Психоаналитическое лечение невроза
Как отмечалось выше, подавленный в результате вытеснения
аффект становитсясвободным .
«…у механизмов вытеснения имеется, по крайней мере, одно общее – отнятие связанной энергии
.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Этот свободный аффект
и доставляет страдания, превращаясь всимптом , вызываядепрессию или иным образом досаждает, преображаясь посредствомпсихологических защит .
«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)
Именно благодаря использованию техники свободных
ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.Задачей психоанализа является вновьсвязать аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такойпроработке аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии ).
НАВЕРХ
Аннулирование
Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).
В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.
То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.
Интроекция
Интроекция – это включение человеком воспринимаемых от других людей установок, мнений и т.д. в свой внутренний мир.
Интроекция играет несколько ролей:
- Адаптивная. Маленькие дети «впитывают» в себя взгляды и установки своих родителей.
- Защитная. Например, маленькие дети по факту беззащитны, но из-за присвоения качеств родителей они себя таковыми не осознают. У взрослых людей этот процесс принимает форму идентификации, о которой мы поговорим отдельно.
- Деструктивная. Этот защитный механизм заставляет человека воспринимать нечто внешнее как нечто внутреннее. Следовательно, потеря этого внешнего ощущается как потеря чего-то внутреннего.
Также интроекция лежит в основе знаменитого Стокгольмского синдрома.
А ведь вы легко можете прибывать в отличном настроении
В моей жизни были разные этапы, и был этап, когда я не могла купить то, что хотела. Я ходила по магазинам и чувствовала себя какой-то обделенной. Из огромного изобилия вкусностей, я не могла себе ничего позволить. Потом я стала избегать магазинов. Каждый раз, смотря на витрины, я злилась. Злилась, что не могу себе этого позволить. Эта злость сопровождалась чувством неполноценности, и неуверенности в себе. Все внутри сжималось, а настроение было в основном подавленным. И тогда у меня… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Настроение Управление эмоциями Негатив Уверенность в себе
Что вы можете сделать?
Чрезмерная зависимость от перемещения или любого другого защитного механизма может быть проблематичной или, по крайней мере, бесполезной.
Если вас беспокоит использование вытеснения в качестве защитного механизма, вы можете обратиться к психотерапевту или психологу (в чем их отличие — читайте здесь).
Вот несколько способов взглянуть на свое собственное поведение, чтобы лучше понять, с пользой ли вы используете смещение:
Оценка
Один из первых шагов также является одним из самых трудных: наблюдение за вашим поведением и действиями и определение того, может ли смещение быть их причиной. Смещение — это не то, что можно легко увидеть.
На этом этапе может быть полезно поработать с психотерапевтом. Он может взглянуть на ваше поведение «со стороны» и помочь вам увидеть вещи с более объективной точки зрения.
Терапевт способен наблюдать (и указывать) противоречия между вашим поведением и вашими словами, языком тела или другими сигналами.
Например, вы можете сказать своему психотерапевту, что не возражаете против того, что ваш супруг работает допоздна и по выходным, но язык вашего тела и ваша речь могут свидетельствовать об обратном.
По мере того как вы будете рассказывать о своем поведении, может стать ясно, что когда вы раздражительны с детьми по вечерам, это действительно признак разочарования, которое вы испытываете по отношению к своему супругу.
Получить помощь специалиста можно здесь.
Отражение
Рефлексия — это стратегия, которую терапевты могут использовать, чтобы помочь вам распознать, когда вы используете защитные механизмы, такие как вытеснение. Терапевт отражает ваши чувства обратно к вам таким образом, что побуждает вас обдумать то, что вы сделали или сказали.
Цель использования техники рефлексии — выявить скрытые тревоги или опасения, которые сыграли определенную роль в вашем поведении.
Например, когда вы рассказываете своему терапевту о том, как вы выражаете гнев на коллегу, вы можете раскрыть одну из своих глубинных проблем — то, что ваш новый менеджер не признает ваши таланты и усилия.
Вместо того чтобы выражать свои эмоции начальнику (угрожающая цель), вы вымещали свое разочарование на коллеге (менее угрожающая цель).
Рефрейминг
Как только вы начнете распознавать эпизоды нездорового смещения в своей собственной жизни, следующим шагом будет поиск целенаправленных способов изменить свое мышление и поведение.
Например, если вы кричите на своего супруга, потому что вы вытесняете свое разочарование с работы, остановитесь, отступите назад и найдите момент, чтобы восстановить контроль.
Когда вы обнаружите себя в неадекватном поведении, вызванном вытеснением, попытайтесь переосмыслить ситуацию и найти более здоровый выход для своих чувств.
Сделайте сознательное усилие, чтобы перенаправить свои негативные чувства на соответствующую цель. Альтернативные варианты могут включать в себя написание о ситуации и о том, как вы себя чувствуете, на листе бумаги, занятия спортом, физическими упражнениями или хобби.
Примеры психологического вытеснения
В зрелом возрасте это чревато трудностями в построении отношений с противоположным полом, недоверием и тревожностью.
Безусловно, одним из самых ярких примеров являются роды.
Казалось бы, мучительный и долгий процесс должен раз и навсегда отбить желание счастливо плодиться и размножаться. Но когда женщина снова попадает в роддом, то искренне удивляется: неужели это так больно? Потому что воспоминания были вытеснены из сознания, иначе она ни за что не решилась бы пройти ещё раз через все круги ада.
Фото автора Liza Summer: Pexels
Страх перед животными и насекомыми тоже имеет бессознательную природу.
Укус собаки, от которого даже не осталось следа на теле, может внушить тебе пожизненный ужас, и ты будешь впадать в панику при виде обычной дворняги, пробегающей мимо по своим делам.
Ты наверняка слышала выражение «оговорочка по Фрейду».
Психологи убеждены, что таким образом подавленные мысли и чувства пытаются дать сигнал. Что такого невероятного в том, чтобы случайно назвать своего избранника именем коллеги? Но Фрейд придерживался мнения, что это может быть признаком того, что ты подавляешь по отношению к нему свои сексуальные желания. Теперь ты будешь иначе смотреть на симпатичного айтишника из соседнего отдела?
Рационализация
Данная психологическая защита построена на псевдорациональном подходе. Человек использует логичные и понятные умозаключения, чтобы объяснить себе собственную неудачу. Та часть ситуации, которая негативно котируется во внутренней системе ценностей, неосознанно удаляется из сознания. Человек не воспринимает связь между причиной и следствием, заменяет ее ложным суждением.
Примером рационализации служит басня про лисицу и виноград. Животному никак не удавалось полакомиться ягодой. Лиса уверила себя, что не может попробовать виноград, потому что он не поспел, а не оттого, что растет на недосягаемой высоте.
Эта ненавистная депрессия или помоги себе сам
«Небо затянуло облаками, которые, казалось, непроницаемой стеной заслонили солнце. Спрятавшись от людей в своём тесном и душном мирке, час от часу становилось всё тягостнее и невыносимее. От душевного одиночества и тоски хотелось выть на луну. Всё то, что прежде доставляло удовольствие и радость, раздражало и выводило из себя. Самосожаление достигло кризисной точки кипения. Казалось, что жизнь потеряла смысл или вовсе остановилась…» Так вполне можно было бы описать одну из миллионов схожих… Практическая психология Психологическая практика Подавленность Выход Лекарства Средства
Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.
В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения: «Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»
Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?
Примечания[править | править код]
- Фрейд З. Вытеснение (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Фирма СТД, 2006. — С. 79-110.
- Janet Malcolm. Psychoanalysis: The Impossible Profession. — 1988. — P. 15.
- Фрейд З. Пять лекций по психоанализу. — Penguin, 1995. — С. 28—29.
- Фрейд З. On the History of the Psycho-Analytic Movement. — 1914.
- (англ.). Архив Интернета. Дата обращения: 8 февраля 2017.
- (англ.). lawbooks.news. Дата обращения: 8 февраля 2017.
- Freud S. On Metapsychology. — P. 147, 184.
- Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
- Freud S. On Psychopathology. — P. 245.
- Freud S. Five Lectures. — P. 35.
- Fenichel O. (англ.)русск.. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. — London, 1946. — P. 153.
- Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. — 1994. — P. 176, 236, 251.
- R. Skynner/J. Cleese. Families and how to survive them. — 1993. — P. 36—37.
Вытеснение — определение понятия
Тяжелые события пережить нелегко, поэтому психика человека защищается, вытесняя их из сознания. Травма словно исчезает, кажется, что она полностью стирается и больше никогда в памяти не проявится.
Вытеснение необходимо для того, чтобы человек мог снова почувствовать эмоциональное равновесие и гармонию. Если определенные события, воспоминания о них слишком болезненны, вгоняют в депрессивное состояние, то подавление дает возможность отвлечься от них.
Информация, вытесненная в бессознательную часть психики, не исчезает. Она влияет на поведение и психическое состояние человека. Иногда (когда срабатывает триггер из-за подобной с травматической ситуации) происходит спонтанное возвращение вытесненного материала. Он проявляется в виде “безосновательной” тревоги, нервозности, подавленности, а также в ошибочных действия, оговорах, снах.
Вытеснение в психоанализе
Зигмунд Фрейд считал вытеснение краеугольным камнем, на котором держится психоанализ. Фрейд описал вытеснение, как двухфазный процесс:
- Первичная репрессия блокирует первоначальное появление импульса. Для этого неприятные переживания, воспоминания, запрещенные желания перемещаются из сознательного в бессознательную сферу.
- Вторичное вытеснение удерживает в бессознательном воспоминания о травмирующих событиях, запрещенных стремлениях, представлениях — все то, что может спровоцировать негативные эмоции.
Вытесненная информация находится в постоянном конфликте с осознаваемой, с желаниями, реальными потребностями человека. Большая часть репрессий из сознательного в бессознательное, по мнению психоаналитиков, происходит в первые годы жизни человека. Например, он не помнит момента своего рождения и пережитой во время появления на свет боли. Психика достаточно надежно удерживает эту информацию в бессознательном, защищая человека от крайне неприятных ощущений и воспоминаний.
Вытеснение как психологическая защита
Репрессия считается основной психологической защитой, на которой базируются все остальные защитные процессы, происходящие в психике. Суть вытеснения заключается в забывании чего-либо и хранении этой забытой информации под строгим контролем бессознательного.
Репрессия тяжелого опыта, воспоминаний, мыслей позволяет человеку адаптироваться к реальной жизни, а его психике справляться с нагрузками, которые возникают каждый день. Если бы человек осознавал содержание вытесненного материала, это бы создало слишком большое напряжение, захлестнуло бы его.
Вытеснение травмы
Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы
в детском возрасте, прежде всего, в результатесексуального совращения . Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и втеории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они быливытеснены , и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)
«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему
восприятию и когда оно возникаетизнутри без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)
Фрейд использовал понятие вытеснение
, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил одушевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного , он имел ввиду именновнутренние , можно сказать,изолированные от реальности переживания, а не душевные переживанияреальных травм . В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятиесигнальной тревоги , подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороныИд .
Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение
и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных стравмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,о которых было бы лучше забыть .
Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое
происхождение:В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотелабрать Ганса в постель,отец подымал крик.
Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа
лишит мальчика стимула к развитию (см.Эдипов комплекс у мальчиков ). Но если в борьбе заэдипальное преимуществоотец подымает крик – вполне вероятно развитиеневроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.Соблазняющая мать игрозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душуконфликт , что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.Эдипов комплекс: взгляд на родителей ).
Как узнать, что у тебя есть вытесненные воспоминания
Самостоятельно диагностировать у себя вытеснение сложно. Существует несколько форм поведения, которые косвенно указывают, что у тебя есть проблемы с подавлением эмоций:
- ты не умеешь говорить о своих чувствах;
- отвлекаешься на другие дела, чтобы не думать о том, что тебя тревожит,
- считаешь, что открыто демонстрировать свои чувства неприлично;
Фото автора Min An: Pexels
- избегаешь интимных отношений;
- испытываешь трудности с концентрацией, не можешь сосредоточиться на чём-то определённом, «витаешь в облаках»;
- видишь странные сны и кошмары;
- тебе неловко, когда другие люди, даже самые близкие, проявляют эмоции в твою сторону;
- постоянно чувствуешь себя плохо и не можешь определить природу этого ощущения.
Если какая-то из этих проблем тебя беспокоит, не откладывай визит к психологу. Восстановление подавленных воспоминаний производит положительный эффект, если происходит под контролем специалиста, в противном случае, негативные эмоции могут ещё сильнее ухудшить положение.
Комментарии
- Lutz
- Lutz
- Kapral
Люди редко примиряются с постигшим их унижением; они попросту забывают о нем. Л.Д. К. де Вовенарг
Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания — забывания истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей -проявлениям инфантильности, фантазированию.Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!». Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни уже усилившиеся, вспомнила все». Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил -организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям -с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось. Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.Р.М. Грановская
Когда начинаются проблемы
Вытеснение создает проблемы, когда психика человека истощена болезнью, употреблением психоактивных веществ, слишком большой нагрузкой, создаваемой защитами.
Репрессия тогда лишь на время притупляет тревогу, но ситуация, в которой человек испытывает ее, не исчезает и не меняется. Вытеснение не позволяет адекватно оценить происходящее, себя, других людей.
Методы устранения вытеснений
Устранить вытеснение, как психологическую защиту совсем, невозможно, да и не нужно. Она необходима для сохранения психики от обилия болезненной и актуальной информации. Но, если вытеснение провоцирует нарушения, становится причиной невроза или более тяжелых состояний, то требуется помощь специалиста.
Избавиться от вытеснения, которое доставляет проблемы, можно в процессе работы с психологом или психотерапевтом.
Специалист выполняет роль зеркала, которое отражает все эмоции, мысли клиента, его боли и радости — то, что сам человек не может заметить.
Чтобы облегчить доступ к информации, спрятанной в бессознательном, применяются различные подходы. Очень эффективно работает метод свободных ассоциаций, используемый психоаналитиками, а также проективные методы — арт терапия, метафорические ассоциативные карты.
В процессе работы с бессознательным человеку удается проработать вытесненные желания и обиды (на родителей), выстроить максимально полное представление о себе, своих слабых и сильных сторонах, понять свои ограничения и их происхождение, сформировать новую, более актуальную Я-концепцию.
Развитие способности к вытеснению
Вытеснение
– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.
«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)
Но такая способность не дана нам при рождении.
«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)
Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно
разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .
Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса
, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.
Конечно, вытеснение
работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).
Вытеснение в психоанализе
Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе
При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания. Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы
Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений
Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.
Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.
- Лектор в данной ситуации является сознанием.
- Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
- Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
- Территория за дверью – подсознанием.
Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.
Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.
Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.
Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.
Расщепление
Расщеплением называют переход к чёрно-белому мышлению, мышлению в категориях «хорошо» или «плохо» и лишённого каких-либо неопределённостей.
Собственно, на избавление от неопределённостей и направлен этот защитный механизм. Наш опыт противоречив, и нам тяжело привести его в единое целое.
Часто к расщеплению прибегают для того, чтобы охарактеризовать себя как хорошего человека. Формулировка «у меня есть как и хорошие, так и плохие качества, поэтому меня нельзя однозначно назвать ни плохим, ни хорошим» мало кого устраивает. А вот если свести всё к двум возможным вариантам, мы вправе назвать себя хорошими.
Также расщепление используется для характеристики социальных групп. Представители одной и той же социальной группы отличаются друг от друга, но нам удобнее наделить их всех одинаковым набором качеств.