Правила реализации принципа научности

Специфика научной информации

Итак, какие же особенности
научного стиля связаны со спецификой научной информации:

  • Терминологичность

    . Любая наука имеет
    свой терминологический, понятийный аппарат. Все эти понятия и термины
    содержатся и объясняются в специальных словарях. Но

    научные тексты
    рассчитаны на тех, кто уже знаком с терминологией

    . Поэтому в самих текстах
    термины не объясняются.

  • Точность

    . Одно из
    фундаментальных свойств науки, находящее свое отражение в тексте.

    Точными
    должны быть не только слова

    (лексические и фразеологические единицы),

    но
    и формулировки

    . Это, конечно, не исключает метафор или каких-нибудь
    эмоциональных маркеров в тексте, но делает их применение крайне узким и почти
    всегда нуждающимся в обосновании.

  • Логическая
    последовательность

    . Свойство, относящееся не к отдельным языковым
    единицам, а к тексту в целом.

    Логическая последовательность обеспечивает
    надежную научную аргументацию

    .

  • Однозначность

    . Многие слова в языке
    обладают таким свойством, как полисемия — многозначность. Мы часто используем
    его в разговорной речи, писатели любят прибегать к нему в художественных
    текстах. А вот в науке полисемия очень часто — пагубное явление, она разрушает
    точность научного высказывания. Поэтому

    даже если вы используете
    многозначные слова, старайтесь делать так, чтобы из контекста было понятно то
    значение, которое вы вкладываете

    .

Чем отличается наука от лженауки

От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:

Наука
Псевдонаука
опирается на научный метод
опирается на собственные незыблемые убеждения
готова меняться, если появятся новые аргументы
не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
постоянно проверяется
нет возможностей для проверки
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам
часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов
оправдывается, почему предсказания не сбылись
приветствует критику
все, кто критикует — враги и заговорщики
подходит ограниченному кругу людей
идеально подходит всем без исключения
использует точные измерения и опыты
нет точных инструментов для измерения результата
обращается к научным журналам
обращается к СМИ и народному мнению
приводит реальные факты, которые можно проверить
опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
действует рационально
воздействует эмоционально
принимает во внимание последние достижения в науке
делает ставку на древние знания

Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.

Суть научного мышления и его место в нашей жизни

Формирование научного мышления в качестве основного способа познания окружающей действительности началось относительно недавно, однако его основы и базовые закономерности начали закладывать еще древнегреческие мыслители. И невзирая на то, что сейчас понятие «научное мышление» больше знакомо ученым, исследователям и научным работникам, оно тесно связано с эмпирическим мышлением человека, и определенные его элементы каждый из нас знает и применяет в жизни.

Но все же для установления разницы между обычным и научным мышлением нам стоит обозначить два центральных понятия:

  • Мышление – это познавательная и исследовательская активность человека, стремящегося к объективному отражению в своем сознании сути объектов, предметов и явлений реальности вокруг себя.
  • Наука – это деятельность, состоящая в сборе, разработке и систематизации данных о мире, ставящая перед собой цель объяснить события и явления окружающего мира на основе научных законов.

Отсюда можно сделать вывод: если при эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, то при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.

Но по мере развития науки человек пришел к заключению, что различия между двумя рассматриваемыми способами мышлений вовсе не является настолько категоричными, как может показаться на первый взгляд. Они оба выстраиваются на едином механизме – абстрагировании.

Это означает, что человек, познавая мир, применяет свою способность «отключаться» от конкретных характеристик предметов и явлений, чтобы увидеть существенное. В качестве примера можно назвать сопоставление объектов и явлений, людей и предметов и их сортировку.

Чтобы проиллюстрировать это, достаточно вспомнить, как мы делим свое окружение на близких людей и тех, с кем не желаем общаться, разделяем коллег на подчиненных и начальников, определяем пищу как вкусную или невкусную и т.д. Все это требуется нам, чтобы мы могли лучше понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, исходя из своих целей и задач.

Но, так или иначе, мы все равно можем выделить две категории людей:

  • Люди, ориентированные на стиль научного мышления. Как правило, они очень активны, психологически гибки, независимы, охотно принимают новое и готовы к переменам. Они предпочитают спорить и дискутировать, стремятся оценивать мир объективно.
  • Люди, ориентированные на стиль ненаучного мышления. Такие люди тяготеют ко всему интересному, загадочному и несущему практическую пользу. В жизни они руководствуются чувствами, оставляя суть вещей, доказательства и проверку результатов на втором плане.

Мы не беремся судить, какой стиль мышления лучше, ведь каждый может придерживаться своих взглядов на этот счет. Но все-таки можем указать на то, что научное мышление (даже если оно применяется лишь иногда) обладает рядом ощутимых плюсов. Во-первых, оно способствует получению основных знаний о множестве объектов и явлений окружающего мира, а значит, служит страховкой от невежества, глупости и безграмотности.

Во-вторых, такой способ мыслить прекрасно развивает не только точное и математическое, но и творческое и абстрактное мышление.

В-третьих, научное мышление формирует пытливый ум и мотивирует человека к решению огромного количества задач – учебных, профессиональных, деловых, личных. Кроме того, оно закладывает основы командной работы, а значит, и создает ценность взаимопонимания и взаимной поддержки. Впрочем, о значении науки в жизни человека и общества очень хорошо рассказывается в этом видеоролике.

Зачем науке свой стиль

Свой стиль науке нужен
по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука,
слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком.
Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва.
Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно
и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах
Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже,
извиняюсь, гуманитарии.

А с другой стороны,
специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное
сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого
нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода
«посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее,
конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова
понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской
терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента
«белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем
горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно
показательный.

Похожие материалы

  • Проблема определения истины
  • Особенности научного познания
  • Критерии технической рациональности
  • К проблеме истины в преподавании философии
  • Концептуальный модус исторической истины

На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

Выделяют четыре основных критерия научного знания. Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики .

Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. В философии они присутствуют в виде норм и идеалов научного познания, а также в виде научной картины мира .

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам, а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники .

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями. В ряде случае имеет место абсолютизация этого критерия, что приводит к традиционалистской парадигме .

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся. Критичность позволяет избегать догм, придерживаться поливариативности научного познания .

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения. При этом не нужно забывать о субъективном компоненте в знаниях, что позволяет характеризовать научное знание как единство объективного и субъективного .

Что такое стиль и, в частности, научный стиль

Сегодня
мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у
науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам
приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad
mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать,
но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика
для ума.

Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Однако
постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные
языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль,
который и получил название научного.

Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить
по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе
огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для
того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и
из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и
называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования
этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования»
научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».

Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините
за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать,
если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль
— это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную
информацию наиболее полно и точно.

Какие «элементы» языка входят в научный стиль

Как и всякий другой,
научный стиль характеризуется:

  • определенным составом языковых элементов
    (единиц)
  • определенной организацией этих элементов
    в текст

Ниже мы проследим основные особенности как языковых
единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые
допускают люди при написании научного текста.

Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои
разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в
монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, —
будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех
трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном
случае останавливаться не будем.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней — эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания: 

  • Научный факт;
  • Эмпирический закон. 

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

В ходе проверки гипотезы:

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения

Теория Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Важность терминов

Как мы уже упомянули выше, некоторые исследователи считают размытость терминов и определений одним из признаков лженауки. Почему научный метод немыслим без чётких определений терминов? Дело в том, что, если мы не определимся со значениями терминов, вся последующая работа – формулирование гипотез, постановка экспериментов – будет бессмысленна из-за разных вариантов трактовки. Фиксация определений помогает избежать ситуации, когда утверждающий после экспериментальной проверки меняет смысл своего утверждения, чтобы избежать признания своей неправоты, и тем самым вводит в заблуждение всех окружающих, вместо получения знания.

Допустим, кто-то утверждает, что если избавиться от государства, то это приведёт к росту уровня жизни, а эксперимент показал, что избавление от государства приводит к прямо противоположному эффекту – в этом случае утверждающий может заявить, что под государством он имел в виду другое, либо что он имел в виду не быстро избавиться, а постепенно, либо что он имел в виду оставить только самые необходимые институты государства, избавившись от остальных. В этом случае эксперимент по избавлению от государства окажется бессмысленным – и неправота утверждающего не доказана, и впустую потрачены силы и ресурсы. Поэтому в научном методе чёткие определения терминов абсолютно необходимы.

Почему теология — наука?

Архимандрит Кирилл (Говорун)

— Почему теология – наука?

— В богословии мы различаем знание Бога и знание о Боге. Первое приобретается через общение с Богом во втором лице, а второе — через общение с другими людьми, когда о Боге говорят в третьем лице. Собственно богословие является вторым видом знания, которое зиждется на первом и при этом его верифицирует. Без знания Бога знание о Боге является пустым сотрясанием воздуха, а знание Бога без знания о Боге нередко приводило к искажению знания Бога, что, в свою очередь, в конце концов искажает и знание о Боге. Это нередко порождало ереси, которые являются не просто логической ошибкой, но представляют опасность для духовного развития христианина.

Различение между знанием Бога и знанием о Боге среди прочего означает, что хотя богословие и зиждется на опыте, само таковым опытом не является и опыт собой не заменяет. Игнорирование этого различения приводит к двум ошибкам: те, кто ценят только духовный опыт, считают богословие его симулятором, опасным для самого опыта. Те, кто не понимает, что такое духовный опыт, считают богословие симулятором знания, опасным для знания. Этих совершенно разных людей, которых условно можно назвать фундаменталистами и секуляристами, объединяет то, что они считают богословие опасным или как минимум бесполезным.

Между тем, богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые использются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии — в литургии, например, а может быть язык философии — в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.

— Какие у нее есть признаки науки?

— Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.

Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе — восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение — это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие — это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.

Что такое научный метод

Если верить энциклопедическому словарю по философии, это система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и так далее, которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество. Britannica сообщает, что это метод, используемый при построении и проверке научной гипотезы. Вот как он работает:

При типичном применении научного метода исследователь разрабатывает гипотезу, проверяет её с помощью различных средств, а затем модифицирует гипотезу на основании результатов тестов и экспериментов. Затем модифицированная гипотеза повторно проверяется, модифицируется и снова проверяется до тех пор, пока она не станет совместимой с наблюдаемыми явлениями и результатами тестирования.

Словарь Merriam-Webster также подтверждает важность сбора информации и экспериментальной её проверки для научного метода. Последний представляет собой принципы и процедуры для систематического получения знаний, включая распознавание и формулирование проблемы, сбор данных посредством наблюдения и эксперимента, а также формулировку и проверку гипотез

Исследователи отмечают, что научный метод нацелен на открытие того, каковы на самом деле факты, и его использование должно руководствоваться именно открываемыми фактами.

Поэтому Поппер и выдвинул свой критерий – если нельзя поставить эксперимент, который даст ответ на то, верна гипотеза или нет, то такая гипотеза представляет собой, в большинстве случаев, не науку, а демагогию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: