Объектные отношения
Под этим понятием исследователи подразумевают процедуры, делающие акцент на проблемах межличностных отношений, особенно если сами они устают от взаимодействия клиент-терапевт. Терапевты, ориентированные на психодинамический интерперсональный подход, делают упор на различные периоды жизненного цикла: они могут сосредоточиваться на отдаленных событиях прошлого или на текущих («здесь и сейчас») межличностных ситуациях (включая и саму терапию), или сохранять некоторое равновесие между ними. Таким образом, сохраняется основная цель классического анализа – понимание настоящего с точки зрения прошлого.
Примечания
- ↑ 12 [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/Клиническая%20психология/Психосинтез/ Психосинтез](недоступная ссылка) // Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
- ↑ 123Л.А. Карпенко. [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/История%20психологии/Ассаджиоли/ Ассаджиоли](недоступная ссылка) // История психологии в лицах: персоналии. — 2005.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/307/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%97 Психосинтез] // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
Анализ переноса
Часто люди бессознательно переносят на терапевта те установки и чувства, которые они ранее испытывали в отношениях с родителями или другими близкими людьми. Таким образом, клиент может реагировать на аналитика так, как на некую фигуру из своего прошлого, и испытывать те же самые любовь, враждебность или отторжение, которые он чувствовал много лет назад. Помогая понять и признать отношения переноса, терапевт может добиться того, что клиент поймет суть собственных реакций на окружающих.
Существуют и другие краткие психодинамические методы. В целом они не менее эффективны, чем полный психоанализ.
«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»
В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.
Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.
- Вызывание ощущения тяжести.
- Вызывание ощущение тепла.
- Регуляция ритма сердечной деятельности.
- Регуляция дыхания.
- Влияние на органы брюшной полости.
- Влияние на сосуды головы.
Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течение одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: «Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.
Интерперсональная терапия
Основная идея заключается в том, что в процессе текущих взаимосвязей мы все и всегда бессознательно используем схемы, приобретенные нами в процессе наших самых ранних отношений, например с родителями. Если эти первые контакты были проблемными, например, в них присутствовали отторжение или дурное обращение, то «интроецированные» характеристики партнеров по ранним отношениям могут так или иначе искажать способность точно и объективно перерабатывать информацию, содержащуюся в наших межличностных транзакциях в настоящее время. Таким образом, человек, с которым в прошлом жестоко обращались или отвергали, может действовать, исходя из имплицитного (бессознательного) предположения о том, что мир в целом обращается с ним дурно и отвергает его.
Когнитивная психотерапия
Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:
- Воображение.
- Борьба с негативными мыслями.
- Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
- Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.
Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.
Психосинтез: используемые техники — психология. Принципы и техники психосинтеза
В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?
Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.
Психокинез — это
Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.
Прибегнув к помощи психосинтеза, каждая личность сможет понять, что имеет способность управлять своими психическими процессами.
Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.
Знакомство с идеями и работами ученого
В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна.
И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез.
Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».
Помимо этого, проведя собственный анализ воли, опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли».
Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.
Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.
Эрик Берн: биография
Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:
- Постижение внутреннего «Я».
- Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
- Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.
Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.
По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:
Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:
1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).
4 — сознательное.
5 — поле сознательного «Я».
6 — поле высшего «Я».
7 — коллективное бессознательное.
Библиотерапия
Важный показатель оценки эффективности библиотерапии – интерес пациента к чтению. В случае его снижения можно судить об ухудшении состояния здоровья.
Существуют разные типологии эффектов и функций терапевтического метода:
- Информационные функции. Чтение дает информацию, повышает уровень знаний при одновременном снижении страха перед неизвестным. Эта функция присуща научной литературе.
- Образовательная функция. Чтение приносит взгляды и мнения, повышающие образование.
- «Зеркальная» функция». Читатель сравнивает взгляды автора со своими взглядами, на основании этого сравнения изменяя свое собственное мнение.
- Идентификационные функции. Читатель находит пример или идентифицирует себя с персонажем.
- Очищающая функция. При чтении книги может произойти психологическое очищение (катарсис). Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы произведение могло выполнять такое очищение, а читатель был готов испытать катарсис во время чтения.
- Эстетическая функция. Книга действует на читателя эстетически.
- Релаксационная функция. Обеспечение расслабления, релаксации.
Цели психотерапии в психосинтезе
Предыдущая статья, посвященная теории личности Ассаджиоли, была закончена обсуждением целей психотерапии, которые естественным образом вытекали из представлений автора теории о структуре человеческой психики.
Главную цель (программу максимум) можно было бы сформулировать, как реализацию индивидом своего высшего «Я» и последующую радикальную трансформацию структуры личности по отношению к этому центру.
По мнению Ассаджиоли, только такой вариант мог исчерпывающим образом гарантировать психическое здоровье личности, а именно, ее внутреннюю непротиворечивость (целостность), что означало способность человека жить в гармонии с собой и окружающим миром. Говоря иначе, такая трансформация давала индивиду высокое качество жизни, как и возможность обеспечивать движение к той же цели других людей. Именно это и означало жить в с миром в гармонии.
Здесь возникает закономерный вопрос, если даже традиционные формы психотерапии, не ставящие таких амбициозных задач доставляют клиенту немало трудностей, то можно ли рассчитывать на то, что метод предполагающий радикальную перестройку личности сработает? Даже если можно было бы допустить, что психосинтез достаточно хороший метод для тех немногих, кто готов пуститься во все тяжкие ради достижения пусть и светлой, но такой далекой и туманной цели, то будет ли он пригоден для сколь-нибудь заметно большей аудитории? Можно ли в контексте такого метода говорить о какой то его универсальности, или же он обречен был стать методом только «для избранных»?
Вот что о психосинтезе говорил сам Ассаджиоли — «Это великое и, разумеется, долгое и трудное дело, и не каждый готов к нему».
Понятно, что любая психологическая работа трудна по определению. Причина в том, что фактически любой метод, если он предполагает действительно работу, а не ее имитацию, связан с необходимостью перемен в личности. И перемены эти пропорциональны масштабу решаемой психологической задачи.
Поэтому, понимая все невероятные трудности реализации задаваемого психосинтезом результата, даже в случае очень целеустремленной и талантливой личности, Ассаджиоли всегда говорил о, том, что это работа сколь сложна, столь же и постепенна. И психосинтез, был задуман им, как дело (ни много, ни мало) всей жизни человека, и именно поэтому он был разбит на принципиально различные по уровню и своим задачам стадии, которые, тем не менее, сливались в единую и гармоничную систему.
Психосинтез — это сложный и поступенчатый процесс.
Суть метода[править]
Психосинтез — метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли.
Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввёл целый ряд новых понятий и разработал четкую практику терапевтических упражнений. В настоящее время психосинтез широко применяется в психотерапии для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, неврозов и других личностных проблем.
Структура личности по Ассаджиоли:
- Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» «Оно»: наиболее простые животные инстинкты, сильные энергетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.
- Среднее бессознательное (предсознание) — здесь бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.
- Высшее бессознательное (супербессознательное) влияет на сознательное «Я» сверху: врожденные (а не навязанные «Сверх-Я») ценности — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.
- Поле сознания — осознаваемая, анализируемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.
- Сознательное Я/Эго — в центре сознания. Это рефлексивное, целостное Я, «видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.
- Высшее Я — истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.
- Коллективное бессознательное (по Юнгу) — в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества). Решающее условие обретения психического здоровья — постижение своего высшего, истинного Я. На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окружающим миром. Это и есть сущность практики психосинтеза.
Анализ сновидений
Считается, что во время сна защитное подавление ослабевает и запрещенные чувства и желания могут найти выход в сновидениях. Тем не менее некоторые мотивы настолько неприемлемы для индивида, что даже во сне они проявляются не в открытой, а в завуалированной, или символической, форме. Таким образом, сновидение обладает содержанием двух видов: 1) проявленным содержанием,представляющим собой сновидение в том виде, в каком его видит спящий, и 2)латентным содержанием, состоящим из действительных мотивов, которые ищут выхода, но настолько болезненны и неприемлемы для индивида, что проявляются в замаскированной форме. Задача терапевта как раз и состоит в том, чтобы раскрыть эти замаскированные значения, исследуя образы, возникающие в проявленном содержании сновидения клиента и его подсознательных ассоциациях, связанных с этими образами.
1.doc
3
^ ПСИХОСИНТЕЗ Р. АССАДЖИОЛИ аналитическую, синтетическую.ЯЯ^ Низшее бессознательноеОноОно^ Среднее бессознательное (предсознание)^ Высшее бессознательное (супербессознательное)ЯЯЯСверх-Я ЯЯ^ Поле сознания^ Сознательное Я (или собственно Эго)ЯЯЯВысшее ЯЯЯ^ Коллективное бессознательноеЯЯЯсобственно психосинтезобъединяющего центраЯ^ Глубинное постижение личностинизшего бессознательногоОнофантазии, мыслеобразов, темных силнизшего бессознательногоистинное призвание^ Выявление основных элементов личности и контроль над нимиРазотождествлениеразотождествленииэлементами^ Работа с субличностямидезидентификацииразотождествленияистинное (высшееЯобъединяющим центромЯЯобъединяющего центраИстинноеЯЯЯЯЯ внешним объединяющим центром,Я имаготерапиейimageперевоплощения во внутренний мир героя через подражание его внешнему образу и манерам поведенияЯ^ Выбор идеальной модели своего желаемого Я (НеЯ интровертов экстравертов амбавертами,Я^ Конструктивное использование всех энергетических ресурсовЯ трансмутировать идеальной модели^ Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личностиидеального ЯЯВнутреннийсамовнушениеЯВнешнийдейственное формирование и совершенствование^ Гармонизация структуры личностиПРАКТИКУМ^ Рабочая тетрадьрациональная терапияинформационной теорииэмоций В.П.Симоноварациональной психотерапиисистематической десенсибилизации^ Ваши возможностиКто я?Разотождествление«У меня есть тело, но я не тело.Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».«У меня есть тело, но я -не тело».«У меня есть чувства, но я — не чувства.Я имею разные сильные чувства, они меняются от радостных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.Чувства приходят и уходят, а мое Я — остается».«У меня есть чувства, но я-не чувства».«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».«У меня есть тело, но я -не тело.У меня есть чувства, но я -не чувства.У меня есть интеллект, но я — не интеллект».«Я хозяин, а не раб своего тела.Я хозяин, а не раб своих чувств.Я хозяин, а не раб своего интеллекта».СубличностиВ этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.^ Восхождение. В садурабочая тетрадьЯ не роль«То, что мне сейчас во мне не нравится,не является моей неизменной сущностью.Это лишь одна из ролей,которую я могу сыграть по-другомуили отказаться играть вообще.Я хозяин своих ролей, а не раб их».^ Отождествление с центром Я^ Формирование идеальной личностичистого Яидеального Яидеального ЯЯимаготерапияЯЯСинтез
3
Поиск по сайту:
Психотерапевт, психиатр, психолог – есть ли разница между ними
Давайте подробнее разберемся в этих понятиях, чтобы не путать специалистов и понятия психотерапии, психиатрии и психологи.
Психиатр – специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой и лечением пациентов с тяжелыми патологиями психики. Этот доктор, во-первых, имеет право работать с психологическими последствиями, вызванными органическими поражениями головного мозга, во-вторых, с тяжёлыми патологиями и психическими расстройствами, например, шизофренией, эпилепсией, психозами. Психиатр основывает методику назначаемого лечения, в основном, на медикаментозном воздействии, однако, в том числе, применяет и психотерапевтические приёмы.
Психотерапевт также имеет медицинское образование, однако, помимо устного воздействия на человека, он в праве назначать и медикаментозное лечение. Но необходимо повторить, что все люди, которые проходят лечение у психотерапевта не имеют тяжелой патологи психики. И чаще имеющиеся расстройства носят функциональный характер.
Психолог – специалист, который не является врачом, он не имеет права назначать медикаментозную терапию, поэтому воздействует только беседой и другими техниками (гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т.д.) на психику человека. Психолог корректирует поведение человека в той или иной стрессовой ситуации. Такой специалист имеет различную квалификацию и специализацию. Поэтому он работает с разными возрастными группами, оказывает психологическую помощь в различных сферах человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др. Психолог получает гуманитарное образование в области психологии и не знаком с основами медицинской диагностики, поэтому не может определить этиологию и тяжесть того или иного расстройства психики.
Таким образом, психиатр может быть и психотерапевтом, и психологом. Психотерапия, как область медицины и науки, появилась на стыке психологии и психиатрии. Психолог не может выполнять функциональные обязанности психотерапевта или психиатра, так как является учёным, теоретиком, но не врачом.
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия
Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.
- Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
- Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
- На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.
Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.