Что такое метафора? определение, типы и примеры

Что такое метафора и для чего она нужна

В простом понимании, метафора – это выражения, которые мы используем не в прямом значении слов. Метафора может состоять из одного слова или целого предложения, иногда метафорой может являться целый рассказ, который лишь передает важную мысль через образы и подобия.

Углубляясь в семантику слова, хочу сказать, что первоначальный термин был введен в более упрощенном значении Аристотелем. Суть метафоры, по его мнению, заключалась в зеркальном отражении искусства от реалий жизни. Позже само понятие метафоры стало применяться в литературе шекспировского времени и Золотого века в России.

Метафоры делятся на 3 большие категории:

  • Стертая;
  • Контрастная;
  • Реализованная.

Стертая представляет собой устойчивое выражение, закрепленное в языке, как единственное точное описание происходящего или предмета. Такая метафора стирает границу сравнительного употребления и используется, как понятное прямое значение слова.

Контрастная заключается в резком уклоне первоначального значения слова при описании другого. Этот прием более современный в понятии метафоры и стал распространяться со времен возникновения футуризма.  

Реализованный вид используется в основном в юмористической стилистике. Бессмысленное выражение с одной стороны, может обретать форму шутки или употребляться в речи в качестве разряжения смысловой нагрузки.

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело – образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Разная тактика

    Эпиграф.

    — Я работаю с утра до вечера!

    — А когда же вы думаете?

    (Диалог между молодым физиком и гениальным Резерфордом)

    Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

 Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

    В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

    В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

    В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

    И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

    Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

    — Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

  — На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Метафоры в литературе (объяснение)

41. «Его пергаментная луна / драгоценное прикосновение приходит» (Федерико Гарсиа Лорка).

Объяснение: это чистая метафора, в которой реальный термин заменен нереальным. Пергаментная луна относится к бубну.

42. «Когда я думаю, как мой свет гаснет …» (Джон Мильтон).

Объяснение: чистая метафора. Истекающий свет указывает на его слепоту.

43. «На мельницу любви / счастливая девушка идет» (Тирсо де Молина).

Объяснение: это метафора дополнения предлога, в которой два термина связаны через предлог из: «в мельница из люблю’.

44. «Если магнит твоей притягательной милости / служит моей груди из послушной стали, / почему ты мне льстишь, / если ты должен издеваться надо мной, то беглец?» (Сор Хуана Инес Де Ла Крус).

Объяснение: метафора предложного дополнения в первом («из») и втором («из») стихах: «al магнит из ваша благодарность привлекательная’, ’моя грудь из послушная сталь’

45. «Тело женщины, белые холмы, белые бедра, / вы похожи на мир в своей позиции подчинения. / Мое тело дикого крестьянина подрывает вас / и заставляет сына прыгать со дна земли» (Пабло Неруда).

Объяснение: первый стих содержит аппозиционную метафору, в которой термины сравнения разделены запятыми: «Тело женщины, белые холмы, белые бедра. «Третья строка является метафорой предложного дополнения:»Мое телоиздикий крестьянин подрывает вас «.

46. ​​«Пока вы соревнуетесь со своими волосами, / Полированное золото, солнце светит напрасно» (Луис де Гонгора).

Объяснение: Это аппозиционная метафора, в которой запятая указывает на то, что золото напоминает солнце: «Полированное золото, солнце напрасно блестит «.

47. «Твои глаза — родина молний и слез» (Октавио Пас).

Объяснение: первая часть предложения — нечистая метафора, в которой устанавливается отождествление между реальным концептом (ваши глаза) и воображаемым (родина молний и слез) посредством глагола быть (они есть). Вторая часть предложения является метафорой предложного дополнения: «the Родинаизвспышка молнии Y из то рвать’.

48. «Мое сердце — арестованная герань» (Сильвия Плат).

Объяснение: это нечистая метафора, связанная с глаголом to be (is) to сердце с герань остановилась.

49. «Эти кровавые удары — треск хлеба, который горит на дверце духовки». (Сезар Вальехо).

Объяснение: это нечистая метафора. В нем это похоже кровавые удары с треск хлеба, который горит на дверце духовки.

50. «Твои руки — моя ласка / мои повседневные аккорды» (Марио Бенедетти).

Объяснение: эти стихи представляют собой нечистую метафору (ваши руки находятся моя ласка), с аппозиционной метафорой (твои руки — моя ласка, мои повседневные аккорды).

Виды

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору):

  • Резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. Модель: начинка высказывания.
  • Стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. Модель: ножка стула.
  • Метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. Модель: червь сомнения.
  • Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.
  • Реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. Результат реализации метафоры часто бывает комическим. Модель: Я вышел из себя и вошёл в автобус.

Два маленьких мальчика

 Прошлым летом, учительница сидела на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Она ела сандвич и наблюдала за тем, что происходит на пляже. Два маленьких мальчика, около 6 лет, играли вместе. Они бегали вокруг, смеялись и сейчас, немного устав от этого, уселись рядышком, неподалеку от нее, и начали разговаривать.

 Возможно, они только что познакомились (дети легко знакомятся на каникулах). Наконец один сказал другому:

   — Кем ты хочешь стать, когда ты вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный.

   Ветер унес их разговор. А учительница задумалась о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. Возможно, от другого учителя! Или от родителей. Ему шесть лет, и если он не изменит свое мнение, или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив его веру в собственные возможности, сковывая его потенциал.

Убеждения не являются истиной. Они конструируются окружением, которое организует наше поведение. Каждый из нас действует, как если бы эти убеждения были истинными. И по этим причинам все наши убеждения подтверждаются и становятся «истинными» по принципу самоисполняющегося пророчества.

Соотношение образа, символа и метафоры в культуре

В этом исследовании мы попытаемся проследить, как функционирует метафора в культуре и какое место она там занимает. Так как культура представляет собой явление, пронизывающее все стороны жизни человека, его «возделанную» среду обитания, каждый культурный процесс обладает собственной внутренней динамикой и собственными закономерностями, все элементы культуры, объединяясь в единое целое, образуют сложную систему взаимосвязей, то для решения поставленных задач мы не можем удовольствоваться определением метафоры как простого перенесения свойств одного предмета или явления на другой. Подспорьем нам может стать сама этимология слова, которая уже несет в себе информацию, позволяющую нам перешагнуть, выйти за пределы метафоры, как риторической фигуры. Ведь это слово может быть разбито на две части: «мета» (приставка имеет два значения: 1) после, над, через, за, пере 2) совместно, сообща) и «фора» (движение). Отсюда мы можем сделать следующие выводы: 1) метафора как-то связана с объединением, 2) но это объединений отличается от механической суммации, оно предполагает взаимовлияние, взаимосвязь элементов с возможной их последующей трансформацией. То есть метафора — это не просто механический перенос, но некоторое совместное движение навстречу, посредством которого некие элементы объединяются, чтобы образовать уже совершенно новое целостное образование. Об этом очень образно и красиво написал Ортега-и-Гассет: «В столкновении предметов ломается их твердый остов, и внутренняя материя в расплавленном состоянии напоминает плазму, готовую принять новую форму и структуру» . Когда поэт называет кипарис «призраком мертвого пламени», то мы знаем, что и кипарис, и призрак, и пламя принадлежат к миру реальных, знакомых нам предметов. Но, соединяясь в этой метафоре, кипарис перестает быть кипарисом, призрак призраком, а пламя пламенем. Перед нами совершенно новый объект, который Ортега-и-Гассет называет «прекрасным кипарисом», в отличие от «реального кипариса».

Метафора является одним из возможных вариантов такого слияния, так как всего, согласно Потебне В. В., возможно два исхода борьбы двух комплексов представлений: «А» полностью заключается в «X» (синекдоха) -количественный перенос одного знания предмета на другое, «А» отчасти заключено в «X» (метонимия) — качественный перенос, «А» и «X» не совпадая друг с другом прямо, совпадают через третье «В» — метафора.

Так действует метафора, связывая два предмета в единый образ. Но что нового из этого мы можем узнать о культуре? Если только приглядеться, то окажется, что этот же самый принцип повторяется на более масштабных уровнях организации. Если попросить группу людей закрыть глаза и представить себе тот круг образов, предметов, фраз и цитат, с которыми у них ассоциируется наша эпоха, то полученный результат обнаружит как наличие сугубо индивидуальных, неповторяющихся элементов, связанных с субъективным опытом, так и общие компоненты — все то, что нас повсеместно окружает, что мы слышим с экранов телевизоров, читаем в газетах и т.д. Какую-то часть из этого составят метафоры, ведь образный язык обладает колоссальными возможностями убеждения, способствует четкому и быстрому формированию общей картины. Яркие образы гораздо дольше остаются в памяти; эту аксиому применяют и опытные педагоги и успешные политики.

И когда мы обращаемся к наследию прошлого, мы то и дело вновь сталкиваемся со знакомыми метафорами: жизнь как бушующее море, в котором человек плывет на утлом суденышке; мир, как огромный театр, где «каждый не одну играет роль», возлюбленная, как прекрасный цветок и т.д. Мир эмоций и переживаний прошлого становится доступен нам, в том числе и в силу того, что за такими метафорами прочно закрепился пережитой опыт и именно в таком виде они вошли в культуру. То есть эти метафоры выступают как бы ключами, открывающими двери в иные эпохи. Как бы ни отличались переживания людей прошлого от того, что мы чувствуем сейчас, все же существует этот доступный и понятный для всех язык. Иными словами метафора — это информационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира. Это путь, возможность общения, некоторый надязык, нечто подобное эсперанто, искусственному языку, придуманному человеком ьа основе интернациональных корней, который принадлежит одновременно многим языкам и никакому из них в отдельности. Эти каналы, связанные воедино, подобно артериям и сосудам человеческого тела, образуют живую и пульсирующую карту культуры.

Метафоры в произведениях русских классиков

Особое отношение к метафоре отмечается у русских классиков. Например, Ф.М. Достоевский употреблял иносказания одному ему свойственным образом, стараясь не переусердствовать. В произведениях Достоевского метафоры встречаются редко, И. Анненский и вовсе считал, что Федор Михайлович все украшательство в тексте презирал, за исключением случаев употребления лиричных слов. Достоевский прибегает к метафорам, желая с их помощью показать персонажа с не самой лучшей стороны, рассказать читателю о том, что реальное положение дел героя несколько не соответствует тому, что он о себе мнит. Пример: «Фома Опискин был сыт одним благородством своей души!..» («Село Степанчиков и его обитатели»).

Совсем по-другому относились к метафорам Ф. Тютчев, А. Пушкин, М. Лермонтов и С. Есенин. В поэмах и прозе названных авторов метафоры нередкие гости.

Метафоры — слова, употребление которых делает русский язык образным, певучим, лиричным. Есть подобные выражения и в иностранных языках, но именно русские метафоры наиболее интересны, многие из них авторские и даже народные.

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Оценочная

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Примеры метафоры в стихах русских поэтов XX века

Метафоры в поэзии XX века звучат несколько иначе. Необычностью метафор отличается поэзия Маяковского. Связано это в первую очередь с эпохой, в которую создавались его стихи – время потрясений и культурного сдвига в искусстве, поиск обновленного поэтического языка.

Многие из его метафор основаны на визуальных образах: «розы столиц в лепестках площадей». Во вступлении к поэме «Во весь голос» поэзия уподобляется строю войск:

Военные, кровавые, навеянные революцией метафоры – отличительная особенность стихов Маяковского: «баррикады сердец и душ», «окровавленный сердца лоскут». Также Маяковским используется прием одушевления неживого, в частности – города и городских улиц:

***

Городские, урбанистические пейзажи становятся более живыми, чем люди, их населяющие:

У современника Маяковского – Есенина – напротив, метафоры совсем другие, образы тесно связаны с природой, крестьянской жизнью: «снег черемухи», «красные крылья заката», «мельница – бревенчатая птица», «дремлют в тумане плетни».

Метафору в поэтическом творчестве Цветаевой можно определить как одну из главных особенностей ее стихов. Природа у Цветаевой воплощает живительную силу: «беседую с ветром», «ветра поцелуи», «зоркая ночь», «лес – моя колыбель».

Метафоричность – базовый эстетический принцип раннего творчества Пастернака. Его поэтические образы строятся на приеме метафорического оживления:

Отличает стихи Пастернака от других коллег-поэтов метафора-абсурд, в основном присущая прозе: «час похож на таракана», «был мак, как обморок, глубок». В таких метафорах понятия «абстрактное» и «конкретное» зачастую меняются местами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: