Бред как попытка исцеления: как психоанализ влиял на психиатрию и почему «мы все безумны»

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Теория Адлера о потребности в компенсации

Рассматривая процесс становления личности, Адлер в качестве движущего мотива назвал чувство неполноценности. Чаще всего причиной неполноценности становятся физические недостатки. Индивид, осознавая свое отличие от других людей, стремится вернуть чувство полноценности, занять более выгодное положение в обществе.

Для этого он использует компенсацию, реализуясь в других сферах, не связанных с дефектной. Невозможность получить компенсацию вызывает невроз.

Адлер отрицал утверждения Фрейда о подверженности поведения человека инстинктам и влечениям. По его мнению, главным стимулом личности является стремление к общению, реализация себя как члена общества. Жизнь индивида определяет ориентированность на других субъектов, а не врожденные качества.

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

В основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы. Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

  • бессознательные психические процессы;
  • Эдипов комплекс;
  • учение о сопротивлении и подавлении;
  • половое развитие.

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений. Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов. Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Психоанализ изучает мотивы поступков человека, истинные причины которых ему самому недоступны. Фрейд выявил, что каждая личность стремиться к деструктивности, и только внешнее социальное воздействие побуждает его выбирать одобряемое поведение. Люди с низким уровнем саморегуляции не способны противиться тайным желаниям подсознания. Деструктивное поведение становится для них нормой.

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления. Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет. Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

Процесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум. Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил. После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание. Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы. Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

  • реалистическую;
  • невротическую;
  • моральную.

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Психоанализ в психологии

Психоаналитическое направление по сей день является одним из ведущих в психологии. Концепция З. Фрейда была дополнена его последователями, одним из которых был его ближайший ученик – К. Г. Юнг (1875-1961 гг.). Он, отталкиваясь от понятия бессознательного З. Фрейда, ввёл своё понятие «коллективного бессознательного», дополняющего «индивидуальное бессознательное», а порой и прорывающегося в него, под которым понимал совокупность проблем, страхов и переживаний, которые движут людьми во все времена и передаются от поколения к поколению. Коллективное бессознательное состоит из архетипов.

Ключевые архетипы:

  • «Анима» и «Анимус»
    Это женское и мужское начало, которое подобно китайскому «инь» и «ян».

  • «Персона»
    архетип, характеризующийся наличием различных масок. Истинные мотивы действий человека, в котором он доминирует, трудно разгадать, он всегда разный и принимают тот облик, который ему выгодно в зависимости от ситуации.

  • «Тень»
    тёмная сторона личности, привычки, желания, установки, которые он отвергает и подавляет. Образ «тени» — это Мефистофель из романа И.В. Гёте «Фауст».

  • «Герой»
    проявление силы, отваги, справедливости.

Если происходит надрыв того или иного архетипа, то человек начинает впадать в крайности и происходят перегибы в ту или иную сторону. Если надорван архетип «героя» — человек может быть либо до безрассудства смелым, либо, наоборот, трусливым.

К. Юнг не отверг основные постулаты основ психоанализа З. Фрейда, а дополнил их своими понятиями. Структура личности по теории К. Юнга выглядит следующим образом. В самом низу – «самость» — ядро личности, все самые глубинные её основы. Чуть выше расположено коллективное бессознательное (архетипы). Далее – индивидуальное бессознательное, вверху которого расположена «тень» — то, что мы в себе подавляем. Потом идёт «эго» — центральная часть сознания. И на самой вершине – «персона» — то, что мы показываем социуму, как мы себя позиционируем, какие маски представляем.

Цитата

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Зигмунд Фрейд

Сознание, подсознание и бессознательное

Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.

Для начала разберем слои первой структуры:

  1. Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
  2. Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
  3. Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.

Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.

Сознание, подсознание и бессознательное

Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.

Решение конфликтов внутри личности

Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:

  • сублимация;
  • сновидения;
  • компенсация;
  • блокировка механизмами защиты.

Способы

Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).

Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.

Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.

Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:

  • проекция (переложение ответственности на других людей);
  • замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
  • регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
  • отрицание (игнорирование);
  • подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
  • рационализация (создание оправдывающей легенды);
  • реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).

История появления психоанализа

Психологические концепции, схожие с психоанализом, появлялись и до Зигмунда Фрейда, но ни одна из них не была четко сформулирована.

Фрейд, являясь неврологом, искал методы лечения пациентов с неврозами и истериками. В конце 1880-х годов австриец проходил стажировку в парижской клинике «Сальпетриер» у известного невролога Жана-Мартина Шарко, который активно исследовал нейропсихиатрическое расстройство у больных сифилисом.

Зигмунд Фрейд понял, что существуют бессознательные психические процессы, когда работал консультантом в клинике для детей-афатиков, у которых отсутствовали органические причины их симптомов. Свои наблюдения и выводы он описал в монографии в 1891 году.

В 1895 году совместно с врачом Йозефом Брейером Зигмунд Фрейд опубликовал «Исследования истерии», в которых изложил свои взгляды на истерические симптомы. Согласно этой теории, причиной истерической симптоматики являются неприятные ситуации, которые так или иначе относятся к сексуальным ассоциациям. В это же время он занимается разработкой нейрофизиологической теории бессознательных механизмов, оказывающих влияние на психику людей. Однако эта теория не была доработана, а ее ранняя версия получила огласку уже после смерти невролога.

В 1899-1900 гг. Фрейд заключает, что сны человека очень индивидуальны, потому как имеют символическое значение. Основатель психоанализа считает, что бессознательное, наполненное символическим содержанием, — это «первичный процесс». «Вторичным» является осознанное содержание. В 1900 году теория была опубликована в монографии «Толкование сновидений».

Огромная популярность психоанализа связана с личностью Фрейда, который, будучи евреем, сплотил вокруг себя еврейское общество единомышленников, воспринимающих его идеи как истину в последней инстанции.

В СССР психоанализ был популярен в начале XX века. Но с приходом к власти большевиков подвергался гонениям и не развивался в России до 1990-х годов. Однако многие идеи психоанализа входят в отечественную психотерапию и психологию.

Несмотря на продолжающееся развитие направления, психоанализ в XXI веке утратил былую популярность. Его позиции заняла когнитивно-поведенческая терапия. Тем не менее, отделение психоанализа есть во многих влиятельных психологических объединениях, например, в Американской психологической ассоциации.

Создание теории психоанализа

Увлечение и пропаганда наркотика, а также ошибочные выводы по привыканию к нему испортили репутацию молодого врача, но не настолько, чтобы не позволить выиграть конкурс кандидатов на стажировку в Париже у находящегося на пике славы Жана Шарко. Год, проведённый в его клинике, дал необыкновенно много для понимания Фрейдом методологии лечения истерий, использовании гипноза, а также связей между появлением невротических заболеваний с проблемами сексуального характера.

Работа с Йозефом Брейером

По возвращении в Вену, 13 сентября 1886 г. Зигмунд женится на Марте, с которой ему суждено было прожить 53 года до самой смерти и которая родила в этом браке шестерых детей. Тогда же он начинает тесное сотрудничество с доктором Брейером. Они были знакомы со времён совместной работы в лаборатории профессора фон Брюкке и оба являлись горячими поклонниками гипнотического метода лечения неврозов. На базе его Йозеф Брейер даже открыл оригинальный «катартический» способ терапии психических заболеваний, и Зигмунд, стремясь освоить все новейшие практики с пациентами, попросил его о совместной работе.

Довольно быстро наступило разочарование. Гипноз не оправдывал возложенных на него надежд. Часть пациентов была не подвержена внушению, у других наступало ухудшение. Поиск сведений о прошлом больного в неподавленном состоянии стал для учёного основной задачей. В результате исследований он пришёл к технике свободных ассоциаций, суть которой заключалась в том, чтобы пациент излагал свои мысли в том порядке, какой он сам посчитает нужным. По мнению Фрейда, такой речевой процесс неизбежно приведёт к выявлению того, что болит (вскроет доминирующие страхи и причины невроза личности).

https://youtube.com/watch?v=AeL2oHujRvI

Появившаяся в 1895 г. книга «Исследования истерии», обобщившая семилетний опыт совместной работы Фрейда и Брейера, ныне считается первой в истории психоанализа. К этому времени отношения между соавторами прекратились по причине непреодолимых профессиональных противоречий. Концепция, что в основе истерий и неврозов могут лежать нереализованные сексуальные желания, вызвала скандал в медицинском сообществе, а содержание книги подверглось резкой критике.

Первые опыты и открытия

В основу теории Зигмунда Фрейда легли как наблюдения за пациентами, так и болезненный эксперимент над самим собой, связанный со смертью отца в 1896 году. Личные переживания основоположника психоанализа внесли неоценимый вклад в развитие теории и практики новой идеи, сформировали систему понятий научного направления, известного теперь как фрейдизм.

Главный труд учёного (1900)

Работая над книгой «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд ясно осознавал её революционную значимость, и даже в конце жизни признавал это своё произведение важнейшим и лучшим. Здесь ему удалось структурировать психику человека и представить её в виде триединства:

  • Ид (Оно) — комплекс животных инстинктов, определяющих желания и влечения человека.
  • Супер-Эго (Сверх-Я) — все общественные рамки и ограничения (закон, религия, мораль и нравственность), которые берут начало в родительском воспитании и устанавливаются социумом в качестве норм поведения.
  • Эго (Я) — компонент личности, приводящий в соответствие природные желания Ид с запретами Супер-Эго.

В связи с этим механизм психики человека представлялся учёному как сочетание сознательной и бессознательной работы мозга, что вызвало у медиков бурные возражения. Этим утверждением Фрейд отвергал принятую в научных кругах идею о проявлении деятельности центральной нервной системы исключительно через физиологию пациента. То, что поведение может зависеть не только от внешних факторов, но и от скрытых для разума сил, вызывало шок у современников. Модель психики по Фрейду выглядела так:

  • Сознательное — всё, осознаваемое человеком на протяжении жизни.
  • Бессознательное — психические силы (стимулы), лежащие вне сознания, но определяющие векторную направленность действий личности.

В качестве основных таких стимулов он выделил две доминирующие жизненные энергии: сексуальную (либидо) и агрессивную (страх смерти), на базе которых и совершенствовал в дальнейшем анализ невротических состояний у пациентов. Сновидения в этой системе играли роль маркера. С их помощью тайные причины поведения лиц с психическими расстройствами получали объяснение, следовательно, обнаруживался источник проблемы. Сон, по мнению Фрейда, являлся зашифрованным посланием бессознательного.

Психоаналитическое направление

Психоаналитическое направление является одним из самых распространённых и многосторонних концепций, которые восходят к психоанализу. Сегодня данное направление обычно используется в нескольких значениях.

  • Первое – это теория, родоначальником которой является З. Фрейд.

  • Второе – это метод лечения психических расстройств личности.

  • Третье – это метод, используемый для определения неосознанных мотивов, которые определяют поведение человека.

Идеи З. Фрейда доминировали практически всю первую половину двадцатого века, однако они были дополнены многими исследователями начиная с его ближайшего ученика К. Г. Юнга.

Его дочь А. Фрейд тоже работала в данном направлении, но в основном с детьми в возрасте от 7 до 9 лет и смогла создать теорию метапсихологического профиля ребёнка, чем пользуются многие психотерапевты и до сегодняшнего дня.

М. Кляйн положила начало психосоматике, впервые заговорив о том, что люди часто реагируют телом на всевозможные внешние обстоятельства и раздражители

Также она обратила внимание на то, что люди могут сами себя наказывать за какие-либо поступки.

Д. Винникотт впервые указал на то, что можно быть одиноким в присутствии другого человека, также он стал основателем ассоциативных карт.

Э

Эриксон развил теорию идентичности человека.

Ш. Ференци посвятил множество работ, раскрывающих психологическое исследование травмирующих событий и стресса.

Ж. Лакан дал свою точку зрения на отношения человека с другими людьми, подробно исследовал фактор тревоги. От его работ отталкивались многие психологи и даже эзотерики.

Начиная со второй половины двадцатого века психоаналитическое направление многие учёные ставить под сомнение, поскольку используемые в нём методы в основном сводились к наблюдению. С развитием медицины и психиатрии для лечения психических расстройств стали всё чаще применять медикаментозное лечение. А начиная с 80-х годов прошлого столетия основные понятия психоанализа стали считать устаревшими, и З. Фрейд ушёл в историю.

Цитата

В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.

Зигмунд Фрейд

Основные проблемы психоанализа

Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.

Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой

Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидинальная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором в формировании характера человека. Личность проходит несколько стадий в своем развитии, они связаны со смещением эрогенных зон – тех участков тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных стадий (этапов).

Оральная стадия (до 1 года) – в этот период удовлетворение желания происходит путем дразнения ротовой полости. Ребенок сосет молоко, глотает, а когда еды нет, сосет собственный палец. Не все желания младенца могут быть удовлетворены, поэтому появляются первые ограничения, и эго (самость) начинает формироваться. Это развивает такие черты характера, как жадность, требовательность и ненасытность ко всему, что предлагается.

Ректальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Малыш осваивает навыки пользования туалетом. Родители приучают к порядку, появляются новые требования и запреты. Супер-эго (сверх-Я) начинает формироваться как воплощение социальных норм, внутренней цензуры и совести. В этот период развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и т.д. Согласно Фрейду, детей следует поощрять регулярно испражняться и хвалить, так у ребенка развивается позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая фаза (3-5 лет). Ребенок осознает свои половые различия и начинает интересоваться своими гениталиями. Если раньше сексуальность ребенка была ориентирована на себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. У мальчиков возникает комплекс Эдипа, у девочек – комплекс Электры. Это период жесткого торможения, в котором интенсивно формируется супер-эго (сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная фаза (5-12 лет) – это период сексуального торможения, особенно в возрасте 6-7 лет. Подготовка к взрослой жизни продолжается. Эго и супер-эго активно развиваются. Побуждения, вызванные эго, эффективно контролируются. Детские сексуальные желания подавляются, а интересы ребенка направляются в другое русло: общение с друзьями, учеба в школе и т.д.

Генитальная фаза (с 12 лет) начинается с полового созревания. Происходит подключение всех эрогенных зон и появляется желание нормального полового акта. Подростковый возраст характеризуется повышенной сексуальной возбудимостью и активностью. Ид усиливает свое действие, и личность вынуждена бороться со своими агрессивными импульсами с помощью механизмов психологической защиты.

История

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии  . В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти  .

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории»  .

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-хИ. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа . Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Теория Юнга о коллективном бессознательном

Предметом исследования Юнга стала структура бессознательной психики. Он полагал, что индивид не наполняет психику вытесненными желаниями, а получает образы, накопленные его далекими предками. Таким образом, его бессознательное — кладовая, в которой хранится не только индивидуальная, но и коллективная информация, и личность не может рассматриваться в отрыве от них.

Юнг разделил личное и коллективное, выделив первое в верхний, более осознаваемый слой психики. К нему относятся личные воспоминания, забытые желания, переживания, связанные с индивидуальным опытом. Наполнение личного бессознательного зависит от социальных условий человека, его личной истории.

Коллективное уходит вглубь, в неосознаваемый слой психики. В него включены инстинкты, природное знание, влечения и архетипы. Все знания, полученные людьми от животных, расовые и религиозные предрассудки становятся наследством и переходят в бессознательное каждого человека, независимо от его локальной культуры.

Накопленные архетипы и инстинкты определяют поведение человека, его внутренне содержание. Юнг полагал, что человеческих типа всего два: экстравертивный и интровертивный. Первый направлен во внешнюю среду. Такой человек нуждается в регулярном контакте с другими людьми, энергетический заряд он может получить только во время общения. Второй — направлен внутрь себя. Интровертивные люди нуждаются в частом уединении, они поглощены собственными переживаниями и мыслями. Чистые типы встречаются редко, большинство людей представляют собой смесь из двух типов, лишь немного склоняясь к одной из полярностей.

Также Юнг пересмотрел фрейдовское понимание термина «либидо». Он определял его как влечение, но не отождествлял только с сексуальным инстинктом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: