А.н. леонтьев: биография и его вклад в психологию

Психологическая теория деятельности шпаргалка. Глав. Психологическая теория деятельности

Общая
психологическая характеристика
деятельности. Понятие деятельности. Побудительные
причины деятельности

Цель деятельности.
Воля и внимание в деятельности. Специфика
человеческой деятельности и ее атрибуты.
Виды человеческой деятельности.
Деятельность и развитие человека

Основные
понятия психологической теории
деятельности. Операционно-технические
аспекты. Разработка и развитие теории деятельности
в трудах российских ученых. Структура
деятельности. Действие как центральный
компонент деятельности. Основные
характеристики действия. Основные
принципы психологической теории
деятельности. Условия деятельности.
Понятие об операциях. Автоматические
действия и навыки. Психофизиологические
функции деятельности.

Теория
деятельности и предмет психологии. Потребность как исходная форма активности
живых организмов. Основные этапы
формирования и развития потребности.
Мотив деятельности. Ведущий мотив и
мотивы-стимулы. Неосознаваемые мотивы:
эмоции и личностный смысл. Механизмы
образования мотивов. Понятие о внутренней
деятельности.

Физиология
движений и физиология активности. Общее понятие о психомоторике. И. М.
Сеченов о физиологии движений. Рефлекторная
концепция движения. Типы сенсомоторных
процессов. Сенсоречевые реакции и
идеомоторные процессы. Механизмы
организации движений. Н. А. Бернштейн и
его теория физиологии движений. Принцип
сенсорных коррекций. Факторы, влияющие
на ход выполнения движений. Сигналы
обратной связи. Рефлекторное кольцо.
Уровни построения движений по Бернштейну.
Процесс формирования двигательного
навыка и принцип активности. Основные
периоды и фазы построения движений.
Автоматизация движений. Принцип
активности и принцип реактивности.
Произвольные акты.

5.1.
Общая психологическая характеристика
деятельности

Одной
из самых главных особенностей человека
является то, что он способен трудиться,
а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система
взаимодействия субъекта с миром. В
процессе этого взаимодействия происходит
возникновение психического образа и
его воплощение в объекте, а также
реализация субъектом своих отношений
с окружающей реальностью. Любой простейший
акт деятельности является формой
проявления активности субъекта, а это
означает, что любая деятельность имеет
побудительные причины и направлена на
достижение определенных результатов.

Побудительными
причинами деятельности человека являются мотивы
— совокупность внешних и внутренних
условий, вызывающих активность субъекта
и определяющих направленность
деятельности. Именно мотив, побуждая к
деятельности, определяет ее направленность,
т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель
— это осознанный образ предвосхищенного
результата, на достижение которого
направлено действие человека. Целью
может быть какой-либо предмет, явление
или определенное действие. Задача —
это заданная в определенных условиях
(например, в проблемной ситуации) цель
деятельности, которая должна быть
достигнута путем преобразования этих
условий согласно определенной процедуре.
Любая задача всегда включает в себя
следующее: требования, или цель, которой
надо достичь; условия, т. е. известный
компонент постановки задачи; искомое
— неизвестное, которое надо найти, чтобы
достигнуть цели. Задачей может быть
конкретная цель, которой надо достичь.
Однако в сложных видах деятельности
чаще всего задачи выступают как частные
цели, без достижения которых нельзя
достичь главной цели. Например, для того
чтобы овладеть какой-либо специальностью,
человек должен вначале изучить ее
теоретические аспекты, т. е. решить
определенные учебные задачи, а затем
реализовать эти знания на практике и
получить практические навыки, т. е.
решить ряд задач практической деятельности.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Автор

Annotation

Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

 А. Н. Леонтьев.

 А. Н. Леонтьев.

Воля

От публикатора.

Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н.

. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

Рассказывать о психологии воли, особенно если нужно рассказывать очень коротко, затруднительно, как, впрочем, затруднительно коротко рассказывать и о многих других психологических процессах. Раньше приходится два слова сказать об истории самого понятия воли.

Воля издавна трактовалась как одна из первичных способностей (наряду с умом и чувством), т. е. никакой теории, никакого научного анализа воли нельзя было и предпринять. Так же когда-то говорили о теплороде: это некоторая первичная способность, которая находит свое выражение, но сущность ее нераскрываема, потому что она собственно сама себя и порождает; достаточно указать, что теплота порождается теплородом, и никаких дополнительных объяснений можно не привлекать. Применительно именно к воле переодетая теория способностей продолжает существовать до настоящего времени. Достаточно сказать, что даже Джемс, во времена которого уже накапливался большой фактический материал, велись опыты, производились измерения и было немало известно о методах психологического исследования, продолжал стоять на той позиции, что существуют некоторые особые акты. Он их называл актами fiat — «да будет!», используя известное библейское fiat lux — да будет свет и стал свет… Даже когда Джемс писал об идеомоторных движениях, или действиях, т. е

когда он рассматривал то очень важное положение, что возникновение идеи движения обязательно переходит в движение, он не оставлял идеи fiat, потому что для этого перехода нужно было иметь какую-то предпосылку, которую он и видел в далее неразложимой силе, этом самом знаменитом fiat

Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (я бы предпочел сказать — волевых действий) , которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Это обычный шаг научного анализа. Нужно выделить особенности, специфику изучаемого. Вот здесь и началась большая и длинная история поиска этой специфики …

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория развития

Ещё один важнейший труд Леонтьева — концепция развития. В ней описаны принципиально новые стадии личностного развития, не связанные со становлением процессов внутри психики.

Первый этап — стихийное складывание компонентов, подготовка рождения личности, которая будет осознавать себя. Вторая фаза — формирование сознательной личности.

Согласно концепции учёного, развитие человека осуществляется постепенно — от простых элементов к сложным. Изначальные действия человека направлены на удовлетворение врождённых потребностей. Далее он работает с потребностями, реализация которых необходима, чтобы действовать, выполнять собственную жизненную задачу.

Теория развития также говорит о двух рождениях. Первое характеризуется кризисом трёх лет и полимотивированностью ребёнка (наличием более чем одного мотива для осуществления определённой деятельности). Второе присуще подростковому возрасту, отличительная черта которого — освоение персонального поведения через сознание.

Развитие человека непосредственно связано с развитием мозга. Если не тренировать мозг, то когнитивные функции постепенно ухудшаются

Избежать этого помогают тренажеры Викиум, развивающие память, внимание, способность концентрироваться и мышление

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА.

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

Семья

Леонтьев встретил свою будущую жену в 1929 году. Свадьба последовала очень быстро после знакомства и привела к долгому и крепкому браку. Маргарита Петровна всегда поддерживала мужа и содействовала его научной деятельности. В январе 1936 года у них родился сын. Родители решили назвать его в честь отца.

С семьей

Маленький Алексей остался их единственным ребенком. Повзрослев, он пошел по стопам отца и вскоре тоже стал известным психологом. В 1960 году он принес родителям внука Дмитрия, который продолжил семейную традицию и посвятил свою жизнь психологии. Алексей Алексеевич всегда гордился наследием отца и в 2003 году опубликовал книгу, посвященную его жизни и карьере.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

«Опредмеченная» потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца — они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает «предметный» вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей «опредмеченной» потребностью.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Феномен «горькой конфеты»

Теория А. Н. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.

Теория леонтьева. Теория деятельности

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского .

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса , поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание .

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:

Учение о деятельности, а н леонтьева. Учение А.Н. Леонтьева

Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

психология — это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия;

абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям:

раздражимость — это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами;

в эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3) стадия интеллекта;

развитие психики животных — это процесс развития деятельности;

особенностями деятельности животных являются:

а) вся активность животных определяется биологическими моделями;

б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

в) основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;

г) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры;

деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом;

деятельность человека включена в систему общественных отношений и условий;

основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему;

деятельность — это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности;

сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта;

поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения, сознания и деятельности);

деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности деятельности);

действия человека предметны; они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Образование

Хотя биография А.Н. Леонтьева уже изучена многими исследователями, о школьных годах Алексея Николаевича по-прежнему известно немного. Будущий психолог окончил 1-е Московское реальное училище, переименованное в годы обучения Алексея Николаевича Леонтьева в Единую трудовую школу.

После окончания трудовой школы (а он окончил ее досрочно) Алексей Леонтьев, уже заинтересованный психологией, поступил в Московский государственный университет, на факультет общественных наук. Преподавателями будущего психолога были такие великие ученые, как Георгий Иванович Челпанов и Густав Густавович Шпет. В годы, когда Алексей Николаевич Леонтьев был студентом, в университете была неспокойная обстановка — накалялась борьба за создание материалистической психологии, последствием которой стал своего рода античелпановский путч. Благодаря новому директору в жизни Леонтьева появились такие люди как Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выгоцкий. Совместно с ними Леонтьев впоследствии напишет свои знаковые труды.

Алексей Николаевич окончил университет в 1923 году. Однако после окончания учебы он остался при Психологическом институте, для того чтобы подготовиться к деятельности профессора психологических наук.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же — это то, что планируется сделать для реализации мотива.

Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.

Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт — он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.

Развитие личности

Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.

Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.

Становление личности субъекта в теории развития А. Н. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.

Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.

Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.

Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: