Воспитание ответственности у детей
В первую очередь, необходимо научить ребенка брать на себя полную ответственность за результаты своих поступков. Это способствует тому, что ребенок анализирует свои поступки, осознает их целесообразность, делает выводы и адаптирует свое поведение. Развитие самоконтроля помогает формированию у детей ответственности, чувства собственного достоинства и хорошей самооценки.
Основная проблема большинства родителей заключается в том, что ребенок плохо себя ведет. Это значит, что с ответственностью за свои поступки у таких детей так себе. Причины плохого поведения обычно кроются в том, что дети чувствуют свое бессилие, неспособность влиять на ситуацию, неуверенность в себе. Такое происходит когда взрослые обесценивают личность детей, не верят в них. Наказывать ребенка – значит загонять его еще дальше в этот угол.
Хороший прием – периодически создавать ситуации, в которых ребенок мог бы проявить настойчивость и достичь желаемого результата. Разумеется, задачи должны быть посильными. Если ребенок учится ходить и хочет получить предмет, который высоко лежит, не надо давать его ребенку в руки. Переложите предмет так, чтобы ребенок мог его достать, затратив на это определенные усилия. Тогда ситуация будет нести воспитательную миссию.
Реакция родителей на поведение детей
Это самый важный фактор, определяющий детское поведение — пишет Кэтрин Кволс в «Радость воспитания: как воспитывать детей без наказания». Зачастую в основе поведения ребенка в конкретной ситуации лежит родительская реакция на первое появление этой ситуации. И если эта реакция приносит ребенку какое-то удовлетворение, будьте уверены, он будет повторять ее бесконечно.
Если ребенку нравится видеть, как родители теряют самообладание и таким образом становятся уязвимыми, он будет регулярно доводить их до этого состояния. Если родители слишком трепетно воспринимают каждую царапину ребенка, он будет стремиться к получению травм ради последующей родительской заботы и внимания.
Модель 4: Шут
Такие дети — любимцы публики, а точнее — всех друзей и родственников. Они клоуны и шуты, комики и лицедеи! И на что только не готов пойти шут, чтобы на него посмотрели, чтобы его заметили! Таких детей легко выделить, ведь они всегда стараются быть в поле зрения. Раньше про таких говорили: «того и гляди из штанов выпрыгнет». Энергия из них так и прёт!
Казалось бы, что в этом плохого? Во-первых, такое поведение свидетельствует о том, что ребёнку не хватает одобрения, любви и внимания. Иначе зачем бы ему было так стараться?
Во-вторых, шут, как и отличник, очень зависим от одобрения и похвалы. Он готов «на голове ходить», лишь бы добиться всеобщего признания. Он даже готов на плохие поступки, если окружающим это понравится. К примеру, в школе шут может стать зачинщиком всех проделок. Он хулиганит не потому, что злой или невоспитанный, а потому, что того просит «публика»!
Из шутов иногда вырастают хорошие актёры, но важно помнить: ребёнка нужно научить жить свободно от чьего бы то ни было мнения и не идти на поводу у окружающих, иначе когда-нибудь этим его качеством могут воспользоваться плохие люди.
Все 4 модели поведения — своего рода защитные реакции детей на внешние стрессы и раздражители. Ребёнок может менять модель поведения, вести себя по-разному в зависимости от обстоятельств. К примеру, отличник может быть ещё и тихоней, что только усложняет проблему.
Если вы обеспокоены поведением своего ребёнка и увидели в нём исполнителя одной из описанных здесь ролей, среагируйте вовремя. Единственно правильный вариант — обратиться к семейному психологу, который сможет, образно говоря, определить симптомы, поставить диагноз и назначить лечение.
Каких проблем ждать, когда ребёнок-шут вырос?
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Девиантное поведение детей
Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.
Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:
- Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
- Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
- Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
- Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.
Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.
Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.
Слова признательности
Меня давно интересовала проблема укрепления семьи. В течение многих лет я постоянно искала ответ на вопрос: как помочь семьям стать надежнее и благополучнее? Эта книга явилась итогом моих наблюдений, размышлений, а также практической работы с семьями. Надеюсь, что она поможет вам по-новому взглянуть на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношений в семье и обогатит ваш родительский опыт.
Хочется выразить глубокую признательность всем, кто помогал мне в этой нелегкой работе.
В первую очередь, я благодарна своей семье: моему мужу Брайану – за взаимопонимание, любовь и поддержку, сыну Тайлеру – за то, что он стал моим учителем, благодаря которому я поняла, что означает безусловная любовь, а также Эмили, Хлоу, Элис и Синди Харпер, которые и сегодня дают мне уроки того, как вести себя, чтобы и смешанная семья была благополучной и счастливой.
Спасибо моему бывшему мужу Биллу Ридлеру, который стал соавтором первого издания этой книги и приобщил меня к преподавательской деятельности. Но, безусловно, больше всего я ценю его за то, каким замечательным отцом он стал для нашего сына.
Спасибо моим сотрудникам: Бетти Таури, Лоизу Хэнслеру и Джулии Сжес, – за их поддержку и умение вовремя спросить: «Когда выйдет новая книга?» Спасибо инструкторам курса «Переориентация поведения детей» за их увлеченность и преданность своему делу.
Благодарю Боба Хёкстра и Джуди Хэррингтон за то, что они верили в меня, когда моя вера уже иссякала.
Я признательна редактору Триоли Бакус за ее невероятную настойчивость и легкую, приятную атмосферу, сопутствовавшую нашей совместной работе.
Не могу не сказать и о том, что на создание этой книги меня вдохновил ныне покойный доктор медицины Рудольф Дрейкурс, практический опыт и работы которого стали для меня отправной точкой в дальнейших поисках.
Признаки аутоагрессии
Распознать аутоагрессию у взрослого может быть очень сложно. Люди склонны скрывать подобные проявления, т.к. боятся увидеть в свой адрес негативную реакцию, из-за которой их положение может значительно усугубиться.
Если же вы подозреваете, что кто-то из ваших знакомых имеет склонность к аутоагрессии, вам следует обратить внимание на следующие симптомы:
- свежие или недавно зажившие раны, ожоги и синяки;
- длинные рукава или брюки, особенно в жаркую погоду;
- частая беспричинная раздражительность;
- частое желание побыть одному;
- слова о собственной неполноценности, самообвинения;
- суицидальные наклонности, желание исчезнуть.
При обнаружении вышеперечисленных симптомов следует спокойно поговорить с человеком, убедив его в необходимости диагностики у специалиста. Окончательно справиться с аутоагрессией можно только после диагностического обследования у психотерапевта.
К прямым признакам аутоагрессии, при наблюдении которых необходимо срочно бить тревогу, относятся:
- попытки суицида;
- продолжительный отказ от еды (не вызванный никакими другими расстройствами);
- самостоятельное нанесение себе серьезных телесных повреждений (порезы, ожоги, синяки).
Аутоагрессию следует отличать от прямой агрессии, которая может выражаться в действиях по отношению к другим людям или предметам.
Бывают случаи, когда внешние проявления аутоагрессии используются для манипулирования людьми. В таких случаях человек обычно использует аутоагрессивный паттерн личности исключительно для привлечения внимания.
Отличить манипуляцию от прямой аутоагрессии можно, наблюдая за человеком. Если самоуничтожение происходит только в присутствии других людей, скорее всего, этот человек – манипулятор. Чаще всего такие люди используют поведение «жертвы» для достижения каких-то целей.
В таких случаях потакание провокатору не приведет к решению проблем, потому что человек привыкнет получать все с помощью истерик. Лишение или возмездие вряд ли помогут разобраться с манипулятором. Наиболее оптимальным решением проблемы будет спокойное обсуждение, направленное на понимание происходящего с обеих сторон.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Цель — привлечение внимания
Есть способ, с помощью которого можно правильно определить ошибочную цель поведения ребенка
Ребенок, цель которого — привлечь внимание, как правило, вызывает у взрослых раздражение. Обычной реакцией на поведение такого ребенка будет негативное внимание взрослого
Однако не все дети, чтобы привлечь к себе внимание, пользуются плохим поведением. Присмотритесь к ребенку, который привлекает к себе внимание хорошим поведением
Для него важно быть «умницей» и всем угождать. Такого ребенка дома и в школе часто называют «паинькой»
И здесь опять-таки важна ваша ответная реакция. Если постоянное стремление этого ребенка угодить вам или в чем-то отличиться вызывает у вас раздражение, — то это первый признак, что его ошибочная цель — внимание.
Услуги и объявления19
Услуга |
Индивидуальные консультации для подростков очно и онлайн Москва Подать заявку |
|
Услуга |
Детский клуб технического творчества «Геккон» ищет менеджера по продажам Москва Подать заявку |
50 минут |
Занятия с ребёнком. Детский психолог, психоаналитик Москва Подать заявку |
|
1 час |
Диагностика готовности ребёнка к школе Москва Подать заявку |
|
60–75 мин |
Курсы «молодого бойца» для мамы. Индивидуальный тренинг по скайпу Москва Скидка 500Р |
|
Услуга |
Индивидуальные консультации для детей и подростков очно и онлайн Москва Подать заявку |
|
1,5 часа. |
Общая диагностика готовности ребёнка к школе Москва Подать заявку |
3 смены |
Летний городской лагерь для детей Москва Подать заявку |
Услуга |
Занятия с детьми и консультации родителей Московская область, п. Удельная Подать заявку |
1,5 часа. |
Помощь в профориентации. Сакральная консультация для будущих студентов. Помощь в понимании предназначения Москва Подать заявку |
1–2 часа/7–60 дней |
Детско-родительские отношения. Кризис в семье. Чужеродные влияния/Секты Москва Подать заявку |
|
Примерно 4 часа с двумя 10-минутными перерывами. |
Профориентационная игра для подростков 11–15 лет у вас дома Москва Подать заявку |
|
Понедельник 18:00–20:30, суббота 15:00–17:30. |
Исследование самооценки Москва Подать заявку |
|
60 мин. |
Психологическая коррекция поведения детей, подростков Москва Скидка 100Р |
Услуга |
Психологические консультации и психотерапия для детей, подростков, родителей Москва Подать заявку |
|
1 час |
Бизнес-консультация «Профориентация» для детей и подростков Москва Подать заявку |
|
1 час или до решения запроса |
Консультации по вопросам развития и воспитания детей Москва Скидка 500Р |
Услуга |
Детскому центру «Дом белого кролика» на Таганке требуется воспитатель кратковременного пребывания Москва Подать заявку |
60 минут |
Школа для родителей Москва Подать заявку |
|
Услуги в других городах 50
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Заключение
В недовольстве собой нет ничего страшного, наоборот, это абсолютно естественная реакция организма, которая помогает ему эволюционировать. Проблемы начинаются в тот момент, когда аутоагрессия становится обычным способом реагирования на весь спектр фрустрирующих ситуаций – ситуаций, в которых субъект не может достичь желаемой цели.
Аутоагрессия опасна тем, что человек пытается любыми способами навредить себе, унизить и разрушить. Такое поведение приводит к психическим расстройствам, а также к самоубийству
Важно вовремя распознать эти проявления, научиться уважать себя и легче относиться к различным неприятностям. Здоровые навыки самокритики помогут трезво разобраться в ситуации и сделать правильные выводы
Лучший способ предотвратить аутоагрессию – это любовь, внимание и поддержка близких. И в заключение предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний:
И в заключение предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний:
Вывод
На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности.
Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.