Формы профориентации для детей с ОВЗ
Не существует универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы с учащимися с инвалидностью. Они разрабатываются и подбираются с учетом таких факторов: характер патологии, тяжесть заболевания, личные и возрастные особенности. Ознакомиться с ними можно в сборниках методических материалов и авторских программах профориентации для детей с ОВЗ.
Объединяют их задачи:
- создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация личного участия детей с инвалидностью в прогнозировании собственного будущего;
- побуждение школьников к знакомству с разными профессиями.
Форма | Цель | Время |
---|---|---|
Просмотр тематических видеороликов, прослушивание аудиофайлов | Ознакомить учащихся с ОВЗ с разнообразием направлений деятельности. Определить подходящие условия труда. Привить заинтересованность в получении профессии. Подготовить благоприятные условия для размышлений о будущей работе. | 10-15 минут |
Беседа с представителями профессий | Дать возможность получить информацию о видах деятельности из первых уст. Показать положительные и отрицательные моменты профессии на конкретных примерах, озвученных специалистами и мастерами. | 30-45 минут |
Экскурсия на предприятие | Сформировать у учащихся представления и впечатления о видах труда в реальной среде – например, на производстве. | 1-1,5 часа |
День открытых дверей | Ознакомить школьников с особенностями работы на предприятии либо в организации, оказывающей услуги. Дать понятие о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к созидательному и социально значимому труду. | 1-1,5 часа |
Тренинг по профессиональному самоопределению | Определить сферу занятости, которая будет оптимально подходить склонностям, предпочтениям и особенностям характера каждого учащегося. Пробудить интерес к самопознанию как к необходимому для выбора профессии процессу. | 30-45 минут |
Мастер-класс | Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробными комментариями и привлечением к активному участию школьников). Показать работу над проблемной творческой задачей и вовлечь учащихся в процесс ее решения. | 30-45 минут |
Игра-квест («Ключи от профессии» или «Лабиринт профессий») | Сформировать у подростков с ОВЗ умение выбирать вид деятельности с учетом собственных физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Привить желание работать и созидать, быть полезным, потребность задумываться над своей профессиональной самореализацией. | 1-1,5 часа |
В результате учащиеся получают:
- возможность самостоятельного выбора и анализа информации;
- базовое и углубленное (согласно возрасту) понятие о сферах деятельности и профессиях – фундамент для самоопределения;
- умение самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты для самопознания и возможность определять с их помощью наличие у себя способностей и талантов, которые необходимы для той или иной профессии;
- навыки выполнения практических элементов некоторых видов деятельности;
- возможность тренировать умение работать индивидуально и в составе команды.
Примеры предложений со словом «посильность»
поэтому мы относим явления Христа народу во время Пасхи к объективным событиям, откровениям, которые имеют максимальную частоту, вероятность, возможность, посильность
О Воскресении как дежавю явления Христа народу Кайыр Жунусов
При этом посильность задачи оценивается человеком. А также человек устанавливает структуру взаимодействия машин для коллективной работы.
Мне приснилась женщина в белом Вопрос Галина Пашина
Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.
6. Развитие дидактики в трудах Коменского и Пестал Добрый Дядя
Ваши возможности имеют определитель — посильность. Possibilidade (галл. яз) — 1) возможность; 2) средство; 3) способность, умение.
Предисловие Луцор Верас
Систематичность, доступность и посильность обучения.2. Сознательность и активность обучения.3. Прочность знаний.4. Наглядность обучения.5.
20. Принципы обучения в общей дидактике Добрый Дядя
Одним словом любому легкому труду они были способны придать налет мужества, тем самым доказывая не посильность его исполнения другими.
Генеральная уборка Владимир Бойко Дель Боске
Дураков профессорского типа привлекают в «патриотической работе» четыре вещи: 1) безответственность, 2) посильность (надовсего лишь молоть языком и демонстрировать
Иван Солоневич как открыватель имманентного… Александр Бурьяк
Посильность, конкретность задач, увенчание усилий видимым успехом важно для труженика. Глава 2
Вохма Алла Коркина
Глава 2. Вохма Алла Коркина
Посильность, Постепенность и Постоянство. Если, конечно, ваш результат не рассчитан только на «пляжный сезон».
Миф ор рациональном питании Александр Серенко
психолого-педагогическое просвещение;психологическая перестройка и формирование нового педагогического мышления;на основе диагностики: добровольность, посильность
17. Система многоуровневой подготовки специалистов Добрый Дядя
Доступность и посильность образования.2. Сочетание прямых и параллельных образовательных воздействий.3.
Между ленью и умом авторская система. книга первая Николай Бородастов
Я захочу знать: твоё отношение к проекту, его посильность тебе, перспективы набора команды — три момента.
Доминант Станислав Грабовский
Чтобы не тратить времени на ходьбу в столо-вую, и, учитывая посильность пищи для нашего аппетита, мы сразу съели завтрак, обед и ужин.
Мои записки. дневниковые записи. том 2 Николай Никифорович Белых
пз Не посильность возращения большого долга у просителя вместо благодарности вызывает недовольство, а то и ненависть.пз Малый долг — трамплин доверия
Поводырь Анатолий Лень
Значение профориентации для детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.
Социальная «дорожная карта» ребенка с инвалидностью выглядит так:
- Выбор специальной школы или инклюзивного класса в обычной.
- Определение индивидуальных программ и методик учебно-воспитательного процесса.
- Обучение с ориентацией на личность.
- Психологическая поддержка и медицинское сопровождение.
- Самоопределение (предпрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в социум и самореализоваться.
Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ имеет огромное значение. При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен, так как некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать:
- депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей);
- социальную дезадаптацию;
- ухудшение состояния здоровья.
Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию у него профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.
Результативность профориентации инвалидов, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.
Задачи профориентолога
Психологи утверждают, что люди со врожденными либо приобретенными в младенчестве нарушениями развития зачастую имеют и психологическую травму. Осознание собственной дефектности и сопутствующих ей физических ограничений порождает неадекватность самооценки, ранимость, уход в маргинальность, отказ от общения. Усиливает и закрепляет негативные социальные установки уже обретенный ребенком (подростком) отрицательный опыт коммуникации со здоровыми одногодками либо взрослыми, которые демонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с инвалидностью. В результате человек с ОВЗ попадает в ловушку общественной изоляции.
В процессе проведения профориентационных мероприятий для детей с ограничениями трудоспособности профориентолог решает такие задачи:
- устанавливает характер и степень выраженности патологии;
- изучает особенности и возможности интеллекта и психофизиологии ребенка;
- определяет доступные виды занятости;
- учитывает индивидуальные способности и интересы при выборе профессии.
Известно, что окончательно с видом деятельности человек определяется лишь в зрелом возрасте. Менять его в эти годы многим очень сложно. Еще тяжелее исправлять ошибочный выбор людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, как уже упоминалось, качественную профориентацию детей с ОВЗ необходимо проводить уже в школьном возрасте, начиная с 1-го года учебы. В период получения среднего образования такие учащиеся нуждаются в адекватной помощи с самоопределением. Профориентолог должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его ко всестороннему анализу разных профессий и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.
Слова, близкие по значению
1 | ПРОСТОТА | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
2 | ИЗЯЩЕСТВО | С ЕД, ИМ, НО, СР | |
3 | СЛАБОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
4 | ТОНКОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
5 | ИЗЯЩНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
6 | ЛЕГКОВЕСНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
7 | НЕВЕСОМОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
8 | ЭФИРНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
9 | НЕЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
10 | НЕПЛОТНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
11 | ПЛАСТИЧНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
12 | НЕСЕРЬЕЗНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
13 | ЛЕГКОМЫСЛИЕ | С ДФСТ, ЕД, ИМ, НО, СР | |
14 | ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
15 | БЕСПЕЧНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
16 | ПУСТОТА | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
17 | ПОВЕРХНОСТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
18 | ПОКЛАДИСТОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
19 | МЯГКОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
20 | ПОДАТЛИВОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
21 | ЛЕГОСТЬ | С ЕД, ИМ, МР, ОД | |
22 | КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
23 | ПУСТЯКОВОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
24 | ЭЛАСТИЧНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
25 | ПОДВИЖНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
26 | ПУШИСТОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
27 | СМЕЛОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
28 | НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
29 | РЕБЯЧЛИВОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
30 | ГРАЦИЯ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
31 | НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
32 | СУЕТНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
33 | ВЕРХОГЛЯДСТВО | С ДФСТ, ЕД, ИМ, НО, СР | |
34 | ДУРАШЛИВОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
35 | УДОБОИСПОЛНИМОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
36 | УДОБОНОСИМОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
37 | ПОРТАТИВНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
38 | СВОБОДА | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
39 | БЕЗБОЛЕЗНЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
40 | БЕЗДУМНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
41 | БЕЗЗАБОТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
42 | ВОЗДУШНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
43 | ГРАЦИОЗНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
44 | НЕХИТРОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
45 | МАЛЬЧИШЕСТВО | С ЕД, ИМ, НО, СР | |
46 | ВЕТРЕНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
47 | АЗБУЧНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
48 | АТОМАРНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
49 | БЕЗЫСКУССТВЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
50 | БЕСХИТРОСТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
51 | ЕСТЕСТВЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
52 | НАЧАЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
53 | НЕЗАТЕЙЛИВОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
54 | НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
55 | ОБЩЕИЗВЕСТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
56 | ОБЫКНОВЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
57 | ПРИМИТИВНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
58 | СКРОМНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
59 | СХЕМАТИЧНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
60 | УПРОЩЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
61 | БЕСПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
62 | НЕМНОГОСЛОЖНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
63 | НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
64 | НЕПРИХОТЛИВОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
65 | ХРЕСТОМАТИЙНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
66 | БЕЗЫСКУСНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
67 | БЕСХИТРОЩИНА | С ЕД, МР, ОД, РД, ФАМ | |
68 | ГЛУПОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО |
1 |
69 | ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
70 | ДОБРОДУШИЕ | С ЕД, ИМ, НО, СР | |
71 | ДЮЖИННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
72 | ЗАУРЯДНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
73 | КОНТАКТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
74 | МАЛОПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
75 | НАИВНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
76 | НЕВЗЫСКАТЕЛЬНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
77 | НЕВИННОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
78 | НЕЗАМЫСЛОВАТОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
79 | НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
80 | НЕПРИМЕТНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
81 | ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
82 | ОРДИНАРНОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
83 | ПРОСТАК | С ЕД, ИМ, МР, ОД | |
84 | ПРОСТОВАТОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
85 | ПРОСТОДУШНОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
86 | ПРОСТОСЕРДЕЧИЕ | С ДФСТ, ЕД, ИМ, НО, СР | |
87 | ПРОСТОТЦА | С ЕД, НО, РД, СР | |
88 | ПРОСТОФИЛЯ | С ЕД, ЖР, ИМ, МР, МР-ЖР, ОД |
1 |
89 | РАСКОВАННОСТЬ | С ДФСТ, ЕД, ЖР, ИМ, НО | |
90 | СТРОГОСТЬ | С ЕД, ЖР, ИМ, НО |
Трудовые права и ограничения
При инвалидности второй группы рабочая неделя сокращается до 35 часов. При этом заработок работника с инвалидностью должен быть сохранен на уровне здоровых работников, занимающих ту же должность и работающих 40 часов. Эти затраты работодателя компенсируются сокращением платежей в фонды при выполнении квоты по сотрудникам, имеющим инвалидность различных групп.
Людям с инвалидностью запрещено трудиться по ночам. 2-я группа позволяет работать только в промежутке между 6 часами утра и 10 часами вечера. Поэтому суточная работа — например, в охране — для инвалидов этой группы недоступна. Имея присвоенную группу, инвалиду приходится искать работу охранника или вахтера в дневную смену.
Рабочее место сотрудника-инвалида должно быть оборудовано в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. В ней же описано и то, какую работу инвалид этой группы исполнять не может, и указаны степени ограничений. При инвалидности второй группы существует 3 степени ограничений. Именно они при выборе работы являются основным критерием.
- Инвалидам с 1-й степенью ограничений не требуется создавать особые условия труда. То есть работник может трудиться в тех же условиях, что и его здоровые коллеги. Инвалидность может вызвать только необходимость смены профессии, снижения производительности труда и т.п.
- 2-я степень ограничений предполагает необходимость создания для работника тех условий труда, которые определила ему медико-санитарная экспертиза. Инвалиду, имеющему 2-ю степень ограничений, могут понадобиться дополнительные приспособления и оборудование, и работодатель обязан их предоставить. Закон позволяет инвалиду добровольно отказаться от создания особых условий. Если он это сделает, работодатель не будет отвечать за то, что не создал условия труда в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации.
- Третья степень ограничений, несмотря на новое название, фактически соответствует старой нерабочей группе инвалидности. Медико-санитарная экспертиза считает, что человек с такой степенью ограничений трудиться вообще не может. Правозащитники оспаривают существование таких ограничений, так как они ущемляют человека в праве на труд и не позволяют получать пособие от биржи труда. Но на сегодняшний день инвалидам с этой степенью ограничений полностью перекрыта легальная возможность трудоустройства.
Несмотря на наличие ограничений, инвалид может найти работу. Следует только позаботиться о ее посильности.
База синонимов 2:
доступность | вразумительность | отчётливость | внятность | доходчивость | общепонятность | удобопонятность | удобоваримость | популярность | общедоступность | элементарность | демократичность | отчетливость | приемлемость | контактность | открытость | посильность | простота | легкость | внимательность | демократизм | зримость | толковость | досягаемость | несложность | проходимость. Ant. недоступность | недостижимость
легкость | простота | несложность | элементарность | доступность | посильность | пластичность | беззаботность | податливость | пустота | дурашливость | бездумность | слабость | смелость | легкомысленность | легкомыслие | нетрудность | ребячливость | свобода | пушистость | коммуникабельность | поверхностность | эластичность | портативность | пустяковость | изящество | незначительность | несерьезность | изящность | неосновательность | покладистость | суетность | мальчишество | верхоглядство | нехитрость | воздушность | грация | подвижность | мягкость | невесомость | неплотность | необременительность | легковесность | безболезненность | ветреность | беспечность | эфирность | тонкость | легость | грациозность. Ant. трудность | тяжесть | сложность
необременительность | легкость | посильность | несложность | простота
несложность | простота | элементарность | азбучность | безыскусственность | безыскусность | беспритязательность | пустяковость | нетрудность | немногосложность | скромность | примитивность | легкость | неприхотливость | доступность | хрестоматийность | нехитрость | посильность | бесхитростность | необременительность | незамысловатость | незатейливость | безболезненность | непритязательность
нетрудность | простота | легкость | элементарность | несложность | посильность | нехитрость | пустяковость
посильность | легкость | элементарность | простота | нетрудность | несложность | доступность | необременительность
простота | легкость | скромность | демократичность | безыскусственность | дюжинность | неприметность | естественность | святая простота | натуральность | элементарность | общедоступность | нетрудность | несложность | доступность | азбучность | невинность | непринужденность | свобода | безыскусность | контактность | непосредственность | примитивность | наивность | пустяковость | малопритязательность | раскованность | нехитрость | простотца | неприхотливость | добродушность | простофиля | простоватость | простосердечие | простак | простодушие | строгость | добродушие | посильность | бесхитростность | глупость | простодушность | ординарность | обычность | непритязательность | невзыскательность | заурядность | обыкновенность | безболезненность | простосердечность | нескованность | незамысловатость | необременительность | незатейливость | недалекость | демократизм
Право на работу при инвалидности второй группы
Назначение инвалидности любой группы не отнимает у гражданина России его прав Группа инвалидности — способ государственной поддержки, предполагающий дополнительную защиту прав и интересов человека. Вторая группа предполагает, что инвалид сохранил способность к самообслуживанию на 70–80%. Право на труд при инвалидности любой группы не предполагает обязанности трудиться. С присвоением группы инвалидности назначаются государственные выплаты. Размер их невелик, но если человек, имеющий инвалидность, способен существовать на эти деньги, он может не работать.
Большинство граждан, получивших группу инвалидности, хотели бы трудиться. Причина не только в желании заработка — получив инвалидность и оставаясь дома, люди утрачивают социальные контакты, а это тоже тяжело. Исходя из интересов людей с инвалидностью и потребности общества в дополнительной рабочей силе, государство стремится создать условия для трудоустройства инвалидов. На предприятиях всех форм собственности действуют квоты на прием людей с инвалидностью различных групп. При невыполнении квоты работодатель подвергается штрафам.
Тем не менее, некоторые работодатели предпочитают платить штрафы, чем брать на работу людей с инвалидностью. Их пугает необходимость обеспечения особых условий для таких работников.
Подводя итоги
Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.