Профессия: психолог

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.  
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Задачи практической психологии

Областями практической психологии являются:

  • Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
  • Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
  • Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
  • Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.

Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:

  • Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
  • Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
  • Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
  • Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
  • Подростки с нарушением поведения.
  • Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
  • Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.

Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:

  1. Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
  2. Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
  3. Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.

Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:

Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.

Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.

Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.

С чего начать изучение практической психологии?

Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос. Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно

И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй

Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.

Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?

Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.

Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.

Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.

Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.

При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:

  • Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
  • Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
  • Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
  • Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?

Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.

Направления деятельности

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

— разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

— контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

-обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

— подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

— своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психодиагностическая работа (См. также Психодиагностика)

Развивающая и психокоррекционная работа (См. также Психологическая коррекция)

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

-активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.

-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

Консультативная работа (консультирование психологическое)

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по :

— консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей.

— консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

-консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Психологическое просвещение предусматривает деятельность :

— получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

-выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по :

— психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

-конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также Реабилитация психологическая)

П.п., работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.) в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» (Р.С. Немов, 1995 г, с. 501).

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

Психолог в структуре организации

Практические психологи свою профессиональную деятельность осуществляют в рамках таких организационных структур как клиники, школы, агентства, банки, что предусматривает необходимость соблюдения норм и правил данных учреждений.

По отношению к организации внутреннюю позицию психолога определяет характер приложения сил и здесь, в первую очередь, подразумевается административная подчиненность психолога. Надо сказать, что она довольно часто переходит рамки должности и распространяется на область профессиональной этики.

При разрешении морально-этических конфликтов в противоречие могут вступить требования организации и профессионально-этические принципы практической психологии. Это дело довольно сложное, потому что или профессиональные, или организационные нормы в любом случае будут нарушены. Практический психолог к решению таких вопросов должен подходить очень ответственно в каждом конкретном случае.

Подобные конфликты можно предотвратить, если психолог будет четко осознавать свое местоположение в структуре организации. Практический психолог находится внутри организации на определенной иерархической позиции и как отмечает Л. Тобиас – всегда в положении подчиненного. Это приводит к тому, что руководители относятся к нему без особого трепета.

Практический психолог внутри организации может занимать такие позиции:

  • находиться в подчиненном положении – это позиция «под», например, по отношению к директору организации;
  • занимать равную статусную позицию по отношению к другим специалистам, т.е. в позиции «рядом»;
  • находиться на более высокой ступени иерархической структуры, например, в составе совета директоров, т.е. в позиции «над».

Замечание 1

Ряд психологов считают, что на передний план во всех этих случаях выходит скрытая тенденция распределения ответственности и борьбы за власть, а это профессиональную деятельность психолога сильно осложняет.

Статус и уровень влияния психолога на внутриорганизационные процессы должностными инструкциями определены не во всех организациях. Здесь надо сказать, что многое зависит и от личности самого психолога и тех отношений, которые сложились в том или ином коллективе.

На начальном этапе работы основной задачей начинающего психолога является определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива. В противном случае нечеткость профессионального самоопределения для начинающего практического психолога создаст массу проблем, отвлекающих от непосредственной работы.

Способов решения данной проблемы много и один из них предполагает создание своего кабинета в организации, где психолог мог бы работать, следуя нормам психологической этики, создав, таким образом, комфортную среду обитания и отграничив себя от других служащих.

С другой стороны, такое дистанцирование ограничивает связь психолога с «внешней средой», и попытка выйти за пределы своей «психологической ниши» становится проблемой.

При возникновении внутриорганизационного конфликта, психологу важно сохранять нейтралитет и уклоняться от участия в интригах организации и не занимать ни одну из сторон противоборствующих группировок. Нейтралитет психолога обеспечивает адекватный анализ ситуации и дает объективную информацию. Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице

Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы

Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице. Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы

Нейтралитет психолога обеспечивает адекватный анализ ситуации и дает объективную информацию. Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице. Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы.

Какова разница между психологом, психотерапевтом и психиатром?

Психолог — это специалист с гуманитарным образованием, получивший подготовку в области научной и прикладной психологии. Психолог может иметь первичную специализацию в одной из областей практической психологии, например, психодиагностика, детская психология, психологическое консультирование.

Психологом-консультантом может называть себя специалист, который в ходе своего первого высшего образования получил первичную специализацию по психологическому консультированию или человек с высшим образованием, закончивший программу профессиональной переподготовки по психологическому консультированию сроком не менее трех лет.

На мой взгляд, только лишь высшего психологического образования (пусть и со специализацией по психологическому консультированию), даже полученному в лучших вузах страны, недостаточно для компетентной практики в качестве практического психолога.

Психотерапевтом может стать врач или психолог. Для этого необходимо получить дополнительное образование в области психотерапии сроком не менее трех лет.

Подготовка по психотерапии может иметь эклектический характер, в ходе которой студент изучает ряд направлений и методов психотерапии или быть узконаправленной, например, по психоаналитической психотерапии, гештальттерапии, когнитивной психотерапии и т.д.

Психиатр — это врач, то есть специалист с медицинским образованием, прошедший специальную подготовку в области диагностики психических заболеваний и их фармакологического лечения. Психиатрия как область медицины рассматривает эмоциональные и поведенческие проблемы как форму болезни, симптомы которой могут быть облегчены или сняты психофармакологической терапией. Некоторые психиатры считают, что десятиминутные встречи, во время которых они выслушивают жалобы, выясняют симптомы и прописывают лекарственные схемы, являются психотерапией. Это конечно не так.

В случае если перед Вами профессионал, будь он психологом, психотерапевтом или психиатром, то разницы может никакой и не быть. Психиатр может быть хорошим психологом, способным отложить в сторону «психопатологические линзы» и оценить нуждается ли человек в душевной теплоте, неторопливой оценке жизненной ситуации и лечении разговором, т.е. психотерапии или таблетках и госпитализации. Квалифицированный психолог-консультант может иметь базовые представления в области клинической психологии и психиатрии, осознавать пределы своей компетентности и в случае необходимости порекомендовать человеку проконсультироваться у психиатра. Диагноз психиатра направлен на поиски признаков патологии. В лексиконе традиционной психиатрии существует немного терминов для обозначения здорового состояния и множество — для обозначения патологических проявлений

Диагноз психотерапевта, как и фокус внимания психолога, направлены скорее на выявление здоровых, а не патологических аспектов личности, поскольку чтобы психологическая или психотерапевтическая помощь была эффективна важно опираться на ресурсы, сильные стороны личности пациента. Преимущество психологического образования является опора на знания психологии личности и психологии нормального развития

Достоинством медицинского образования заключается в знаниях о функционировании организма и соматических заболеваниях.

Существенным отличием психолога-психотерапевта от врача-психотерапевта, а также психиатра является то, что он не может прописывать таблетки, то есть проводить психофармакологическое лечение.

В чем разница c клиническим психологом

Хотя клинические психологи могут также специализироваться на исследованиях, если они предпочитают, клиническая психология в целом — это не просто научные исследования. Клинические психологи могут помогать своим клиентам с их психическим здоровьем. Это происходит  с помощью консультаций, оценок, психологических тестов и лечения. Используя научные методы и принципы психологии, специалисты могут понять, как лучше всего лечить тех, кто страдает от психологических проблем и отклонений. Цель клинических психологов состоит в том, чтобы предложить клиенту корректирующий курс или специальное лечение, которое может улучшить его психическое благополучие.

Что касается различий в образовании между этими двумя профессиями, то психолог должен закончить четырехлетнюю университетскую программу психологии. Чтобы стать дипломированным специалистом, необходимо получить степень бакалавра плюс определенный объем практической работы. Клинический психолог, с другой стороны, должен получить степень бакалавра в области психологии, а затем еще пройти обучение на клинического психолога , обязательно сопровождающееся клинической подготовкой. Таки специалисты также должны ежегодно совершенствовать свое  образование.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Почему люди обращаются за психологической помощью?

Сколько людей — столько оснований для обращения за психологической помощью.

Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять взвешенное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются также те, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющих личных отношений.

Обращение за психологической помощью предполагает взятие человеком определенной ответственности за собственную жизнь и признание, что что-то во мне, по всей видимости, не так. Но это способны далеко не все. Решимость воплотить идею обратиться за психологической помощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в его жизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.

Консультация с психологом — это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным. Обращение за помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, — о готовности взять ответственность за собственную жизнь. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят и с первого визита вы может рассчитывать на самое серьёзное отношение, поддержку и уважение психолога.

Почему диплом государственного образца — не гарантия качества

Бывают и дипломированные специалисты, которые грешат категоричностью и скорыми диагнозами, признают собеседники «Секрета». Простой пример: психолог в детском саду ставит диагноз «семья на грани распада» по чёрному рисунку ребёнка, а позже выясняется, что у ребёнка с собой был только один фломастер.

«В соцсетях часто встречал дипломированных коллег, которых хочется назвать маргиналами. Они выдвигают за истину свои псевдонаучные идеи, критикуют других психологов, а аудитория у них огромна», — отмечает Алексей Джура.

Программы, которые изучаются в университетах, часто архаичны и основаны на старых материалах, их недостаточно для качественной работы в профессии. В то же время за последнее десятилетие нейробиология и нейропсихология сильно шагнули вперёд, говорит авиационный психолог, руководитель центра по лечению фобий и панических расстройств «Летаем без страха» Алексей Герваш.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: