Введение
Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.
Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.
Каков смысл пирамиды Маслоу
Теория нашла применение не только в педагогике и психологии, но и в маркетинге, и менеджменте. Для каждого направления в ней есть что-то свое:
- Она содержит призыв к действию для основной массы людей. Вы поели, поспали, пробежались? Пора заняться саморазвитием! В этом нет иронии и сарказма, скорее, подсказка и вектор движения.
- Помогает определить реальные потребности и не обращать внимания на те, что уже удовлетворены.
- Дает правильное направление познания – от простого к сложному.
- Утверждает, что в жизни есть место разным системам ценностей, приоритетам и стимулам. Универсального плана действий не существует.
Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.
Бесплатный онлайн-интенсив
Ваш Путь в IT начинается здесь
Подробнее
Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:
- Человек не может полностью удовлетворить свои потребности.
- Неудовлетворенная нужда мотивирует человека к действию, или удовлетворению этой потребности,
- Из этого следует, что мотиватором являются не сами потребности, а уровень их удовлетворения.
- Потребности людей можно разделить на несколько уровней в рамках иерархии.
- Потребности нового уровня беспокоят человека лишь после удовлетворения потребностей текущего.
- Базовые, или биологические нужды заложены в человеке изначально, что раскрывает их название.
- Высшие потребности – духовные, эстетические и потребность в самореализации – не одинаковые для всех людей. На них влияет личность человека, то как, она формировалась, и условия, в которых он находится.
Стимуляция и мотивация в концепции Леонтьева.
Мотивы выполняют функцию стимуляции определенной деятельности. Они определяют личностный смысл, который вкладывает человек в данное занятие. Объективно его поступок можно объяснить одним способом (описывая значение этого поступка). Однако субъективный смысл (личностный) часто может не совпадать со значением этого поступка. Именно в порождении личностного смысла заключается стимулирующее воздействие мотивов: в каждом поступке человек должен видеть что-то полезное для себя, иначе его деятельность окажется немотивированной, а значит, неэффективной.
Пример стимуляции мотива: Мальчик готовит домашнюю работу в первом классе. Если его спросить, зачем он это делает, он даст мотивировку, которая будет отражать значение его поступка: «нужно, чтобы все умели читать». Однако следом он может добавить, что, вообще то, если он этого не сделает, отец ему ремня задаст. Теперь мальчик приоткроет свой личностный смысл, который он вкладывает в свою деятельность. Он просто хочет избежать наказания. Мотив наказания в данном случае стимулирует его, так как несет с собой пользу – избежать ремня.
Практическое применение теории потребностей по Маслоу
Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.
Маркетинг
В процессе продвижения продукта маркетологу необходимо проанализировать реализуемый продукт, определить его центральную аудиторию и, в свою очередь, изучить уже её. Следующий этап – понять, как представить продукт этому покупателю. На большинстве этапов понимание потребностей человека может сыграть ключевую роль. Как сами потребности, так и механизмы и природа мотивации человека позволяет сформировать представление о нуждах и целях людей, а также о том, как убедить их приобрести продукт.
Практическое применение теории потребностей по Маслоу
Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.
Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.
Впрочем, необходимо понимать, что использовать теорию Маслоу как единственный инструмент бессмысленно. Хороший специалист-маркетолог пользуется целым спектром методов и ресурсов, и теория потребностей Маслоу является лишь одним из них, хоть и довольно полезным в определенных условиях.
Менеджмент
Заинтересованный в высоких показателях продуктивности своих работников управляющий должен понимать, что и как мотивирует работников. Некоторые руководители пользуются лишь экономическими стимулами, в то время как теория американского психолога может стать очень полезным инструментом анализа аудитории. Понимание природы мотивации работника и непосредственно целей и нужд этого работники позволяет заинтересовать сотрудника в работе.
Также использование этого метода позволяет найти индивидуальный подход к человеку, и определить, в чем он нуждается. Так, даже работники, занимающие низкие должности, могут испытывать потребности высоких уровней. Более того, у каждого человека индивидуальные потребности, и теория Маслоу не единственный инструмент, необходимый для психоанализа, однако суть в том, что она играет ключевую роль во многих случаях.
