Что такое девиантное поведение?

Коррекция девиантного поведения от 7Spsy

К разным проявлением антиобщественного поведения стоит подходить по-разному. Обычно с запущенными проявлениями работают психиатры. Но на начальном этапе человек может помочь себе самостоятельно — конечно, если осознает проблему и захочет её решить.

Если вы всё чаще замечаете, что близкий человек склонен к девиантному поведению, лечение нужно начинать как можно быстрее, пока проблема не перешла допустимые границы. Курс модификации поведения поможет близкому человеку избавиться от неадекватных поступков.

Научим гармоничным отношениям

Чаще всего причины асоциального поведения скрыты в подсознании, в установках человека. Например, «я имею на это право» или «это единственный способ достичь моей цели». Проще говоря, девиация — это особенный тип мышления. А значит, чтобы нормализовать поведение, нужно изменить эти установки. В этом и заключается технология 7Spsy. Программа курса рассчитана на дистанционную работу. Технология поможет выявить причины асоциальных действий и заменить установки, которые к ним привели, на  позитивные. Всего за 2-6 недель человек усваивает здоровую модель поведения: перестает досаждать окружающим и учится вести себя в зависимости от ситуации.

  1. Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире»
  2. Девиантное поведение. Социальный контроль http://www.grandars.ru/college/sociologiya/deviantnoe-povedenie.html
  3. Девиантное поведение http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4732
  4. Профилактика девиаций и социальная самоорганизация https://studme.org/39244/sotsiologiya/profilaktika_deviatsiy_sotsialnaya_samoorganizatsiya
  5. А.Г. Терещенко, Н.Г. Васильев Особенности социальной обусловленности девиантного и деликвентного поведения https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-obuslovlennosti-deviantnogo-i-delikventnogo-povedeniya  

Компульсии

Компульсивным расстройством называют навязчивые действия и ритуалы, а также мысленные акты. Подобные манипуляции настолько неотступны, что пациент уверен в том, что обязан их выполнять. Назначение компульсий – снизить тревогу, рождаемую обсессиями.

После совершения ритуалов больному на некоторое время становится легче, но вскоре импульсы возобновляются. Если он  не совершит компульсию, то чувствует себя подавленным. Необходимо повторять ритуал в определенной последовательности, фиксированное количество раз. Прерванное действо начинают сначала, обязательно доводя до конца.

Девушка отмечала, что, если проигнорирует выполнение компульсии в подобающем виде, чувствует себя грязной. В такой день она лишена возможности заниматься важными делами, даже просто работать.

В результате невыполнения компульсий нарастает тревожность до тех пор, пока все-таки ритуалы не будут исполнены. Критичность к «нахальным» импульсам сохраняется. Присутствует понимание бесполезности исполненного, но отказаться от навязчивых действий невозможно. Больные тщательно скрывают от окружающих свои наклонности.

Компульсивные действия часто становятся следствием обсессий, особенно если последние выступают в качестве фобий. Назойливые страхи – самая тревожная группа обсессий, неизбежно сопровождающаяся физиологическими симптомами.

Распространенные фобии:

  • загрязнений – мизофобия;
  • заболеть смертельным заболеванием – нозофобия. Чаще всего развиваются по поводу СПИДа, инсульта, инфаркта, рака, сифилиса;
  • боязнь страха – фобофобия;
  • боязнь всего – панфобия;
  • смерти – танатофобия;
  • открытых пространств – клаустрофобия;
  • боли – алгофобия;
  • боязнь покраснеть – эрейтофобия;
  • темноты – никтофобия;
  • духоты – клитрофобия;
  • боязнь солгать – мифофобия;
  • страх нарастающей скорости – сидеродромофобия;
  • уверенность в мнимом уродстве – дисморфофобия.

Другие надоедливые влечения связывают с магическим мышлением. Больной полагает, что с его близкими случится беда, если он не щелкнет пальцами установленное количество раз, обойдет трещины в асфальте, обернется вокруг своей оси.

Компульсивные акты могут возникать изолированно, независимо от назойливых мыслей. К привычным навязчивым актам относят:

  • очищение от загрязнений – мытье рук, протирание поверхностей. Порой они становятся крайне абсурдными – больной протирает столы спиртом, чтобы убить микробов или моется в душе 2-3 часа несколько раз в день;
  • проверка, чтобы развеять сомнения – перед выходом из дома мужчина проверял газовую плиту 30 раз;
  • счет в разных вариациях – воспроизведение любых действий определенное количество раз (проходя мимо стены, необходимо дотронуться до нее 4 раза). Навязчивый счет до установленной цифры. Девушка, 20 лет. Видя листок бумаги, пациентку посещает навязчивый импульс: разорвать бумагу на мелкие части. Сначала девушка рвет лист на 3 части. Затем каждую часть еще на 3 части. Так продолжается до тех пор, пока бумага будет разорвана на мельчайшие частицы, количество которых кратно 3. На работе, где девушка не может позволить себе разрывать бумагу, она проводит языком по небу 3 раза или в количестве, кратном 3. Пациентка объясняет, что 3 для нее магическое число – у нее было трое женихов, каждый из которых бросал ее и женился на другой;
  • упорядочивание предметов – раскладывание одежды по фиксированной схеме, расставление предметов на столе.

У одного пациента возможно сочетание разного количества обсессий и компульсий. Расстройство может дебютировать с одной навязчивости, постепенно приобретая другие.

У девушки ОКР манифестировало в 16 лет с надоедливого влечения постукивать по предметам перед выходом из квартиры. Затем пациентка начала перешагивать трещины в асфальте. Переставляла предметы, меняла их местами, пока они попадали на свои места. Место для предмета определяла интуитивно.

Понятие агрессивного поведения.

Агрессия – намеренное, осознанное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда другому человеку или боли. Миллер, Доллард и коллеги определяют агрессию как “Акт, целе­вой реакцией которого является нане­сение вреда организму”.

Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку

Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки

Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе

Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Что такое альтруизм

Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».

Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.

Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:

«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании. Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.

Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».

Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред

(Фото: Depositphotos)

Откуда появляется ОКР

Выдвигается несколько гипотез по поводу причины возникновения расстройства. Нейрофизиологи считают, что превышенный обратный захват серотонина в синапсах, ограничивая количество нейромедиатора, снижает степень проведения нервных импульсов, что может являться причиной возникновения заболевания. Подтверждает эту теорию положительный эффект от приема селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, уменьшающих количество медиатора при обратном захвате.

Интересна теория PANDAS-синдрома. Апологеты его полагают, что на формирование ОКР влияет стрептококковая инфекция. Попадая в организм, стрептококк провоцирует выделение антител, которые, помимо болезнетворных организмов, поражают собственные клетки, в частности, базальные ганглии.

Установлена связь между расстройством и отдельными заболеваниями головного мозга:

  • демиелинизирующие заболевания (рассеянный склероз) – среди таких больных ОКР встречается в 16% случаев;
  • сосудистые поражения ГМ (инсульт), хотя известны случаи, когда ОКР отступало после случившегося инсульта;
  • болезнь Паркинсона и другие экстрапирамидные расстройства;
  • эпилепсия.

Заболевание может возникнуть параллельно с другим психическим расстройством: депрессией, биполярным расстройством, анорексией или выступать в роли симптома в рамках имеющегося заболевания, например, при шизофрении.

С большей вероятностью ОКР связывают с воздействием стрессовых факторов: мощное внезапное потрясение, пережитая психотравма или хронический стресс.

Играют роль особенности характера. Предрасполагают к появлению ОКР следующие личностные черты:

  • заниженная, завышенная самооценка;
  • эгоизм;
  • склонность к самобичеванию;
  • стремление к доминированию;
  • постоянная сомнительность по любому вопросу, долгие размышления, колебания, прежде чем будет принято решение.

Высок риск заболевания в том случае, когда человек мысленно постоянно возвращается к травмирующим воспоминаниям, фиксирует на них внимание.              

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей

Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

1.4. Формирование мотивации помогающего поведения

Исследования показывают, что мы можем усилить оказание помощи двумя способами. Во-первых, мы можем воздействовать на факторы, мешающие оказанию помощи. Мы можем предпринять какие-то шаги, чтобы уменьшить неопределенность экстренной ситуации или увеличить чувство ответственности. Мы можем прибегнуть к упрекам или к тактике «прямо в лоб», чтобы вызвать ощущение вины или чувство обеспокоенности за свою репутацию.

Во-вторых, мы можем научиться альтруизму. Исследование телевизионных показов просоциальных образов демонстрирует нам, что средства массовой информации способны научить позитивному поведению. Дети, имеющие перед глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать подобным же образом.

Если мы хотим добиться от людей альтруистического поведения, мы не должны забывать и об эффекте сверхоправдания: когда нас побуждают совершать добрые поступки с помощью избыточного вознаграждения или угроз, внутренняя мотивация к подобной деятельности часто уменьшается. Если же мы даем людям справедливое вознаграждение за совершение добрых поступков, но не более того, они будут относить свое поведение к собственным альтруистическим мотивам и, следовательно, будут с большим желанием оказывать помощь.

Отличительные черты обсессий

Навязчивости, рождаемые в сознании больного, наделены следующими отличительными чертами:

  • возникают непроизвольно, против воли больного;
  • наличие ясного сознания;
  • мысли не исчезают под волевым воздействием человека;
  • не имеют связи с мышлением индивида, рождаясь отстраненно;
  • имеют тесную связь с эмоциональным фоном;
  • не отражаются на логике мышления, не искажают интеллектуальный уровень;
  • сохранение критики в адрес навязчивостей.

Эмоциональные потрясения при обсессивно-компульсивном расстройстве настолько сильные, что могут вызвать проблемы с восприятием. Часто случаются тактильные, вкусовые, обонятельные галлюцинации. При тяжелом течении встречаются иллюзии и зрительные галлюцинации.

Длительные, глубокие обсессии способны видоизменить черты характера личности. Человек становится мнительным, нерешительным, всего опасается. Появляется неуверенность в себе, застенчивость.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Проявления обсессий

Обсессии выражаются в различных навязчивых формах.

Собственно, навязчивые мысли – это одиночные слова, фразы, предложения, песни, стихотворные выражения негативного характера, раздражающие, мешающие больному.

  • Импульсы. Сильное желание совершить неблагопристойный поступок: сидя на совещании, загорается непреодолимая тяга накричать на сотрудников. Придя в ресторан, внезапно хочется ударить официанта. Распространенным считается побуждение нанести вред близким. Появляется страх того, что импульс осуществится. В реальности неотступные желания остаются нереализованными.
  • Образы. Назойливо в яркой форме перед глазами человека всплывают нелицеприятные сцены без его желания. Пример: у мужчины перед глазами систематически всплывает картина, как его друга сбивает машина.
  • Сомнения. Всплывают на фоне уже свершившегося события: запер ли дверь, выключил ли утюг. Мужчина, отработав последний рабочий день, отправляется прямо с работы на вокзал. Здесь он сядет на поезд и поедет в санаторий, где проведет свой отпуск. По дороге на вокзал его начинают мучить сомнения, поставил ли он офис на сигнализацию. Приехал на вокзал непосредственно к отходу поезда, не имел возможности вернуться, проверить офис. По дороге в санаторий у бедняги уже родилась цепь трагических событий: офис находится в презентабельном районе, в центре города. Имеет удобное расположение, балкон, с которого легко попасть внутрь. В кабинете стоит сейф. Наверняка грабители прознали, что он едет в отпуск, кабинет будет пустовать. Для профессионалов подобрать код к сейфу очень просто. В санатории думает только о работе. Ежедневно просматривает новости, нет ли в них сообщения о краже. Звонит коллеге, чтобы узнать, как обстоят рабочие дела. Измотанный сомнениями, возвращается из отпуска раньше положенного срока. В дороге, чем ближе больной подъезжает к дому, тем сильнее его охватывала тревога, страх.
  • Агрессивные обсессии. Или контрастные мысли, касаются необоснованного чувства ненависти к родным, к любому другому человеку, объекту. Такая антипатия ничем не подкрепляется, возникает на ровном месте. Больные всеми силами отгоняют от себя подобные чувства, понимая их иррациональность. Пример: разгорание негативных чувств у священника по отношению к святым. Агрессивные навязчивости сопровождаются сильнейшим эмоциональным всплеском. Прослеживается неутомимая тяга испортить любую реплику неприятным дополнением, выкрикивать нецензурные, аморальные фразы.

В отдельную группу выделяют образные обсессии. К ним причисляются навязчивые размышления и воспоминания.

Назойливые размышления выражаются в длинном внутреннем монологе на бессмысленные темы. В голове рождается длинная цепочка умозаключений, не приводящая к продуктивным выводам.

Такие размышления настолько бестолковы, что получили название «умственная жвачка»!.

Бесплодные обсессивные рассуждения внутри себя сравнимы с резонерством. Главное отличие – критическое отношение больного к своим рассуждениям при обсессиях.

Женщина, идя по улице, размышляет: кого я встречу первого из прохожих, это будет мужчина или женщина? Если женщина, то с какой стрижкой или с длинными волосами? Возможно, первого я увижу мужчину. С какой стороны он будет идти? Подобная череда вопросов/ответов может продолжаться долго в голове пациента. Бесполезные рассуждения мешают сосредоточиться на значимых событиях.

Назойливые воспоминания заставляют человека систематически возвращаться мысленно к определенному, уже свершившемуся событию, имеющему незначительный или неприятный характер.

События

Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях

Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей

Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого

Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Обсессии

Обсессии рождаются независимо от желания человека, появляются внезапно, и неважно, чем занят в данный момент больной. Они, как правило, выражают размышления об опасности, вреде, риске

Избавиться от «нахальных» дум сложно. Управлению они поддаются слабо. Зацикливаясь на навязчивостях, у пациента ухудшается эмоциональное состояние. Нарастает тревожность, появляется страх, развиваются депрессия, апатия. Больные становятся раздражительными. Их настигает чувство отчаяния и бессилия: прекрасно осознавая нелепость рождаемых мыслей, справиться с ними не могут.

Пациент подавлен, возникает неуверенность в себе, снижается самооценка.

Эмоциональные нарушения влекут за собой физиологический сбой в организме. Физиологические симптомы расстройства выражаются в виде:

  • головной боли, головокружения;
  • тахикардии, одышки;
  • тошноты;
  • обморочного состояния;
  • гипергидроза;
  • расстройства пищеварения;
  • повышенного мочевыделение;
  • бледности или гиперемии кожи.

По механизму возникновения обсессии делят на элементарные и криптогенные.

Элементарные навязчивости рождаются незамедлительно после действия определяющего импульса. Причина их известна. Врач в беседе с пациентом с гипертонической болезнью в качестве отсроченной перспективы обрисовал инсульт. Пациент так впечатлился новостью, что теперь страдает от надоедливой мысли о том, что вскоре станет жертвой инсульта и умрет.

Криптогенные обсессии возникают внезапно, и, как полагает больной, лишены видимой причины. То есть, неизвестно, что могло вызвать нахальную мыслишку. На самом же деле причина есть, только бессознательно игнорируется пациентом.

Несмотря на упорство возникающих идей, человек пытается с ними бороться. Борьба проходит по двум путям: активному, пассивному. При активном сражении происходит противостояние коварным мыслям: человек боится летать на самолете, но упорно выбирает данный вид транспорта для путешествий

Пассивный путь – попытка переключить внимание на другие объекты. Избегание нежелательных размышлений

Сохранное поведение: опасаешься поездов – не езди на поезде.

Дополнительные стратегии

Представленные выше пять стратегий далеко не все варианты поведения человека в конфликтной ситуации. Существуют и другие решения.

Стратегия «переговоры»

Это одна из самых распространенных форм устранения конфликта. Ей пользуются не только внутри семьи, но и в различных организациях и даже в политике. На фоне остальных она выделяется тем, что в большинстве случаев сторонам удается примириться, и все приложенные к этому усилия идут на пользу общему делу.

Стратегия «переговоры» включает в себя:

поиск решения, которое удовлетворило бы всех;
неагрессивный характер действий по достижению цели;
принятие во внимание мнения другой стороны;
планирование будущих действий;
привлечение посредников.

Особенность переговоров в том, что стороны учатся слушать и, главное, слышать друг друга. Такой выход из конфликтной ситуации очень эффективен, ведь он помогает избежать агрессии и упрощает процесс поиска взаимовыгодных условий. Но стоит учесть: если переговоры слишком затянутся, то одна из сторон вполне может расценить это как намеренные действия и начать агрессивно атаковать противника.

Стратегия «подавление»

Она применяется, когда предмет конфликта до конца непонятен, а сама ситуация может нанести серьезный урон сторонам. Такую тактику используют те, кто с трудом добился своего значимого положения и очень боится потерять статусность в глазах людей, занимающих более высокие позиции.

Характерные черты стратегии подавления:

  • стремление всячески уменьшить число противников;
  • использование определенного набора правил, которые помогают легче найти общий язык с оппонентом;
  • поддержание ситуаций, чтобы избежать конфликта.

Если одной из сторон надоел конфликт, и она хочет его прекратить, то подавление оказывается достаточно действенным способом для этого. По сути, это своеобразная нить управления ситуацией. Но нужно отнестись к такому инструменту очень серьезно, потому что неправильное решение может все испортить.

1.3. Ситуационные детерминанты оказания помощи.

Интерес к этому феномену возник в связи с известным убийством Катрин Дженовез. Девушка была убита и изнасилована днем в присутствии 38 свидетелей (наблюдали из окон домов), ни один из которых не вызвал полицию, а вызвал её прохожий через 2 часа после убийства!

Мы чаще оказываем помощь в следующих ситуациях:

  • в ситуациях малого количества очевидцев или малонаселенности. В ситуациях присутствия других людей мы реже оказываем помощь. Личная ответственность теряется, когда одновременно присутствует от 5-7 человек и выше (эксперимент с дымом, когда один человек присутствует, а потом количество увеличивали).*
  • степень понятности ситуации, когда требуется помощь. В ситуациях, когда ситуация понятна чаще оказывается помощь. Эксперимент в нью-йоркской подземке. Человеку, который был без палочки и без бутылочки реже помогали подняться, когда он падал. Если мы не понимаем ситуацию, мы не помогаем.
  • Если ситуация рискованна. Когда в военные годы вывозили евреев.
  • Гипотеза урбанистической перегрузки (С. Милгрен).

    Жизнь в городе перегружает человека разнообразными стимулами, он сенсорнонасыщен. Естественный способ защиты – попытка оградить себя, уход в себя. Отказ от помощи – реакция на чрезмерную сенсорную перегрузку.

  • Наблюдение за значимыми моделями, которые в этот момент кому-то ещё помогают. Мы оказываем помощь, когда это делают и другие. Просоциальные модели способствуют проявлению альтруизма.
  • Давление времени (время, которое есть у человека для того, чтобы оказать помощь).

    Эксперимент в Принстонской духовной семинарии. В спешке люди в полной мере не осознают ситуацию. Сколько у нас времени, столько помощи мы и оказываем в большом городе.

(*если есть нужда в более подробных описаниях экспериментов – напишите мне, найду=)

Роль эмпатии в развитии мотивации просоциального поведения.

Когда мы испытываем эмпатию (сочувствие), мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах

Такая эмпатия возникает естественным путем. В родильных домах плач одного ребенка иногда вызывает целый хор плачущих голосов. Возможно, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии. Наблюдение дистресса других может вызвать у наблюдающего смешанные чувства, включающие фокусированный на себя дистресс и фокусированную на других эмпатию.

Исследования показывают, что подлинный альтруизм все-таки существует. Он может существовать исключительно в следующих случаях.

  • Эмпатия вызывает оказание помощи только тогда, когда люди считают, что другие получат необходимую им помощь.
  • Люди, у которых возросла эмпатия, окажут помощь даже тогда, когда уверены, что никто не узнает об их помощи. Их участие продолжается до тех пор, пока человеку не будет оказана помощь.
  • Люди иногда настаивают на оказании помощи пострадавшему, даже когда полагают, что их плохое настроение временно вызвано каким-либо лекарством депрессивного действия.
  • Если человек сочувствует страдальцу, то он, чтобы помочь, нарушает собственные правила и представления о порядочности.

Подлинный альтруизм может существовать в следующих случаях:

— люди считают, что другие получат необходимую им помощь

— когда люди уверены, что никто не узнает об их помощи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: