Как 4Brain использует преимущества ЗБР
Возможно, ни одна из описанных ситуаций не резонирует с вашим опытом. Однако многие из вас, читающих эту статью, являются учениками обучающих программ от 4Brain. Если это так, подумайте о своем процессе обучения с помощью 4Brain.
Вы когда-нибудь задумывались, какие темы вы узнаете в первую очередь, как часто повторяется объяснение сложных принципов, или сколько нового вы узнаете в каждом уроке и меняется ли это с течением времени? Это все элементы процесса обучения — когда представление материала зависит от степени соответствия вашему уровню обучения. По мере вашего развития меняется не только содержание материала, но и способ его изложения, поскольку вы становитесь более продвинутым учеником, а ваша зона ближайшего развития меняется.
Зона ближайшего развития является важным понятием как в области образования, так и в области психологии. Однако эту концепцию стоит учитывать не только в обучении детей, но и в собственном обучении. В следующий раз, когда вы расстроитесь из-за того, что у вас что-то не получается, потратьте минутку и проанализируйте ситуацию с учетом понятия «зона ближайшего развития». Возможно, камнем преткновения является не сама проблема, а то, как вы подходите к ней. А еще вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.
Желаем вам успехов в обучении!
Советуем также прочитать:
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Как развивать мышление ребенка
- Кризис – это путь к прогрессу
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Тайм-менеджмент для младших школьников
- Современные виды грамотности
- Подборка курсов для детей и родителей
- Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность
- Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
- Теория психосоциального развития
Ключевые слова:1LLL, 1Дети
Взаимодействие с социумом
Может казаться, что в качестве более осведомленного другого может выступать взрослый учитель, но это не всегда так. В определенной ситуации сверстники или даже те, кто младше, могут обладать более обширными познаниями и опытом. К примеру, в подростковом возрасте, когда особая роль в развитии отводится формированию идентичности. Дети в это время зачастую обращаются к своим сверстникам для получения информации о том, как одеваться и вести себя в обществе.
Выготский указывал, что контакт со сверстниками – существенная часть образовательного процесса. Чтобы дети в будущем смогли освоить определенные навыки, он предложил выделять более компетентных учащихся для взаимодействия с менее опытными.
Как определить зону ближайшего развития
Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?
ЗБР в теории
В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.
Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.
О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.
Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.
ЗБР на практике
Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.
Тематический материал:
- Монтессори — методика раннего развития
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.
Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.
Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.
Критика актуальной «зоны ближайшего развития» или ее недостатки
Многие психологи начали искать в актуальной теории про зону недостатки, главный из которых, по их мнению — это развитие «несамостоятельности» с ранних лет. В ходе совместной деятельности с взрослыми, их поучений и установок, ребенок начинает себя вести «схематично», механически следуя всем советам. И в этом критики видят потерю уникальности и оригинальности детского мышления. Они предлагают другой способ освоения действительности ребенком — самостоятельный, без посторонней помощи взрослого. Но это, в чистом виде невозможно. Нельзя добиться чистой изолированности жизни ребенка от опыта взрослых. И все же, если это сделать в виде эксперимента, то можно с легкостью убедиться в том, что развитие будет замедляться.
Актуальная теория Л. С
Выготского остается приоритетной, важной в психологи, не смотря на огромный критический поток, который легко опровергается. С ее помощью можно развивать способности ребенка легче и «рациональнее» не только профессиональным психологам, воспитателям, учителям, а и современным родителям, которые выбирают актуальные подходы для всестороннего гармоничного обучения своих детей
Так, зона ближайшего развития ребенка открыта для того, чтобы родители могли «подтянуть» свое чадо. В ходе совместной деятельности малыш перенимает опыт старших, его способности к самостоятельному решению еще недавно сложных задач кардинально возрастают. Именно тогда поведение малыша можно расценивать как полностью самостоятельный способ освоения действительности, в случае появления на его пути задач аналогичного характера.
Как определить зону ближайшего развития?
Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:
- На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
- Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
- Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.
Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.
Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!
Понятие и определение, сущность
Наиболее часто в гуманитарных науках встречается следующее понимание термина ЗБР.
Определение
Зона ближайшего развития — это такой уровень развития ребенка, которого он способен достичь в процессе взаимодействия с взрослыми, но не в состоянии повторить в индивидуальной деятельности.
Лев Выготский подчеркивал, что ЗБР определяет несозревшие психические функции, которые находятся в стадии становления.
Лучше понять сущность ЗБР помогают примеры.
Пример 1
Мальчику 3-х лет отец купил конструктор, предназначенный для детей 6-летнего возраста. Ребенок не может справиться с этой игрушкой ни сам, ни с помощью родителей. Это значит, что она не входит в его зону ближайшего развития.
Пример 2
Девочке пяти лет подарили развивающую игру. Она легко справилась с ней самостоятельно и быстро потеряла к ней интерес. Значит, игра уже не актуальна для нее. Ее психические функции развились настолько, что готовы к решению более сложных задач.
Пример 3
Мальчику исполнилось 6 лет. На день рождения родители подарили ему собирающегося робота. Мальчик проявил интерес к игрушке, начал его собирать, но у него никак не получалось. Папа стал помогать ему, при этом наблюдая за тем, чтобы большую часть работы по сборке робота совершал сын. Данный вид деятельности входит в ЗБР ребенка, поскольку он:
- Может осуществить данную работу с помощью взрослых.
- Проявляет к ней интерес.
- Не может справиться с ней индивидуально.
Пример 4
Девочке 4 года. Она пробует завязать себе шнурки на ботинках. У нее не получается, она пробует совершить это действие снова и снова. Подбегает мама, и сама завязывает шнурки. Это ошибка, поскольку отработка данного навыка входит в зону ближайшего развития девочки.
Таким образом, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы:
- Правильно определять зоны актуального, ближайшего и потенциального развития.
- Не заставлять детей выполнять задачи, не входящие в ЗБР.
- Не выполнять за них работу, а направлять и корректировать их деятельность.
- Стратегически планировать зону потенциального развития.
Теория Выготского
В марте 1932 года Выготский выступил с проектом книги «Мышление и речь» в Институте научной педагогики. В ней он впервые на широкую публику озвучил свои идеи о зоне ближайшего развития.
Выготский прожил очень короткую жизнь. Он умер в возрасте 37 лет от туберкулеза. В 1934 году посмертно вышло собрание его работ. Многие идеи Выготский не успел детально разработать, поскольку ему не хватило на это времени. Его взгляды получили дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов, которые взяли концепцию ЗБР на вооружение. К 1960-м годам теория Выготского получила мировое признание.
Основные идеи теории Выготского:
- Развитие и обучение — это взаимосвязанные, но разные процессы.
- Только такое обучение является эффективным, которое идет впереди развития.
- Процесс обучения должен базироваться на позиции сотрудничества ребенка со взрослыми.
- Социальная среда не противоречит детской природе, а является необходимым источником развития высших психических функций.
- Влияние среды определяется переживаниями ребенка. Ключевое переживание по Выготскому — «это основная динамическая единица сознания».
- Функции психики, находящиеся в стадии созревания, формируют ЗБР.
- ЗБР ограничивается, с одной стороны, областью, где ребенок может эффективно действовать сам, с другой — сферой, где он не может выполнять задачи даже с помощью взрослых.
- Теория ЗБР применима не только к когнитивным процессам, но и к формированию разных сторон личности.
Выготский рассматривал ЗБР в первую очередь через развитие языковых компетенций ребенка. Он указывал на то, что именно речевое развитие способствует социализации и усвоению опыта в разных сферах:
- нравственной;
- интеллектуальной;
- эстетической;
- культурной;
- практической.
Формирование языковых компетенций включает 3 главных компонента:
- Ориентировочный — формирование умений ориентироваться в смысловых значениях единиц языка, стилистических и грамматических особенностях.
- Операциональный — выполнение ребенком определенных операций при решении поставленных задач.
- Эмоционально-волевой — усилия, прилагаемые детьми при освоении материала и выполнении заданий, а также эмоциональный фон, который присутствует при этом.
Самостоятельное развитие и обучение
Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.
Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.
Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.
Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.
При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:
- материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
- новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
- планомерность изучения материала;
- перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.
Как применяется зона ближайшего развития в процессе обучения
Развитие происходит активно, если ученик получает помощь. Она может быть предложена более опытным человеком в виде инструкции, инструментов и ресурсов, демонстрации правильных действий. По мере того, как ученик овладевает знаниями и совершенствует навык, помощь должна минимизироваться и постепенно сойти на нет.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о том, что обучение играет основную роль в развитии умственных способностей ребенка. Если ориентироваться на понятие о зоне ближайшего развития, то в дошкольном и школьном обучении преподаватели должны ориентироваться на те функции, которые почти созрели, а не на те, которые уже развиты в достаточной мере. Умение распознать функции, которые находятся на стадии созревания, позволяет составить правильный прогноз и направить усилия по развитию ребенка в нужное русло.
Чтобы понять, как применять концепцию зоны ближайшего развития на практике, стоит обратить внимание на такие факты:
- феномен зоны ближайшего развития не является статичным. Она постоянно меняется и двигается вперед по мере того, как ученик овладевает новыми знаниями и совершенствует навыки;
- педагоги, родители могут пользоваться пластичностью зоны ближайшего развития за счет предоставления ребенку новых возможностей, стимулируя его к постоянному увеличению объема знаний и умений;
- в силах учителей, родителей активизировать процесс овладения знаниями — для этого нужно ставить перед учениками задачи, с которыми они могут легко справиться без посторонней помощи, но при этом самим оставаясь рядом и, если понадобится, помогая.
Так, давая новое задание ученикам, учитель сначала показывает пример его выполнения, затем предоставляет подопечным возможность справиться с ним самостоятельно, но если у них возникают трудности, он помогает решить их. В результате ученики приобретают способность справляться с заданием без помощи со стороны.
Рекомендации по применению концепции “зоны ближайшего развития” с целью обучения
На практике концепция зоны ближайшего развития реализуется через совместную деятельность взрослого и ребенка. В результате ребенок приобретает новые знания, умения, развивается и взрослеет. Чем шире диапазон совместных занятий, тем выше шансы на максимально полную реализацию природного потенциала менее опытного участника взаимодействия.
Чтобы совместные занятия были эффективными, не истощали ребенка эмоционально и физически, важно выбирать их, исходя из реальных его возможностей. Для маленьких детей обучение должно проводиться с включением игровых элементов, шуток, для учеников средней и старшей школы оно должно тоже преподноситься так, чтобы вызвать интерес
Крайне важно, чтобы занятия имели положительную эмоциональную окраску.
Родителям, учителям, занимающимся с детьми, стоит придерживаться несложных правил, которые способствуют появлению изменений в пределах зоны ближайшего развития:
перед началом обучения провести диагностику зоны ближайшего развития и сформированности навыков;
расширять границы зоны ближайшего развития до тех пор, пока приобретенные знания не перейдут в разряд актуального развития;
проявлять заинтересованность в общении с ребенком;
задавать открытые вопросы, на который ребенок может дать развернутый ответ;
излагать новый для ребенка материал доступным для него языком, так, чтобы он смог понять суть задачи;
помнить, что максимального эффекта от обучения удается добиться, если оно соответствует зоне ближайшего развития;
не стоит помогать выполнять те действия, которые уже хорошо усвоены, отточены и перешли в разряд зоны актуального развития;
следить, чтобы темп обучения соответствовал темпу, с которым ребенок воспринимает новые знания. Не стоит сравнивать его с тем, как быстро развиваются другие дети
Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах ребенка и качестве усвоенных им знаний.
Передавать опыт и знания может не только взрослый — в роли учителя может выступать сверстник или просто тот, кто обладает более глубокими знаниями и умеет больше.
https://youtube.com/watch?v=0YeyMV8bNm8
Определение понятия «зона ближайшего развития»
В процессе развития мы имеем как физические, так и умственные ограничения, которые могут позволить нам усвоить некоторые понятия раньше, чем другие. Эта идея была закреплена в работах советского психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.
Выготский признавал, что на любом конкретном уровне развития существуют:
- определенные проблемы, которые ребенок может решить без посторонней помощи;
- определенные проблемы, которые ребенок может решить с чьей-то помощью;
- некоторые проблемы, которые ребенок не может решить на данном этапе даже с чьей-то помощью.
Большая часть образования фокусируется на втором типе проблем — проблемы, которые находятся в пределах досягаемости возможностей развития ребенка. На языке Выготского проблемы, попадающие в эту категорию, рассматриваются как проблемы, находящиеся в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).
По словам самого Л. С. Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
То есть зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью, но пока не может выполнять самостоятельно. Эти навыки называются «ближайшими», потому что человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике, чтобы спустя время выполнять эти действия самостоятельно.
Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагогам рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:
- наличие кого-то со знаниями и навыками, выходящими за пределы обучаемого (более осведомленный другой);
- социальные взаимодействия, которые позволяют ученику практиковать свои навыки;
- скаффолдинг, или вспомогательные мероприятия, предоставляемые наставником, которые помогают ученику в ЗБР.
Рассмотрим каждый компонент подробнее.
Более осведомленный другой
Концепция «более осведомленного другого» достаточно самоочевидна: более осведомленный другой – это тот, кто имеет лучшее понимание или более высокий уровень способностей, чем ученик, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Именно он обеспечивает руководство и обучение в зоне ближайшего развития.
Социальное взаимодействие
Хотя кажется, что более осведомленный другой является взрослым учителем, это не обязательно так. В некоторых случаях сверстники ребенка или дети младшего возраста могут быть людьми с большим количеством знаний или опыта.
Например, подростковый период, когда формирование идентичности очень важно. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как себя вести и как одеваться
Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения. Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.
Скаффолдинг
ЗБР неразрывно связана с термином «скаффолдинг»
Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен психологами Брунером, Вудом и Россом для описания процесса обучения ребенка в ЗБР
Скаффолдинг состоит из соответствующей помощи – действий, инструкций, инструментов и ресурсов для выполнения новой задачи или освоении нового навыка. Помощь постепенно уменьшается по мере того, как она становится ненужной. После этого студент сможет выполнить задание снова самостоятельно.
Строительные леса
Джером Сеймур Брумер, американский психолог, продолжил изложение теории Выготского и добавил новый элемент — строительные леса.
Этот процесс происходит в результате взаимодействия между субъектом-экспертом или субъектом с большим опытом в определенной деятельности или знаниях и другим новичком или менее экспертом. Цель этого взаимодействия — для новичка постепенно усвоить знания своего коллеги-эксперта.
В начале решения задачи новичок будет зависеть почти исключительно от эксперта. Поскольку вы можете выполнять задачу автономно, ваш партнер прекращает свою поддержку, что также называется лесами.
Эта концепция строительных лесов относится к деятельности, которая развивается в сотрудничестве, и вначале эксперт (почти) полностью контролирует ситуацию, и постепенно новичок приобретает эти знания. В зависимости от задач и предметов вы будете прогрессировать определенным образом.
Строительные леса имеют две характеристики:
Строительные леса должны быть регулируемыми.. То есть он должен быть адаптирован к уровню новичка и прогрессу, который он / она приобретает в процессе выполнения задания.
Это тоже временно. Это означает, что создание строительных лесов не является рутинным процессом, потому что в противном случае производительность не была бы такой же
Важно приспосабливаться к обстоятельствам каждой задачи.
Формирование языковой компетенции[править | править код]
Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка . Данный процесс называется формированием языковой компетенции – психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы . Компоненты языковой компетенции:
- Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
- Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
- Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка.
Позиции общения
Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.
Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.
Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу
На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь
Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.
Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.
Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.
Принято различать пять позиций общения:
- Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
- Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
- Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
- Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
- Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.
Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Что такое зона актуального развития
ЗАР понимают, как комплекс знаний, навыков и умений, которыми ребенок владеет на конкретный момент. Этот комплекс – резерв ребенка, то, что он может использовать в своей деятельности без помощи и организации взрослого. Например, навык держать карандаш и наносить линии на бумагу – это отработанный навык, привычное действие из ЗАР. Малыш может сам брать карандаш и черкать им в альбоме. Для него еще не имеют значение ни цвет карандаша, ни качество бумаги – он просто реализует полученное умение.
Рисование сюжетной картинки, например, солнышка с лучиками, требующее помощи взрослого, в ЗАР пока не входит. По примеру взрослого или ведя руку вслед за его рукой, ребенок может изобразить круг и черточки за внешним краем круга – солнечный диск и лучи. Однако, сам он не в силах еще найти решение. При этом потенциал ребенка в рисовании солнышка должен учитываться при организации занятий с ним.
Для организации процесса обучения таким образом необходимо учитывать не только уже отработанные навыки, но и потенциально возможные в ближайшее время, находящиеся пока что на пределе трудностей ребенка. Так решаются сразу две задачи: диагностическая – понимание того, что ребенок может, и педагогическая — понимание того, как научить ребенка большему на основе реальных знаний.
Что такое зона ближайшего развития
Л.С. Выготский в качестве синонима конструкции ЗБР использовал словосочетание «зона интеллектуального подражания». Но подражание понимается не как бессмысленное повторение действия, а опознаваемое действие, совершаемое с заинтересованностью в процессе или в результате. Ребенок пользуется интеллектом для формирования ЗБР, он сотрудничает со взрослым, а не копирует его.
В нее входят задачи, которые по силам ребенку, но он нуждается в помощи или подсказке. Пример с рисованием солнышка показывает, что, используя навык держания карандаша и навык нанесения линий из ЗАР, ребенок потенциально готов при правильной организации со стороны взрослого создать сюжетную картинку.
То, с чем ребенок справляется при помощи наводящих вопросов, под руководством взрослого или с его помощью, составляет ЗБР. По мере роста и развития ребенка – а дети растут довольно быстро – знания из ЗБР переходя в ЗАР, сменяясь другими потенциальными навыками и умениями.
Отличия между ЗАР и ЗБР
Граница между ЗАР и ЗБР пролегает через первое задание, выполнение которого затрудняет ребенка. Последнее, самостоятельно выполненное малышом задание списывается в ЗАР, а первое, на котором он, условно говоря, споткнулся, — уже относится к ЗБР.
Что касается элементов ЗАР, то здесь ребенок не испытывает затруднений. Его деятельность по-своему упорядочена и организована. В условиях ЗБП ребенок находится в замешательстве, но справляется с ситуацией при содействии взрослого.
Содействие взрослого для отработки с ребенком навыков из ЗБР сводятся к следующему:
- Личный пример,
- Совместная работа с ребенком,
- Руководство действиями ребенка,
- Работа с ребенком, для которого данный навык уже лежит в сфере ЗАР, в присутствии ребенка, не отработавшего еще навык. При этом корректно и правильно будет сравнивать не способности и уровень развития двух разных детей, а способности и уровень развития одного ребенка в различные моменты его жизни. При таком подходе налицо будет прогресс.
Область ЗБР, во-первых, всегда ограничена, во-вторых, всегда непостоянна. С одной стороны, она ограничена областью ЗАР, которая все время расширяется за счет освоения ребенком новых «ближайших» навыков. С другой стороны, перечень «ближайших» навыков небесконечен в данный конкретный момент.
За границами ЗБР лежит область актуально недоступного, то есть того, что ребенок не в состоянии сделать даже при содействии взрослого. Так, научившийся стоять на ногах малыш делает первые шаги, держа за руку другого человека. Умение стоять для него актуально, а умение ходить – ближайший к освоению навык. Но бежать сейчас ребенок не может даже при содействии взрослого, так как в силу физических особенностей не может подражать бегающим. Умение бегать на данный момент ля него актуально недоступно.
При этом неосвоенные навыки ЗБР постоянно переходят в ЗАР по мере освоения, а им на смену приходят неосвоенные навыки из числа актуально недоступных. В ЗБР переходят только те навыки, которые ребенок интеллектуально осознает, но ему требуется помощь. в сфере актуально недоступных лежат навыки, неосознаваемые ребенком, не понимаемые им, не поддающиеся осмыслению.
Например, восьмимесячный ребенок получил коробку шахмат. Он может взять фигурки в ручки – это действие ему уже доступно на протяжении нескольких месяцев и входит в его ЗАР. Он может попытаться поставить фигурку на шахматную доску, стол или другую горизонтальную поверхность, если взрослый покажет, как это делается. Этот навык из сферы ЗБР будет отрабатываться какое-то время, но вполне успешно усвоится.
Но если взрослый, манипулируя руками ребенка, расставит фигуры в игровом порядке, то ребенок ничего не поймет в этом процессе. Даже после освоения навыка постановки фигурки на стол так, чтобы она не падала, младенец не поймет логики и значения расстановки фигур в игровом порядке. Это умение попадет в его ЗБР очень нескоро и только при условии, что взрослый станет пробуждать у ребенка интерес к игре в шахматы.