Психология
Карьера
Психологическая теория, очевидно, нашла применение и непосредственно в психологии. Так, при определении карьерных целей можно воспользоваться принципами Маслоу, чтобы определить свои цели. Опираясь на теорию потребностей, можно определить:
- Выбор профессии или направления, а также конкретного места работы или должности.
- Отношение к работе, ее место в системе ценностей и нужд.
- Искомые условия работы и вознаграждение за труд.
Работа над собой и психоанализ часто требует оценки своих целей, нужд и потребностей. Конечно, теория потребностей Маслоу может стать полезным ресурсом, на который стоит опираться. Концепция американского психолога может помочь определиться с уровнем потребностей, на котором находиться человек, и разобраться с мотивацией.
Предпосылки теории Маслоу
Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.
Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД
В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.
С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.
В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу.Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей.Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.
Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.
Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.
Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало.Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.
Понятие сдвига мотива на цель в концепции Леонтьева.
Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.
Пример: ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ни есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет.
Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.
Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография
Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из-за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам сказанным впоследствии, такая личная история должна была непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.
Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учиться на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучения Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.
Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны, в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие, а Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в таких условиях формируются научные взгляды ученого.
С 1951 года Маслоу руководит кафедрой психологии в Университете Брандейс и читает лекции. К этому периоду относится наиболее плодотворный этап его деятельности, именно в это время и происходит зарождение нового направления гуманистической психологии при существенном его вкладе.
В 1969 году Маслоу неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а в 1970 внезапно умирает от инфаркта.
Тренинги автора
6 апреля |
Psy-Клуб онлайн. Практическая встреча «Бедный психолог. Богатый психолог» Узнать подробности 2,5 часа |
Ещё 5 тренеров… |
14 апреля |
Супервизия онлайн Узнать подробности 3 часа |
|
20 апреля |
Psy-Клуб онлайн. Круглый стол «Особенности работы специалистов психологов горячих линий, волонтёров… Узнать подробности 2,5 часа |
Ещё 5 тренеров… |
21 апреля |
Блиц-консультирование Узнать подробности 2 часа |
|
27 апреля |
Практическая онлайн-конференция по супервизиии блиц-консультированию Узнать подробности 2 дня |
Ещё 7 тренеров… |
12 мая |
Супервизия онлайн Узнать подробности 2 часа |
|
1 июня |
Psy-Клуб онлайн. Практическая встреча «Психолог, которого выбирают. Портрет психолога» Узнать подробности 2,5 часа |
Ещё 5 тренеров… |
4 сценария перехода во вторую половину жизни
1. Спонтанность и перебор вариантов
Среди моих знакомых есть замечательный человек – Галя Моррел, это человек мира, которая легко перемещается по всему свету, у нее есть важные проекты в Гренландии, в Монако, она пишет книги и танцует на дрейфующих льдинах. Как она совершила переход в эту жизнь, полную событий и интересных людей?
Когда ей было около 50 лет, она осознала, что социальные роли ею сыграны, дети выросли, муж в силу профессии (военный летчик) большую часть времени находится на работе, а ей нечем себя занять. Друг предложил ей принять участие в проекте для подростков-эскимосов по их знакомству с современным искусством.
Итак, мы видим из начала этой истории, что Галя столкнулась с дефицитарной потребностью («нечем себя занять») и сам мир предложил ей выход из ситуации (зависимость от ситуации и обстоятельств). У Гали очень сильно творческое начало, что характерно для людей с эмоциональной доминантой, она очень любила танцевать, и ей очень нравился север. Ни сцены, ни декораций в местах, где жили дети, не было, и Галя решила танцевать прямо на снегу, сбросив обувь.
То, что Галя относится к пикерам, людям, склонным к пиковым переживаниям, говорят те факты, что, проваливаясь под лед, а такое иногда случается, когда танец проходит на дрейфующих льдинах, она утверждает, что это «неземное блаженство». Или когда в рамках другого проекта (4 тыс. км по Северному ледовитому океану на маленькой лодке вдвоем с О. Йоргеном), длившегося 2 месяца, возникает ощущение, когда, по ее словам, «жизнь и смерть становятся единым пространством». Знакомство с Галей показало мне, как важна развитая интуиция для людей такого типа.
2. Упорядоченность и рациональный поиск
Ирина – жещина, всю жизнь работавшая по найму на топовых позициях: директор по персоналу, коммерческий директор, директор по развитию. После 50 лет она оказалась в сложной для себя ситуации. Владельцы бизнеса приняли решение продать компанию, и новый собственник, как это часто случается, поменял всю команду топ-менеджеров. Да, с золотым парашютом, но она была вытолкнута на свободный рынок труда.
С самого начала появился четкий план действий: выбрано два направления, проведен мониторинг российского рынка и рынка ближнего зарубежья, выбран нишевый продукт – торговое оборудование для ритейла. И два года терпеливой, во многом рутинной работы, освоение всех тонкостей коммерции с Казахстаном, выстраивание отношений с поставщиками. Кстати, это сильная сторона рационалов: делать не только то, что нравится, но и то, что нужно.
3. Вторая половина жизни как стартап
В качестве примера приведу Ольгу. Ей не так давно исполнилось 58 лет. Успешный бизнесмен. Даже язык не поворачивается назвать ее бизнес-вумен. Она «женщина с государственным умом», очень рационально и продуманно в первой половине своей жизни увеличивавшая ликвидность бизнеса, стратегически выверено шла к рубежу, когда часть бизнеса была продана, и вместе с мужем (тоже бизнесменом) они купили виллу в тихом уголке Европы.
Интересно в этом примере, что к своей второй половине жизни мои друзья подошли по всем законам стартапа, понятного им по бизнесу: планируя, действуя по плану, формируя команду проекта, учитывая динамику ее развития, инвестируя средства в ожидаемый результат.
4. Концептуальное творчество
В качестве примера такого перехода сошлюсь на звезду мировой величины, знаменитого Асисяя, создателя «Лицедеев» Вячеслава Полунина. Никто не будет спорить, что великий клоун является человеком с доминантой эмоциональности.
Свою вторую половину жизни Полунин заявляет посвященной осознанному созданию универсальной модели перманентного счастья. Руководствуясь правилами гармонии, он выбирает друзей и партнеров, то, чем он занимается, и даже места для путешествий.
В варианте перехода во вторую половину жизни через концептуальное творчество от личности требуется настоящая зрелость и опыт осознания мета-потребностей, полученный уже в первой половине жизни. Сейчас Слава Полунин готов делиться своей концепцией счастья, любой может стать гостем его «Желтой мельницы» под Парижем.
Критика Леонтьевым тезиса о побудительной роли эмоций.
Тезис о побудительной роли эмоций опирается на положения гедонизма о том, что все действия человека ведомы стремлением повысить удовольствие и понизить неудовольствие. Эмоции, напрямую связанные с удовольствием, являются поэтому побудителями. Положительные эмоции вынуждают нас повторять действия, с ними связанные, а отрицательные, наоборот, предостерегают от совершения соответствующих поступков.
Критикуя это положение, Леонтьев опирается на суждение Милля. Милль говорит, что положение гедонизма неправомерно, поскольку эмоции сами по себе не достижимы: они лишь сопутствуют тем или иным действиям. Поэтому человек не может быть ведом собственными эмоциями и совершать ради них те или иные поступки (то есть эмоции не могут побуждать). Конкретные эмоции удовольствия или неудовольствия следуют за определенными действиями, а потому они не могут быть самостоятельными побудителями.
Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.
Совершенно очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем-либо, а уже на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.
Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.
Обобщая этот тезис можно сказать, что по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.
Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации, имеют не приобретенную, а врожденную природу, и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта психическая энергия.
Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов. Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду
Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду. Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ
Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ.
Вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.
— первичные физиологические потребности тела.— потребность в безопасности.— потребность в принадлежности к обществу и любви.— потребность в самоуважении.— потребность в самоактуализации.
На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше он реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он должен был обладать.
*В наше время, только ленивый не критиковал и не выражал свой сарказм по поводу пирамиды Маслоу, тем не менее, следует понимать, что такое отношение всегда происходит не от большого ума, а от глупости. Пирамида Маслоу, как и любая другая психологическая теория, не претендует на математически точную всеобщность, любая такая теория всегда приблизительна, но при этом, довольно точно описывает поведение статистически значимого большинства. В этом то и заключается специфика психологического подхода, в котором всегда есть исключения
Совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, способны создавать собственную иерархию потребностей, отличающуюся от представленной.Это допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.