Введение в теорию и практику психосинтеза
12 октября 2019 г.
Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.
Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.
Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.
Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними
Техника работы с вниманием. Внимание и воля. Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями
Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом
Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.
Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.
О книге
В современном мире, регулярно сталкиваясь с потоком негативной информации и отрицательных эмоций, человек должен уметь “восстанавливаться” и отдыхать от повседневных забот. Справиться с этой задачей непременно поможет чтение. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.
Книга Малкина-Пых Ирина Германовна «Техники транзактного анализа и психосинтеза» откроет много нового о такой интересной науке как психология
Автор в своей работе обращает внимание на многие актуальные проблемы современного общества, таким образом, делясь с нами своими размышлениями и идеями. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление
Техники психосинтеза
Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.
Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения. Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.
Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела). И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом). Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством
Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя). Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации
Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ
Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.
Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.
Контроль над различными элементами личности
После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом:
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя растождествили.
В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же обстоятельствах скажем, что «меня пытается захлестнуть волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка гнева», ситуация резко изменится. Теперь в ней будут участвовать две противостоящие силы: с одной стороны, наше бдительное «я», а с другой — уныние или гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения: оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния или гнева: оно может увидеть их причины, предусмотреть их нежелательные последствия и осознать их необоснованность. Нередко этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил и выиграть битву.
Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее, если сознательная личность поначалу будет захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не будет побеждено до конца. Оно может отойти во внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного момента готовиться там к контрнаступлению. Оно может проиграть ряд сражений, но если оно само не поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит победу.
Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем воспользоваться более основательным и решительным методом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура может быть разделена на две фазы:
a. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы.
b. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.
Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены, поняты и разложены на составные элементы, они перестают нас тревожить. Во всяком случае, после этого мы можем защищаться от них гораздо более эффективно. Для разложения на элементы необходимо воспользоваться методами «опредмечивания», «критического анализа»
и«различения» . Иными словами, нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать, откуда они взялись, какова их природа и — насколько они глупы. Это не значит, что энергию, присущую их проявлениям, следует подавлять или сдерживать; нужно лишь управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.
Как известно, чересчур критичное и аналитическое отношение к своим чувствам и эмоциям способно сковывать и даже убивать их. Эту способность критического отношения, применяемую нередко во вред нашим высшим чувствам и творческим возможностям, следует использовать для освобождения от нежелательных импульсов и тенденций. Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Некоторые устойчивые тенденции, некоторые витальные элементы нашего существа упорно продолжают существовать, сколько бы мы их не осуждали и не отрицали. В особенности это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего русла, они приводят нас в состояние возбуждения и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь же нежелательный выход.
Поэтому такие силы не следует пускать на самотек, их нужно направлять на какието безвредные или, еще лучше, конструктивные цели: разного рода творческую деятельность, перестройку личности, содействие психосинтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны начинать с центра; мы должны утвердить и наделить силой объединяющий и руководящий Принцип нашей жизни
Психосинтез Ассаджиоли
На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.
В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.
Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.
В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.
- Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
- Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
- Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
- Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
- Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
- Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
- Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.
Техники психосинтеза
Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:
- Глубокое изучение личности.
- Контроль над ее элементами.
- Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
- Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.
Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.
На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.
Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.
Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.
Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.
Происхождение
В 1909 году К.Г. Юнг написал Зигмунду Фрейду об «очень приятном и, возможно, ценном знакомстве, нашем первом итальянце, докторе Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции». Однако позже тот же Роберто Ассаджиоли (1888–1974) написал докторскую диссертацию «Псикосинтез», в которой начал отходить от психоанализа Фрейда к тому, что он называл психосинтезом:
Развивая психосинтез, Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в том, что исцеление детской травмы и развитие здорового эго были необходимыми целями психотерапии, но считал, что человеческий рост не может ограничиваться одним этим. Изучая философские и духовные традиции Востока и Запада, Ассаджиоли стремился обратиться к человеческому росту, выходящему за рамки норм хорошо функционирующего эго; он также хотел поддержать расцвет человеческого потенциала в то, что Абрахам Маслоу позже назвал самоактуализацией , и, более того, в духовные или надличностные измерения человеческого опыта.
Ассаджиоли представил подход к человеку, который мог бы затрагивать как процесс личностного роста — интеграции личности и самоактуализации, так и надличностного развития — это измерение, которое можно увидеть, например, в пиковых переживаниях (Маслоу) вдохновенного творчества, духовного озарения, и объединяющие состояния сознания. Кроме того, психосинтез распознает процесс Самореализации, контакта и отклика на свои самые глубокие призвания и направления в жизни, который может включать в себя как личное, так и надличностное развитие, либо оба.
Психосинтез, таким образом, является одним из самых ранних предшественников как гуманистической психологии, так и трансперсональной психологии , даже на несколько лет до разрыва Юнга с Фрейдом. Концепция Ассаджиоли имеет сходство с экзистенциально-гуманистической психологией и другими подходами, которые пытаются понять природу здоровой личности, личную ответственность и выбор, а также актуализацию личности; аналогично его концепция связана с областью трансперсональной психологии, которая сосредоточена на высших состояниях сознания, духовности и человеческих переживаниях за пределами индивидуального «я». Соответственно, Ассаджиоли входил в совет редакторов как журнала гуманистической психологии, так и журнала трансперсональной психологии .
Ассаджиоли представляет две основные теоретические модели в своей основополагающей книге « Психосинтез» — модели, которые на протяжении многих лет оставались фундаментальными для теории и практики психосинтеза. Эти две модели представляют собой 1) диаграмму и описание человеческой личности, а вторая 2) этапную теорию процесса психосинтеза (см. Ниже).
Книги
Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.
Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.
Что получаете после окончания?
Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений.
Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:
Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии среднего и/или высшего профессионального образования
Документы после прохождения программы
Режим занятий:
чт с 15:00 до 21:00 в пт – вс с 10:00 до 18:00, перерыв на обед 1 час. (40 акад.часов)
Стоимость:
Стоимость одного семинара: 14200 руб.
Скидки при оплате:
за курс 35100 руб. (экономия 7500 руб.)
Для бронирования места необходимо внести аванс 4000 руб.
Аванс Вам будут возвращен в случае если Вы сообщите, что не сможете присутствовать на семинаре не позднее чем за 5 дней до начала семинара.
Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220
Этапы
Рассказывая о модели человека, представленной выше, Ассаджиоли утверждает, что это «структурное, статическое, почти« анатомическое »представление нашей внутренней конституции, в то время как не учитывается ее динамический аспект, который является наиболее важным и существенным». Таким образом, он сразу же следует этой модели с теорией стадии, описывающей процесс психосинтеза. Эту схему можно назвать «этапами психосинтеза», и она представлена здесь.
Важно отметить, что, хотя линейное развитие следующих стадий действительно имеет логический смысл, на самом деле эти стадии не могут быть испытаны в этой последовательности; это не лестница, по которой нужно подниматься, а аспекты единого процесса. Кроме того, эти стадии никогда не перерастут; любая стадия может присутствовать в любой момент в процессе психосинтеза, Ассальоли признает «устойчивые черты, принадлежащие предшествующим психологическим эпохам» и постоянную возможность «возврата к примитивным стадиям».. Этапы психосинтеза можно свести в таблицу следующим образом:
Этапы психосинтеза можно свести в таблицу следующим образом:
- Доскональное знание своей личности.
- Контроль его различных элементов.
- Осознание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра.
- Психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг нового центра.
Ссылки [ править ]
- Психосинтез: Сборник основных сочинений по Ассаджоли ISBN 0-9678570-0-7
- Акт воли Роберто Ассаджиоли ISBN 0-670-10309-8
- Кем мы можем быть: методы психологического и духовного роста посредством психосинтеза Пьеро Ферруччи ISBN 0-87477-262-1
- Раскрытие себя: практика психосинтеза Молли Янг Браун ISBN 1-58115-383-X
- Психосинтез: Психология духа Джона Фирмана и Энн Гила ISBN 0-7914-5534-3
- Первичная рана: трансперсональный взгляд на травму, зависимость и рост Джона Фирмана и Энн Гила ISBN 0-7914-3293-9
- «Психосинтез: элементы и за их пределами» Уиллом Парфитом ISBN 978-0-9552786-0-0
- Психология с душой: психосинтез в эволюционном контексте Джин Харди ISBN 0-14-019218-2
- Феноменологическая, экзистенциальная и гуманистическая психология: исторический обзор Хенрика Мисиака и Вирджинии Стаудт Секстон ISBN 0-8089-0814-6
- Ломбард, Калифорния (2014). Справиться с тревогой и восстановить личность: подход психосинтеза к культурному шоку. Ежеквартальное консультирование по психологии, 27: 2. http://www.tandfonline.com/eprint/KmPD4Cfz6NhcyXEsdraS/full
- Ломбард, Калифорния, и Мюллер, BCM (2016) Открытие двери для творчества: подход к психосинтезу Журнал гуманистической психологии, 30 июня 2016 г., doi: 10.1177 / 0022167816653224. http://jhp.sagepub.com/content/early/2016/06/24/0022167816653224.abstract
Психосинтез Ассаджиоли
На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.
В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.
Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.
В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.
- Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
- Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
- Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
- Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
- Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
- Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
- Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.
Техники психосинтеза
Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:
- Глубокое изучение личности.
- Контроль над ее элементами.
- Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
- Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.
Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.
На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.
Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.
Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.
Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.
Описание, характеристики, классификация[править]
Техника СМПС включает в себя приёмы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения сначала в одной (ведущей) модальности, при этом отдельные ощущения (субмодальности) объединяются, интегрируются в целостный образ в пределах этой модальности. На следующем этапе применяются приёмы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что позволяет дополнить формируемый образ ощущениями других модальностей. На всех этапах СМПС развивается процесс переопредмечивания чувственной ткани сознания, то есть распредмечивание мультимодального образа реальной ситуации и формирование синестезического образа новой (виртуальной) реальности.
В процессе СМПС активность сенсорных систем и двигательная активность субъекта интегрируются соответственно структуре и логике конструируемого образа и моделируемой реальности. Так, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут включаться ощущения запаха типографской краски и шелеста страниц. Важную роль при формировании виртуального образа имеет двигательная моторика — образ можно потрогать, подвигать, включить в сложные перцептивные действия. В результате в сознании субъекта формируется сильный синестезический образ, который вступает в конкуренцию с образом реальной ситуации.
Динамика состояния сознания в ходе СМПС сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнёр по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, а речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения и переживания. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля (классический и медицинский гипноз, самогипноз и медитация и др.), суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приёмов.
Диалогичность СМПС отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в основе. Поскольку процесс СМПС не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием сна гипнотического, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации. В противоположность гипнозу, использующему гипнабельность индивида (способность погружаться в состояние изменённого сознания), техника психосинтеза не зависит от гипнабельности и позволяет добиться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как при самом глубоком гипнозе.
Следует подчеркнуть научный характер метода СМПС
При его создании особое внимание уделялось прямой связи специальных приёмов СМПС с функционированием механизмов регуляции психической активности человека (память, воображение и т. п.). Ещё одна важная особенность метода СМПС — сохранение высокой степени самоконтроля субъекта над процессом порождения вторичных (ментальных) образов
Благодаря этому метод СМПС позволяет моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для решения широкого круга исследовательских и прикладных задач в различных областях психологии и психотерапии, а также в спорте, криминалистике, медицине и проч.