Интенциональность

Введение в проблематику интенциональности. Определения интенциональности и их сложности

Исследование, посвященное одному понятию в конкретном направлении философии, логичнее всего начать с определения данного понятия. И, несмотря на то, что существует более или менее общепринятое определение интенциональности, согласно которому это способность сознания быть направленным на предметы, при попытке его эксплицировать обнаруживается, что даже оно в разных философских контекстах будет говорить о разных вещах. Не станет открытием тезис о том, что интенциональность — это многозначный и сложный термин. Интенциональность в этом смысле, конечно, не является уникальным философским понятием, а стоит в одном ряду с такими понятиями, как «сознание», «значение», «смысл», «феномен», «Я» и др. Сложность определения этих понятий связана с их богатой концептуальной историей, а также с тем, что, давая то или иное определение, мы неизбежно занимаем определенную философскую позицию. Однако мы постараемся избежать крайности, и не будем заявлять, что не существует вообще никакого одного предмета или феномена, соответствующего данному слову в разных философских концепциях.

Здесь мы попытаемся суммировать основные определения интенциональности, и в их число попадут, как определения, явно выраженные тем или иным философом, так и определения, которые имплицитно, с нашей позиции, полагаются теми или иными концепциями. Большинство данных определений не исключают друг друга даже, напротив, во многих концепциях мы имеем дело с понятием «интенциональность», сочетающим в себе несколько из нижеизложенных определений. Задача этого подробного исследования состоит не просто в том, чтобы сделать концептуальное введение для частных проблем — проблемы определения ментального содержания или натурализации интенциональности, обсуждаемых в других главах работы. Мы преследуем также две другие цели. Во-первых, мы хотим обосновать тезис о том, что одно из этих определений является доминирующим как в концептуальном плане (т.е. оно лежит в основании большинства других приведенных определений), так и в историческом (т.е. именно в этом смысле понятие интенциональности явным или (и чаще всего) неявным образом выступает в большинстве концепций). Речь идет об определении, согласно которому феномен, наиболее близкий к интенциональности — это значение42 (языковых выражений). Это исследование позволит нам также обосновать один из основных тезисов работы — тезис о том, что данное понятие предполагает определенную картину сознания, которая лишь отчасти правильно его описывает, однако в основном является ложной

Во-вторых, мы полагаем, что именно многозначность этого слова в сочетании с невниманием к этой многозначности зачастую затрудняет решение конкретных споров относительно этого понятия. Без сомнения, иллюзия, что философские проблемы могут быть полностью разрешены, как только мы сделаем значение терминов ясными, уже исчерпала себя исторически

Однако это не делает задачу более точного определения основного понятия в концепции менее актуальной и не элиминирует тот факт, что многие философские проблемы в действительности порождены путаницей в языке. Мы глубоко убеждены, что успех философского исследования во многом зависит от следования «принципу беспредпосылочности», выражаясь словами представителя не аналитической философии — Э. Гуссерля, т.е. принципу, согласно которому все предпосылки исследования следует сделать явными. Наша задача определить, где причиной несогласия по поводу природы интенциональности в действительности является сложность описываемого феномена, а где эта причина кроется в словах, которые мы используем. Таким образом, мы будем не просто приводить и суммировать здесь определения, а, прежде всего, обсуждать, какие философские сложности стоят за тем или иным из них.

Эффект беглости

Внешние факторы оказывают значительное, причём и бессознательное влияние во многих ситуациях. Так, при посещении ресторана большое значение имеет то, как оформлено меню. Если блюда описаны сочными прилагательными с оглаской на что-то необычное для повседневного дня, то такое блюдо не только захочется побыстрее заказать, но и по вкусу покажется интереснее, нежели на самом деле.

Затем эксперимент пошёл дальше – встала задача изучить то, как шрифт влияет на сознание человека. Приготовление пищи показалось сложнее в случае неразборчивого почерка с отсутствием пошаговой структуры в рецепте. Аналогичные результаты были получены и при описании набора физических упражнений. Именно это психологи называют «эффектом беглости», когда восприятие сути информации зависит от трудноусвояемости её формы.

Млодинов пишет, что так происходит, потому что мы – не есть компьютер, который способен переработать любую информацию, а «наш мозг – сумма многих модулей, работающих параллельно и связанных друг с другом, и большая их часть оперирует за пределами сознания». Поэтому так часто возникает удивление от собственных решений, поступков и чувств.

Бессознательный ум – это скорость

Британский психолог и физиолог Уильям Бойд Карпентер (1841 – 1918) в своей работе «Принципы ментальной физиологии» (1874 г.) написал: «два разных поезда ментальной деятельности двигаются одновременно: один сознательно, другой – бессознательно», при этом автоматические и бессознательные действия вторгаются в умственные процессы. Это утверждение стало неким толчком, которое нашло применение у психологов того и сегодняшнего дня. Сейчас ясно, что маршруты поездов из метафоры Карпентера имеют два отдельных, тесно взаимосвязанных направления со множеством точек пересечения

И так важно попробовать изучить его «карту маршрутов и станций»

Подсознательное намного глубже и фундаментальнее. Без него невозможно выжить ни одному животному. Если учитывать, что сенсорная система каждую секунду отправляет мозгу почти одиннадцать миллионов бит информации, а сознательный ум в силах обработать и усвоить только до пятидесяти бит в секунду, то если бы не бессознательный ум, то мозг просто завис, как компьютер при сверхбольшом потоке задач и информации. А так, сенсорное восприятие, память, ежедневные решения даются будто бы легко и без усилий.

Отличие интенции от желания

Чтобы правильно понимать, что такое интенция, важно научиться отличать её от желания. Желание – это влечение человека к чему-либо, основанное на простых инстинктах, стремлении к удовольствию или удовлетворению

Интенция – это стремление, имеющее под собой некий замысел, намерение, стратегию действий. К примеру, если человек хочет иметь собственное жильё – это желание. Но когда вокруг этого желания выстраивается план (накопить нужную сумму, купить участок и построить дом с определёнными характеристиками), оно превращается в интенцию.

Таким образом у интенции есть два основных отличия от желания:

  • Она представляет собой некий план действий (не просто желание получить что-то, а намерение получить это определённым способом).
  • Она более конкретна (не просто удовлетворение потребности, а удовлетворение её в определённой форме).

К примеру, «Хочу машину» – это простое желание. А вот «Куплю подержанный автомобиль, научусь ездить, потом куплю конкретную модель» – это уже интенция. Человек понимает, к чему стремится, планирует свои действия и конкретизирует конечную цель. Аналогично фраза «Хочу жильё» – это желание, а рассуждение «Накоплю денег, куплю участок в деревне и построю дом с бассейном и библиотекой» – это уже конкретная и целенаправленная интенция.

Интенционализм [ править ]

Интенционализм — это тезис о том, что все ментальные состояния интенциональны, то есть они о чем-то: об их интенциональном объекте. Этот тезис также упоминается как «репрезентационализм». Интенционализм вытекает из утверждения Брентано , что интенциональность является «признаком ментального»: если все и только ментальные состояния являются интенциональными, то, несомненно, все ментальные состояния являются интенциональными.

Обсуждения интенциональности часто сосредотачиваются на интенциональности сознательных состояний. В таких состояниях можно отличить их феноменальные особенности или то, на что похоже субъект, находящийся в таком состоянии, от их интенциональных особенностей или того, чем они являются. Эти две особенности кажутся тесно связанными друг с другом, поэтому интенционалисты предложили различные теории, чтобы уловить точную форму этой связи.

Формы интенционализма править

Эти теории можно условно разделить на три категории: чистый интенционализм, нечистый интенционализм и теории квалиа. И чистый, и нечистый интенционализм считают, что существует супервентность.связь между феноменальными чертами и интенциональными особенностями, например, что два интенциональных состояния не могут различаться в отношении своих феноменальных характеристик, не различаясь в то же время в своих интенциональных характеристиках. Теории Qualia, с другой стороны, утверждают, что среди феноменальных свойств ментального состояния есть по крайней мере некоторые ненамеренные феноменальные свойства, так называемые «Qualia», которые не определяются интенциональными характеристиками. Чистый и нечистый интенционализм расходятся во мнениях относительно того, какие интенциональные особенности ответственны за определение феноменальных характеристик. Чистые интенционалисты считают, что ответственным является только преднамеренное содержание, в то время как нечистые интенционалисты утверждают, что способ или способ представления этого содержания также играет роль.

Психические состояния без намерения править

Критики intentionalism, так называемые анти-intentionalists , было предложены различные очевидные контрпримеры к intentionalism: состояния, которые считаются умственными , но испытывает недостаток в интенциональности.

Некоторые анти-интенционалистские теории, такие как теория Неда Блока , основаны на аргументе, что феноменальный сознательный опыт или квалиа также является жизненно важным компонентом сознания и не является преднамеренным. (Последнее утверждение оспаривается Майклом Таем .)

Другая форма анти-интенционализма, связанная с Джоном Сёрлом, рассматривает саму феноменальность как «знак ментального» и игнорирует интенциональность.

Другая форма утверждает, что некоторые необычные состояния сознания не являются преднамеренными, хотя человек может прожить всю жизнь, не испытывая их. Роберт К. К. Форман утверждает, что некоторые из необычных состояний сознания, типичных для мистического опыта, являются событиями чистого сознания, в которых осознание существует, но не имеет объекта, не является осознанием «чего-либо».

Феноменальная интенциональность

Феноменальная интенциональность — это тип интенциональности, основанный на феноменальных или сознательных ментальных состояниях. Это контрастирует с нефеноменальной интенциональностью , которую часто приписывают, например, языку и бессознательным состояниям

Это различие важно для философов, которые считают, что феноменальная интенциональность имеет привилегированный статус над нефеноменальной интенциональностью. Эта позиция известна как феноменальная теория интенциональности

Этот привилегированный статус может принимать две формы. В умеренной версии феноменальная интенциональность является привилегированной, потому что другие типы интенциональности зависят от нее или основаны на ней. Следовательно, они не являются преднамеренными по своей сути. Более сильная версия идет дальше и отрицает, что существуют другие типы интенциональности. Теория феноменальной интенциональности обычно противопоставляется натурализму в отношении интенциональности — представлению о том, что интенциональные свойства сводятся к естественным свойствам, как это изучается естественными науками .

Интенциональность по Брентано и Гуссерлю

Теория интенциональности появилась в современной философии благодаря Францу Брентано. Именно он предложил с помощью интенциональности различать физические и ментальные проявления. Учёный полагал, что всякий психический процесс завязан на конкретном нечто. Это и позволяет назвать его интенциональным.

Направленность философствований характеризуется:

  • желательностью;
  • отбором (селективностью);
  • аспектуальностью (сосредоточенность на объекте);
  • заинтересованностью (в результатах переживания).

Именно Брентано предложил концепт субъективной компоненты, распространённый сегодня. Позднее данную категорию аналитического аппарата использовал в своей философии Эдмунд Гуссерль.

Отталкиваясь от ранее предложенных идей, философ рассматривал феномен интенциональности через призму её реальной и идеальной составляющей — ноэзиса и ноэмы. По мнению Гуссерля, интенциональность — одно из крупнейших открытий феноменологии. Согласно толкованию, это акт сознания, превалирующего над подсознанием. Но такое определение, считает учёный, в полной мере не раскрывает суть интенциональности. Интенциональный акт более точно отражается другой формулировкой. Его можно постичь, только многократно определив смысл, который имеется в виду. Другими словами, чтобы идентифицировать объект, нужно установить зависимость между понятием и значением.

Мозг сглаживает картину мира, интерпретация которой не универсально точна

Бессознательное часто подсказывает, даёт правильные советы, которые могут стать спасительными. Как раз это и называют инстинктами, интуицией человека. Не стоит это игнорировать. Философы веками рассуждают на тему действительности мира, который воспринимает каждый. Современная нейробиология считает, что нужно относиться к воспринимаемому как к иллюзии, поскольку сознательная информация поступает от органов чувств в уже обработанном виде. Бессознательное не просто интерпретирует получаемые данные, но и улучшает их, сглаживает огрехи и недочёты, создавая на основе неполных данных цельные образы. Это касается и слуха, и зрения, и других органов чувств. Например, если убрать какой-то слог из озвученного предложения, то мозг самостоятельно додумает пробел в услышанном в зависимости от смысла.

Не видеть объекты, но видеть движение

Первым высказавшимся о том, что зрение – не одноколейно, был врач Британской армии Джордж Риддох (1888 – 1947). Он исследовал и животных, повреждая им отдельные участки мозга, и людей с повреждениями мозга после ранений в Первой мировой войне. Особенно интересный случай произошёл с подполковником Т. Ему пуля попала в правую затылочную долю, после чего он продолжил бой, но через пятнадцать минут потерял сознание на целых одиннадцать дней. Когда он очнулся, оказалось, что с левой стороны ему ничего не видно, но при этом движения всё равно продолжали отображаться. Причём не ясно было, что именно движется: ни цвета, ни формы распознать не удавалось.

Случившийся феномен с подполковником Т не подтвердил теорию со слепозрением, но внёс революционное утверждение: зрение – совокупность нескольких самостоятельных информационных потоков, и сознательных, и бессознательных.

Аналитическая философия и интенциональность

Современная аналитическая философия, рассматривая объекты, не обходится без понятия интенциональности.

В своей книге «Интенциональность» Джон Серл связывает термин с теорией речевых актов. При этом на первых страницах работы философ уточняет, что, рассматривая интенциональность, он не следует ранее заложенным традициям толкования. Таким образом, ничего нового в трактовки предшественников Серл не привносит.

Философ идёт по другому пути. Понятие интенциональности он использует в качестве фундамента для своей теории речевых актов и открывает новые аспекты философии сознания. Такой научный взгляд повлёк за собой тенденцию к сближению двух понятий — интенциональность и квалиа. Их связь обусловлена субъективной компонентой, которую выделяют как основу интенциональности.

Развитие понятия «интенциональность» прошло долгий путь от арабской философии 12 века до современного аналитического направления. Несмотря на множественные трактовки, большинство философов сходятся на том, что интенциональность — это заинтересованность в объекте. Её база состоит из четырёх элементов: желательность, аспектуальность, селективность и непосредственно заинтересованность.

Обладая таким качеством, как интенциональность, человек имеет больше шансов добиться успехов, достигая поставленные цели. А научиться правильно ставить цели научит курс Викиум «Целеполагание».

Источник

Внешние ссылки [ править ]

  • Стэнфордская энциклопедия философии :
    • Преднамеренность
    • Интенциональность в античной философии
    • Сознание и намерение
    • Древние теории интенциональности
  • Интернет-энциклопедия философии :
    • Преднамеренность
    • Коллективное намерение
vтеФилософия разума
Теории
  • Бихевиоризм ( радикальный )
  • Биологический натурализм
  • Когнитивная психология
  • Вычислитель
  • Дуализм разума и тела
  • Исключительный материализм
  • Эмерджентный материализм
  • Эмерджентизм
  • Эпифеноменализм
  • Функционализм
  • Идеализм
  • Интеракционизм
  • Материализм
  • Монизм
  • Наивный реализм
  • Нейтральный монизм
  • Окказионализм
  • Панпсихизм
  • Психоанализ
  • Параллелизм
  • Феноменализм
  • Феноменология
  • Физикализм
  • Дуализм свойств
  • Репрезентативный
  • Солипсизм
  • Субстанциальный дуализм
Концепции
  • Абстрактный объект
  • Искусственный интеллект
  • Китайская комната
  • Познание
  • Когнитивное закрытие
  • Концепция
  • Концепция и объект
  • Сознание
  • Тяжелая проблема сознания
  • Гипостатическая абстракция
  • Идея
  • Личность
  • Изобретательность
  • Интеллект
  • Преднамеренность
  • Самоанализ
  • Интуиция
  • Язык мысли
  • Материализм
  • Психическое событие
  • Ментальный образ
  • Психическая собственность
  • Ментальное представление
  • Разум
  • Проблема разума и тела
  • Новый мистицизм
  • Боль
  • Взгляд в будущее
  • Привилегированный доступ
  • Проблема других умов
  • Пропозициональное отношение
  • Qualia
  • Чистая доска
  • Понимание
  • Зомби
  • более…
похожие темы
  • Метафизика
  • Философия искусственного интеллекта  / информация  / восприятие  / самость
  • Категория
  • Категория философов
  • Проект
  • Оперативная группа
  •  Философский портал
Авторитетный контроль
  • BNE : XX535583
  • MA : 2777200700

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция – это результат, на который рассчитывает человек, произнося определённую фразу. Одна и та же коммуникативная интенция может быть выражена разными словами. К примеру, фразы «Хочу тебя увидеть» и «Давай встретимся» выражают одну и ту же интенцию (хоть и с разной степенью однозначности). Умение понимать собственную интенцию и формулировать фразы, учитывая её, позволяет человеку гораздо лучше доносить свои мысли до окружающих.

Иногда высказывания содержат скрытую интенцию, которую человек не готов сформулировать прямо. К примеру, находясь в помещении с другими людьми, он может предложить открыть окно, чтобы впустить немного свежего воздуха. Однако не все и не всегда решаются на прямую просьбу. Поэтому иногда люди просто говорят что-то вроде «Как же здесь душно!», надеясь, что другие согласятся с этим и сами предложат открыть окно.

Таким образом, коммуникативная интенция – это некое воздействие, которое пытается осуществить говорящий человек на собеседника. Результат общения во многом зависит от того, насколько подходящие он подобрал слова, а также от того, насколько правильно была понята его интенция. Поэтому при формулировании своих высказываний желательно не только осознавать собственную интенцию, но и хорошо понимать особенности восприятия собеседника.

Мнение Канта и первый эксперимент над мозговой деятельностью

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) считал, что каждый составляет картину творчески, а не документирует реальные события, поскольку воспринимает окружающее в силу собственных, ранее созданных наклонностей ума. И эта теория во многом близка представлениям современных учёных.

По мнению Канта, эмпирическая психология не могла стать наукой, так как невозможно было теорию записать и вычислить достоверно. Первая попытка измерить происходящее в человеческом мозге произошла в 1834 году. Тогда практикующий психолог Э. Г. Вебер поставил несложный эксперимент с тактильностью. Нужно было определить самостоятельно вес груза, который фиксировался на теле испытуемого. Многочисленные повторения с различными весами показали, что отклонение от определения веса груза пропорционально самому весу. То есть, чем тяжелее груз, тем больше погрешность в ответе, и наоборот.

Проведённый эксперимент не показал чего-то сверхъестественного, но имеет большую значимость в психологии. Именно он показал, что многие математические и научные законы ментальной деятельности можно изучать экспериментальным путём.

Слепой парадокс PEPSI

Что же вкуснее – COCA-COLA или PEPSI-COLA? Этот вопрос до сих пор для многих остаётся неразрешённым. Такие похожие вкусы и такое разное отношение к ним. Даже проводились эксперименты, в которых предлагалось продегустировать 2 вида напитков без указанного логотипа. И что всегда вызывало удивление, так это то, что PEPSI постоянно выигрывало по вкусовым предпочтениям. А как только давалось знать, какой именно напиток налит в стакане, то тогда выигрывала COCA-COLA. Это получило название — «Парадокс Пепси».

Среди всех объяснений более очевидное – это влияние бренда. Причём продолжение эксперимента в 2007 году, когда пригласили для участия людей с серьёзными повреждениями вентромедиальной префронтальной коры, показало, что такие подопытные не отказываются от выбора в сторону PEPSI даже после озвучивания названий брендов после дегустации. Это связано с тем, что у них была повреждена именно та область мозга, которая отвечала за неясные, но приятные ощущения, похожие на те, которые возникают вместе с воспоминаниями о любом знакомом бренде.

Что такое интенция?

Интенция – это направленность сознания или мышления человека на определённый объект. То есть, это понятие подразумевает, что мыслительные процессы направлены на достижение определённой цели, и у человека присутствует намерение получить конкретный результат. Интенция может проявляться в стремлениях, намерениях, желаниях, «душевных порывах», замыслах и иных формах. При этом объект, на который она направлена, может быть как реальным, так и вымышленным.

Термин «интенция» образован от латинского слова intentio – намерение, стремление. Первыми его начали использовать средневековые схоласты. В современную философию его ввёл австрийский философ Франц Бертрано в 19 веке. А в психологию данное понятие ввели представители Вюрцбургской школы в начале 20 века.

Интенция может быть как осознанной, так и неосознанной. То есть, человек может последовательно продвигаться к достижению определённой цели, не задумываясь о рациональности и целесообразности предпринимаемых им действий.

Парадоксальная интенция

В современной психотерапии существует такой подход как парадоксальная интенция. Он используется для борьбы со страхами и тревогами, связанными с неудачным опытом. Идеи, положенные в его основу, предложил австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), а дальнейшим развитием метод парадоксальной психотерапии обязан его соотечественнику Виктору Франклу (1905-1997).

Суть метода заключается в том, чтобы выступать навстречу своим страхам и переживаниям, формулируя парадоксальные цели. К примеру, человек, который боится выступать перед большой аудиторией, обычно начинает потеть, у него дрожит голос и кружится голова. Чтобы справиться с этим, он должен представить, что именно в этом и заключается его цель – вспотеть, ощутить головокружение и заговорить сильно дрожащим голосом (юмористические идеи приветствуются).

Далее можно попробовать сделать это в обычной обстановке, в которой нет причин волноваться. И если заставить голос дрожать ещё как-то можно, то вспотеть или ощутить головокружение просто так не получается. Для этого нужно выйти на сцену и выступить перед большим количеством людей. Собственно, в этом и заключается суть метода. Теперь человеку нужно выйти на сцену, чтобы добиться конкретной цели. Но во время выступления выясняется, что переживания стали гораздо слабее, и никакой потливости, дрожи и головокружения больше нет.

Интенциональность

Интенциональность – это одно из свойств модели психического. В зависимости от способностей организма, выделяют четыре порядка:

  1. Интенциональность первого порядка характеризуется пониманием состояния собственного ума, своих верований и желаний.
  2. Второго порядка – формированием представлений о чужих умонастроениях.
  3. Третьего – формирование мыслей и идей другого человека.
  4. Четвёртого – целой цепочкой умозаключений о представлениях других о предыдущих, либо других нескольких разных людей.

Если животным присуща интенциональность только первых двух порядков, то люди обычно оперируют интенциональностью третьего и четвёртого порядка. Звучит это примерно так: «Похоже, друг мой Сэнфорд догадывается, что моя дочь Оливия думает, будто его сын Джонни считает её очаровашкой». Говорят, что люди могут додуматься и до шестого порядка, но запись такого умозаключения потребует сверхбольшого напряжения от ума. 

Сглаживание воспоминаний

Насколько можно доверять своим воспоминаниям, всегда ли они правдивы и точны? Рассматривать концепцию памяти как архив кинофильмов на жёстком диске компьютера однозначно нельзя. Человеческой памяти присущи искажения, как и ежесекундному восприятию окружающего. Воспоминания сглаживаются, а их неизбежные пробелы заполняются имеющимися ожиданиями, накопленными знаниями. Бессознательная часть ума как раз и перебирает, отвечает за выбор нужной, значимой информации из всей, которая поступает. Поэтому можно утверждать, что биологический вид человека уцелел благодаря тому, что эволюция променяла идеальную, стопроцентную память на способность оперировать колоссальными информационными потоками.

Британский психолог, первый профессор экспериментальной психологии Кембриджа Фредерик Чарлз Бартлетт (1886 – 1969) был увлечён изменениями культуры при передаче от человека к человеку, между поколениями и исследовал «групповую память», как разнятся воспоминания об одном и том же событии у разных людей. Его прорывом в данной теме стало приложение принципа игры в испорченный телефон к метаморфозам различных историй в памяти человека с течением времени. Решил он это поэкспериментировать, взяв в основу сказку «Война духов» с элементами мистики. Бартлетт прочитал сказку испытуемым и затем просил её рассказывать через разные промежутки времени. Что стало интересно для размышлений, так это тенденция памяти со временем не только забывать и терять некоторые моменты, но и приобретать новые. Так, со временем сказка переформировалась в более логичную, последовательную и понятную.

Такое сглаживание воспоминаний поразительно похоже на буквальное сглаживание, которое заметили гештальт-психологи в 1920-х годах. Его суть заключается в том, что при рассмотрении какой-нибудь неправильной, недорисованной фигуры в памяти запечатляется нечто более симметричное и обтекаемое. Так, бессознательное берёт неполную информацию, поставляемую органами чувств, добавляет недостающие детали и передаёт готовое восприятие сознательному уму.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Брентано, Франц (1874 г.). Psychologie vom empirischen Standpunkte Leipzig, Duncker & Humblot ( Психология с эмпирической точки зрения , Routledge, 1973.
  • Чисхолм, Родерик М. (1967). «Интенциональность» в Философской энциклопедии . Макмиллан. ISBN 978-0-02-894990-1 
  • Чисхолм, Родерик М. (1963). «Заметки о логике веры» в философских и феноменологических исследованиях . Vol. 24: стр. 195-201. Перепечатано в Маррасе, Аусонио. Эд. (1972) Интенциональность, разум и язык . ISBN 0-252-00211-3 
  • Чисхолм, Родерик М. (1957). Восприятие: философское исследование . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-0077-3 
  • Хрудзимски, Аркадиуш и Барри Смит (2004) «Онтология Брентано: от концептуализма к реализму» в Жакетте (ред.) Кембриджский компаньон к Брентано ISBN 0-521-00765-8 
  • Дэвидсон, Дональд. «Правда и смысл». Synthese, XVII, стр. 304–23. 1967 г.
  • Деннет, Дэниел С. (1989). Преднамеренная позиция . MIT Press. ISBN 978-0-262-54053-7 
  • Дрейфус, Жорж. «Является ли восприятие преднамеренным? (Предварительное исследование интенциональности в индийской философии)». 2006 г.
  • Фодор, Дж. «Язык мысли». Издательство Гарвардского университета. 1980. ISBN 0-674-51030-5. 
  • Гуссерль, Эдмунд (1962). Идеи: Общее введение в чистую феноменологию . Книги Кольера. ISBN 978-0-415-29544-4 
  • Гуссерль, Эдмунд. Логические исследования. ISBN 978-1-57392-866-3 
  • Жакетт, Дейл (2004) «Концепция интенциональности Брентано» в Жакетте (ред.) Кембриджский компаньон к ISBN Брентано 0-521-00765-8 
  • Ле Морван, Пьер (2005). «Преднамеренность: прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный». Журнал философских исследований, 30, с. 283-302.
  • Малле Б.Ф., Моисей Л.Дж. и Болдуин Д.А. (ред.) (2003). Намерения и намерения: основы социального познания. MIT Press. ISBN 978-0-262-63267-6 . 
  • Моханти, Джитендра Натх (1972). Концепция интенциональности: критическое исследование . Сент-Луис, Миссури: Уоррен Х. Грин, 1972. ISBN 978-0-87527-115-6 
  • Падилья Гальвес, Дж. , М. Гаффал (ред.), Намерение и действие . Де Грюйтер, Берлин — Бостон, 2017. ISBN 978-3-11-056028-2 .  
  • Перлер, Доминик (редактор) (2001), Древние и средневековые теории интернациональности , Лейден, Брилл. ISBN 978-9-00412-295-6 
  • Куайн, Западная Вирджиния (1960). Слово и объект . MIT Press. ISBN 978-0-262-67001-2 . 
  • Саяма, Сеппо и Камппинен, Матти. Историческое введение в феноменологию . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Крум Хелм, 1987. ISBN 0-7099-4443-8 
  • Стич, Стивен. «Релятивизм, рациональность и пределы преднамеренного описания». Pacific Philosophical Quarterly, 65, стр. 211–35. 1984 г.
  • Уиллифорд, Кеннет. «Интенциональность сознания и сознание интенциональности. В Г. Форрай и Г. Кампис, ред., Интенциональность: прошлое и будущее. Амстердам: Родопи, стр. 143–156. 2005. ISBN 90-420-1817-8 

Метод искусственного слепозрения и бессознательные сексуальные предпочтения

Немецкий врач и микробиолог Роберт Кох (1843-1910) со своей научной группой разработал метод, опирающийся на «бинокулярное соперничество», искусственного слепозрения. Его суть заключается в том, что при одновременном показе двух различных изображений каждому глазу невозможно увидеть и распознать обе в один миг – будет чередование взгляда с одной картинки на другую. Если с одной стороны показывать неподвижную иллюстрацию, а с другой видео, то изображение вовсе распознано не будет.

Затем исследователи решили проверить на своём эксперименте теорию слепозрения, что бессознательные догадки подопытных станут правильными только в случае личной заинтересованности в изображаемом объекте. Для реализации были использованы порнографические снимки, которые должны были возбудить исследуемых. Результаты эксперимента подтвердили ожидания учёных. Если подопытные точно определяли расположение непровоцирующего объекта на неподвижной фотографии только в половине случаев, то при провоцирующем объекте появилась способность с точностью определять расположение. Так, гетеросексуальные мужчины правильно определяли расположение обнажённой женщины на снимке, и наоборот, женщины – расположение мужчины. Данный эффект не наблюдался, когда женщинам показывали женщину, а мужчинам – мужчин. Но было одно исключение – гомосексуалисты реагировали ожидаемо на бессознательном уровне – отвечали строго наоборот. Таким образом, результат эксперимента с точностью отображал сексуальные предпочтения испытуемых.

Несмотря на правильные ответы относительно неподвижной картинки, сказать, что именно там было изображено, никому не удавалось. Все могли только описать изображения в движении, которые были продемонстрированы другому глазу. То есть, пока сознательное пыталось запомнить движущие иллюстрации, бессознательное обрабатывало эротические изображения в подсознании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: