Кожа как граница контакта[править]
В работах некоторых авторов, кожа является и примером и метафорой границы контакт: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает с ним.
К примеру, известный английский психоаналитик Динора Пайнз (1918-2002- врач, психолог, член Британского психоаналитического общества, Великобритания) в своей книге «Бессознательное использование своего тела женщиной» обращает свое внимание на тот факт, что длительное заболевание кожи ребенка в раннем детстве может препятствовать контакту его кожи с телом матери. Данный факт может отрицательно сказаться на базовой нарциссической потребности ребенка получения ощущения удовольствия от контакта с кожей матери
Ф. Перлз также указывает на то, что опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом — на поверхности кожи и других органов.
Прерывания контакта[править]
Дополнительной к этой базовой концепции, но неотъемлемо присутствующей в работах как классиков гештальт-подхода, так и современных авторов выступает идея прерываний контакта, которые привязаны к определенным этапам рассматриваемого цикла. Прерывания представляют собой способ нарушения естественного («здорового») течения контакта организм/среда.
Пятерку наиболее распространенных механизмов составляют: слияние (конфлуэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм.
По мнению самого П. Гудмана, до фокусирования возбуждения возникает конфлуенция, в процессе возбуждения — интроекция, в момент столкновения с окружающей средой — проекция, в процессе конфликта и разрушения — ретрофлексия, во время финального контакта — эготизм.
С. Гингер пишет: «Только ясное различение доминантной для меня в данный момент фигуры позволит мне удовлетворить мои потребности, а ее последующее растворение (или отсутствие) освободит меня для новых актов физической и умственной деятельности. Известно, что неразрывный поток последовательных циклов в гештальт-терапии определяет состояние «здоровья».
Цели гештальт-терапии
Предполагается, что человек, который приходит к психологу, чего-то не может получить в жизни. Он чего-то хочет, но не получает. Уже и так пробовал, и этак, но никак. Гештальт-терапия исследует, ищет, как человеку достичь желаемого.
Гештальт-терапия называется холистическим или целостным подходом, и предполагает, что человек счастлив тогда, когда его мысли созвучны его чувствам, а чувства – телесным процессам. Получается такое триединство: мысли-чувства-тело. Разумеется, речь идёт о динамическом равновесии, ведь мы говорим о живом организме.
Эта целостность постоянно нарушается, то изнутри, то снаружи, то хочется одновременно разного…
Основные стратегии работы гештальт-терапевта
Данная статья представляет собой краткое изложение учебного материала теоретической части курса подготовки гештальт-терапевтов, относящейся к методологии практики и осуществляющейся в рамках долговременных учебных программ. Речь идет о сравнительном анализе двух основных стратегий работы гештальт-терапевта, к которым условно могут быть сведены большинство существующих подходов.
Первая стратегия работы, относящаяся к более позднему историческому периоду развития гешальттерапии, обозначена как «работа с внутренней феноменологией клиента».
Именно в этой форме, сохраняющей память о калифорнийском периоде жизни Ф.Перлза, гештальт-терапия, ярко и однозначно представленная техникой диалога с одним или несколькими пустыми стульями, обозначающих значимых персонажей жизни клиента, впервые проникла в Россию. Значительно позднее произошла встреча с гештальт-терапией как методом, имеющем свою собственную теоретическую базу и свое собственное представление о теории личности (теория «Self»), родившемся в диалоге с психоанализом и опирающемся на достижения гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, духовный восточных практик и т.д.
Гештальт-терапия была создана в 40-е годы Ф.Перлзом и его сотрудниками, в настоящее время теоретическая база гештальт-терапии наиболее активно развивается на базе Кливлендского института гештальт-терапии, где был подробно описан цикл построения и разрушения гештальта, известный как «кривая контакта» (Подробнее об этом можно прочитать в небольшой по объему, но очень содержательной книжке Ж.-М.Робина «Гештальт-терапия», М., 1998, а также в его статье «Фигуры гештальта», Московский психотерапевтический журнал, №3, 1994). Любой опыт — это опыт контакта в диалоге с миром. Контакт же является центральным и ключевым понятием гештальт-терапии. Контакт — это всегда обмен между организмом и окружающей средой. Эта другая гештальт-терапия, исторически более ранняя, делает акцент на осознавании того, как клиент здесь и теперь в терапевтическом сеансе в диалоге с терапевтом осуществляет свой способ жить в этом мире и устраивать свой опыт, концентрируется на процессе творческого приспособления клиента и на способах его утраты. Эта стратегия работы терапевта обозначается как «работа на границе контакта». «Изучение способа функционирования личности в окружающей ее среде — это изучение того, что происходит на границе контакта между индивидом и окружающей его средой.
Именно на этой границе расположены психологические события: наши мысли, наши поступки, наше поведение, наши эмоции являются формой нашего опыта и встречи этих событий на границе с окружающим миром» (Ф.Перлз).
Есть три взаимосвязанных процесса, три координаты гештальттерапии: теория поля, феноменология, диалог (подробнее об этом см. в сб. Гешталът-95: Интервью Роберта Резника: «Гештальттерапия, принципы, точки зрения и перспективы»). Это взгляд гештальттерапии на мир, который очень отличается от психоанализа. Корни гештальта — в психоаналитической теории развития личности. Однако, при подходе к терапии мы наблюдаем смену парадигм: от аристотелевской, линейной или механической модели причинности — к модели теории поля, где все относительно, взаимосвязано, все является процессом.
Личность не может быть определена без своего поля, своего окружения, своей истории. Сущностью этого поля является целостность. Это не просто мир, это субъективный мир.
Субъективная личностная часть поля сущностно включает в себя свое феноменологическое поле. Решающим здесь является то, как человек воспринимает мир, как делает выбор, создает собственный опыт, организует свой собственный мир и самого себя в нем, как создает свои собственные смыслы
Важно, что все это рассматривается не как структура, а как процесс. «Замороженная» феноменология рассматривается как патологический паттерн
Терапевтические отношения в гештальттерапии строятся в форме диалога. Диалог в гештальттерапии рассматривается в экзистенциальном «Я — Ты» буберовском смысле. Отличительной чертой диалога в гештальттерапии является ответственность терапевта. Терапевт одновременно более свободен, чем в других терапевтических системах, и в тоже время он несет личную персональную ответственность за то, что происходит в терапии, он не может защититься теорией или правилами.
Базовая идея гештальта[править]
Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них) — холистичности, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания
Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф. Перлза: «здесь и как»), ограничении попыток интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
Личность в теории гештальт-терапии[править]
Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. В этом процессе выделяются три важные функции:
-
- ID — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
- Personality — совокупность процессов мнезиса (памяти);
- Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.
С точки зрения Сержа Гингера всё, что происходит с человеком, есть события, происходящие на границе-контакт, то есть граница-контакт одновременно обеспечивает обособление человека от среды и она же одновременно обеспечивает возможность взаимодействия со средой.
Подход к сопротивлению в гештальт-терапии коренным образом отличается от подхода аналитических направлений. Гештальт рассматривает сопротивления как способы взаимодействия организма со средой, некогда имевшие высокую эффективность для взаимодействия, но здесь и сейчас либо неуместные, либо вообще единственно доступные клиенту как способы взаимодействия (например, для клиента-наркомана самым характерным способом взаимодействия будет конфлюэнция второго типа, вполне органичная при взаимодействии матери и младенца). В связи с этим сопротивления клиента, естественно демонстрируемые им в ходе взаимодействия с терапевтом, используются как основа эффективного поиска неосознаваемых клиентом потребностей.
Ещё одна функция терапии в гештальте — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей.
Суть терапии
Гештальт подход в психотерапии состоит из множества методик, как вербальных, так и невербальных. Каждый гештальт-терапевт выбирает техники, которые ему больше всего нравятся, более подвластны, и по его опыту, самые эффективные. Это может быть:
• мероприятия по высвобождению внутренней энергии клиента;
• пустой стул;
• усиление реакций тела;
• работа со сновидениями;
• арттерапия;
• монодрама;
• проигрывание разнообразных ситуаций и ролей и т.д.
Направлена гештальт-терапия на восстановление чувствительности пациента, осознанности им внутренних процессов, мыслей и идей, разных событий и явлений, а также на развитие ответственности за себя.
Ее философия такова:
1. Живи сейчас и здесь, а не в уже прошедшем или будущем.
2. Дело имей не с чем-то эфемерным, чего и нет вовсе, а с настоящим, что есть на данный момент.
3. Удовольствия и боль принимай одинаково.
4. Отбрось ненужные мысли, а смотри на происходящее и пробуй что-то сделать сам.
5. Не нужно оправдываться, объяснять происходящее, рассуждать и манипулировать – просто выражай свои чувства.
6. Возьми на себя полную ответственность за собственные мысли и действия.
7. Будь такой, как ты есть.
8. Ориентируйся только на себя, не выбирай кумира, не воспринимай от посторонних «следует» и «должен».
Гештальт-терапевт выполняет функцию проводника, сопровождая пациент на пути его поисков себя.
Психотерапия, основанная на специальных упражнениях, помогает индивиду осознать свои чувства, понять внутренние конфликты, язык тела, анализировать эмоции. После курса сеансов он уже полностью осознает свое «я» и может нести ответственность за собственные поступки и чувства.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.
В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.
Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.
Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» .
Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.
После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).
После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.
Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.
Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения
Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства»
Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.
За что любят гештальт-терапию? (личный опыт одного клиента)
В первую очередь, конечно, за Свободу. Именно за Свободу с большой буквы. Свободу выбора: какой мне быть и что делать целый час, без страха быть отвергнутой терапевтом, работать ли мне сегодня над своими проблемами или заснуть на стуле, без опасений оглушающего вопроса: « Чего пришла на терапию, если проблему не рассказываешь?»
За ту свободу, которая позволяет тебе просто Быть, жить, существовать рядом с Другим и не платить за это Виной, Стыдом, Тревогой, Раскаяниями.
За то, что нет строгих правил поведения терапевта, зато есть этический кодекс.
За Безопасность. Для меня очень важным является качество и степень присутствия человека рядом со мной. В Гештальт-терапии эта степень очень высока. Так, например, я могу спросить о том, что чувствует терапевт в данную минуту по отношению ко мне или ситуации, которую я представила ему, и получить искренний ответ. Я могу задавать личные вопросы (типа: в какой класс ходит твой ребенок). Я свободна обращаться к терапевту на Ты, что способствует сближению и большему раскрытию меня, как клиента.
Я люблю Гештальт за то, что Ответственность за мои осознавания принадлежит мне на 100%, это научило меня брать ответственность за свою жизнь, а значит – психологически вырасти. Ведь если ответственность за решение моих проблем несет терапевт, то и Контроль и Власть – у него. Быть ответственной за свою жизнь – значит быть автором своей жизни.
За то, что меня «не лечат» и не учат, как жить и что делать, а весь процесс терапии строится в «горизонтальных», т.е. равных отношениях. Я не пациент, а терапевт не «доктор». Меня не контролируют, а сопровождают мой процесс осознавания, выборов и действий. Что в свою очередь дает мне чувство полноценности, а не психологического «инвалида», «психа беспомощного». Покидая кабинет моего терапевта, я уношу с собой ценный опыт прожитых отношений с реальным человеком, а не с моими фантазиями и проекциями.
За то, что благодаря Гештальту я обрела право злиться и ненавидеть наряду с любить и получать удовольствие, быть эгоисткой, быть плохой или соблазняющей, иногда властной, иногда слабой и нерешительной. Ведь большую часть моей жизни эти чувства и качества были вытесняемы, подавляемы, блокируемы и подвергались всяческим репрессиям с моей стороны. Я получила свободу быть разной через принятие себя, своей личности, «недостатков», «достоинств», и способа жизни.
За то, что моя интуиция теперь будет услышана, благодаря повышению общей чувствительности. За то, что на моем пути к самовыражению и самореализации теперь нет знаков «Стыдно!», «Не умничай!», «Не справишься!», а скорость движения выбираю только я.
И еще коротко: за то, что я принимаю свое одиночество; за то, что все проходит и ничто не гарантировано навечно; за то, что я совсем не думаю о том, что думают обо мне другие и не катастрофа то, что они вовсе обо мне не думают; за то, что я научилась видеть и слышать больше, чем нужно для обычного общения; за то, что я способна обнаружить много хороших людей и вдохновляющих идей; за то, что любовь и тепло других людей мне по-прежнему нужны, но сейчас, по этому поводу я себя не обманываю; за то, что мир стал, не так красив, как в моем воображении, но парадоксально прекрасен; за понимание того, что мало того, что этот мир не такой, как мне бы хотелось, так он еще и не изменится, а, следовательно, за все, что я в этой жизни недополучу – отвечать буду я, а порой так не хочется нести ответственность за собственную жизнь.
Хорошей Вам терапии!
(с) взято из чужого ЖЖ
Что представляет собой гештальт-терапия?
Словосочетание «гештальт-терапия» давно прочно вошло в жизнь, но многие так и не могут понять, что это значит. Если слово «терапия» еще относит к области лечения, то с первым словом не все так ясно. то же такое «гештальт-терапия» и для чего она необходима?
Понятие гештальта и гештальт-терапии
Слово «гештальт» — заимствование из немецкого языка («gestalt»), в котором оно имеет значение «форма», «образ», «вид» и «структура». И действительно: выражаясь простым языком, гештальт – это идеальное видение какой-либо ситуации каждым отдельно взятым человеком, а идеальное видение складывается из множества маленьких кусочков (наших эмоций, чувств, переживаний, восприятий).
С понятием гештальт-терапии связана категория завершённости и незавершенности. Часто можно услышать: «Тебе необходимо закрыть незавершенный гештальт». Именно этим и занимается гештальт-методика вместе с психотерапевтом-гештальтистом: находит упущенные возможности, нереализовавшиеся мечты, незаконченные дела, навязчивые мысли и идеи (незавершенные гештальты), объясняет причину их появления, пытается завершить и вернуть клиенту радость к настоящей жизни.
Итак, гештальт-терапия – это направление психотерапии, в основе которого лежит работа с желаниями, интересами и личностью пациента и которое помогает:
- понять себя, мотивы свои слов, поступков, действий;
- отыскать свое предназначение
- выбросить из головы навязчивые мысли о прошлом;
- развить способности самоконтроля;
- освободиться от комплексов и страхов.
Из истории гештальт-терапии
Гештальт-терапия возникла в середине XX столетия противовес знаменитому психоанализу Фрейда. Основателем методики считается психоаналитик Фредерик Перлз.
В 1951 году он выпустил книгу «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности», в которой объяснил основы новоразработанного направления. Идеи Перлза становятся популярными, и в Америке один за одним начинают появляться гештальт-институты для более подробных исследований.
За прошедшие годы гештельт-направление немного изменилось: групповая терапия практически исчезла, а конфликты с пациентами стали считаться нонсенсом (во времена Перлза вступать в конфронтацию с пациентом было нормально).
Проблемы, которые решает гештальт-терапия
Гештальт-терапия разрешает множество личностных и межличностных проблем. По большей части, к гештальститам обращаются люди с такими проблемами:
- Непережитое несчастье. В плохие времена многие теряют связь с миром и зацикливаются на пережитом горе. Мысли и прошлом забивают голову, поэтому человеку не удается жить настоящим. Гештальт-терапия помогает бороться с тревогой, подавленностью и депрессиями.
- Перемены. Многие люди боятся перемен, они не решаются сделать выбор и считают, что зашли в жизненный тупик. Психотерапевт помогает разобраться, в чем истинная причина страха, и искоренить боязнь.
- Взаимоотношения. Почему не складываются личные отношения? Почему семья не понимает? Почему происходят ссоры и выяснений отношений? Гештальт-направление отвечает на все эти вопросы, помогает разобраться в причинах ссор и скорректировать поведение.
- Самооценка. Низкая самооценка вызывает депрессии из-за упущенных возможностей, а чрезмерно высокая самооценка вызывает депрессии из-за неодобрения и непонимания. Гештальт-психотерапевт помогает выявить факторы возникновения самооценки того или иного уровня и разрешает личностные конфликты человека с самим собой.
- Обиды. Нельзя недооценивать непережитые обиды: они становятся причиной множества ментальных заболеваний и вызывают психосоматические явления (головные боли, неврозы, дерматиты, острые боли). Обида – прямое воплощение незавершенного гештальта. Чтобы с ним покончить, необходимо выявить истинную причину появления обиды и устранить ее.
- Скука. Огромное количество людей страдает от скуки: кто-то потерял себя, а кто-то не понимает, для чего существует. Задача гештальт-терапии в этом случае – выявить причину потерянного интереса к жизни и по возможности возродить умение ей радоваться.
Основная цель гештальт-направления – достижение человеком полноценного самоосознания себя и принятия факта, что каждый живет здесь и сейчас, в настоящем. Человек должен познать свои мысли, переживания, потребности, чувства, отношения, мечты, пересмотреть проблемы прошлого и не давать им разрушать жизнь в настоящем и будущем.