Клинический психолог

Кто такой клинический психолог

Следует начать с того, что как следует из названия клинический психолог имеет некоторое отношение к медицине, а именно работает преимущественно в учреждениях здравоохранения. Клинический или медицинский психолог работая в больнице или поликлинике охватывает довольно широкий спектр услуг.

Наиболее частая и традиционная отрасль медицины где необходим клинический психолог это психиатрия и наркология. Здесь этот специалист выполняет ряд важнейших функций, начиная с диагностики, мотивации, психотерапии пациента и заканчивая реализацией всевозможных программ психосоциальной реабилитации. Именно психолог помогает на начальном этапе сформировать у пациента критику к своему состоянию, убеждает человека в необходимости своевременного приема лекарств и обращению к доктору.

Далее, на определённом этапе лечения психолог проводит обязательную диагностику высших психических функций, что является необходимым элементом дифференциальной диагностики, которая призвана помочь установить диагноз человеку. Это не просто тесты на определение личностных качеств человека, это проверка психического состояния, в связи с которой будет в дальнейшем выстраиваться план реабилитации.

Обучение на клинического психолога

Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:

  • биология – профильный экзамен;
  • русский язык – обязательный экзамен;
  • обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.

Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.

Курсы

  • ИПО

    Клиническая психология
    11 месяцев, отсрочка платежа, помесячная оплата, чат

  • УРГАПС

    Клинический психолог
    11 месяцев, отсрочка платежа, чат

  • НИИДПО

    Клинический психолог
    11 месяцев, отсрочка платежа, чат

Вузы

  • Факультет психологии РГСУ

    Патопсихологическая диагностика и психотерапия

    5 лет

    188 000 ₽/год

    9
    бюджетных мест

  • Московский институт психоанализа

    Клиническая психология

    6 лет

    145 000 ₽/год

    нет
    бюджетных мест

  • Психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова

    Клиническая психология

    5 лет

    260 000 ₽/год

    22
    бюджетных мест

  • Факультет клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Клиническая психология

    5 лет

    232 000 ₽/год

    20
    бюджетных мест

Практики, исследовательские и другие проекты:

Виды практик:

учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (индивидуальная и групповая супервизия)

Базы практик:

  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева»
  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова»
  • СПбГБУЗ «Психиатрическая больница №1 им. П.П.Кащенко» и другие психиатрические больницы города
  • СПбГБУЗ «Городская наркологическая больница»
  • ООО «Центр Клинической неврологии»
  • СПБГБУЗ «Психоневрологический диспансер №1»
  • СПбГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия» и другие взрослые и детские соматические клиники
  • СПбГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
  • СПбГБУ «Кризисный центр помощи женщинам»
  • СПбГБУ Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
  • СПбГБУ Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт»
  • Городские центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
  • СЗФКУ «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
  • ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта»
  • ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова»
  • ЧОУ ДПО Институт психотерапии и консультирования «Гармония» и др.

Основные направления научно-исследовательской деятельности

  • современные проблемы психосоматики и психоонкологии
  • адаптация личности и семьи к соматическим и психическим заболеваниям
  • профилактика саморазрушающего (суицидального и зависимого) поведения подростков
  • изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск криминального поведения
  • изучение личности преступника и криминальной агрессии
  • современные проблемы судебно-психологической экспертизы
  • профилактика ВИЧ-инфекции
  • изучение развития детей в учреждениях и семьях замещающего типа
  • изучение психологических факторов экстремизма и фанатизма
  • исследование психологических проблем адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (с разработкой психологических основ переговорного процесса в кризисных ситуациях)
  • современные проблемы психологического сопровождения спортсменов

Проблемы, которые помогает решить клинический психолог

После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.

Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу.  То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.

Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.

Расписание тренингов и семинаров13

25 марта
Пятница,
19:00

Практика «Как справиться с нахлынувшими переживаниями и вернуть стабильность в эпоху перемен?». Мета…

 
Бесплатное

1,5 часа
Москва

Синергия «Центр Альтернатив»
Татьяна Бузинова
Надежда Гребенникова

25 марта
Пятница,
20:00

Цикл бесплатных онлайн лекций по клиническим аспектам психотерапии

 
Бесплатное

4 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

28 марта
Понедельник,
19:00

«Кресение» — курс по психотерапии психологических травм и установок

 
Подать заявку

2 занятия по 3 часа
Москва

Психологическая мастерская «Ваше Время»
Татьяна Викторовна Кудрина

30 марта
Среда,
19:00

Практика «Как справиться с нахлынувшими переживаниями и вернуть стабильность в эпоху перемен?». Мета…

Узнать подробности

1,5 часа
Москва

Синергия «Центр Альтернатив»
Татьяна Бузинова
Надежда Гребенникова

16 апреля
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

16 апреля
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

16 апреля
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

22 апреля
Пятница

Цикл бесплатных онлайн лекций по клиническим аспектам психотерапии

Узнать подробности

4 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Кофейникова Людмила

6 мая
Пятница

Цикл бесплатных онлайн лекций по клиническим аспектам психотерапии

Узнать подробности

4 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Кофейникова Людмила

21 мая
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

21 мая
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

21 мая
Суббота

Клинические аспекты психотерапии и консультирования. Программа повышения квалификации

Узнать подробности

2 дня
Москва

Институт Супервизии и Групповой терапии
Людмила Кофейникова

Разделы клинической психологии

Можно выделить следующие базисные разделы в структуре клинической психологии: патопсихология, психосоматическая медицина и нейропсихология. Кроме этого, в нее нередко включают такие особые разделы, как психотерапия, психогигиена, реабилитология и психопрофилактика, а также психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Число таких особых разделов регулярно пополняется, и на данный момент можно встретить такие частные сферы клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психовенерология, психология инвалидности, психоонкология, социальная психология здоровья и проч.

Пара слов о нейропсихологах

Ещё одним направлением в клинической психологии является нейропсихология.  Направление это на самом деле не новое, но, с каждым годом, все более набирающее популярность.

На сегодняшний день, к нейропсихологам все чаще обращаются родители, которые столкнулись с проблемами детей в школе при общении со сверстниками или в учёбе.  Однако ошибочно полагать, что нейропсихолог это некая разновидность детского психолога. Нейропсихолог это в первую очередь специалист, который прекрасно знаком с психофизиологией, с физиологическими особенностями человеческого мозга.

Именно нейропсихолог принимает участие в разработке реабилитационных программ для людей, переживших инсульт, черепно-мозговую травму, любое нейрохирургическое вмешательство. Нейропсихолог хорошо разбирается в компенсаторых возможностях человеческой психики, исходя из диагностики каждого пациента и составляется комплекс реабилитационных коррекционных мероприятий.

Безусловно человек, попавший в беду в самую первую очередь нуждается в помощи врача, но так же, как сломанная нога не может зажить без помощи лечебной физкультуры и инструктора, так и восстановление психических функций требует помощь такого инструктора – клинического психолога.

Как работает клинический психолог: область воздействия

Психотерапия направлена на изменение психоэмоционального состояния пациента. Задача проведения терапии — улучшить коммуникативные навыки, облегчить самочувствие человека, помочь ему адаптироваться в социуме, изменить линию поведения. Психотерапия может быть индивидуальной и групповой, использовать различные методики.

Проблемы, с которыми работает клинический психолог, обширны. Он помогает справиться с тревожностью, посттравматическим синдромом, социофобией, паническими атаками. Также он работает с индивидуальными запросами, направленными на устранение последствий детской травмы,

Отличия клинической психологии от других отраслей

Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.

Предметом изучения выступают:

  • природа психических расстройств;
  • возрастные нарушения развития;
  • создание и внедрение методик изучения психики;
  • проявления и симптоматика расстройств;
  • методики психотерапии;
  • особенности клинических исследований;
  • методы воздействия на психику.

Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.

Услуги и объявления13

60 минут

Психотерапия очно и онлайн. Клинический психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, НЛП-практик, духовный практик, расстановщик, шаманский практик

Онлайн

  Скидка 3900Р

Услуга

Консультация психолога Юлии Александровны Устиновой

Москва

  Скидка 300Р

Юлия Александровна Устинова

Услуга

Консультации клинического психолога

Онлайн

  Подать заявку

50 минут

Консультация профессионального психолога (взрослым и детям)

Москва

  Скидка 500Р

Психологический центр «Мастерская эмоций» Элины Косиновой
Элина Васильевна Косинова

60 мин

Женский психолог Елена Вайс

Москва

  Подать заявку

Услуга

Программа «Реабилитация и восстановление»

Москва

  Подать заявку

Услуга

Ресурсные возможности организма или Чудо исцеления?

Онлайн

  Подать заявку

1 час

Коррекция негатива (мысли, травматичные события прошлого)

Москва

  Подать заявку

Синергия «Центр Альтернатив»
Али Сулейман

Услуга

Услуги клинического психолога Ольги Митиной

Москва

  Подать заявку

1 неделя

Консультация врача, клинического психолога

Онлайн

  Подать заявку

2 часа

Консультация В Skype

Онлайн

  Скидка 10000Р

Услуга

Индивидуальная работа с психологом, гештальт-терапевтом, семейным психотерапевтом, клинический психологом

Москва

  Скидка 1500Р

Услуга

Онлайн-консультация психолога. Помощь в сложных жизненных ситуациях

Москва

  Скидка 100Р

Услуги в других городах 34

Примечания и ссылки

  1. Андре Рей (психолог) : Клинический экзамен по психологии , PUF, 1964, сб. Психолог, ASIN: B0000DOT5F
  2. Анри Пьерон  : Словарь психологии, Ред .: PUF; Колл.: Quadrige Dicos Poche, ( ISBN  2-13-054065-1 )
  3. Клиническая психология и здоровье в Конго, Дьедонне Цокини, Харматтан, 2008, с.25
  4. Лидия Шабрие, Клиническая психология , 2007, с.35;
  5. Движение, связанное с историей психоанализа во Франции, как показано Клодом-М. Прево в клинической психологии , Que sais-je?
  6. ↑ и Элизабет Рудинеско и Мишель Плон, «Клиническая психология» , в Словарь психоанализа ,2005 г., стр.  1236–1237.
  7. Даниэль Брун , «университет (преподавание психоанализа в -)» , в Международном словаре психоанализа ,2005 г., стр.  1879-1880 гг..
  8. Claude-M Prevost , Клиническая психология , PUF, колл.  «Что я знаю? «,2003 г., стр.  3-8
  9. «Это наука о человеческом поведении, основанная в первую очередь на наблюдении и глубоком анализе отдельных случаев, как нормальных, так и патологических, и может распространяться на группы. Конкретная в своей основе и дополняющая экспериментальные методы исследования, это, вероятно, приведет к обоснованным обобщениям. Lagache 1949

Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом

Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:

  1. Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
  2. Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
  3. Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
  4. Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
  5. Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
  6. Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
  7. Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.

Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.

Основные учебные дисциплины

  • Клиническая психодиагностика
  • Клиническая психология в экспертной практике
  • Наркология
  • Невротические и личностные расстройства
  • Нейропсихология
  • Общая психология
  • Общий психологический практикум
  • Основы ведения тренинговых групп
  • Патопсихология
  • Психологическая помощь в кризисных ситуациях
  • Психологическое консультирование
  • Психология зависимого поведения
  • Психология нарушенного развития
  • Психология агрессии
  • Психология семьи и семейная психотерапия
  • Психосоматика
  • Психофизиология
  • Психиатрия
  • Теория и методы психотерапии с практиккумом
  • Экспериментальная психология

Как развивалась клиническая психология: становление науки в России

Процесс развития клинической психологии начался с ряда исследований, проведенных французскими исследователями в конце 19 века. В России аналогичные исследования начали проводить с 1885 г. Первую полноценную лабораторию в Российской Империи основал академик В. Бехтерев. На базе лаборатории появился Психоневрологический институт, в котором изучали различные психопатологии. Наибольший вклад в развитие науки внесли: В. Мясищев, В. Осипов, Г. Вырубов. На основании полученных ими результатов психологи смогли вывести клиническую психологию в научное поле, развить и популяризовать ее на территории советской России.

Результаты освоения программы

Теоретические знания в областях:

  • Психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых
  • Психологическая диагностика и психологическое вмешательство в клинике
  • Психология кризисов и экстремальных состояний
  • Психология здоровья
  • Судебная и криминальная психология
  • Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Психология спорта и физической активности

Практические навыки:

  • психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы
  • применения специализированных методов психологической диагностики и психологической помощи
  • проведения различных видов психологической экспертизы (включая медико-педагогическую, социально-трудовую и судебную)
  • разработки и реализации превентивных программ
  • психологической подготовки и психологического сопровождения спортсменов и тренеров на всех этапах спортивной деятельности
  • оказания экстренной и долгосрочной психологической помощи при психотравмирующих ситуациях и проблемах, связанных со здоровьем
  • педагогической деятельности в области психологии

Критика и споры

Клиническая психология — большая область. Существуют повторяющиеся противоречия по поводу того, насколько клиническая психология должна быть научной и медицинской, основанной на эмпирических исследованиях, на практике, основанной на фактах, на рациональном мышлении и критическом суждении.

Клиницисты могут придавать различное значение этой теме, но во всех случаях квалифицированные специалисты могут зарегистрироваться в различных типах представительных организаций.

Клиническая психология может подвергаться критике, аналогичной критике психиатрии, например, антипсихиатрическим движением .

Во Франции прилагательное «  клиника  » издавна приписывают психологам- психоаналитикам . Но этот термин буквально означает «у постели больного»; поэтому он должен применяться в действительности ко всем специальностям психологии, которые практикуются с пациентами (то есть вне исследований, проводимых в лаборатории). В этом контексте психологи, специализирующиеся на нейропсихологии или практикующие когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), если привести только эти два примера, могут быть квалифицированы как клиницисты и иногда заявляют, что они таковы, в том смысле, что их деятельность осуществляется с пациентами (а не в лаборатории, даже если их дисциплины частично основаны на научных знаниях, полученных в результате исследований).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Клиническая психология – популярное направление, в услугах этих специалистов заинтересованы пациенты любого возраста.
  2. Огромный выбор форм профессиональной деятельности: частная практика, корпоративная или научная работа, вебинары и т. д.
  3. Высокий уровень дохода, который напрямую зависит от активности и профессионализма клинического психолога.
  4. Профессия подходит для людей с ограниченными возможностями (нарушение функции верхних и нижних конечностей), ведь можно предоставлять услуги в формате Skype-конференций.

Минусы

  1. Выпускники вузов, не имеющие опыта, испытывают сложности при поиске постоянной работы или частных клиентов.
  2. Длительный и сложный процесс установления коммуникативных связей, доверительных отношений с пациентами.

Базисные задачи психологической науки в педагогической практике

Можно выделить базисные задачи психологической науки касательно педагогической практики:

  • Изучение прямого влияния психологических и психосоциальных факторов на возможное развитие личностных и поведенческих нарушений у детей, их возможную коррекцию либо профилактику.
  • Изучение прямого влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на поведение и личность детей.
  • Изучение точной специфики и характера имеющихся нарушений развития психики у детей.
  • Изучение характера отношений аномального ребенка с близким окружением.
  • Разработка основных принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях.
  • Создание и изучение психологических методов влияния на психику ребенка в целях коррекции либо профилактики.

Подразделы клинической психологии: в чем отличия отдельных отраслей

Современная медицинская психология включает 4 основных дисциплины:

  1. Патопсихологию. Занимается изучением психических нарушений, возникших в результате поражения ЦНС. Исследует причины заболеваний, закономерности развития, способы коррекции. Практическая задача патопсихологии — исследование влияния методов лечения на индивидуальные особенности личности.
  2. Нейропсихологию. Изучает роль ЦНС и головного мозга в процессе развития психики. Также рассматривает нейронные сети и философию сознания. Задача нейропсихологии — изучение нарушения психических функций и методы восстановления, прогнозирование проблем клинической и общей психологии.
  3. Психосоматику. Направление, изучающее проблематику больных, подверженных соматическим расстройствам. Сфера психосоматики включает подготовку больного к извещению о диагнозе, психологическую помощь и сопровождение, подготовку к лечению и последующее избавление от психосоматических расстройств.
  4. Психокоррекцию и психотерапию. Работает над созданием основ психотерапии, направленной на помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Воздействие психотерапевта помогает восстановить личный социальный статус, поддержать психическое здоровье, провести своевременную профилактику.

Направления разрабатываются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга. Психолог, работая над одним из них, обязан также учитывать последние достижения в области других направлений. Поэтому подготовка квалифицированного специалиста занимает от 4 до 10 лет.

Исторический

Предшественники

По словам Лидии Шабрие, Пьер Жане первым создал научную психологию, основанную на своем методе психологического анализа . Далее следует Зигмунд Фрейд , который приводит, кроме того, дебаты этих авторов о приоритетах концепции психического аппарата.
Лайтнер Витмер  (in) также считается одним из основоположников клинической психологии . Позже у вкладов Анри Валлона , Андре Рей , Жана Пиаже , а также Курта Левина есть общие точки:

  1. признать полную реальность психики
  2. исследование психологических процессов посредством генетического исследования.

Рождение клиники

Клиническая психология связана с именами Эдуарда Клапареда , Даниэля Лагаша и Жюльетт Фавес-Бутонье , всех трех врачей, психологов и философов , причем последние двое также являются психоаналитиками .

Это закрепление придает ему особый характер, состоящий из напряжения между «объективным» полюсом, которое может быть представлено с помощью тестов, и «субъективным» полюсом, представленным ситуацией обследования и / или лечения. В обоих случаях это клиническая ситуация, то есть единичный захват человека «в ситуации» другим человеком.

Этот штатив мы можем быстро детализировать:

  • От медицины она унаследовала метод — клинику — и цель — диагностировать и лечить (Д. Лагаш). Но там, где врач пальпирует, выслушивает, ударяет и слушает, психолог проводит диагностические и / или терапевтические интервью и, при необходимости, проводит анализы.
  • Из философии и психологии она черпает концепцию человека , в основном феноменологическую: каждый предмет уникален, и ни один опыт не может быть сведен к другому.
  • Из психоанализа — концепция психического функционирования в терминах сил и конфликтов, которая может быть переведена в симптомы.

Цель клиники

Термин «клинический» унаследован от медицины: если психолога называют клиницистом, то это потому, что он покидает свою лабораторию, чтобы встретиться с другим в «естественных» ситуациях, а также потому, что он встречает людей с расстройствами или психологическими трудностями. Таким образом, психолог — это врач-клиницист, который встречает людей как единичных личностей, в отличие от лабораторной ситуации, когда изменяются переменные.

» Человечность объекта определяет его меньше, чем методологическая установка: рассматривать поведение с его собственной точки зрения, как можно точнее отмечать способы существования и реакции конкретного человеческого существа, целостного, борющегося с ситуацией, ищущего установить его значение, ( структуру ) и генезис, выявить конфликты, которые его мотивируют, и подходы, которые имеют тенденцию разрешать эти конфликты, такова вкратце программа клинической психологии »(Д. Лагаш)

На протяжении всей истории этой дисциплины происходил сдвиг ее центра тяжести. Психоанализ , который был на его границах , как «супер-клиника» постепенно становится твердой сердцевины, противостоя опасность стать своего рода мягкой цитоплазмы . Сегодня ситуация стала более разнообразной, и психоанализ снова стал теоретической моделью, среди прочего, клинической психологии исх.  желаемый] . Психоанализ был назван здесь из-за ряда противопоставлений, которые воспринимались как тупиковые: точки зрения (натуралист против гуманизма ), поля ( экспериментальная психология против медицины ), полюса личности (поведение против аффективной сферы). Это повлияло на дисциплину как с технической точки зрения (собеседование, психологическое обследование ), так и с точки зрения доктрины.

Поэтому единство психологии, к которому призывал Даниэль Лагаш, может быть достигнуто только путем поддержания баланса между иногда противоположными силами.

Личность

Разве личность тоже не баланс между внутренними и внешними силами ? Что может быть у этой личности, что является уникальным, неповторимым, несводимым к другому, будет исследовано в максимально возможной степени с помощью интервью или тестов. Речь идет не об исключении или даже сокращении субъективности, а о том, чтобы поместить ее в центр проекта клинической психологии, сделать ее объектом исследования: субъект , психолог, пытается понять другой субъект, консультант, и он делает это с помощью техник и методов своей дисциплины, но также и с тем, чем он является как субъект. Именно там, в основе субъективности индивидуума, клиническая психология встречается с универсальным и, следовательно, основывает свою научность .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: