Глубинная юнгианская психотерапия

ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.

Ход работы

Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу. Аналитик обсуждает с клиентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Он предлагает клиенту говорить все, что приходит в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался.

Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит

Важно отметить, что в общении с аналитиком власть и инициатива всегда принадлежат клиенту

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Основные положения, предложенные аналитической психологией

Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:

  1. Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
  2. Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
  3. Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
  4. Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.

Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.

Важнейшие архетипы Юнга

Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.

Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).

МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.Юнг считал, что самоактуализация Самости  весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Особенности работы с юнгианскими аналитиками

Если ты решила посещать занятия по юнгианскому анализу, то должна знать некоторые тонкости работы:

  • психологические встречи предполагают индивидуальные сессии 2-3 раза в неделю в течение 1,5-3 лет для того, чтобы изменения в мироощущении стали устойчивыми;
  • в ходе занятий тебе не придется принимать медикаменты или глубоко погружаться в подсознание, как это происходит при работе с техниками холотропного дыхания и подобными;
  • в ходе терапии ты совместно со специалистов исследуешь отношения и реакции на конкретные события в твоей жизни. Личный опыт важен в терапевтическом пространстве, которое ты и терапевт будете развивать вместе;
  • у юнгианского психотерапевта есть специальные инструменты в виде концепций и теорий, чтобы понять, как происходит взаимодействие внутри твоего подсознания.

Цель глубокой юнгианской психотерапии (также называемой юнгианским анализом) — исцелить раскол между сознанием и бессознательным посредством интеграции бессознательного в сознание.

Процесс интеграции состоит из конфронтации и диалога с содержанием бессознательного, которое чаще всего стоит за нарушениями функций сознания (депрессия, тревога, стресс и т.д.), что приводит к усилению сознательных реакций.

Можно воспринимать процесс глубокой терапии и юнгианский анализ как внутреннее путешествие, мало чем отличающееся от того, которое герои сказок и мифов совершают в неизведанных странах.

Аналитик играет роль помощника, который сопровождает тебя в пути к сознанию и который обладает особыми знаниями о том, какое оружие ты можешь использовать для решения своих проблем.

Особенности метода и принцип действия

принцип действия юнгианской психотерапииЮнгианской психотерапией предусматривается сотрудничество между пациентом и терапевтом. Причем специалисту необходимо максимально приспосабливаться к каждому клиенту, способствовать проявлению его уникальных черт, уважительно относиться к стремлению обрести личностную целостность.

Этот метод задействует весь потенциал человека и открывает путь к его дальнейшему развитию. Он отличается от классического психоанализа, направленного на исправление ошибок, допущенных в детстве или в недалеком прошлом, тем, что полностью нацелен на будущее. Но юнгианская психотерапия позволяет специалисту использовать в своей работе довольно глубокие уровни, которых не могут достичь арт-терапия, НЛП и другие методики.

С помощью юнгианского анализа у человека появляется возможность полностью обновиться, а не только что-то подправить в своих личностных качествах и не оставаться в плену родительских правил и установок, сценариев, желаний, а жить своими чувствами и потребностями. Такой подход дает людям реальный шанс избавиться от неудач и страданий, зачастую связанных с тем, что они живут не своей жизнью, являющейся лишь отражением чаяний и надежд их родителей.

Главной целью юнгианского метода является установление надежной связи между сознательной областью психики и бессознательной. Их конфликт провоцирует тревогу, различные страхи и убеждение в невозможности достижения цели.

Психотерапевт осуществляет работу с клиентом на базе полученного материала из области бессознательного — анализирует и учитывает сны, фантазии и отдельные образы. Но также признает и использует сознание. Особенно при интерпретации или адаптации посланий, полученных из глубин человеческой психики.

внутренний конфликтРазрешение внутреннего конфликта способствует высвобождению задействованной в нем энергии. Ее человек может направить на реализацию личных целей или профессиональных. Итогом проделанной внутренней работы является создание наиболее комфортных для него жизненных условий и обстоятельств. В которых он может максимально проявить свои способности, продвинуться к поставленной цели.

Юнгианская психотерапия: главные архетипы

работа с психотерапевтомВ юнгианском анализе выделяют не только индивидуальное бессознательное, которое зависит от личного опыта отдельного человека, но и коллективное.

В этой психической реальности содержатся архетипы, являющиеся универсальными образами, созданными под влиянием культуры:

религии и истории;

языка;

обычаев и национальных особенностей;

основных моделей поведения.

юнгианская психотерапия внутренний конфликт

Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия

Терапевт, использующий этот метод, выявляет основные паттерны мышления и поведения человека, определяет, как именно человек их подкрепляет, и какое влияние они оказывают на его жизнь

Особое внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется иррациональному мышлению, например, автоматическим и катастрофическим мыслям. После того, как будет проведен детальный анализ мышления и поведения, терапевт и пациент вместе будут решать, что именно нужно изменить, чтобы решить имеющиеся проблемы

Этот процесс может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты цели психотерапии.

Некоторые из техник, которые используют в когнитивно-поведенческой психотерапии:релаксация , системная десенсибилизация, тренинги социальных навыков, а также тренинги, укрепляющие уверенность в себе. Многие техники, которые относятся к данному виду психотерапии, происходят из работ И. Павлова, Джона Уотсона, Джозефа Вольпе, Б. Ф. Скиннера.

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике

Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Сущность аналитической психологии: место в системе наук

Аналитическая психология — психодинамическое направление, созданное Юнгом на основе психоанализа Фрейда. Его суть состоит в сборе и анализе глубинной мотивации личности, основанной на содержании бессознательной сферы личности. Учение Юнга базируется на представлении о коллективном бессознательном — собрании культурных, религиозных и исторических образов.

Проблема психоанализа, на которую указывают критики этого подхода — субъективность. Интерпретация материалов анализа зависит от личности психоаналитика, и не имеет четких критериев, в отличие от других методов психотерапии.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Инновационные нео-юнгианские технологии

Юнг и его последователи успешно работали со снами и в арт-терапии (песочница, рисунки и.т.п.) с помощью методов, открытых Юнгом. Напомним эти классические юнгианские технологии: метод ассоциаций (личные, культурные, природные, амплификации), ритуалы, послания, внутренние диалоги, активное воображение. Мы так же используем эти методы, но развитие глубинной психологии и потребности наших клиентов мотивировали нас на создание инновационных нео-юнгианских технологий, которые методологически и методически вырастают из методов Юнга, но при этом позволяют достигать большей глубины, результативности и динамики в работе.

В связи с чем возникла потребность в создании новых технологий песочной терапии и новых подходов в глубинной психологии?

Прежде всего, это вызвано необходимостью решения глубинных проблем, которые тяжело и длительно трансформировались раньше, или трансформация не была стопроцентно успешной

Это глубокие и болезненные психосоматические проблемы (болезни, бесплодие, сексуальные блоки), это  психосоциальные конфликты, которые достигли небывалой остроты через пятьдесят лет после ухода Юнга, и, наконец, это новые проблемы, с которыми не сталкивалась ранее юнгианская психотерапия (эвтаназия, искусственное зачатие, приёмной родительство, однополые пары¸и.т.п.)

Немаловажной причиной, побудившей нас на поиски новых методических форм и приёмов работы — ускорение темпа жизни и сокращение свободного времени клиентов. Юнгианская терапия XXI века призвана быть более динамичной и результативной, так как современные люди не способны работать с психотерапевтом 20, 10 или даже 5 лет.

Наконец, рождение новых подходов и методов глубинной психологии – это то наследие, которое нам завещал сам Юнг, будучи новатором, революционером в теории и практике психотерапии.

Наша задача – подробно раскрыть инновационные методики, показать их преемственность с методами Юнга, области применения и условия эффективности в песочной терапии.

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированна психотерапия (ТОП) – направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия – биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развити (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл).

В сферу телесно ориентированной психотерапии входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков). Близкими к телесно ориентированной психотерапии являются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), инсайт-метод (М.Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.

Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн)

В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание

От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям (А.Лоуэн), так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми (С.Келеман). В арсенале телесно ориентированной психотерапии имеются также различные упражнения: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, способствующие устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства и тонкой двигательной координации; медитативные и другие. Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: