Жизненный мир

За пределом жизненного мира

Возникает вопрос: что, если мы дойдем до предельной границы жизненного мира человека? Что будет за этой границей?

Очевидно, за этой границей будет нечто не-человеческое и максимально опасное.

Если внутри области порядка всё соразмерно человеку, сообразно ему, то за пределами этой области явления будут выходить из этой меры и будут несообразны человеку. Такие явления и силы, находящиеся за пределами жизненного мира человека, во все времена символически изображались в виде чудовищ и монстров.

Нужно иметь в виду, что, поскольку наш жизненный мир находится между абсолютным порядком и абсолютным хаосом, т.е. между бытием и небытием, то у него образуется два предела в символической топологии: вверху граница с бытием, внизу — граница с небытием.

То, что находится за пределами жизненного мира вверху, правильнее называть надчеловеческим, сверхчеловеческим. А то, что внизу — собственно, не-человеческим. Понятно, что символизм монстров у двух этих сфер будет разный.

То, что лежит внизу за пределом нашего жизненного мира, это нечто нежизненное, царство смерти. По крайней мере, это царство смерти всего человеческого. Оно представляется в двух основных формах:

  1. в форме разложения человеческого — это всевозможные уродства и извращения;
  2. в формах, агрессивных ко всему человеческому, активно грозящие его уничтожить, изуродовать или извратить.

В эпоху Традиции чудовища по обе стороны границы жизненного мира имели вид исключительно природных существ, потому что олицетворяли либо природные силы, превосходящие человека своей физической мощью, либо надприродные силы, превосходящие человека бытийно и интеллектуально.

В эпоху Модерна и Постмодерна ситуация меняется.

Во-первых. Сфера бытия принудительно вычеркивается из картины мира так называемого «просвещенного» человека. В его мировоззрении остаётся только становящийся природный мир, граничащий с небытием.

Во-вторых. В результате технического прогресса возникают силы техногенного характера, либо грозящие человеку гибелью, либо превосходящие его по тем или иным параметрам. Это нашло свое символическое выражение в появлении новых типов монстров, обитающих за пределами жизненного мира. Теперь они имеют вид не только необычных природных существ, но и существ техногенных, либо соединяющих в себе природное и техногенное.

дальнейшее чтение

  • Иден, Т. (2004). Lebenswelt. в Ebner, K., & Kadi, U. (2004). Wörterbuch der phänomenologischen Begriffe. Гамбург: Майнер.
  • Treitel, C. (2000). Культура знаний в мегаполисе науки, спиритизма и либерализма в Берлине конца века. в * Goschler, C. (ed.). Wissenschaft und Öffentlichkeit в Берлине, 1870-1930 гг. (Стр. 127–155). Штутгарт: Франц Штайнер.
  • Стейнбок, А. Дж. (1995). Home and Beyond, Генеративная феноменология после Гуссерля. Исследования Северо-Западного университета по феноменологии и экзистенциальной философии.
  • Grathoff, Р. (1989). Milieu und Lebenswelt. Франкфурт-на-Майне: Зуркамп

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

  • это физиологически невозможно;
  • чувства каждого человека развиты в разной степени и используются по-разному;
  • человек «фильтрует» поступающие данные из мира, создавая весьма избирательную внутреннюю версию реальности.

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Система индивидуальных теорий о мире и том, как он работает, формируется под влиянием множества факторов: унаследованных характеристик человека, его фонового опыта и жизненных ситуаций, ценностей и привычек, религии, культурной среды и многого другого. Все это влияет на самые фундаментальные убеждения и представления о реальности. Также картина мира отражается на том, как человек отвечает на «главные вопросы» бытия:

  1. Космологический вопрос о происхождении, значении и цели Вселенной: «Как и зачем всё появилось?»
  2. Метафизический вопрос о высшей природе реальности: «Что реально?»
  3. Антропологический вопрос о происхождении, предназначении и судьбе человека: «Кто я? Почему я здесь? Куда я иду?»
  4. Теологический вопрос о существовании, природе и делах Бога: «Кто такой Бог, и если он есть, то какой он?»
  5. Эпистемологический вопрос о возможности, источниках, сущности и цели познания: «Что есть правда?»
  6. Этический вопрос об объективном моральном порядке, о том, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно: «Кем я должен быть? Что я должен делать? Как мне жить?»
  7. Эстетический вопрос о красоте и ее выражении через человеческое воображение, артистизм и творчество: «Что есть красота и искусство? Какую роль они играют в жизни и культуре?»
  8. Вопрос о значении и цели человеческой истории: «Является ли история цикличной и бесконечно повторяющейся или она линейна и обладает началом, серединой, концом?»

Сила людей в их способности приобретать и использовать знания о мире. Философ-аналитик Николас Решер писал: «Мы не многочисленны и не плодовиты, как муравьи или термиты, не жестоки и не агрессивны, как акулы. Являясь слабыми и ранимыми существами, мы вынуждены продвигаться по пути эволюции с помощью своих умственных способностей». Это приводит к практической необходимости приобретать больше знаний для понимания особенностей мира, формировать и улучшать собственную картину мира.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Жан-Поль Сартр

Представитель атеистического экзистенциализма – Жан-Поль Сартр рассматривал человеческое бытие как осмысленную, свободную деятельность. Однако, в сфере трудового экономического участия, человек не принадлежит себе, он ведет не подлинное существование. Сама же жизнь, по мнению Сартра, — последовательная цепь самоотрицаний, в которых реализуется свобода, и именно она — единственная основа ценности и не ценности поступков человечества. Свобода же возлагает на общество безусловную ответственность, вследствие которой выражается в критическом отношении к миру и людям.

 

Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) – понятие феноменологии Э.Гуссерля;спорадически использовалось им в 1910-х гг., особенно широко – в работах 1930-х гг. Определения жизненного мира не отличаются строгостью; они скорее описательны. Жизненный мир «единственный действительный мир» (Husserliana, далее сокращено: Hua, Bd. VI, 1956, S. 49); «действительный конкретный окружающий мир (Umwelt), в котором мы живем, почва и горизонт и теоретической, и внетеоретической практики»; «постоянно предданный, постоянно имеющий значение заведомо сущего (in voraus seiend geltende)» (Hua, Bd. VI, S. 461); «универсум сущего» (ibid., S. 462). При этом для феноменологии Umwelt – все же не сам по себе мир, а понятие, которое «имеет место исключительно в духовной сфере» (ibid., S. 317). Наш Umwelt – не просто мир, а «духовное образование в нас и в нашей исторической жизни» (ibidem). Это предмет не естествознания, а феноменологии. Жизненный мир относителен как из-за субъективности индивида, переживающего его в опыте, так и из-за его связи с исторически-относительными социальными жизненными формами (ibid., S. 141). Гуссерль поясняет, что, напр., исторический жизненный мир греков – это «не объективный мир в нашем смысле, а их представление о мире, т.е. их собственная субъективная значимость со всеми действительностями, имеющими для них значение, напр., с богами, демонами и т.д.» (ibid., S. 317). В «Картезианских размышлениях» Гуссерль говорил о «конкретных жизненных мирах»; в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия» жизненный мир понимается как один-единственный, т.е. имеющий, при всех своих релятивностях (Relativitäten), одну всеобщую структуру (ibid., S. 142). Главные проблемные линии теории жизненного мира: 1) возврат к «изначальному опытному миру» (Hua, Bd. IX, S. 64), т.е. к изначальному миру простого допонятийного восприятия, воспоминания, «дотеоретического созерцания» (ibid., S. 36); 2) движение к заключенной в жизненном мире историчности; 3) возведение понятий и методов «объективных наук» к очевидностям жизненного мира (напр., норм науки и научности нового времени – к жизненной практике европейского человечества). Гуссерль лишь отчасти реализовал проект выявления «всеобщих структур», или a priori жизненного мира, т.е. особые «временность» (Zeitlichkeit) и пространственность жизненного мира, его каузальность, не идентичные соответствующим идеализациям объективных наук. Тема жизненного мира весьма популярна в философии 2-й пол. 20 в. (Л.Ландгребе, В.Биммель, Г.Бранд, Э.Штрёкер, И.Керн, Б.Вальденфельс, П.Янсен, А.Пажанин, К.Шуман и др.).

Литература:

1. Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie, Ed. Husserls. Fr./M., 1979.

H.В.Мотрошилова

Понятие жизненного мира систематически используется в феноменологической социологии А.Шюца, в которой внимание сосредоточено на исследовании жизненного мира как естественной установки сознания, элиминируемой Гуссерлем в процессе трансцендентально-феноменологической редукции. Для естественной установки сознания жизненный мир является интерсубъективным повседневным миром, универсумом жизнепрактических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью, тотальной конфигурацией взаимосогласованного человеческого опыта. Шюц считает задачей методологии обществознания анализ корней научного социального знания в жизненном мире человека

Погруженность социального теоретика в структуры жизненного мира влечет за собой осознание утраты им статуса абсолютного наблюдателя и признание его несвободы от предпосылок, разделяемых с обыденным мышлением в естественной установке. Методологически это означает необходимость постоянной рефлексии о неявных предпосылках собственной познавательной деятельности, прояснения вненаучных включений в научное социальное знание

Шюц считает задачей методологии обществознания анализ корней научного социального знания в жизненном мире человека. Погруженность социального теоретика в структуры жизненного мира влечет за собой осознание утраты им статуса абсолютного наблюдателя и признание его несвободы от предпосылок, разделяемых с обыденным мышлением в естественной установке. Методологически это означает необходимость постоянной рефлексии о неявных предпосылках собственной познавательной деятельности, прояснения вненаучных включений в научное социальное знание.

Литература:

1. Schutz A. Collected Papers, v. 1–2. Nijhoff – The Hague, 1962–1964.

H.M.Смирнова

  • Назад

  • Вперёд

Эпистемологическая концепция

В ходе недавних конструктивистских дискурсов также имела место дискуссия о термине жизненного мира. Бьёрн Краус реляционно-конструктивистский версия термина жизненного мира рассматривает его феноменологические корни (Гуссерль и Schütz), но расширяет его в пределах эпистемологический конструктивист построение теории

Как следствие, создается новый подход, который не только фокусируется на индивидуальном взгляде на понятие жизненного мира, но также принимает во внимание социальные и материальные условия окружающей среды и их актуальность, как подчеркивается, например, Хабермас

Таким образом, важно исходное предположение Крауса о том, что когнитивное развитие зависит от двух определяющих факторов. С одной стороны, собственная реальность человека — это его субъективный конструкт

С другой стороны, эта конструкция — несмотря на все субъективность- не случайно: поскольку человек все еще связан со своим окружением, на его собственную реальность влияют условия этого окружения (нем. Grundsätzliche Doppelbindung menschlicher Strukturentwicklung)

С одной стороны, собственная реальность человека — это его субъективный конструкт. С другой стороны, эта конструкция — несмотря на все субъективность- не случайно: поскольку человек все еще связан со своим окружением, на его собственную реальность влияют условия этого окружения (нем. Grundsätzliche Doppelbindung menschlicher Strukturentwicklung).

Основываясь на этой точке зрения, становится возможным разделение индивидуального восприятия и социальных и материальных условий окружающей среды. Соответственно, Краус берет термин «жизненный мир» и добавляет термин «условия жизни» (нем. Lebenslage) и противопоставляет эти два термина друг другу.

Таким образом, жизненный мир описывает субъективно переживаемый человеком мир, тогда как условия жизни описывают реальные жизненные обстоятельства человека. Соответственно, можно сказать, что жизненный мир человека строится в зависимости от его конкретных условий жизни. Точнее, к условиям жизни относятся материальные и нематериальные условия жизни, такие как, например, положение с занятостью, наличие материальных ресурсов, жилищные условия, социальная среда (друзья, враги, знакомые, родственники и т. Д.), А также физическое состояние человека (полнота / худой, высокий / маленький, женский / мужской, здоровый / больной и т. д.). Жизненный мир, напротив, описывает субъективное восприятие этих условий.

Краус использует эпистемологическое различие между субъективной реальностью и объективной реальностью. Таким образом, жизненный мир человека коррелирует с условиями жизни человека точно так же, как субъективная реальность коррелирует с объективной реальностью. Первый — это непреодолимая субъективная конструкция, построенная в зависимости от условий другого.

Краус определил жизненный мир и условия жизни следующим образом:

«Условия жизни означают материальные и нематериальные обстоятельства жизни человека.

Жизненный мир означает субъективное построение реальности человеком, которое он или она формирует в зависимости от обстоятельств своей жизни «.

Это контрастирующее сравнение обеспечивает концептуальную спецификацию, позволяя на первом этапе различать субъективно переживаемый мир и его материальные и социальные условия и позволяя на втором этапе сосредоточиться на значимости этих условий для субъективного конструирования реальности.

Имея это в виду, Манфред Фердинанд, анализирующий термины жизненного мира, используемые Альфред Шютц, Эдмунд Гуссерль, Бьёрн Краус и Людвиг Витгенштейн, заключает: «Мысли Крауса о конструктивистском понимании жизненных миров очерчивают интеграцию микро-, мезо- и макроскопических подходов, как того требуют Инверницци и Баттервеге: эта интеграция необходима не только для того, чтобы связать субъективные точки зрения и объективные фреймовые условия друг для друга, но также потому, что объективные фреймовые условия приобретают свою актуальность для субъективных жизненных миров не раньше, чем они воспринимаются и оцениваются ».

Найдено научных статей по теме — 15

Сетевое измерение жизненного мира

Василькова Валерия Валентиновна, Слюсарева Маргарита Георгиевна

Целью статьи является попытка интерпретировать с позиций сетевого подхода процесс формирования смысловой структуры жизненного мира.

Образование в жизненном мире жителей села

Буланова Марина Борисовна

Процесс глубоких трансформаций, произошедших в современном российском обществе, затронул и сельские поселения. В статье анализируются изменения роли и места образования в жизненном мире жителей села.

Мировоззрение, жизненный мир, повседневность

Кириленко Галина Георгиевна

Понятие мировоззрения, по мнению автора, последний бастион классической рациональности.

Коммуникативность повседневного жизненного мира

Корчевина Л.В., Шубина М.П.

В статье анализируется роль коммуникативности в повседневном жизненном мире. Автор делает вывод о том, что коммуникативность есть способ существования повседневности.

Образование в жизненном мире Российской молодежи

Буланова Марина Борисовна

В статье исследуется специфика отношения современной молодежи к образованию, выявляются особенности образования как профессионального и жизненного проекта молодежи.

Ценности и установки в структуре жизненного мира

Дивисенко Константин Сергеевич

В статье анализируется структура жизненного мира личности как индивидуальной модели реальности, само собой разумеющегося знания, обеспечивающего возможность субъекту жить и действовать.

Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич

В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.

О жизненном мире ребёнка как личности и как человека

Дмитриева Наталья Леонидовна, Непомнящий Анатолий Владимирович

Рассмотрена одна из причин духовно-нравственного кризиса человечества представление об ограниченности возможностей человека, считаемого ребёнком.

Смысл как качественная характеристика жизненного мира

Тощенко Жан Терентьевич

Статья посвящена новому для социологической теории понятию смыслу, который рассматривается как качественная определенность жизненного мира, состоящего из общественного сознания, поведения и окружающей социальной среды.

Интерсубъективные практики учреждения жизненного мира

Мельниченко Алексей Анатольевич

Развивается социально-феноменологический подход к исследованию интерсубъективных практик. Исследуются семантические слои коммуникативной реальности социума, скрытые в повседневности за привычным употреблением языка.

Понятийные оппозиции описания жизненного мира человека

Салихова Наиля Рустамовна

Осуществлен сопоставительный анализ существующих в современной психологии основных подходов к изучению жизненного мира человека с целью экспликации явных и неявных понятийных оппозиций, используемых в его описании.

Основные смыслы жизненного мира сельских жителей России

Тощенко Жан Терентьевич, Великий Петр Панфилович

В статье раскрываются основные смыслы жизненного мира жителей современной российской деревни.

Процессы онаучивания как практики эрозии жизненного мира

Любимов П.Г.

Работа посвящена влиянию научно-технического прогресса на жизнь человека и общества. Прослеживаются и анализируются взгляды ведущих философов и социологов XX столетия проблему взаимодействия науки и «жизненного мира».

Людвиг Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка

Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека

Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.

Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека

Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Помочь критически осознавать идеи, которые формируют вашу картину мира, призвана онлайн-программа «Когнитивистика». Занимаясь по 20 минут в день в течение 2 месяцев, вы освоите конкретные модели и алгоритмы мышления, научитесь рационально рассуждать и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

Рене Декарт

Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.

 

Рене Декарт. Автор Франц Халс

Развитие жизненных сфер

Каждая сфера жизни – часть личности человека. Пустив на самотек даже одну из них, не уделяя ей должного внимания, человек лишается жизненной опоры, становится уязвимым, однобоким. То же происходит, если одна из сторон жизни прорабатывается несоизмеримо больше других – запускается процесс деградации и исчезновения остальных.

Например, посвятив себя карьере, женщина упускает время для рождения ребенка, от нее может уйти муж и она останется одна. Или наоборот, полностью растворившись в семье, домашних делах, мать и жена не реализуется профессионально, губит свои таланты, всецело зависит от мужа. Возникают взаимные претензии, ссоры, конфликты и как следствие разрыв отношений.

Чтобы состояться как личность, эффективно развиваться, не «проседать» на разных этапах жизненного пути, следует одновременно прорабатывать несколько сфер своей жизни. Это может быть 3-4 основных направления и сколько угодно второстепенных.

Выбор векторов движения важен для постановки целей. Развиваясь, человек точно знает, каких результатов он хочет достичь в будущем, к чему должен стремиться. Это верный способ осмыслить свои поступки, получить желаемый результат: нет метаний из стороны в сторону, а есть четкое следование плану. Возникает уверенность в себе, приятная стабильность, чувство самоуважения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: