Психотерапия

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Я-концепция

Из того, что уже было сказано, легко сделать вывод, что концепция «Я» в подходе Роджерса была центральным элементом. И вот какое определение «Я» давал он сам.

«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств Я, или «меня» и восприятий взаимоотношений Я, или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый» (К.Роджерс 1959 год).

Эти слова можно представить и несколько по-другому, например вот так — Я это часть феноменального поля сознания (или восприятия) человека, которая им же самим определяется как Я. Другими словами Я, это представления самого человека о том, чем он является.

Но «Я» это не только то, что воспринимается мной как «Я» сегодня, это включает в себя также и мои представления о том, каким бы я хотел стать, то есть отражает те черты, которые я хотел бы иметь, но пока не имею. Поэтому, важная часть концепции личности  Я — идеал. В теории Роджерса, это очень важная часть личности, поскольку именно Я-идеал определяет интенцию к ее развитию, а, как мы помним, самоактуализация (или развитие Я) является важнейшим мотивом для поведения человека.

Концепция Я находится постоянно в процессе перемен, но при этом, оно всегда сохраняется как целостная система. В качестве примера можно привести такой факт-с точки зрения личности, я-маленький ребенок много лет назад и я взрослый человек сегодня, одна и та же персона, несмотря на то, что со стороны это выглядит как две совершенно разных личности.

Концепция личности Карла Роджерса

В рамках этой статьи мы уже говорили о том, что в основе его воззрений на человеческую личность лежал феноменологический поход, который утверждал господство субъективного опыта индивида. Это и стало главной основной для личностной концепции Роджерса, а в дальнейшем и для психологического метода работы с клиентами, который назывался клиент-центрированной терапией.

Главная идея, которая естественным образом легла в основу личностного подхода Роджерса, это связь субъективного опыта человека и его поведения. Это означало, что действия любого человека целиком и полностью определяются его же собственной интегральной интерпретацией событий внешнего (материального) и внутреннего (психического) мира, которые были ни чем иным, как единым полем сознания человека (психокосмом).

Здесь важнейшее значение имеет восприятие явлений и их интерпретация. Например, я сижу за столом, смотрю на море и пью кофе со сливками, при этом, внутри меня существует целая гамма чувств и мыслей, присущая только мне одному. Никто кроме меня, не может утверждать, что чувствует реальность лучше меня или противопоставлять свое чувство реальности моему.Это значит, что все истоки моего поведения, внутреннего эмоционального состояния и интенций находятся прямо здесь и сейчас. Здесь же находятся и весь мой опыт, и именно поэтому, значение имеет не он сам, как совокупный результат произошедших в прошлом событий, а то, как я интерпретирую это событие сейчас.

Так мы могли получить психологическую травму в детстве по причине того, что родители подавляли нашу физическую и эмоциональную активность, заставляя вести себя в соответствии с их собственными представлениями. Но со временем, эта травма претерпевает значительную трансформацию и во взрослом возрасте проявляется, например так — человек испытывает недоверие к окружающему миру и уже по этой причине избегает эмоционального контакта. По Роджерсу, именно сегодняшний опыт имеет подлинное значение, именно его и надо осознать и пережить, а вовсе не первоначальное событие, которое к нему привело и давно утратило свою актуальность.

Конечно же он не отрицал значение травматических событий прошлого, но считал их второстепенными в сравнении с актуальным опытом «здесь и сейчас».

И еще одна вещь для Роджерса имела огромное значение, он был уверен, что важнейшей бессознательной интенцией человека было стремление прогнозировать будущее. Например, истинной проблемой уже упомянутого нами выше индивида, являются вовсе не прошлые события его жизни, а тот факт, что он опасаетсся эмоциональных проявлений в будущем, так как автоматически просчитывает их возможные последствия, и именно эти будущие события для него важны. Поэтому, целесообразным будет изменение его отношения к миру, а именно, устранение страха эмоциональных реакций, через осознание того факта, что сегодняшний мир не несет для него угрозы.

Итак, с точки зрения Роджерса личность было целесообразно рассматривать в контексте связки «настоящее-будущее».

Различия во взглядах Маслоу и Роджерса

— Первое: разница в интерпретации причин, результатом которых являлось поведение человека (его действия).

Поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. По другому, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).

Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.

— Второе: как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.

Что касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил о предвзятости их подхода в связи с акцентом на психологические аномалии, он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.

— Третье: Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.Карл Роджерс также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на том, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий вырастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную психопатологиями.

В главном же их взгляды ровно совпадали, и это было убеждение, что человек по факту рождения обладает стремлением к самоактуализации и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития.

Феноменология и теория личности Роджерса

Эдмунд Гуссерль

Немного информации о том, что такое феноменология.Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ.

Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид  самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.

Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.

Интенциональность становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось, как чистый смысл или трансцендентальное Я.

Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).

А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод, что человек вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности по определению заложены в нем самой природой.

Эти рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.

Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а конкретно — к все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.

Такой взгляд, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.

Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.

Принято считать, что они заключаются в следующем.

Абрахам Маслоу

Книги (5)

Брак и его альтернативыРаздел библиотеки: Для двоих

Книги и статьи Карла Роджерса привлекли к нему многочисленных последователей и учеников.

В этой книге автор раскрывает читателю правдивую и парадоксальную картину того, что такое брак изнутри.

Читать »

Клиенто-центрированная терапияРаздел библиотеки: Практическая психология

В книге изложена теория личности К. Роджерса как основание разработанного им психотерапевтического подхода — клиенто-центрированной терапии.

Прикладные аспекты данного метода представлены в главах, написанных сподвижниками К. Роджерса — Э. Дорфман (Игровая терапия), Н. Хоббсом (Группоцентрированная терапия) и Т. Гордоном (Вопросы лидерства и управленческого администрирования).

Читать »

Консультирование и психотерапияРаздел библиотеки: Социальная психология

Книга по праву относится к серии классических. Она не только не утеряла своей актуальности за сорок лет с момента ее издания в Америке, но скорее всего она так и останется современной на многие годы. Принципы роджеровской терапии представляются совершенно неотъемлемыми для любого терапевтического контакта вне зависимости от приверженности консультанта тому или иному психологическому направлению — это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование и прочие.

Книга адресована прежде всего психологам, психологам-консультантам, психотерапевтам и студентам означенных специальностей. Однако она будет полезна всем, кто так или иначе работает с людьми или интересуется проблемами взаимоотношений: педагогам, социальным работникам, менеджерам и даже военным. Книга написана легко и доступна для любой категории читателей.

Читать »

Психология супружеских отношенийРаздел библиотеки: Для двоих

В этой замечательной книге Карл Роджерс исследует внутреннюю реальность самых фундаментальных отношений — отношений между мужчиной и женщиной. Автор, имеющий богатейший опыт психотерапевтической работы вообще и общения с семейными парами в частности, делится с читателями своими прогрессивными взглядами на проблемы супружеских отношений.

Главный вывод его рассуждений в том, что современный брак — это не обязанность и не проклятие, не принесение себя в жертву и не реализация чьих-то надежд и ожиданий. Брак — одна из разновидностей человеческих отношений, в которых человек может и должен быть счастлив. Как достигается гармония семейных отношений, каковы возможности и перспективы этих взаимоотношений, в чем заключаются проблемы и ограничения и каковы пути их преодоления — эти и многие другие самые злободневные вопросы непредвзято и некритично рассматриваются в данной работе.

Читать »

Становление личностьюРаздел библиотеки: Путь к себе

В одном из своих самых значительных трудов выдающийся психолог, психотерапевт, мыслитель К.Роджерс описывает свой уникальный и богатейший опыт помощи людям в поиске их пути к развитию и личностному росту через понимание собственных возможностей и ограничений.

Читать »

1.docx

  1    

  1. Введение.
  1. Книга К. Роджерса «О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта».
  1. Заключение.
  1. Список использованной литературы и источников.

Введение.утверждалпсихологическогоКнига К. Роджерса «О становлении личностью»Часть I «О себе»Глава 1 «ЭТО – Я» развитие моего профессионального мышления и личной философиилекции

В моих отношениях с другими людьми я обнаруживал, что если я буду выдавать себя не за того, кем я есть на самом деле, ничего хорошего не получится.

Я нахожу, что добиваюсь большего успеха в отношениях с другими людьми, когда я могу воспринимать себя и быть самим собой, принимая себя таким, каков я есть.

Я обнаружил, что исключительно важно позволить себе понимать другого человека.

Я обнаружил, что очень много обретаю, когда делаю все возможное, чтобы люди сообщали мне о своих чувствах, о личном опыте восприятия.

Я обнаружил, что очень много получаю, когда могу принимать другого человека.

Чем более я открыт для восприятия действительности и внутреннего мира – своего и другого человека, – тем менее я стремлюсь «улаживать дела».

Я могу доверять своему жизненному опыту.

Я руководствуюсь не оценками других.

Самым высоким авторитетом для меня служит опыт.

Мне нравится выявлять правила, которым подчиняется мой опыт.

Мой опыт говорит мне, что в основе человека лежит стремление к положительным изменениям.

Жизнь в ее лучшем виде – это текущий и изменяющийся процесс, в котором ничто не есть неизменным.

^ Часть II «Как я могу помочь»Глава 2.Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личностиГлава 3. Характерные черты помогающего поведения

  1. «Могу ли я восприниматься другим человеком как достойный доверия, надежный, последовательный человек в самом глубинном смысле этого слова?»
  2. «Могу ли я достаточно выразительно передать, что я испытываю в данный момент, чтобы это выглядело недвусмысленно?»
  3. «Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства к другому человеку – чувства симпатии, привязанности, любви, интереса, уважения?»
  4. «Достаточно ли я сильный человек, чтобы позволить себе быть отличным от других? Способен ли я непреклонно уважать свои собственные чувства так же, как чувства и нужды других людей? Умею ли я владеть своими чувствами и, если нужно, выражать их, как что-то, принадлежащее исключительно мне? Достаточно ли я тверд в этом отличии от другого человека, чтобы не быть подавленным его депрессией, испуганным его страхом, поглощенным его зависимостью от меня?»
  5. «Достаточно ли я чувствую себя в безопасности, чтобы допустить его отдельность, непохожесть на меня? Могу ли я допустить, чтобы он был тем, кто он есть, – честным или лживым, инфантильным или деятельным, отчаявшимся или чересчур уверенным в себе? Могу ли я дать ему эту свободу?»
  6. «В состоянии ли я допустить себя полностью в мир чувств и личностных смыслов клиента и видеть их такими же, какими их видит он?»
  7. «Могу ли я принять все качества человека, которые он проявляет? Могу ли я принять его таким, какой он есть? Могу ли я выразить это отношение?»
  8. «Могу ли я действовать с достаточной чувствительностью в отношениях с клиентом, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза?»
  9. «Могу ли я освободить клиента от угрозы внешней оценки?»
  10. «Могу ли я воспринимать другого индивида как человека, который находится в процессе становления, или мое и его прошлое ограничивает мое восприятие?»

Глава 4.Наши субъективные и объективные представления о психотерапии

  1. Чтобы обозначить это условие, мы воспользовались новым словом «конгруэнтность». Под ним мы подразумеваем, что психотерапевт сознает и понимает испытываемые им чувства, что он в силах переживать эти чувства и соответствующим образом давать о них знать другому человеку. Никто не в состоянии обеспечить это условие полностью, однако чем более терапевт способен положительно воспринимать все, что происходит у него внутри, и чем более он способен без страха принимать всю сложность своих чувств, тем выше степень его конгруэнтности.
  2. Для обозначения этого условия мы используем термин «безусловное положительное отношение». И снова исследования показывают, что чем более терапевт проявляет это отношение, тем более вероятна успешная психотерапия.
  3. Третье условие можно назвать эмпатическим или сочувственным пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

^ Часть III «Процесс становления личности»Глава 5.О некоторых направлениях работы в психотерапии  1    

Поиск по сайту:  

Главный мотив личности по Роджерсу

Как и в случае с Маслоу, Роджерсу для своей теории требовалась доказательная основа, ему нужно было обосновать, что именно является движущим мотивом индивида в его стремлении к саморазвитию. Таким мотивом для Роджерса стало то, что он назвал тенденцией к самоактуализации. Этот мотив представлялся Роджерсу неотъемлемо присущим человеку с рождения, то есть имел биологическую природу. Эта тенденция организма к развитию способностей и новых навыков несомненно имела смысл в контексте эволюционного развития организма.

Возможно, более понятно этот мотив смогут объяснить слова самого Роджерса, определившего свою тенденцию как «один центральный источник энергии в организме человека».

У этого источника было несколько отличительных особенностей.

Как уже было упомянуто, он брал свое начало в биологических процессах тела, это означало, что причина стремления к самоактуализации, лежала не в личной истории индивида и не была связана с его воспитанием, а имела биологическое происхождение, то есть была врожденной. Этот источник имел и очевидное биологическое предназначение, потому, что он напрямую влиял на сохранность организма. Во-первых, он был связан с удовлетворением дефицитарных потребностней, но кроме этого, имел и функцию развития его психических способностей, что и было той самой тенденцией к самоактуализации, которая, между прочим, обеспечивала эволюционную составляющую процесса развития организма, то есть была биологически целесообразной.Роджерс пошел еще дальше и объявил эту тенденцию присущей не только человеку, но и вообще, любому живому существу на планете.

Чтобы показать насколько очевиден такой подход, он приводил примеры, иллюстрирующие стремление человека к самоактуализации. Например ребенок, который только учится ходить постоянно падает, но несмотря на это, упорно продолжает этот процесс до тех пор, пока не встанет на ноги, спортсмен постоянно проводит время в тяжелых тренировках, чтобы улучшить свое время в беге на доли секунды, альпинист, невзирая на холод и опасности упорно идет к вершине. И это движение к саморазвитию часто бывает связано с борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько силен, что позволяет человеку проходить через все эти препятствия и достигать своей цели.

Таким образом для Роджерса главный мотив человека на протяжении всей его жизни, это  стремление к самоактуализации с целью становления полноценной личности и, если человек действительно пытается достичь этого в своей жизни, то он живет, глубоко чувствуя свое существование и наслаждаясь каждым его моментом. И такой жизненный путь и есть истинное предназначение каждого человека и, только целеустремленно идя по нему, индивид может достичь того, что называют счастьем полной жизни. Однако, самоактуализация для Роджерса не была некой единственной и окончательной целью или конечным состоянием совершенства, достигнув которого можно было бы остановиться. Он считал, что это непрерывный процесс развития, в котором всегда остается то, куда можно и нужно стремиться.

Потребность личности в позитивном внимании

Наиболее важным фактором считалось, насколько позитивно личность оценивает сама себя. Но что формирует эту оценку в процессе роста? Роджерс говорил, что основным для личности в процессе роста является то, насколько ее любят и принимают другие люди

Обобщенно это и есть то, что он называл позитивным вниманием. Одобрение приводит к позитивному внутреннему состоянию, а недовольство к фрустрации

Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я.

Это очень важный для понимания момент, на котором следует остановится подробнее. Например, почти любой ребенок гиперактивен и порой его активность, эмоциональные проявления и последующее поведение является раздражающим фактором для родителей. Такое поведение почти всегда не одобряется и подавляется. Это означает, что для того, чтобы получить одобрение значимого окружения ребенку необходимо подавить свои естественные порывы, что приводит к тому, что переживаемый им опыт идет в разрез с естественным состоянием Я. С точки зрения Роджерса, такие события в жизни ребенка представляли из себя самое существенное препятствие для формирования личности, оценивающей себя с позитивной стороны, а значит, никак не способствовали появлению психологически зрелого взрослого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: