Опека
Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс «Я сам», при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – «пусть решают мама и папа».
В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.
В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.
Конфронтация
Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: «Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять» и «Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки».
Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью.
Подобное сосуществование, с точки зрения педагогики, неприемлемо. Родители должны постоянно интересоваться жизнью ребенка и поддерживать его как в начинаниях, так и в сложных жизненных ситуациях.
Другие принципы семейного воспитания
К принципам воспитания в семье относится:
Отведение ребенку отдельной роли в семье. Он должен чувствовать себя ее полноценным участником. Например, берите его на заседания семейного совета.
Максимум доверия. Родители должны выстраивать максимально доверительные отношения, в которых ребенок может с легкостью поделится любой проблемой и не ждать осуждения.
Взрослые должны настраивать ребенка на оптимизм в жизни, выражать мысли, которые внушат ему, что жить в целом хорошо и приятно. Дети восприимчивы и любой негатив может здорово подорвать их психику.
Родители обязательно должны выстраивать свои требования последовательно
Нельзя давать ребенку задачи, которые невозможно выполнить, взрослые должны неспешно, но уверенно развить умение или мысль от «а» до «я» не перескакивая и не путаясь в собственных суждениях.
Важно создать такую атмосферу для воспитания в семье, в которой ребенок всегда может и получить на него ответ, рассчитывать на посильную помощь и поддержку. При этом важно, чтобы родители не делали за ребенка ту работу, которую он уже может выполнить сам (даже если он еще делает это плохо).
Нужно категорически исключить физическое вмешательство и тем более насилие в воспитании ребенка.
Каждый член семьи, даже самые маленькие имеют право на свое личное пространство
Для воспитания полноценной личности нужно дать ребенку возможность формировать собственный мир, не вмешиваясь в него.
Насилие в семье формирует запуганных или асоциальных людей Такие принципы можно перечислять довольно долго. Главное содержание их – первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.
Гуманистическая психология
Братченко Сергей. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии
Маслоу Абрахам. Мотивация и личность
Маслоу Абрахам. Новые рубежи человеческой природы
Маслоу Абрахам. Пиковые переживания
Маслоу Абрахам. Психология Бытия.
Миф о недирективности: сеанс с Джилл
Роджерс Карл. Что значит становиться человеком
Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе
Франкл Виктор. Логотерапия
Франкл Виктор. Психотерапия на практике
Франкл Виктор. Сказать жизни — «Да»
Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности
Фромм Эрих. Бегство от свободы
Фромм Эрих. Иметь или быть?
Фромм Эрих. Искусство любви
Фромм Эрих. Кредо
Фромм Эрих. Психоанализ и этика
Фромм Эрих. Человек для себя
Диктатура
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других. Сказанное не означает, что родители не должны предъявлять никаких требований к ребенку. Однако те, кто всему предпочитает приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если детское сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Психоанализ
Адлер Альфред. Биография
Адлер Альфред. Наука жить
Адлер Альфред. Понять природу человека
Адлер Альфред. Практика и теория индивидуальной психологи
Боулби Джон. Привязанность
Вагин Юрий. Тифоанализ
Каган В. Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы
Курпатов Андрей. 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы
Курпатов Андрей. Средство от депрессии
Курпатов Андрей. Средство от страха
Курпатов Андрей. Средство от усталости
Милютина Екатерина. Психотерапевтические рецепты на каждый день
Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования
Полеев Александр. Ревность глазами психотерапевта
Райх Вильгельм. Анализ личности
Решетников Михаил. Психодинамика и психотерапия депрессий
Решетников Михаил. Элементарный психоанализ
Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика
Соколов Дмитрий. Сказки и сказкотерапия
Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа
Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ
Фрейд Зигмунд. Достоевский и отцеубийство
Фрейд Зигмунд. Краткая биография
Фрейд Зигмунд. О сновидении
Фрейд Зигмунд. Печаль и меланхолия
Фрейд Зигмунд. Психология масс и анализ человеческого «Я»
Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений
Хорни Карен. Наши внутренние конфликты
Хорни Карен. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление
Хорни Карен. Самоанализ
Юнг Карл Густав. Воспоминания, сноведения, размышления
Юнг Карл Густав. Психологические типы
Ялом Ирвин. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
Диктат
Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании.
Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.
Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает откровенно ненавидеть своих родителей! И в некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.
Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.
Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.
Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.
Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».
Конфронтация
Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: «Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять» и «Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки».
Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью.
Подобное сосуществование, с точки зрения педагогики, неприемлемо. Родители должны постоянно интересоваться жизнью ребенка и поддерживать его как в начинаниях, так и в сложных жизненных ситуациях.
Опека
Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс «Я сам», при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – «пусть решают мама и папа».
В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.
В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.
Как улучшить семейные отношения родителей и детей
Находить общий язык с людьми не всегда бывает просто, а уж если речь идет о разных поколениях – тут и вовсе хватает трудностей. Начиная с обычного общения, когда представители разных возрастов с трудом могут понять друг друга, и заканчивая жизненными предпочтениями, в коих мнения сходятся далеко не всегда.
Для того чтобы семейные отношения между родителями и детьми складывались наилучшим образом, мамам и папам придется начать с оценки самих себя
Очень важно сделать над собой усилие и признать ошибки, совершенные в отношении ребенка, извиниться перед ним, если не правы, держать под контролем собственные эмоции, не вымещая негатив на младшего члена семьи.
Также следует воздержаться от выплескивания своих чувств на окружающих, особенно в присутствии ребенка. Глядя на маму или папу, пышущих гневом в обществе, он скоро сам станет вести себя так же. Родители должны научить свое чадо (и себя заодно) говорить о властвующих над ним эмоциях, попутно отслеживая причину их возникновения.
Ни в коем случае не нужно навязывать ребенку те занятия, которые ему не по душе
Важно дать ему возможность реализовывать себя в том, что ему действительно интересно. Задача родителей – оказать поддержку и содействие в начинаниях малыша, помочь справиться с неудачами, показать, что готовы вместе с ним преодолевать трудности.
Ошибочно мнение, будто бы ребенок должен быть в курсе родительских проблем. Дети без труда чувствуют состояние своих мам и пап и невольно возлагают часть ответственности за их тревогу на себя. Чем глубже родители позволяют ребенку вникнуть в суть сложившейся ситуации, тем сильнее чувство его вины за свою неспособность помочь
Родителям важно научиться справляться с проблемами самостоятельно, не оповещать о них детей.
Немаловажный момент, который многие родители почему-то игнорируют, – аргументированное объяснение требований, выдвигаемых ребенку. Малыш знает, чего ему делать нельзя, но почему – не понимает. Не осознавая возможных последствий, он из любопытства нарушает запрет, получая от родителей наказание.
Кстати, о наказаниях. Использовать угрозу их неотвратимости как метод предостережения от каких-либо действий не рекомендуется. Так малышу трудно понять, почему и за что его ругают родители. Наказывать следует только уже за совершенный проступок.
Ребенку необходимо его личное пространство. Ведь он – человек, у которого есть право выбора: какого цвета обои подойдут в детскую, что надеть на прогулку, каким видом спорта заняться. Малышу полезно позволять проявлять самостоятельность, чтобы в будущем он смог четко следовать своим стремлениям, не оглядываясь на мнение посторонних.
Ребенок, как любой человек, имеет право на эмоции. Не стоит их пресекать или подавлять. Ничего хорошего из этого не выйдет, и малыш может замкнуться в себе, накапливая негатив внутри. Вместо этого родителям нужно научиться переживать вместе с ним, облекая эмоции в слова. Так младший член семьи будет знать, что папа и мама действительно понимают его чувства. То же самое касается и выражения радости.
Зачем перекладывать ответственность за воспитание детей на других? Как правило, «другие» – это бабушки и дедушки, которые уже вырастили своих отпрысков и теперь вынуждены повторять процесс снова. Ну, и кроме того, способы и методы воспитания, используемые представителями почтенного возраста, могут существенно отличаться от взглядов самих родителей. А потому споры неизбежны.
Семейные отношения родителей и детей имеют все шансы быть гармоничными, если:
-
в семье существует культ личности каждого из ее членов;
-
домочадцы устанавливают традиции, которых безоговорочно придерживаются;
-
конфликты не перерастают в скандалы, а гасятся спокойным разговором и поисками компромисса;
-
применение физического воздействия как наказания абсолютно исключено;
-
супруги сохраняют близость и доверие между собой;
-
среди домочадцев нет алко- и наркозависимых.
Таким образом, ответственность за создание благополучных семейных отношений между родителями и детьми в первую очередь возложена на маму и папу. Ребенок должен чувствовать атмосферу любви, уважения и доверия, царящую в семье. Всегда следует помнить о том, что для детей главной ценностью являются не красивые вещи и материальные блага, а присутствие рядом заботливых родителей, понимающих и всегда готовых помочь.