Психосинтез: используемые техники — психология. Принципы и техники психосинтеза
В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?
Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.
Психокинез — это
Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.
Прибегнув к помощи психосинтеза, каждая личность сможет понять, что имеет способность управлять своими психическими процессами.
Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.
Знакомство с идеями и работами ученого
В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна.
И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез.
Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».
Помимо этого, проведя собственный анализ воли, опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли».
Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.
Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.
Эрик Берн: биография
Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:
- Постижение внутреннего «Я».
- Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
- Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.
Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.
По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:
Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:
1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).
4 — сознательное.
5 — поле сознательного «Я».
6 — поле высшего «Я».
7 — коллективное бессознательное.
Техники развития воли
Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.
Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:
- Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
- Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
- Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.
Упражнения для развития воли
- Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
- Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.
Комментарии к упражнениям
Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.
Жизнь и работа ученого в период войны
В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis. A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли). Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.). Рекомендуем: Психика: определение понятия
Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения. Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини). В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.
Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело. Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова. Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.
С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.
Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии. Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках. Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.
Направление используют
|
Психологический проект «Творческое начало» (Москва), Тренинговый центр «Дизайн Судьбы» (Москва), Анна Киреева (Москва), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва), Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Москва), Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии (Москва), Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.» (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), Центр «Настоящее» — Творческая Мастерская (Москва), Центр психологического консультирования «Псиград» (Москва), Татьяна Завалишина (Оренбург), Академия современных психотехнологий «АТОН» (Санкт-Петербург), Семейный психологический центр «Шестое чувство» (Белгород), Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа (Ростов-на-Дону), Академия практической психологии (Набережные Челны), Международный Институт Системной Психологии (Санкт-Петербург), Тренинговый центр «Акцент» (Красноярск), Клуб саморазвития и роста «Я Буду!» (Санкт-Петербург), Компания Volchek Group (Санкт-Петербург), Центр психологии «Счастливая жизнь» (Иркутск). Ещё организаторы 22 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Николаевна Жарикова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Ирина Геннадьевна Давыдова (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Нина Чахмахчева (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Алексеевна Моисеева (Москва). Ещё тренеры 183 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Вандышева (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Константиновна Евдокимова (Москва), Анастасия Евенко (Москва), Андрей Николаевич Токарев (Москва), Анжела Львова (Москва). Ещё консультанты 174 |
Книги
Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.
Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.
Истоки оказавшие влияние на появление учения психосинтез
1. Психосоматическая медицина. Эта область знания с определенностью показала наличие связи между психологическим состоянием индивида и многими органическими заболеваниями.
2. Психология религий. Наука, которая в принципе оказала огромное влияние, не только на Ассаджиоли, но и на развитие целой области психологии, а именно трансперсональной психологии, главные идеи которой базируются на целях, которые преследуют традиционные религиозные методы и практики, а именно, на идее необходимости глубинной трансформации личности для получения высшего ( «пикового» по Маслоу) переживания или мистического откровения.
3. Исследования сверхсознательных явлений человеческой психики, под которыми понимаются такие явления, как интуиция, мгновенные озарения, творчество, человеческие сверхспособности или гениальность. В разное время такими исследованиями занимались Абрахам Маслоу, Успенский, Юнг, Холл и многие другие ученые-психологи.
4. Исследования необычных проявлений психической деятельности, таких как ясновидение, телепатия, материалы о полесмертных переживаниях, необычных психофизических способностей и т.п. Этими исследованиями занимались ученые Майерс, Джемс, Лодж и другие.
5. Исследования психологии востока и его древних эзотерических учений на которых эта психология была построена.
6. Холистический подход к личности. Идея изучения человека с позиций целостности изначально были выдвинуты в труде Яна Шмутца «Холизм и Эволюция» и была позже принята «на вооружение» идеологами гуманистической психологии, такими как Олпорт, Маслоу, Перлз, Ангьял и др. Более подробно о холистическом подходе читайте в статье о гуманистической психологии.
7. Межличностная социальная психология и психиатрия.
8. Так называемые «активные методики» развития личности и коррекции психических состояний человека — гипноз, аутогенные тренинги, методы внушения и самовнушения, рациональная терапия Эллиса, психодрама, медитативные методы и т.п.
Вот неполный список факторов, по мнению самого Ассаджиоли, оказавших наибольшее влияние на появление и развитие его собственных взглядов и мировоззрения, а значит и на психосинтез.
Стоит добавить, что вероятно, важнейшим источником здесь не указанным, следует назвать и огромный опыт работы самого Роберто Ассаджиоли в области психиатрии, психологии и консультирования клиентов, а также его личный опыт медитаций и измененных состояний сознания, без чего, вероятнее всего, не состоялось бы никакого психосинтеза.
Суть метода[править]
Психосинтез — метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли.
Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввёл целый ряд новых понятий и разработал четкую практику терапевтических упражнений. В настоящее время психосинтез широко применяется в психотерапии для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, неврозов и других личностных проблем.
Структура личности по Ассаджиоли:
- Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» «Оно»: наиболее простые животные инстинкты, сильные энергетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.
- Среднее бессознательное (предсознание) — здесь бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.
- Высшее бессознательное (супербессознательное) влияет на сознательное «Я» сверху: врожденные (а не навязанные «Сверх-Я») ценности — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.
- Поле сознания — осознаваемая, анализируемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.
- Сознательное Я/Эго — в центре сознания. Это рефлексивное, целостное Я, «видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.
- Высшее Я — истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.
- Коллективное бессознательное (по Юнгу) — в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества). Решающее условие обретения психического здоровья — постижение своего высшего, истинного Я. На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окружающим миром. Это и есть сущность практики психосинтеза.
Методы
Ассаджиоли считал психосинтез скорее ориентацией и общим подходом ко всему человеческому существу, существующим отдельно от любого из его конкретных конкретных приложений. Этот подход позволяет использовать самые разные техники и методы в контексте психосинтеза. «Диалог, гештальт- техники, работа с сновидениями, управляемые образы, утверждения и медитация — все это мощные инструменты для интеграции», но «отношение и присутствие гида имеют гораздо большее значение, чем конкретные используемые методы». Поднос с песком, арт-терапия, ведение дневника, драматическая терапия и телесные работы; когнитивно-поведенческие техники; объектные отношения, психология самости и подходы к семейным системам могут использоваться в разных контекстах, от индивидуальной и групповой психотерапии до медитации и групп самопомощи. Психосинтез предлагает общий взгляд, который может помочь сориентироваться в огромном множестве различных модальностей, доступных сегодня, и применяться либо для терапии, либо для самоактуализации.
Недавно были продемонстрированы две техники психосинтеза, которые помогают студентам, проживающим в школе, в процессе их аккультурации. Во-первых, упражнение на самоидентификацию ослабило тревогу — аспект культурного шока. Во-вторых, модель субличности помогла студентам в их способности интегрировать новую социальную идентичность. В другом недавнем исследовании было показано, что модель субличности является эффективным средством содействия творческому самовыражению, помогая людям подключиться к различным уровням их бессознательного творчества. Совсем недавно было доказано, что психосинтезирующая психотерапия активизирует личностный и духовный рост самоидентифицированных атеистов.
Одна широкая классификация используемых методов включает следующие заголовки: « Аналитический : помогает идентифицировать блоки и позволяет исследовать бессознательное»
Психосинтез подчеркивает «важность использования препятствий как шагов к росту» — «благословляя препятствие … блоки — наши помощники»
« Мастерство … восемь психологических функций необходимо постепенно переучивать, чтобы добиться устойчивых положительных изменений». « Преобразование … переделка личности вокруг нового центра». « Заземление … в конкретных условиях повседневной жизни. « Взаимоотношения … для развития таких качеств, как любовь, открытость и сочувствие».
Психосинтез позволяет практикам признать и подтвердить широкий спектр человеческого опыта: превратности трудностей развития и ранней травмы; борьба с компульсиями, зависимостями и повседневным трансом; конфронтация с экзистенциальной идентичностью, выбором и ответственностью; уровни творчества, максимальной производительности и духовного опыта; и поиск смысла и направления в жизни. Ни одна из этих важных сфер человеческого существования не должна сводиться к другой, и каждая может найти свое правильное место в целом. Это означает, что независимо от того, какой тип опыта задействован, и независимо от того, какая фаза роста обсуждается, сложность и уникальность человека могут соблюдаться — фундаментальный принцип любого применения психосинтеза.
Цели работы с субличностями:
Мы учимся распознавать разнообразные, противоречивые стороны своей личности. При этом мы принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им, усиливать друг друга. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей. Снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности – своего истинного Я.
Работа с субличностями состоит из следующих этапов:
Осознание и распознавание. Данный процесс включает развитие способности отождествления и разотождествлени я со своей субличностью.
Принятие. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на негативные стороны своей личности и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом и т. д. Через принятие происходит сознательный поворот к болезненному содержанию.
Координация и трансформация. Этап начинается с переструктурирования старой системы верований. Ограничивающие и деструктивные ценностные системы подвергаются изменению и трансформации для того, чтобы расширить собственное восприятие мира, в котором переплетены структуры субличностей.
Интеграция. Любая интеграция подразумевает единство различных элементов, которые зачастую обладают противоположной природой. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества.
Синтез. Синтез имеет место в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Синтез позволяет “Я” и “трансперсональному Я” свободнее выразить себя через личность и ее качества. Как этап индивидуального развития синтез, последняя стадия трансформации, является поистине эволюционным этапом, фиксирующим изменение парадигмы.
4. Постижение своего истинного “Я”
Это выявление или создание объединяющего центра “Я”. Сущность постижения истинного “Я” заключается в расширении узкого поля личного сознания, в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего “Я” с высшим “Я”. С позиции психосинтеза истинное “Я” рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности – ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности. В результате истинное “Я” может функционировать как объединяющий центр, координирующий взаимодействие всех остальных элементов личности. Истинное “Я” – это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс, достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта.
С этой книгой читают
Техники транзактного анализа и психосинтезаМалкина-Пых Ирина Германовна
Книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам психологического консультирования, разработанным к настоящему времени в рамках транзактного анализа и…
4.7
(3)
Путешествия ДушиНьютон Майкл
Книга М.Ньютона «Путешествия Души» — это сенсация. Сразу же после выхода в свет она стала мировым бестселлером. Благодаря этой книге широкому кругу людей впервые стала…
4
(16)
Психологическое айкидоЛитвак Михаил Ефимович
В книге описана оригинальная методика психологического тренинга, помогающая наладить общение в различных сферах деятельности. Она основана на принципе амортизации,…
3.34
(17)
Скрытое управление человекомШейнов Виктор Павлович
Эта книга не имеет аналогов в отечественной и зарубежной литературе. В ней исследованы предпосылки и технология скрытого управления и манипулирования. Даны многочисленные…
3.53
(4)
Сила привычкиЧарлз Дахигг
Теперь вы точно узнаете, как изменить свои привычки, — как заставить себя меньше есть, ходить в спортзал, не курить, не раздражаться на…
4.91
(9)
Если хочешь быть счастливымЛитвак Михаил Ефимович
Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять…
4.13
(3)
Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимикаРавенский Николай, Н. Н. Равенский
Знаете ли вы, как много может рассказать о человеке… изгиб бровей или форма носа?
Эта книга откроет вам все секреты искусства определения характера и темперамента по…
4.21
(7)
Узнай лжеца по выражению лицаЭкман Пол, Фризен Уоллес
Перед вами новая книга Пола Экмана, которую вполне можно назвать вторым томом нашумевшего бестселлера «Психология лжи». Это книга-продолжение, книга-тренажер,…
4.3
(4)
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия
Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.
- Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
- Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
- На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.
Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.
Абрахам Маслоу
Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.
Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.
Психосинтез Ассаджиоли
На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.
В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.
Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.
В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.
- Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
- Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
- Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
- Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
- Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
- Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
- Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.
Техники психосинтеза
Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:
- Глубокое изучение личности.
- Контроль над ее элементами.
- Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
- Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.
Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.
На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.
Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.
Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.
Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.
Критика
В декабрьском выпуске « Психологии сегодня» за 1974 год Ассаджиоли взял интервью у Сэма Кина и попросил его прокомментировать пределы психосинтеза. Он парадоксально ответил: «Предел психосинтеза в том, что он не имеет границ. Он слишком обширен, слишком всеобъемлющ. Его слабость в том, что он принимает слишком много. Он видит слишком много сторон одновременно, и это является недостатком».
Психосинтез «всегда был на периферии« официального »терапевтического мира», и «только недавно концепции и методы психоанализа и группового анализа были введены в обучение и практику психосинтезирующей психотерапии».
В результате движение временами подвергалось опасности окаменелости и культизма , так что время от времени, «начав с отражения возвышенной духовной философии своего основателя, становилось все более и более авторитарным, все более и более и более». более твердо в своем убеждении, что психосинтез — это Единая Истина ».
Более техническая опасность состоит в том, что преждевременное беспокойство о трансперсональном может затруднить работу с личным психосинтезом: например, «пробуждение безмятежности … может вызвать ложное чувство благополучия и безопасности». Практики отметили, что «неспособность ..
интегрировать сверхсознательный контакт с повседневным опытом легко приводит к инфляции», и говорили о «комплексе Икара», тенденции, при которой духовные амбиции не принимают во внимание личностные ограничения и вызывают всевозможные психологических трудностей ».
Cхема личности
Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберем твердо установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности, чем предшествующие.
Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение, способное дать лишь структурное, статическое, едва ли не «анатомическое» представление о строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно динамический его аспект. Однако здесь, как и во всякой науке, шаги должны быть последовательными, а уточнения постепенными
Имея дело с такой пластичной и неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и помешают осознать значение, назначение и ценность различных ее частей
С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит следующим образом: