Глубинная юнгианская психотерапия

Эффективные способы развития воображения у взрослых

На самом деле развить воображение не слишком сложно даже для взрослых людей. Далее будут перечислены различные техники и способы, которые помогут справиться с проблемой отсутствия активного воображения.

Главным условием успеха этих упражнений является открытость к экспериментам и отсутствие стеснения. Самые простые из них выполняются лишь в вашей голове, а значит, бояться ошибок не стоит – их никто не увидит. А те способы, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, помогут вам не только развить воображение, но и весело провести время.

1. Активизируем «воображалку» с помощью визуализации

Пожалуй, визуализация является самым простым способом активизировать работу воображения и развить его. Суть этого упражнения заключается в детальном мысленном воспроизведении определенного предмета, места, действия.

Начинать нужно с малого: попробуйте внимательно рассмотреть лежащий на столе предмет, а затем закрыть глаза и представить его. Это может быть что угодно, например, книга или телефон.

2. Развиваем воображение, читая книги

Визуализация событий из книг тесно связана с предыдущим способом. Только здесь задача стоит сложнее – нужно удерживать в голове множество персонажей, образов, заставлять их двигаться и  взаимодействовать. Постарайтесь не просто вчитываться в буквы и слова, усваивая определенную информацию, а генерировать целостную картинку.

Со временем чтение книг станет таким же увлекательным занятием, как просмотр фильмов… А может даже лучше! Ведь, читая книгу, можно не ограничиваться фантазией режиссера, а давать волю своему собственному воображению, а заодно развить его.

3. Играем в ассоциации

Ассоциативное мышление развито у большинства взрослых людей. Уж  что-что, а представить оранжевый цвет при слове «апельсин» получится у каждого. Играя в эту игру с коллективом, можно не только повеселиться, но и повысить навык воображения.

4. Придумываем котопса и прочих неведомых зверушек

Откуда взялись названия медоеду и долгоносику? Их кто-то придумал! Причем, самым простым способом. Раз животное питается медом, значит назвать его надо медоедом, а ту птичку с длинным клювом – долгоносом.

Несмотря на то, что придуманные вами названия вряд ли войдут в учебники биологии, это занятие может быть очень веселым  и увлекательным. Комбинирование различных слов и придумывание из них новых отлично поможет развить воображение не только у детей, но и у взрослых.

5. Приобщаемся к искусству

На самом деле этим способом пользуются все творческие люди, чтобы развить в себе те или иные качества. Если вам не хватает идей, вдохновения или воображения, отправляйтесь в картинную галерею или на выставку, смотрите фильмы и мастер-классы.

Наблюдайте, как это делают другие. Иногда из маленьких кусочков и идей может родиться гениальный авторский концепт. А уж если вы периодически будете наблюдать за творчеством любимых авторов, то собственные идеи тоже не заставят себя долго ждать.

6. «Воображариум» в коробке

Помните губку Боба, у которого квадратные штаны? Любимым развлечением этого персонажа детского мультика было залезть в большую картонную коробку и играть с собственным воображением.

Вам залезать в коробку не обязательно, достаточно найти более-менее пустую комнату и представлять в ней самые. Позднее у вас получится представлять иную обстановку в совершенно любом месте!

7. Примыкаем к ролевикам

Одним из популярных развлечений сейчас являются настольные ролевые игры. Их суть заключается в управлении собственным персонажем согласно правилам игры. Все действия, эмоции и образы придумываются на ходу и проговариваются вслух.

Поначалу вы будете путаться и неумело выходить из заданных ситуаций, но как только начнете втягиваться, решения и идеи будут появляться в голове сами собой. Сюда же можно отнести так называемые квесты в реальности для взрослых и полевки – вместо описания действий персонажа, вы сами станете персонажем, а это в разы интереснее!

Ну что, уже появились идеи? Самое время начать их реализовывать! И не забудь поделиться этой статьей с друзьями – вдруг им тоже необходимо прокачать воображалку!

Но не только прокачивать нужно свое воображение, умение достигать и реализовывать свои идеи тоже очень важный навык. И сделать шаги в этом направлении можно посмотрев бесплатный мастер-класс «7 Столпов Великих Достижений»

Поделись статьей с другом:

Метод Юнга

Юнг рассматривал использование силы воображения, как метод достижения целостности личности, согласно разработанной им теории, это разновидность самопознания, которая помогает достичь душевной гармонии, разрешить внутренние конфликты. Юнг относил активную форму к эффективным инструментам внутренней трансформации, духового преображения индивида.

Применение методов активного воображения по Юнгу широко встречается в повседневной жизни и в психиатрической практике. Пример, впервые описанный Юнгом – продление сна, когда индивид, находясь в состоянии полудремы, удерживает и осознает возникшие образы. Юнг размышлял о видениях, которые рождались в его сознании, и пришел к выводу об относительной независимости этих картин, персонажей и сюжетов.

Он отмечал вещи и вымышленных персонажей, которые были созданы без очевидных усилий с его стороны, жили своей независимой жизнью, вступали с ним в диалог. Юнг рассматривал самостоятельные, спонтанные воображаемые явления как высшее проявление интуиции. Под влиянием подобных видений меняется внутренний мир индивида.

Для развития способности воображать важно фиксировать любые фантазии, которые появляются в голове. Психологи рекомендуют записывать сны, запечатлевать на бумаге образы и символические события, возникающие в момент мечтаний, погружения в свой внутренний мир

Техника активного воображения по Юнгу предполагает переход компонентов бессознательного на уровень осознанного восприятия.

Регулярная практика в этом направлении приводит к погружению в мир вымышленный, отстранению от реальной действительности. Общение с внутренним миром происходит посредством создания образов и поддержания с ними долговременной связи, что подразумевает диалог с частями собственного «Я», существующими в бессознательном.

Работа с внутренним содержанием зиждется на доступе к образам, запрятанным глубоко на бессознательном уровне, когда умение домысливать и представлять становится мостиком, обеспечивающим связь двух миров, по мнению Юнга, не существует никакого более эффективного инструмента для обретения целостности, чем постоянное общение с персонажами своего подсознания.

Например, чтобы научиться общаться с бессознательным, как это делают последователи теории Юнга, нужно замечать и просматривать картины, возникающие в сознании, вести диалоги с воображаемыми персонажами, вербализировать бессознательные компоненты психики, превращая их в словесно-логический материал.

Активное воображение – результат мыслительной деятельности, направленной на формирование образов с целью последующего практического применения, воплощения их в реальность.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.


Простые упражнения помогут полету фантазии

3.7 Метод «Мозгового штурма»

Для успешной адаптации в нестабильном обществе требуется высокий уровень креативности. Сегодня остро встает вопрос обучения как приемам, так и методам творческого мышления. Для обучения творческому мышлению разработано много способов. Один из самых известных — «мозговой штурм», или «брейнсторминг». Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложен американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа).

Им было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.).

Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, очень профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций — все это сдерживает творчество и заставляет работать по шаблону. Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего убрать преграду, высвободить творческую энергию участников для решения творческой задачи.

В настоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговой атаки». В работе необходимо оптимально сочетать логику и интуицию. В условиях генерирования идей желательно ослабить активность логического мышления и всячески поощрять интуицию. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ выдвинутых идей. Несомненным достоинствам этого метода является то, что он позволяет обучаться приемам творческого мышления в группе. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Психология воображения и ее возможности

У каждого из нас немало скрытых способностей. Они подавляются множеством ограничений. Справиться с ними – преодолеть время и пространство, лень и апатию, инерцию и предубеждения – позволяет сила воображения. Без нее многое в нашей жизни осуществить было бы невозможно, в том числе:

• познавать себя и окружающий мир с помощью ярких образов и различных манипуляций ими;

• достигать эмоциональной разрядки, в том числе при медитативных тренингах, например, при выполнении практики набора энергии;

• регулировать отношения с людьми: убеждать их, влиять на их решения, устранять конфликты;

• добиваться улучшения здоровья в ходе релаксационной терапии;

• наслаждаться творчеством великих художников, композиторов, литераторов.

Сила воображения способна преобразовывать реальность до неузнаваемости. Конечно, многое зависит от направленности этой силы. Не будем забывать о вреде бесплодных иллюзий и больных фантазий, навязчивых идей и бредовых мыслей.

Но будем помнить, что воображение – это великий дар, сделавший прямоходящего примата венцом природы

По словам Анатоля Франса, оно способно превратить чувствительного человека – в художника, а отважного – в героя. А по мнению Дени Дидро, без воображения вообще не может быть ни мыслителя, ни поэта, ни просто человека

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста

Подготовьте материалы для рисования: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки. Сначала листе бумаги можно нарисовать шесть кругов. А потом предложите ребенку дорисовать каждый из кружков таким образом, чтобы можно было получить разные рисунки. Так же можно предложить дорисовать шесть квадратов, треугольников или других фигур. Кстати, хорошее пособие «Геометрические головоломки».

Игра «Веселые треугольники»

В продолжение предыдущей игре можно ребенку предложить следующий вариант. Предварительно вырезать из цветного картона множество разноцветных треугольников. Предложить дошкольнику придумать в кого или что их можно превратить. Так же можно далее продолжить с другими геометрическими фигурами.

Игра «Кто такой Фокс»

Задача детям будет довольно интересной и творческой. Положите перед ребенком лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры. Просто задайте им вопрос: «Кто такой Фокс?» Детям необходимо его нарисовать. Придумать, кто может носить такое имя и предложить придумать про него историю.

Игра «Сказочные кляксы»

Потребуются альбомный лист бумаги и краски. Одну часть листа можно густо разрисовать краской. После этого лист нужно сложить пополам и прижать к столу, чтобы вышел отпечаток. Предложите ребенку внимательно посмотреть это двойное изображение и подумать, на что это может быть похоже. Также можно предложить дорисовать детали и придумать историю о том, что получилось на рисунке.

Игра «Чудо — капля»

Предварительно подготовить вырезанную маленькую картинку, напоминающую по форме капельку или горошину. Ребенку необходимо наклеить его на лист бумаги в любое место. А затем дорисовать сюжет, в котором будет участвовать эта фигурка и придумать с ней рассказ.

Понятие воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо и как он будет это делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

… ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ПАМЯТЬЮ … ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ 30 29. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА 31 30. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНИМАНИИ. МНОГОЗНАЧНОСТЬ …

При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем

Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Творческое воображение

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

12 стр., 5754 слов

Методы диагностики творческого потенциала

… адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения), и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и … психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых … для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал …

Предназначение

Иногда люди считают, что фантазии только вредят. На самом деле это важная часть психики, которая выполняет ряд функции. Основная – заключается в том, что с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности.

Важно! Именно фантазии являются лучшим способом формирования мотивации. Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации

В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход

В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход

Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход.

С помощью грез личность удовлетворяет свои потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При плохом настроении это позволяет отвлечься и расслабиться.

Еще одна основная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек хочет что-то улучшить или придумать с нуля. Моделирование построено на развитии фантазии. Именно благодаря представлениям была создана вся техника.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Как проявляется воображение

В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.

Для активного воображения это:

  • Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
  • Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
  • Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.

Пассивное воображение проявляется как:

  • Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
  • Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
  • Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.

Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.

Развитие воображения у детей

В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы

Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:

  • дети мыслят преимущественно образами;
  • открыты всему новому и необычному;
  • их образы живые и красочные;
  • они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.

Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.

  1. У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
  2. Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.

Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.

Способы

Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.

  1. Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
  2. Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
  3. Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?

Упражнения

Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.

  1. Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
  2. Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
  3. Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
  4. Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
  5. Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
  6. Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: