Специализация по групповой психотерапии «группа как инструмент психологической помощи»

Методы, техники, приёмы

В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.

Групповая дискуссия

Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:

  • интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
  • биографической — знакомство с историей каждого участника;
  • тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.

Психодрама

Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:

  1. Разогрев — распределение ролей.
  2. Психодраматическое действие.
  3. Обсуждение.

Психогимнастика

Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.

Проективный рисунок

Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.

Музыкотерапия

На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.

В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.

Важные аспекты

Из положительных аспектов групповой психотерапии нужно упомянуть:

  • возможность ощутить одобрение со стороны обычных людей;
  • обучение борьбе со сложностями на примере опыта окружающих;
  • возможность понять себя, проанализировав взаимодействие с иными персонами.

При этом человек, обратившись к возможностям психотерапии в группе, словно бы получает «убежище»: одновременно у него есть возможность взаимодействовать с представителями социума, но для этого создаются безопасные условия, в которых можно не переживать по поводу непринятия, неодобрения.

Особенности человеческой психики таковы, что причину сложностей гораздо проще понять, если понаблюдать со стороны за тем, кто борется с такими же проблемами. А вот при попытке проанализировать себя человек сталкивается со сложностями: крайне проблематично адекватно оценить обстановку и осознать, в чем «корень зла». Институт групповой и семейной психологии и психотерапии – тот самый раздел медицины, которые дает каждому заинтересованному возможность понять себя, наблюдая за другими. Анализируя поведение столкнувшихся со сходными ситуациями людей, можно сформулировать, как следует изменить свое мышление, поступки. Сотрудничая у психиатра, клиенты обычно открыты, честны, а значит, налаживается мощная обратная связь, каждый может понять, какое впечатление он производит на окружающих, какие особенности его поведения становятся препонами для адаптации к социуму.

Как определить, что у ребенка есть психологические и эмоциональные трудности?

Как правило, ребенок сам может продемонстрировать это, но обычно это происходит на “языке поведения” и для того, чтобы это заметить, родителям приходится учиться быть чувствительными и внимательными к эмоциональному и душевному миру ребенка. Психологический конфликт может характеризоваться следующими проявлениями в поведении ребенка:

  • нарушения сна различного характера;
  • нарушения пищевого поведения различного характера;
  • трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • частые смены настроения, эмоциональная лабильность;
  • невротические проявления (ребенок грызет ногти, крутит волосы, дергает ногами и т.п.);
  • наличие страхов и тревожностей различного характера;
  • навязчивое поведение (ребенок не может отказаться от какого-то действия, ритуала, способа общения);
  • наличие нереалистичных представлений о собственной личности, неадекватная самооценка;
  • агрессия в поведении, в том числе, аутоагрессия (агрессия на себя).

Конечно, все эти проявления встречаются и в нормальном развитии, но ребенок, которому действительно требуется помощь детского психолога, будет демонстрировать эти проявления все чаще и интенсивнее, пока не найдет внутренний способ его решения. Как правило, если трудности ребенка касаются достаточно глубинных слоев психики и длятся более года, самостоятельно решить проблему будет трудно. Детский психолог, в группе или индивидуально, может помочь направить все внутренние ресурсы ребенка на решение данного конкретного личностного конфликта.

Детский психолог индивидуально или психологическая группа?

Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, нужно всегда учитывать следующие факторы:

  1. “Возраст” и “глубина” психологического конфликта. Если эмоциональные трудности ребенка достаточно глубоки и присутствуют длительное время, то стоит обратиться к детскому психологу индивидуально.
  2. Социальная адаптированность ребенка. Если ребенок имеет трудности взаимодействия в группе, ему будет очень полезно поучиться правильно выстраивать это взаимодействие в групповой психологической работе.

Если у Вас есть сомнения, какое направление работы (индивидуальное или групповое) выбрать для своего ребенка, запишитесь на индивидуальную консультацию к Детскому психологу, наши специалисты помогут Вам определиться.

Направления групповой психотерапии

Направления выделяются на основании направленности группы:

На отдельного участника. В этом случае обсуждается проблема отдельных участников

К этому типу психотерапии относится классический гештальт и психодрамма.
На взаимодействия между лицами, причем внимание фокусируется на отношениях между участником и психотерапевтом. Тут действует правило “здесь и сейчас”, то есть обсуждаются чувства и отношения в конкретный момент психотерапии

К этому типу относится транзактный анализ, группы встреч.
Группу в целом. Внимание уделяется коллективным инициативам и групповым действиям. Часто именно это направление используется при необходимости разрешения конфликтов.

Основные понятия

Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.

Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.

Роли — степень влияния участников друг на друга:

  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Ограничения для групповой психотерапии

Но конечно, есть и ограничения, связанные с групповой работой, – вторая сторона медали, так сказать.

1. В групповом формате взаимодействия меньше интимности, чем в диаде. Поэтому самораскрытие может быть более медленным и не таким глубоким, как в личной терапии.

2. Эффект резонанса в группе может не только работать на продвижение вперед и повышение эффективности работы, но и усиливать сопротивление. И тогда, к примеру, он будет поддерживать не выздоравливающую часть зависимого/созависимого, а часть нездоровую, находящуюся в защитах, отрицании заболевания.

3

Каждый участник группы является ее важной частью и влияет на остальных участников и на групповой процесс. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным: «Все пчелы прилетали с медом, и лишь одна, такая маленькая и вредная, с дегтем» (А

Кнышев). И тогда один участник, проявляющий сопротивление, неготовность, саботаж, может «тормозить» работу целой группы. В таком случае с ним должна быть проведена работа, и как прием возможно исключение участника из группы.

4. Прошлый негативный опыт взаимодействия с группой может привести к избеганию группового формата работы и высокому уровню сопротивления.

5

Прямое внимание ведущего и время группы делятся на некоторое количество участников, и тогда каждому из них достается меньше, чем в индивидуальной терапии

6. Когда в одном пространстве собрано несколько человек, то вопрос о сохранении конфиденциальности происходящего стоит острее: выше страх разглашения за пределы группы. Увы, жизнь показывает, что этот страх бывает оправданным. Здесь можно лишь возвращать ответственность участникам. И объяснять: в действительности доверие всегда включает элемент риска, так и есть.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Литература:

  1. Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области психотерапии и общей медицинской практики. // Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. Пермь, 1995. С. 42–51.
  2. Меновщиков В.Ю. Психокоррекционные группы и подготовка профессионалов в области психотерапии и общей медицинской практики // Избранные труды по консультативной психологии. М., 2017. С. 169–176.
  3. Меновщиков В.Ю. Социально-психологические аспекты подготовки среднего медицинского персонала: Автореферат дис. … канд. психол. наук. СПб, 1995.
  4. Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению // Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу. Выпуск 2 / Под ред. В.Ю. Меновщикова, А.Б. Орлова. — М. Институт консультативной психологии и консалтинга, 2015. С. 115–126.
  5. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993.
  6. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии — СПб, 2000.
  8. Grohol J. M. The insider’s guide to mental health resources online (rev. ed.). New York: Guilford Press, 1998.
  9. Corey G. Theory and Practice of Group Counseling. Belmont, 1990.
  10. Rogers C. R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.), Psychology, the study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York: McGraw-Hill, 1959. Pp. 184–225
  11. Rogers C. R. Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row, 1970.
  12. White B. J., Madara E. J. The self-help sourcebook: Your guide to community & online support groups (6th ed.). Denville, NJ: Northwest Covenant Medical Center, 1998.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Цена услуги

ВНИМАНИЕ! Жирным шрифтом обозначены услуги, оказываемые только на пр.Серебрякова, д.4 стр.3

СЕАНСЫ и ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

  • Лечение препаратом Лаеннек, одна процедура7 000
  • Введение пролонга (депо) 5 000
  • Введение рисполепт конста15 000
  • Введение препарата ксеплион (пролонгированного действия)30 000
  • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с психологом, занятие с консультантом по зависимостям3 000
  • Сеанс психотерапии с системным клиническим психологом4 000
  • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с врачом5 000
  • Индивидуальное занятие с психологом, удаленное, по Skype5 000
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1 час5 000
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1,5 час7 000
  • Эмоционально-образная психотерапия 1 час5 000
  • Эмоционально-образная психотерапия 1,5 часа7 000
  • БОС-терапия3 000
  • Нейрокоррекционное занятие5 000
  • Сеанс семейной психотерапии7 000
  • Ко-терапия10 000
  • Ко-терапия семейная12 000
  • Групповая психотерапия2 000
  • Гипноз, эриксоновский гипноз3 000
  • Программа по лечению от табакокурения подбирается индивидуальноот 2 500
  • Терапия зависимости методом Довженко6 000
  • Психофармакотерапия зависимости (кодирование Торпедо, SIT, NIT, BINOSTIN, ЭСПЕРАЛЬ, ПРОЛОНГИ, ЭСВ, МОВ и др.)7 000
  • Психофармакотерапия зависимости («раскодирование»)7 000
  • Психофармакотерапия зависимости методом «двойного блока»10 000
  • Программа «Точка трезвости» (одна процедура на месяц)от 25 000
  • Имплантация Вивитрола25 000
  • Амбулаторная комплексная реабилитационная программаЦены
  • Трудотерапия7 000

Психотерапия — это лечение психики с помощью психики другого человека. Дословно с греческого переводится «душа + лечение». Психотерапевтическую работу традиционно делят на два вида: индивидуальную и групповую.

Развитие теории

Так как групповая психотерапия стала набирать обороты, метод активно совершенствуется, и современные врачи имеют гораздо больше информации, способов влияния на пациентов, нежели доктора второй половины прошлого столетия. Для оптимального эффекта больных делят на группы, в основе классификации которых – конкретные проблемы, расстройства. В настоящее время такой метод лечения показан при определенных нарушениях питания, а также жертвам насильников. Нередко психотерапию в группах проходят лица, борющиеся с онкологическими болезнями. В то же время нет возможности сформулировать точный канон: когда работа в группах применима и обязательна, а когда – недопустима и вредна. Все зависит от конкретных пациентов и особенностей их психического состояния.

Основа групповой психотерапии – проведение работы с несколькими людьми, имеющими сходные жизненные сложности. Редко в группе бывает меньше пяти пациентов, но не практикуется работа более чем с 15 одновременно. Иногда больные находятся под контролем одного врача, но возможно одновременное присутствие нескольких психотерапевтов сразу. Оптимальная частота встреча – один или два раза еженедельно. Результативность можно заметить, если пройти шесть или более сеансов, хотя доктора советуют лечиться не менее года.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Что же лучше? Групповая или индивидуальная терапия?

А для чего? Для глубинной проработки центральных неврозов, например, больше подходит, пожалуй, индивидуальная терапия. Для избавления от проблем в коммуникации — групповая. Для быстрого консультирования и получения ответов на несколько вопросов — индивидуальная. Для исследования себя, личностного роста — пожалуй, групповая.

Часто рекомендуют сочетать эти виды. На групповой терапии в этом случае, обнаруживают области для изучения (во время экспериментов и упражнений), а потом это прорабатывают один на один с психологом.

Еще один фактор, о котором, пожалуй, стоит упомянуть — это стоимость. Индивидуальная терапия как индивидуальный товар — стоит дорого. Групповая терапия стоит обычно дешевле, хотя ее эффективность такая же, и на качество работы терапевта это не влияет.

В познании себя — терапевтическая группа для психотерапевтов/психологов

Групповая терапия – признанный высокоэффективный метод в психотерапевтической работе, являющийся достойной альтернативой личной терапии при наименьших временных и финансовых затратах.

Большинство всех проблем касаются человеческих отношений. И только в общении мы можем научиться разрешать эти проблемы

Участвуя в психотерапевтической группе, вы лучше узнаете себя, научитесь слышать и понимать других людей, что чрезвычайно важно при работе с клиентами. Поймете, как налаживать надежный контакт с разными людьми, что послужит дальнейшему развитию навыка устанавливать прочный терапевтический альянс с клиентами

читать подробнее

Виды, направления

Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода. Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д. Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.

В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):

  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • транзакционный анализ;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • темоцентрированная терапия;
  • арт-терапия;
  • бихевиоризм и др.

В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:

  • Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
  • энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
  • гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
  • тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
  • и др.

В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».

Книга Ирвина Ялома «Стационарная групповая психотерапия»

Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:

  • эффективность;
  • общие принципы;
  • цели;
  • предполагаемый состав и размер групп;
  • стратегии и техники ведения;
  • подход «здесь и сейчас»;
  • проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
  • рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.

На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.

4. Руководство психотерапевтической группой

Главная цель руководителя группы – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Психотерапевтическая сила группы заключается преимущественно во взаимодействии участников группы, поэтому необходимо, чтобы «терапевт группы был эффективным помощником для участников, а не работал за них, чтобы помог им совершенствоваться, а не привязывал к себе узами зависимости» .

Задачи руководителя психотерапевтической группы :

  1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем.
  2. Создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
  3. Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Руководитель группы должен уметь грамотно применять основные методы групповой психотерапии, к которым относятся :

  • Групповая дискуссия;
  • Психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций);
  • Психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие);
  • Проективный рисунок (рисование на определенную тему).

Перечисленные методы групповой психотерапии и свои функции руководитель реализует с помощью следующих средств воздействия :

  • Вербальных – структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий;
  • Невербальных – мимика, жестикуляция, интонация.

Следует еще раз подчеркнуть, что воздействие руководителя на участников психотерапевтической группы подразумевает не столько активность самого руководителя, сколько стимуляцию членов группы к определенным видам активности, согласующимся с целями группы.

Различают следующие стили руководства малыми, и в том числе психотерапевтическими, группами :

  1. Авторитарный – руководитель единолично определяет и направляет поведение группы;
  2. Попустительский – руководитель предоставляет членам группы самостоятельно направлять и определять свое поведение;
  3. Демократический – руководитель формирует поведение группы через групповую дискуссию.

Наиболее эффективным стилем руководства психотерапевтической группой является демократический

Однако данное правило не является универсальным: в процессе руководства психотерапевтической группой более важно проявлять гибкость и уметь применять различные стили руководства в зависимости от требований ситуации. Так, например, на начальных этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и напряжение, а также в тех случаях, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс или динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит, наиболее уместен авторитарный стиль руководства группой

В тех случаях, когда группа ведет себя активно и эффективно, от руководителя требуется минимальное вмешательство в процесс деятельности группы (попустительский стиль руководства) .

Кроме того, руководителю необходимо гибко применять соответствующие ситуации основные роли (функции) руководителя группы :

  • Роль эксперта – функция разъяснения, комментирования процессов, происходящих в группе: «Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни» .
  • Роль катализатора – функция побуждения членов группы к определенным действиям, к тому, чтобы помочь участникам группы увидеть и понять, что происходит в группе.
  • Роль аранжировщика – функция предотвращения неприемлемого поведения участников группы, защиты отдельных членов группы от необоснованных нападок со стороны других участников, поддержки членов группы, проявляющих растерянность и т.п.
  • Роль образцового участника – функция предоставления участникам группы примера эффективного поведения для последующего подражания.

Таким образом, руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости. 

Заключение

Проведенный в данной работе анализ различных аспектов процесса руководства психотерапевтической группой позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Групповая психотерапия – это особая форма организации психотерапевтического воздействия, основанная на взаимодействии участников в специально создаваемых группах. Являясь моделью микросоциума, психотерапевтическая группа воссоздает условия, близкие к реальной действительности, и в связи с этим обладает повышенной эффективностью с точки зрения осознания участниками группы собственных социально-психологических проблем и нахождения конструктивных решений.
  2. Содержание и специфика деятельности руководителя психотерапевтической группы предъявляют высокие требования как к профессиональным, так и личностным качествам руководителя группы.
  3. Руководство психотерапевтической группой подразумевает длительный и трудоемкий предварительный этап, на котором осуществляется организация деятельности группы. Качественное решение задач подготовительного этапа является необходимым условием достижения максимальной эффективности групповой психотерапии.
  4. Непосредственно руководство психотерапевтической группой – это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя группы умения эффективно решать одновременно множество задач, умения чутко реагировать на все возможные ситуации, высокого уровня профессионального мастерства и гибкости.

Таким образом, групповая психотерапия является высокоэффективным психотерапевтическим методом, однако для успешного осуществления руководства психотерапевтической группой необходимо обладать чрезвычайно высоким уровнем профессионализма. 

Общие выводы

  • Мотивами участия у 72,7% членов интернет-группы были личные проблемы и проблемы межличностного взаимодействия (т.е. группу можно считать психотерапевтической, а не группой встреч в ее классическом понимании).
  • Еще 27,3% членов группы двигало к участию любопытство, интерес к форме проведения.
  • Большинство из тех, кто просто интересовался работой группы, отсеялись на первом этапе (после 2–3 встреч).
  • У 87,5% оставшихся участников произошли те или иные значимые изменения личного или межличностного позитивного плана.
  • Другие участники (12,5%) посчитали группу не подходящей для решения их проблем и ее покинули.
  • Большинство участников считает интернет-группу полезной и готово рекомендовать ее другим людям.
  • Более половины членов группы не приняли бы участие в такой же группе очно в силу разных обстоятельств (нехватка времени, проживание в другом городе, инвалидность).

Таким образом, долгосрочная (годичная) клиент-центрированная психотерапия в интернет-группе оказалась эффективной для большинства участников. При этом более половины людей не приняли бы участие в такой же очной группе по различным фактическим обстоятельствам, что делает психологическую работу такого рода, по нашему мнению, не только вариантом выбора, но и практически единственной возможностью получения групповой психотерапии для отдельных нуждающихся в ней клиентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: