. Необходимость саморазвития. Сюда включается стремление к открытию нового и к саморазвитию.
  2. Ролевые образуются при непосредственном контактировании с иными особями (родительский инстинкт и родовое продолжение).
  3. Витальные зависят от отдельного индивида. Они необходимы для поддержания жизни. Сюда включены: экономия сил, употребление пищи и сон.

https://youtube.com/watch?v=MlgxbZbK28I

Имеется таблица, основой которой являются отличия между условными и безусловными рефлексами.

Условные Безусловные
Приобретаются Врождённые
Индивидуальные для отдельных особей Имеются у каждого представителя вида
Возникают при изменениях окружающей среды Относительно постоянные
Производятся головным мозгом Продолговатым и спинным
Вырабатываются, основываясь на врождённых Закладываются внутриутробно
Проявляется под воздействием различных стимулов Образуется из-за раздражающего фактора, который действует на рецепторные зоны
   

Рефлекс и рефлексия – в чем разница?

Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.

Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:

Рефлекс Рефлексия
Это любая реакция организма на раздражение Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая) Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики
Это непроизвольная реакция Это осознанное размышление, самоанализ
Характерен для любого существа, наделенного нервной системой Является характеристикой человека

Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: