Леонтьев вклад в психологию. вклад в психологию леонтьева а.н

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Образование

Хотя биография А.Н. Леонтьева уже изучена многими исследователями, о школьных годах Алексея Николаевича по-прежнему известно немного. Будущий психолог окончил 1-е Московское реальное училище, переименованное в годы обучения Алексея Николаевича Леонтьева в Единую трудовую школу.

После окончания трудовой школы (а он окончил ее досрочно) Алексей Леонтьев, уже заинтересованный психологией, поступил в Московский государственный университет, на факультет общественных наук. Преподавателями будущего психолога были такие великие ученые, как Георгий Иванович Челпанов и Густав Густавович Шпет. В годы, когда Алексей Николаевич Леонтьев был студентом, в университете была неспокойная обстановка — накалялась борьба за создание материалистической психологии, последствием которой стал своего рода античелпановский путч. Благодаря новому директору в жизни Леонтьева появились такие люди как Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выгоцкий. Совместно с ними Леонтьев впоследствии напишет свои знаковые труды.

Алексей Николаевич окончил университет в 1923 году. Однако после окончания учебы он остался при Психологическом институте, для того чтобы подготовиться к деятельности профессора психологических наук.

Карьера ученого. Начало

Биография А.Н. Леонтьева складывалась в дальнейшем в русле научной деятельности. В 1925 году Алексей Николаевич начал работу над культурно-исторической теорией, если быть точнее, психолог изучал вопросы развития памяти в рамках культуры. Этому исследованию посвящена целая книга, изданная в 1931 году.

В этом же году Алексей Николаевич Леонтьев переехал из Москвы в Харьков. Уже в конце 1931 года ученый стал заведующим отделом психологии в Украинской психоневрологической академии.

Позднее, с 1933-го по 1938 год, Леонтьев занимал пост заведующего кафедрой психологии в Харьковском педагогическом институте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, в биографии А.Н. Леонтьева, кратко говоря, случился поворот. Он был эвакуирован в Ашхабад. Однако уже через два года переехал в Свердловскую область. Здесь он руководил научными сотрудниками в восстановительном госпитале, в конце 1943 года психолог Алексей Николаевич Леонтьев вернулся в родную Москву и работал здесь до конца войны в госпитале.

Расширение проблематики

В дальнейшем Алексей Николаевич расширил проблематику своих работ. Он не только теоретически обосновывал многие положения в психологии, но и экспериментально их подтверждал. Ученого интересовали вопросы не только общей психологии, но и педагогические проблемы, с нею связанные. Достойными изучения знаменитый исследователь считал также и философский аспект науки. Кроме этого А.Н. Леонтьев занимался психологией не только людей, но и зоопсихологией — наукой, которая изучает психику животных.

В 1940 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию под названием «Проблемы развития психики». Основной ее темой было развитие психики человека в его индивидуальном развитии, или в филогенезе, говоря научным языком. Александр Николаевич не просто рассмотрел существующие проблемы, но и предложил свою классификацию этапов развития психики. Этой классификацией до сих пор пользуются современные психологи. А.Н. Леонтьев выделил несколько фаз, этапов развития, через которые проходит психика каждого здорового человека.

Изначально у человека есть элементарная сенсорная психика, затем она усложняется и становится перцептивной, последняя — высшая стадия развития психики — это интеллект.

Ученики и последователи Алексея Николаевича развивали это учение. Благодаря основе, заложенной Леонтьевым, появилось множество русскоязычных работ, посвященных развитию ребенка, роли игры в нем. Этой проблемой занимался в основном Харьковский психологический институт, где некогда работал Леонтьев.

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Карьера ученого. Начало

Биография А.Н. Леонтьева складывалась в дальнейшем в русле научной деятельности. В 1925 году Алексей Николаевич начал работу над культурно-исторической теорией, если быть точнее, психолог изучал вопросы развития памяти в рамках культуры. Этому исследованию посвящена целая книга, изданная в 1931 году.

В этом же году Алексей Николаевич Леонтьев переехал из Москвы в Харьков. Уже в конце 1931 года ученый стал заведующим отделом психологии в Украинской психоневрологической академии.

Позднее, с 1933-го по 1938 год, Леонтьев занимал пост заведующего кафедрой психологии в Харьковском педагогическом институте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, в биографии А.Н. Леонтьева, кратко говоря, случился поворот. Он был эвакуирован в Ашхабад. Однако уже через два года переехал в Свердловскую область. Здесь он руководил научными сотрудниками в восстановительном госпитале, в конце 1943 года психолог Алексей Николаевич Леонтьев вернулся в родную Москву и работал здесь до конца войны в госпитале.

Образование

Хотя биография А.Н. Леонтьева уже изучена многими исследователями, о школьных годах Алексея Николаевича по-прежнему известно немного. Будущий психолог окончил 1-е Московское реальное училище, переименованное в годы обучения Алексея Николаевича Леонтьева в Единую трудовую школу.

После окончания трудовой школы (а он окончил ее досрочно) Алексей Леонтьев, уже заинтересованный психологией, поступил в Московский государственный университет, на факультет общественных наук. Преподавателями будущего психолога были такие великие ученые, как Георгий Иванович Челпанов и Густав Густавович Шпет. В годы, когда Алексей Николаевич Леонтьев был студентом, в университете была неспокойная обстановка — накалялась борьба за создание материалистической психологии, последствием которой стал своего рода античелпановский путч. Благодаря новому директору в жизни Леонтьева появились такие люди как Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выгоцкий. Совместно с ними Леонтьев впоследствии напишет свои знаковые труды.

Алексей Николаевич окончил университет в 1923 году. Однако после окончания учебы он остался при Психологическом институте, для того чтобы подготовиться к деятельности профессора психологических наук.

↑ Теория деятельности

«Теория деятельности», которую создал Алексей Леонтьев, была системой научной психологии, имеющей сильную идеологическую подоплёку. Она изучала деятельность человека (в первую очередь трудовую) и её связь с сознанием. Вот некоторые её положения:

  • Не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. 
  • Психика формируется в деятельности и в ней проявляется. Деятельность и психика образуют органическое единство, хотя и не тождественны друг другу. 
  • Деятельность не является ответом на внешние раздражители (стимулы), а контролируется сознанием. 
  • Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей.

Видно, что некоторые положения теории деятельности Леонтьева противоречат друг другу. Деятельность определяет сознание, но в то же время контролируется (а значит – определяется) сознанием. Однако это противоречие устраняется установлением того, что сознание прочно «впаяно» в деятельность и неотделимо от неё.

На основе изучения деятельности человека и её составных частей (действие, операция) Леонтьев и Рубинштейн предлагали изучать всю сферу психической жизни – мысли, идеи, эмоции, чувства, поведение и т. д.

Классовый характер советской психологии Леонтьев отстаивал до конца своей жизни. Через призму коммунистической идеологии он смотрел на все элементы психологической науки. Отсюда и некоторая неясность его формулировок, и их непоследовательность.

Семья

Леонтьев встретил свою будущую жену в 1929 году. Свадьба последовала очень быстро после знакомства и привела к долгому и крепкому браку. Маргарита Петровна всегда поддерживала мужа и содействовала его научной деятельности. В январе 1936 года у них родился сын. Родители решили назвать его в честь отца.

С семьей

Маленький Алексей остался их единственным ребенком. Повзрослев, он пошел по стопам отца и вскоре тоже стал известным психологом. В 1960 году он принес родителям внука Дмитрия, который продолжил семейную традицию и посвятил свою жизнь психологии. Алексей Алексеевич всегда гордился наследием отца и в 2003 году опубликовал книгу, посвященную его жизни и карьере.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н

Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А

Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности

А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Биографические сведения

1903 год (5 февраля) – этот блестящий деятель науки был рожден в мещанской семье. Прошло время, «Единая трудовая школа» стала для него пройденным жизненным этапом, он стал выпускником. Потом был принят в Московский государственный институт, чтобы стать студентом факультета общественных наук.

Он был отличником поэтому, окончив это высшее учебное заведение, получил рекомендацию, чтобы готовиться к профессорской работе при институте психологии. Начался 1925 год, и Алексей Николаевич стал заниматься культурно-исторической теорией. Его работой руководил Выготский.

Итогом исследовательской деятельности стала книга под названием «Развитие памяти», которая увидела свет, когда настал 1931.

В том же году Алексей Николаевич стал руководителем отдела психологии академии Украины, находящейся в городе Харькове. С 1933 по 1938 был руководителем кафедры пединститута Харькова. Когда отпраздновали 1941 год, ему присвоили должность профессора Московского государственного университета.

1951 – начал руководить психологической кафедрой, находившейся в Московском государственном университете (факультет философии).

1966 – открывает обособленный психологический факультет (Московский государственный университет). Целых 12 лет был заведующим.

1976 – открыл лабораторию психологии восприятия, она стала самой первой. Сегодня все еще является действующей.

21 января 1979 года – этот талантливый ученый скончался.

«Опредмеченная» потребность

Эту концепцию можно проследить на примере новорожденной утки, которая еще не столкнулась с каким-либо конкретным объектом, но ее свойства уже закрепились в сознании цыпленка — они были переданы ему матерью в самом общем виде на генетическом уровне уровень, поэтому у него нет желания следить за тем, что появляется перед его глазами во время вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи утки, у которой есть его потребность, с объектом, потому что у него еще нет сформированного представления о появлении своего желания в материальном мире. Эта вещь в цыпленке вставляет в подсознание образец генетически закрепленного образцового образа, поэтому он способен удовлетворить потребности утки. Таким образом происходит запечатление данного объекта, соответствующего желаемым характеристикам, как объекта, который удовлетворяет соответствующие потребности, и потребность принимает «объективную» форму. Вот так подходящая вещь становится поводом для определенной активности испытуемого: в этом случае, в последующее время, цыпленок будет везде следовать своей «объективированной» потребности.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность в самом раннем этапе своего формирования не такова, это в начале своего развития потребность организма в чем-то, что находится вне тела субъекта, несмотря на то, что оно отражает себя на его ментальном плане.

Награды и достижения

Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград. Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом. Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.

В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.

Психолингвистика

Помимо выдающихся филологических способностей и знаний, Алексея Алексеевича привлекали и другие гуманитарные науки. Его работы подтвердили, что Алексей Леонтьев – психолог, психолингвист и педагог. Его основной темой того периода научной работы стала психолингвистика (книга вышла в 1967-м). Тогда же был основан психологический факультет в МГУ, где был введен одноименный предмет. Помимо этого курса, который Алексей Алексеевич преподавал всю оставшуюся жизнь, он разрабатывал и читал также другие дисциплины психологической, социально-психологической, психолингвистической, педагогической, криминалистической и прочих направленностей.

Алексей Алексеевич стал доктором философских наук в 1968-м. Следует также отметить, что выходу данной докторской диссертации по психолингвистическому моделированию речи предшествовали 9 монографий разных тематических направлений, которые не теряют своей актуальности и в наше время. Докторская степень позволила Алексею Алексеевичу в 1969 г. организовать психолингвистическую исследовательскую группу на базе Института языкознания.

Область интересов этого выдающегося ученого довольно велика, однако объединяющей проблематикой для него стала проблема общения. А. А. Леонтьев видел в ней общетеоретический аспект, который проявляется во многих гуманитарных науках. Результатом его многочисленных трудов и исследований стало выдвижение многоуровневой междисциплинарной теории общения человека и книга по психологии общения, опубликованная в 1974 году.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Расширение проблематики

В дальнейшем Алексей Николаевич расширил проблематику своих работ. Он не только теоретически обосновывал многие положения в психологии, но и экспериментально их подтверждал. Ученого интересовали вопросы не только общей психологии, но и педагогические проблемы, с нею связанные. Достойными изучения знаменитый исследователь считал также и философский аспект науки. Кроме этого А.Н. Леонтьев занимался психологией не только людей, но и зоопсихологией — наукой, которая изучает психику животных.

В 1940 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию под названием «Проблемы развития психики». Основной ее темой было развитие психики человека в его индивидуальном развитии, или в филогенезе, говоря научным языком. Александр Николаевич не просто рассмотрел существующие проблемы, но и предложил свою классификацию этапов развития психики. Этой классификацией до сих пор пользуются современные психологи. А.Н. Леонтьев выделил несколько фаз, этапов развития, через которые проходит психика каждого здорового человека.

Изначально у человека есть элементарная сенсорная психика, затем она усложняется и становится перцептивной, последняя — высшая стадия развития психики — это интеллект.

Ученики и последователи Алексея Николаевича развивали это учение. Благодаря основе, заложенной Леонтьевым, появилось множество русскоязычных работ, посвященных развитию ребенка, роли игры в нем. Этой проблемой занимался в основном Харьковский психологический институт, где некогда работал Леонтьев.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Подчеркните, что причина отличается от данного термина, потому что это то, для чего выполняются все действия. Цель — это то, что вы планируете сделать, чтобы достичь цели.

Как показывает практика, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а дополняют друг друга. Кроме того, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они зависят друг от друга.

Человек всегда понимает, в чем цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача осознана. Получается, что человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: поступление в вуз, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т.д.

Почти во всех случаях причина бессознательна или бессознательна для испытуемого. То есть человек может даже не догадываться об основных причинах ведения какого-либо бизнеса. Пример: кандидат очень хочет поступить в тот или иной вуз — он объясняет это тем, что профиль этого учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, по сути, основной причиной выбора этого вуза является желание остаться рядом с любимой девушкой, которая учится в этом университете.

Теория развития

Ещё один важнейший труд Леонтьева — концепция развития. В ней описаны принципиально новые стадии личностного развития, не связанные со становлением процессов внутри психики.

Первый этап — стихийное складывание компонентов, подготовка рождения личности, которая будет осознавать себя. Вторая фаза — формирование сознательной личности.

Согласно концепции учёного, развитие человека осуществляется постепенно — от простых элементов к сложным. Изначальные действия человека направлены на удовлетворение врождённых потребностей. Далее он работает с потребностями, реализация которых необходима, чтобы действовать, выполнять собственную жизненную задачу.

Теория развития также говорит о двух рождениях. Первое характеризуется кризисом трёх лет и полимотивированностью ребёнка (наличием более чем одного мотива для осуществления определённой деятельности). Второе присуще подростковому возрасту, отличительная черта которого — освоение персонального поведения через сознание.

Развитие человека непосредственно связано с развитием мозга. Если не тренировать мозг, то когнитивные функции постепенно ухудшаются

Избежать этого помогают тренажеры Викиум, развивающие память, внимание, способность концентрироваться и мышление

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Награды и достижения

Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград. Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом. Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.

В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: