Эпигенетическая теория эриксона — суть подхода, характеристика и этапы развития личности

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность

Эго-идентичность

Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей. Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими

Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эрик Эриксон

Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Эпигенетические часы — что это?

Метилирование ДНК — процесс, меняющийся под действием внешних факторов. Считается, что он играет одну из важнейших ролей в процессах старения.

С возрастом может наблюдаться как гипометилирование, так и гиперметилирование. Первое связано с хромосомной нестабильностью, второе — с развитием патологий.

В 2011 году ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе опубликовали статью, в которой говорилось о взаимосвязи метилирования ДНК с возрастом.

А в 2013-м генетик Стив Хорват определил 353 эпигенетических маркера человеческого генома, коррелирующих с возрастом. Именно они легли в основу теории “часов Хорвата”.

Таким образом, эпигенетические часы — это ряд маркеров ДНК, которые позволяют определить биологический возраст ткани или органа.

Эту идею подхватили другие исследователи и выяснилось, что “часами Хорвата” можно измерить не только хронологический возраст. Так, появилась идея PhenoAge — часов, которые позволяют отследить негативные фенотипические изменения.

Кроме того, более поздняя работа Стива Хорвата была посвящена GrimAge — часам, отмеряющим оставшиеся годы жизни для конкретного человека.

По сути, все эти часы дают информацию о разных аспектах старения, пересекаясь друг с другом.

Описание значения

Психосоциальная теория Эриксона широко и высоко ценится. Как и в любой концепции, у нее есть критики, но в целом она считается фундаментально значимой. Эриксон был психоаналитиком, а также гуманистом. Таким образом, его теория полезна далеко за пределами психоанализа — она ​​является существенной для любого изучения, связанного с личным осознанием и развитием — себя или других.

Если рассматривать эпигенетическую теорию развития личности Эриксона кратко, то можно обнаружить заметный, но не значительный, фрейдистский элемент. Поклонники Фрейда сочтут это влияние полезным. Люди, которые несогласны с ним, и особенно его психосексуальной теорией, могут игнорировать фрейдистский аспект и все же находить идеи Эриксона лучшими. Его совокупность взглядов стоит особняком и не зависит от понятий его учителя и ценится за надежность и актуальность.

Помимо фрейдовского психоанализа, Эриксон разработал собственную теорию в основном из своих обширных практических полевых исследований, сначала с сообществами коренных американцев, а затем также из своей работы по клинической терапии, связанной с ведущими психиатрическими центрами и университетами. Он активно и скрупулезно проводил свою работу с конца 1940-х до 1990-х годов.

Чем могут быть полезны эпигенетические часы

Годами ученые искали ответ на вопрос “как определить биологический возраст?”. В качестве “часов старения” они предлагали, например, использовать профиль генной экспрессии, длину теломер, протеомные данные.

Но, как показали дальнейшие поиски в этом направлении, метод эпигенетических часов, или часов метилирования оказался самым точным. Поэтому с их помощью, например, можно объективно оценить результаты антивозрастных вмешательств.

Допустим, раньше для испытания какого-либо омолаживающего препарата нужно было проводить масштабное исследование на протяжении нескольких лет. Эпигенетические часы значительно сокращают время ожидания. Препарат можно дать маленькой группе людей, которая будет принимать его, скажем, в течение двух лет. А после оценить возраст испытуемых по метилированию до и после.

Разработка Стива Хорвата открыла возможности для изучения новой области биологии старения

Именно он обратил внимание научного сообщества на то, что люди с синдромом Дауна, а также с ВИЧ и ожирением стареют быстрее и выглядят старше своего фактического возраста.. Сегодня установлено, что процессы старения в разных тканях идут неравномерно

Так, быстрее всех деградируют молочные железы у женщин, довольно быстро стареют костная ткань и клетки крови, а медленнее всего — головной мозг.

Сегодня установлено, что процессы старения в разных тканях идут неравномерно. Так, быстрее всех деградируют молочные железы у женщин, довольно быстро стареют костная ткань и клетки крови, а медленнее всего — головной мозг.

И теперь можно выяснить, с какой скоростью идут возрастные изменения органов и насколько эта динамика отличается в каждом из них, как старение одной системы организма влияет на другую и так далее. Эти аспекты начали изучаться лишь недавно.

Часы метилирования дают ключи к исследованию возможностей омоложения и фундаментальных процессов, происходящих в организме. Также эпигенетический возраст может указать на то, у кого из ровесников разовьются возрастные заболевания и кто из них скончается раньше.

Кроме того, существуют доказательства, что участки метилирования, которые идентифицировал Хорват, не просто маркеры старения, но и его спусковые крючки. И если ученым удастся проникнуть внутрь клеточного ядра, изменив профили метилирования в хромосомах, можно будет воздействовать на первопричину старения.

2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона.

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества

Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества

К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке. Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятению

Приняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации

Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет. С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста. Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Таблица 2.

Биологический возраст организма

Биологический возраст человека — это состояние организма, которое оценивается по совокупности всех метаболических процессов, протекающих в нем. Он может значительно отличаться от фактического возраста.

При этом скорость старения зависит от генетики человека только на 20% и более чем на 80% — от эпигенетических факторов (сон, питание, физическая активность, экология и т.д.). Так, биологический возраст людей, живущих в благополучных экологических условиях и соблюдающих гигиену жизни, будет ниже, чем у тех, кто имеет вредные привычки и при этом, например, тяжело трудится.

ВАЖНО: Эпигенетика в биологии — это изучение механизма регуляции экспрессии генов (как и когда определенные гены “включаются” или “выключаются”). Диета, образ жизни и воздействие окружающей среды могут стимулировать эпигенетические изменения на протяжении всей жизни человека, влияя на здоровье человека

Например, эпигенетические процессы нарушаются при таких заболеваниях, как рак и болезнь Альцгеймера. Научные данные свидетельствуют о том, что эпигенетические изменения могут передаваться из поколения в поколение.

Куда информативнее цифр в паспорте для врачей была бы возможность оценить накопленные в организме повреждения и скорость старения органов. Однако еще недавно не было подходящих биомаркеров. Исследователи продолжали перебирать варианты – от длины теломер до белковых агрегатов. Но эти параметры, все же, не отражают биологический возраст человека.

Но в 2013 году калифорнийский ученый Стив Хорват выдвинул новаторскую идею эпигенетических часов для определения биологического возраста. Он предложил вычислять его на основе метилирования ДНК.

Стадии жизненного пути личности

Э. Эриксон определил стадии жизненного пути личности. Для каждой из них характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом, которое также формирует содержание развития на различных этапах жизненного цикла. Тем не менее, решение задач, в соответствии с воззрениями Эриксона, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития человека, включая общую духовную атмосферу общества, в котором он живет.

В табл. 1 рассмотрены этапы жизненного пути личности, разработанные Э. Эриксоном.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Таблица 1. Этапы жизненного пути личности Э. Эриксона

Старость

Интеграция

разочарование в жизни

Зрелость

Творчество

застой

Молодость

Интимность

изоляция

Подростковый возраст

Идентичность

(латентный этап)

диффузия

идентичности

Школьники

Достижение

(латентный этап)

неполноценность

Игровой возраст

Инициативность

(фаллический этап)

вина

Ранний возраст

Автономия

(анальный этап)

стыд, сомнение

Младенчество

Доверие

(оральный этап)

отсутствие доверия

Что касается кризиса развития, то для него характерны все форм идентичности. Э. Эриксон считал, что основной кризис идентичности происходит в юношеском возрасте. Если процессы развития происходят удачно, то обретается «взрослая идентичность», а при возникновении трудностей развития отмечается задержка формирования идентичности.

Эриксон назвал интервал между юностью и взрослым состоянием «психосоциальным мораторием». Его можно считать временем, когда молодые люди через пробы и ошибки стремятся определить собственное место в жизни. Бурность протекания этого кризиса зависит от того, насколько удачно разрешились предыдущие кризисы (доверие, независимость, активность и др.) и от духовной атмосферы в обществе. В случае, если кризис на ранних фазах не был успешно преодолен, отмечается задержка формирования идентичности.

Э. Эриксоном было введено понятие ритуализации, которая в поведении означает построенное на соглашении взаимодействие нескольких людей. Оно может возобновляться через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуалы взаимного узнавания, приветствие, критика и др.). Ритуал при однократном возникновении способен последовательно включаться в систему, которая проявляется на более высоких уровнях и становится частью последующих стадий.

Эпигенетическая теория Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. В соответствии с ней для всего, что растет, характерен общий план. Исходя из него происходит развитие отдельных элементов, при этом каждый из них имеет максимально благоприятный период для развития.

Это происходит до тех пор, пока все элементы в своем развитии не создадут функциональное целое.

Эриксон полагал, что последовательность этапов является результатом биологического созревания, при этом содержание развития можно определить тем, что ожидает общество от индивида. Ученый признавал, что его периодизация не должна рассматриваться в качестве теории личности. Ее можно считать лишь ключом к построению подобной теории.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: