Все о психологической защите, или как правильно понять свои реакции

Индекс жизненного стиля и модель механизмов психологических защит Плутчика-Келлермана-Конте

В модели Плутчика, Келлермана и Конте считается, что защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. Именно для совладания с одной из восьми основных эмоций развивается свой механизм защиты. Таким образом, насчитывается 8 психозащит. Им свойственны сходства и полярности, и подобно бинарным парам эмоций, можно выделить противоположные пары защитных реакций психики. Человек может использовать любую комбинацию защит, но часто бывает, что есть одна или две главные, и, определив их, возможно определить тип личности или диспозицию.

В этом заключается суть методики психической диагностики ИЖС – выявить тип личности и свойственные индивиду эмоции вместе с защитными механизмами. Привычные поведенческие механизмы и непозволяемая себе эмоция проливают свет на особенности психоэмоционального устройства человека, степень его зрелости и осознанности. Сам тест выглядит как список утверждений о себе, с которыми индивид должен согласиться или не согласиться. После ответов на все утверждения подсчитывается количество положительных ответов.

Выявленным механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от проявленности, интенсивности защитной реакции эго. Так, определяется напряженность защиты – чем с большим количеством утверждений по данной психозащите согласился человек, тем выше этот показатель. При общей напряженности всех защит выше 50% (человеку свойственна половина всех высказываний опросника), можно говорить о том, что у человека имеются неразрешенные внутренние и внешние конфликты. Наиболее адаптированные и зрелые люди используют наименьшее количество защитных механизмов, а людям дезадаптированным к жизни и инфантильным, внутренне незрелым, свойственно пользоваться защитными механизмами в гораздо большей степени.

Итак, всего есть 8 защитных реакций психики, каждая из которых «оберегает» ее от болезненного проживания какой-то конкретной базовой эмоции. Давайте теперь перейдём к рассмотрению защитных механизмов, того, что каждый из них собой представляет и как может проявляться в поведении.

Боль как предохранитель

Боль легче понять, если помнить, что ее цель — стимулировать защитное поведение. Как и у других ощущений, у боли есть функция — защитить организм от воспринимаемой угрозы. Как аварийная система в доме, система боли нужна, чтобы обнаружить опасность и сказать о том, что нужно что-то предпринять. При этом, громкость сигнала тревоги может быть разной, в зависимости от обстоятельств.

Боль — это сигнал «на выход», а не «на вход»

Одна из центральных идей модели нейроматрикса: боль — это сигнал от мозга к телу, а не наоборот (). ЦНС собирает информацию со всего тела, интерпретирует ее и дает ответ, и боль здесь — именно ответ, который поощряет поведение, защищающее организм от воспринимаемых угроз. Например, если у вас болит колено, боль насильно обездвиживает его, и вы не сделаете повреждение еще большим.

Какие «входные данные» стимулируют нервную систему включить боль? Самый важный тип информации — ноцицепция — сигнализация о непосредственной  опасности для тканей организма. Но когда мозг получит сигнал об опасности от тела, ему нужно уточнить, насколько это опасно на самом деле? И чтобы ответить на это, он опирается на все доступные сведения, связанные с угрозой, в том числе другие сенсорные сигналы, воспоминания и эмоции.

Например, движения и положение тела влияют на восприятие боли, потому что мозг распознает некоторые положения тела как опасные, а другие — как безопасные. Если ваше плечо вывихнуто, или ваша спина находится в таком же положении, как и во время предыдущей травмы, проприорецепция передаст в мозг об этом, и боль усилится, чтобы вас защитить.

То, что вы видите и слышите, — тоже информация для ЦНС, которая может описать угрозу и повлиять на боль. Например, известен случай, когда одного мужчину госпитализировали в травмпункт с гвоздем в сапоге и мучительной болью. Его боль прекратилась, когда врачи сняли ботинок и стало видно, что гвоздь прошел между пальцами ().

Мысли и ожидания тоже влияют на боль. Если вы думаете, что конкретный стимул вызовет боль, то скорее всего, так и будет (). Если вы восстанавливаетесь после операции по удалению рака, то, вероятно, любая боль будет сильнее, если верить, что это признаки возвращения болезни, а не естественный этап реабилитации (). Музыканты будут испытывать более сильную боль от укола пальца, чем те, кто не заботится о функции своих рук ().

Эмоции — еще один тип входящей информации для ЦНС, который может влиять на боль: известно, что депрессия, тревога, страхи связаны с хронической болью ().

Социальный контекст тоже играет свою роль. Боль может измениться в зависимости от нашего восприятия того, есть ли у вас финансовая и социальная поддержка для борьбы с травмой или нет ().

Вот как много вещей может влиять на боль

Но здесь есть очень важное уточнение: все написанное не означает, что боль не реальна и «это все в твоей голове». Боль реальна

Это настоящее ощущение, просто оно не обязательно отражает реальное повреждение в организме. И хотя боль рождается в мозге, это не означает, что вы можете избавиться от нее силой мысли. К сожалению, процессы, которые создают боль, — бессознательные и находятся вне нашего контроля. Хотя наши сознательные мысли могут влиять на восприятие боли, это влияние во многих случаях небольшое. С этой оговоркой, давайте более подробно рассмотрим некоторые из вышеперечисленных идей.

Примеры пассивной агрессии

Распознать пассивно-агрессивное поведение можно по тому, как люди под видом заботы нарушают границы других. Комментарий незнакомой женщины о том, как лучше и теплее одевать ребенка, является не хорошим советом, а подрывом авторитета, вмешательством в чужую семью. Нравоучения от ближайших родственников и их беспокойство относительно сроков вашей свадьбы, рекомендации скорее рожать еще одного ребенка – так пассивно-агрессивный человек может нарушать границы.

Также примером может служить чувство зависти, направленное не на развитие собственной личности, а на обсуждение других и очернение их репутации. Например, человек общается с теми коллегами, у которых не получилось добиться повышения, обсуждает с ними более успешных и постоянно ищет недостатки в их работе вместо того, чтобы развиваться самому и перенимать опыт других. Или осуждает образ жизни тех, кто много времени проводит в спортзале, следит за своим питанием и здоровьем, а сам страдает, например, от избыточного веса и сопутствующих проблем, но при этом ничего не делает, чтобы изменить ситуацию и взять ответственность за свое здоровье на себя.

Сарказм и постоянные язвительные замечания являются универсальным оружием пассивно-агрессивных. С их помощью такие люди в любой момент переводят сказанное или сделанное в шутку и, таким образом, снимают с себя ответственность за сказанное. Сюда же относятся высказывания относительно пола, возраста, религии, национальности и т.д. Например, взрослый пассивный агрессор может сказать 10-летнему ребенку следующее: «Тебе сколько лет, чтобы решать, на каком стуле сидеть за столом?». Цель подобных высказываний – унизить ребенка, самоутвердиться за счет того, что он младше, показать, что он не имеет права голоса.

Эмоции и свойственные им защитные механизмы

Как мы знаем, вышеперечисленные защитные механизмы укладываются в психоэволюционную модель эмоций по Плутчику. Более того, каждая из защит «отвечает» за то, чтобы справляться с конкретной эмоцией. Давайте познакомимся с этой стороной теории поближе.

Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:

  1. Радость – перевод этой реакции в иную, часто ее противоположность, подавление приятных ощущений от объекта и ситуации (реактивное образование). Например, это может быть запрет на приятные переживания или удовольствие, отвращение. Переоценка стимула «Все, связанное с этим, отвратительно».
  2. Печаль (от потери значимого объекта или самооценки) – компенсация, например в виде фантазий или экспансивного поведения. Интерпретации и переосмысление «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»
  3. Гнев – замещение. Может принимать форму перенаправленной агрессии, аутоагрессии, деструктивного поведения. Интерпретация «Вот кто во всем виноват».
  4. Страх – подавление, избегание. Стимул переоценивается в «Мне это незнакомо».
  5. Предвкушение/ожидание – интеллектуализация, то есть рационализация, стремление к контролю через логические объяснения, анализ и самоанализ – «Все объяснимо».
  6. Удивление – регрессия, то есть возврат к более раннему психологическому состоянию, инфантилизм. Интерпретация «Вы обязаны мне помочь».
  7. Отвращение – проекция, перенос собственного непозволимого свойства или неполноценности на других. Выражается в особой критичности, требовательности, враждебности. Переоценка стимула «Все люди порочны».
  8. Принятие – отрицание, игнорирование определенных фактов, входящих в конфликт с собственными ценностями, идеалами, восприятием, душевным равновесием, что позволяет продолжать принимать других.

Резюмируя, можно сказать, что система «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), представленная в 1979 году, является рабочим инструментом диагностики психоособенностей личности и типичных для нее механизмов психозащит. В этой модели, созданной Плутчиком, Келлерманом и Конте, выделяются 8 основных психологических защит. Они соотносятся с 8 базовыми эмоциями по Плутчику и развиваются для наилучшего переживания доминирующей или сильной эмоции. Индивиду может быть свойственно любое количество защитных механизмов, которые являются своеобразными способами адаптации к ситуации.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Что такое психологическая защита по З. Фрейду

Первым, кто описал данный механизм, был Зигмунд Фрейд

Он определил несколько видов психологической защиты, её свойства и функции, уделял огромное внимание проблеме внутреннего конфликта, между неосознанными желаниями и сознательным контролем. Из-за невозможности осуществить желания подсознательного, очень часто нарастает чувство неудовлетворённости, вследствие чего может появиться психическое расстройство или заболевание.

Защитные механизмы, которые неосознанно включаются после драмы или сложной ситуации, конечно же, не помогут решить корень проблемы, но смогут оказать временное облегчение и снять напряжение.

Его дочь Анна Фрейд, а также многочисленные ученики и последователи подробно изучали и продолжали разрабатывать теорию бессознательных защитных механизмов.

Целью психологической защиты является  ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды.

Пример обработки информации ЦНС и ее ответа

Для иллюстрации возьмем человека, который нагнулся, чтобы поднять что-то с пола, и почувствовал боль в спине. Какова входящая информация в нейроматрикс? Вот один из возможных сценариев.

Наклон вперёд вызывает незначительные механические повреждения в мягких тканях позвоночника, это стимулирует ноцицепторы в пояснице, которые сообщают в мозг об опасности. Мозг интересуется: насколько это опасно? Для этого он рассмотрит все доступные источники информации: положение отдельных частей тела друг относительно друга, положение тела в пространстве, зрительные сигналы.

Все они передают информацию о том, что баланс тела нарушен, и есть риск падения. У этого человека в картах мозга, отвечающих за «восприятие» спины, нет четкой картины, где спина и что она делает. Эта неразбериха способствует чувству угрозы.

Часть мозга, которая хранит воспоминания, сообщает, что точно такое же положение тела было в прошлом году, и боль в спине тогда не проходила несколько недель. Другая часть мозга помнит диагноз врача о межпозвоночной грыже. Еще одна часть мозга признает, что человек не сможет продолжать работать и сядет на больничный. Это сразу вызывает беспокойство о будущем и мысли о проблемах.

Все эти «входные данные» мгновенно фильтруются, обрабатываются и анализируются в мозге, который затем задаст по существу два вопроса: насколько это опасно и необходима ли боль для защиты? В зависимости от ответа, человек почувствует боль или нет.

Трудно представить, что мозг может думать так быстро, что мы этого даже не осознаем. Но сигнализация через боль занимает столько же подсчетов и бессознательных обработок информации, как и зрительная система.

Теперь рассмотрим другого человека, который точно так же наклоняется вперед, получает точно такие же механические микроповреждения, но имеет совершенно другой набор проприоцептивной и когнитивной информации, входящей в ЦНС. Например, этот человек сохраняет хороший баланс, не имеет воспоминаний о боли в спине из прошлого, не боится травмы, имеет отличную финансовую и социальную поддержку и с оптимизмом смотрит в будущее. Будет ли этот человек испытывать такую же боль? Вероятно, нет.

И чтобы еще больше проиллюстрировать сложность и индивидуальность боли, вспомним, что боль — не единственный ответ мозга телу для его защиты. Он может выбирать между несколькими другими видами защитных сигналов: движения (вздрагивание, хромание, мышечная «жесткость», спазм), стресс-реакция («дерись или беги») или иммунный ответ (например, воспаление). Или какая-то комбинация того и другого.

Еще более усложняет ситуацию то, что любой сигнал от мозга телу сразу станет одновременно и новой вводной информацией обратно в мозг. Например, боль, которую включает мозг, чтобы нас защитить, создает новые мысли, ощущения и знание об опасности. Мозг воспринимает уже эту информацию, обрабатывает и выдает новые сигналы, которые сразу же снова становятся входными данными. Это невероятно сложная и динамичная система.

Если вы попросите пять экономистов назвать причину финансового кризиса и дать решение, вы можете получить пять совершенно разных ответов. Экономическая система — сложное взаимодействие миллионов разных динамичных переменных, и данные о состоянии каждой — несовершенны.

Точно так же, если вы спросите пять специалистов, почему у конкретного пациента есть хронические боли в спине, вы можете получить пять совершенно разных диагнозов и рецептов. Опять же, это потому, что мы имеем дело со сложной системой и несовершенной информацией обо всех ее динамичных переменных. Так что если кто-то думает, что он точно знает, почему что-то болит и как это лечить, информация в этом разделе может заставить посмотреть на это с другой стороны.

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

Как избавиться от пассивной агрессии?

Когда к вам начинают применять пассивную агрессию, стоит помнить о том, что она строится на нарушении личностных границ. В такой ситуации вам придется отстаивать их, а делать это можно следующими способами:

Прямо и открыто объяснить собеседнику, какие его слова и действия вас расстраивают и злят. Во время диалога необходимо говорить больше о собственных переживаниях, а не о недостатках партнера, говорить с «Я-позиции»

Важно донести, что вы его также уважаете и цените, только некоторые слова (привести цитаты) и поступки (привести примеры) вызывают у вас негативные чувства.
В каждом диалоге о границах концентрируйтесь только на ситуации в настоящий момент и на возможных перспективах. Нельзя вспоминать все прошлые недопонимания и заново прокручивать негативные переживания месячной давности.

Старайтесь не поддаваться на провокации, когда начинаете замечать пассивную агрессию в свою сторону. Цель такого человека – испортить вам настроение, надавить на определенные чувства, вынудить что-либо сделать. Пробуйте сразу переключиться на свои дела после того, как попытались откровенно прояснить ситуацию. Ваша задача – максимально сохранить свое душевное равновесие и хорошее настроение. Можете намеренно игнорировать все проявления негативного поведения и вступать в диалог только при честном предъявлении требований или недовольств партнера. Со временем выработается понимание, что тактика манипулирования не работает.

Скорее всего, при озвучивании собственных негативных эмоций вы услышите от пассивно-агрессивного человека, что он ничего плохого не имел в виду, а вы преувеличиваете или не так поняли. Ждать, что человек поймет или догадается сам, нельзя. Объясняйте, что вас не устраивает, поскольку только вам известно, какие эмоции вы испытываете. Отпор необходимо давать теми методами, которые не может использовать такой человек, т.е. четко отказывать, проговаривать, что не устраивает, требовать другого отношения.

Когда усилия по противостоянию забирают слишком много энергии, необходимо проанализировать ситуацию необходимости менять стиль взаимодействия. Если это значимые личные отношения, где оба человека что-то делают для развития, то бороться можно. Когда такое поведение себе позволяют малознакомые люди, соседи или коллеги, имеет смысл экономить собственные психические ресурсы и просто ограничить с ними взаимодействие.

Если вы не знаете, как избавиться от пассивной агрессии, или сами ведете себя таким образом, но хотели бы изменить себя, запишитесь на консультацию психолога по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Определение

Фрейд предложил три структуры психики человека:

Оно (ид) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

Сверх-Я (супер-эго) отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека

Я (эго) осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида

Заключение

Психологические защиты можно сравнить с тяжёлыми доспехами рыцаря. Они действительно помогают и даже спасают от стрелы, летящей прямо в нагрудник, но жить в них всё время невозможно — ни нагнуться, ни с коня слезть, ни обнять любимого человека. Зрелая личность использует все защиты, но больше всего сублимацию и юмор и тогда они из тяжёлой брони превращаются в лёгкий и прочный щит, которым можно гибко манипулировать и подстраивать под актуальные задачи.

Гибкость и широкая вариативность использования защитных механизмов один из признаков здоровой личности в соответствии с определением таковой психоаналитиком Нэнси Мак-Вильямс. Здоровая личность никогда не использует один и тот же механизм или ограниченный их арсенал в любых жизненных ситуациях.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете, что ваша жизнь осложняется из-за неадаптивного использования психологических защит, проконсультируйтесь со специалистом!

Подводя итог

Несмотря на всю свою сложность и запутанность, модель защитных механизмов Плутчика, Келлермана и Конте может быть хорошим практическим инструментом для большей осознанности и эффективности по жизни. Предлагаем вам еще раз пройтись по списку возможных психологических защит и ответить на вопросы:

  1. Какие из защитных механизмов вы у себя замечали?
  2. Есть ли среди них такой, который вы используете чаще других?
  3. Какие из подобных реакций вам бывает сложно контролировать и отдавать себе отчет, когда вы к ним прибегаете?
  4. И самое главное, какие иные способы справиться с неприятными событиями, чувствами или своими недостатками существуют? Как еще можно отреагировать и повести себя? Какой подход или поведение будет наиболее эффективным и благоприятным в долгосрочной перспективе?

Чем лучше вы осознаете свои бессознательные психологические защиты, тем меньше они управляют вами и являются автоматическими. Так возможно не только выбирать самый оптимальный вариант поведения, но и стать хозяином своих реакций и своей жизни

Если же вам интересно развить навыки осознания и управления своими эмоциями, обращаем ваше внимание на онлайн-программу «Психическая саморегуляция». Данный курс обучает умению контролировать и гармонизировать свои психические состояния, что делает качество жизни лучше

Желаем вам удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: